Вт, 11 декабря, 10:39 Пишите нам






* - Поля, обязательные для заполнения

Главная » НОВОСТИ » Обзор местной прессы » Один из первопроходцев («Вести республики»)

Один из первопроходцев («Вести республики»)

07.07.2010 16:14

Точную дату смерти одного из первопроходцев чеченской литературы Ахмада Нажаева удалось точно установить только после выхода в свет в книги выдающегося ученого – историка и политолога Абдурахмана Авторханова «Мемуары»: писатель, как и некоторые другие первопроходцы, член творческого союза, был расстрелян в 1937 году, а не умер в одном из лагерей печально известного «Арпихелага Гулага» от голода в 1943 году, как утверждалось в годы Советской власти.

А. Авторханов писал в «Мемуарах»: людей тройка (в ее состав входили нарком внутренних дел, первый секретарь обкома партии и прокурор республики А.К.) судит заочно, по спискам и без следствия, имеет право приговорить к расстрелу как к высшей мере и к 10 годам лагеря. Приговоры не подлежат обжалованию и немедленно приводятся в исполнение. Расстреливают под грохот заведенного во дворе грузовика (так были убиты основоположники чеченской литературы Сайд Бадуев, Шамсудин Айсханов, Ахмет Нажаев, Абди Дудаев).

Первопроходцам всегда тяжело - и в жизни, и в творчестве - потому, что они начинают с чистого листа: поэтому они чаще ошибаются, но им не списывают ошибки на обстоятельства; поэтому творения их часто несовершенны. И чем больше дают они народу и поколениям, тем больше с них спрашивают и критикуют те, кто обязан первопроходцам своим ростом, кто продолжил путь, проторенный пионерами (не теряли времени на мучительные поиски).

Одним из таких первопроходцев чеченской литературы, которому бросают эти незаслуженные упреки новоявленные «гении», является и представитель плеяды первых чеченских писателей Ахмад Нажаев.

Литературовед, доктор филологических наук X. Туркаев писал: «Чеченским писателям двадцатых годов XX века, особенно - стоявшим у истоков зарождения поэзии - А. Нажаеву и А. Дудаеву, было невообразимо трудно начинать, потому что отсутствовали какие-либо традиции письменной литературы. Это и заставляло их обращаться к народному творчеству и его эстетическому богатству».

Другой чеченский литературовед - доктор филологии Ю. Айдаев, утверждал: «Ахмад Нажаев сделал в свое время большое дело, записав и издав чеченские илли, рассказы, пословицы. Он принадлежал к той первой, немногочисленной, чеченской интеллигенции, которой приходилось «поднимать целину» - одновременно - и в просвещении, и в литературе, т.е., делать буквально все, подчас не имея научной подготовки».

А. Нажаеву и другим первопроходцам самим приходилось вырабатывать принципы, цели, задачи и требования зарождающейся чеченской литературы. Эти задачи так охарактеризовал Ахмад в своем стихотворении «Советскому писателю» (1934 г.):

Всевидящим должен быть острый твой глаз,

Чтоб сила и мощь в твоих строчках зажглась,

Ты должен быть факелом ярким для нас

И крепким бойцом...

Эти задачи и выполнял Ахмад Нажаев всем своим творчеством и всю свою недолгую жизнь: когда его расстреливали в подвалах внутренней тюрьмы НКВД, ему было всего сорок два года.

Родился он в семье крестьянина в с. Старые Атаги в 1895 году. Как и все мальчишки его времени, учился в сельской духовной школе. Уже при Советской власти А. Нажаев окончил педагогические курсы и начал трудовую и просветительскую деятельность, работая учителем начальных классов в своем родном селе. В 1924 году он переезжает в г. Грозный и трудится инструктором Чеченского областного отдела народного образования, затем - преподавателем в Коммунистическом вузе им. Евдокимова в Грозном и на курсах советско-партийного актива.

После слияния Чеченской и Ингушской областей и образования в 1936 году Чечено-Ингушской республики А. Нажаев преподает на курсах повышения квалификации учителей в г. Орджоникидзе (ныне - Владикавказ). В эти же годы (1936-1937), вплоть до своего ареста (1937), он много сил и труда отдает драматургии, поэзии и журналистике, работая в Чеченском драматическом театре и в радиокомитете. Арестованный по стандартному обвинению в антисоветской пропаганде и участии в контрреволюционной троцкистской организации, был приговорен к десяти годам лагерей.

Заниматься литературой А. Нажаев начал поздно - в первой трети прошлого столетия. И начал он свою творческую деятельность с записи, обработки и издания произведений устного народного творчества,

В 1925 году он впервые записал чеченские пословицы, рассказы и героические илли у сказителей, в числе которых был и знаменитый исполнитель народных песен Абубакар Гехинский из с. Старые Атаги. Это такие жемчужины чеченского фольклора, как: «Илли о князе Мусосте и Сурхо, сыне Ады», «Илли о Чеге - Бесстрашном Сердце и Бейбулате, сыне Таймы» и другие. Все они вошли в фольклорный сборник «Чеченские песни, рассказы и пословицы», который Ахмад Нажаев и его брат Магомед издали в 1926 году. В том же году он, совместно с начинающим языковедом И. Ибриевым, издает второй сборник - «Чеченские песни». Переведенные на русский язык, они вошли в первый сборник «Чечено-ингушский фольклор», изданный в 1940 году в Москве (После 1957 года они входили во все издания чеченской поэзии: «Чеченский фольклор» (1959 г.), «Чечено-ингушская поэзия» (Москва, 1959 г.), «Илли» (1979 г.), «Антология чечено-ингушской поэзии» (1981 г.) и другие).

В 1926 году Ахмад Нажаев начинает создавать и свои (авторские) произведения, правда, с широким привлечением фольклорных тем, образов, особенностей стихосложения народного творчества. С 1929 года они печатаются в первой чеченской газете «Серло». В 1934 году А. Нажаев издает первый поэтический сборник «Новый мир» и первый рассказ «Выстрел в потолок», ав 1936 г. - эпическую поэму «Чабан», которая считается вершиной творчества писателя и лучшей в чеченской поэзии тридцатых годов XX века. В 1935 году его стихи были переведены на русский язык и опубликованы в сборнике «Поэты Чечено-Ингушетии», изданном в Москве.

В 1934 году Ахмад Нажаев, в составе чечено-ингушской делегации, возглавляемой Ш. Айсхановым, участвовал в работе Первого съезда Союза писателей СССР под председательством самого М. Горького. Гам он получил билет члена Союза писателей СССР за подписью этого великого русского писателя и большого друга чеченских писателей. Просветительская деятельность А. Нажаева не ограничивалась преподаванием родного языка, записью и изданием фольклора, созданием поэтических и прозаических произведений, он также много работал над созданием учебников для школ.

В поэзии А. Нажаева происходит перелом: от декларативности, назидательности и прозаичности он переходит к образности, лиричности, меняется стиль и язык его поэзии. Он приходит к пониманию того, о чем писал A.M. Горький: «В поэзии, в стихе должен главенствовать образ: мысль, данная в нем, сильнее мысли, одетой в слова, да еще в слова, слишком заношенные. В поэзии, как, впрочем, и в прозе, особенно надо не рассказывать, а изображать».

Это ярко проявилось в стихотворениях, созданных поэтом в середине тридцатых годов прошлого столетия: «Конники», «Пондар» и др.

Ахмад Нажаев - один из первых чеченских писателей - жил всегда чаяниями и надеждами родного народа, его болью и страданием и своей поэзией старался облегчить участь его:

Если я знал, что народ мой в печали,

Пондара тихо касался рукой.

Плакали струны, и слезы роняли

Горцы, певца окружая толпой.

Если же бурно по струнам певучим

Бегали быстрые пальцы певца.

Силой мятежной и гневом могучим

Голос звенел, ободряя сердца!

Ахмад Нажаев - поэт, прозаик, просветитель, переводчик

- был одним из тех, кто уже в тридцатые годы XX века начал решительную борьбу за чистоту родного языка, сознавая, что только таким путем можно накопить художественные средства, которые позволят поновому показать чувства и впечатления нового человека. Они понимали, что главная их задача - ликвидация безграмотности народа... А самым надежным средством для достижения этой цели являлось - во все времена - развитие родного языка, его обогащение.

Адиз Кусаев № 127, 6 июля 2010 г.

172

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите: Ctrl+Enter