Вс, 18 ноября, 07:15 Пишите нам






* - Поля, обязательные для заполнения

Главная » НОВОСТИ » Обзор местной прессы » Казаки

Казаки

08.09.2007 15:18

Писатель Абузар Айдамиров в беседе с корреспондентом «Российской газеты» как-то заметил, что он воспитан на творчестве Льва Толстого и Михаила Лермонтова, но несомненное влияние на него оказал и Михаил Шолохов. И вспомнил такой интересный эпизод. Когда чеченцы вернулись из депортации, группа литераторов встретилась в станице Вешенской с великим русским художником слова.

- Михаил Александрович, - сказали они писателю, - вот, наконец, мы вернулись на свою родину.

- И, слава Богу, - ответил Шолохов, - без чеченцев, что за Кавказ?

Вот и мне так подумалось: что за Чечня без казаков? Ведь сколько лет вместе живем, обратились, переженились, мало, чем отличаемся, друг от друга и формой одежды и привычками... значит, и к свободе нам идти вместе мирным, цивилизованным путем, овладевая знаниями и прогрессом. Но кому-то не по душе наши цивилизованные отношения, наше мирное существование. То и дело норовят вбить между нами клин раздора. И кто же заказывал или заказывает музыку?

В самом начале нашего века общественное движение за возрождение казачества захлестнула грязная пена уголовщины. Криминальная хроника средств массовой информации пестрила «полковниками» и «генералами» в казачьих лампасах, тормозящих процесс возрождения российского казачества. Так, в Москве была обезврежена разбойная группа руководимая «полковником казачьих войск», начальником отдела финансовой безопасности Союза казачьих формирований Игорем Буровым, общий тюремный и лагерный стаж которого исчислялся 23 годами. Попали за решетку за вымогательство семь рэкетиров из казачьего братства верховного атамана казачьего «полковника» Михаила Фомина.

Не последнее место в списке уголовных деяний казаков-разбойников занимал Виктор Коваленко - самозванец в чине генерал-полковника, провозгласивший себя верховным атаманом Великого братства казачьих войск. Человек с уголовным прошлым, имеющим две судимости, он создавал циркуляры и приказы, представляющие интерес разве что только для психиатра. За игнорирование его неоднократных обращений, он приказывал своему заместителю генерал-лейтенанту (князю) Кобзеву - Дундутову наказать президента России (Ельцина) и членов Госдумы... по традициям и законам казачества. Но «князь» оказался матерым мошенником и даже четыре мундира: адмиральский генерал-лейтенанта сухопутных войск, генерал-лейтенанта милиции и генерал-лейтенанта авиации - не дали ему возможность отхлестать плетью непокорных, а привели за решетку. Были ранее судимы и такие «столпы» казачества, как Александр Денин, Петр Цапенко и другие.

Несомненно, традиции надо возрождать и память о предках хранить и хозяйствовать у казаков вольных поучиться, и рубежи Отечества заслонять собой... Но когда, примазавшаяся к казачеству всякая уголовная нечисть пытается вскочить на коня под клич прошлого «шашки к бою» - становится страшно за завтрашний, да и сегодняшний день. Смотришь маскарад, и невольно задаешься вопросом: «Зачем крепкие молодые люди обрядились в белогвардейские мундиры и казачьи бурки, для чего?» Мелькают есаулы и подхорунжие с кокардами и георгиевскими крестами, бряцают шпоры и ржут кони. Прямо как в песне «Поручик Голицин, раздайте патроны...»

И раздавали из подпольного арсенала, пока в Чечне осуществлялась политика геноцида в отношении как самих чеченцев, так русских и русскоязычных жителей. Где пуля не пробьется, били словом, избрав врага в лице чеченца. В разгар военных действий ОРТ со ссылкой на агентство «Интерфакс» распространило информацию о том, что в станице Дубовской и Гребенской чеченцы требуют выселения казаков. На что представители терского казачества прямо заявили обратное. Чеченская сторона требовала скорее вывести войска, но о выселении казаков, коренных жителей станиц, и речи не было.

Дальше - больше. Совет атаманов казачьих войск Юга России принимает решение обратиться в Конституционный суд РФ с иском о выведении Наурского и Шелковского районов из состава Чеченской Республики, а также о создании вооруженных казачьих формирований. Чем вызван всплеск политической активности в казачьем движенье? На этот вопрос корреспондента «СК» атаман Пятигорского округа терского казачьего войска Юрий Чуреков ответил: «Вызвано это договором, заключенным господином Лебедем с сепаратистами... Более того, продолжается притеснение русского населения Наурского и Шелковского районов». Честные казаки Владикавказского округа Терского казачьего войска не поддержали этот призыв, намерения своих братьев создавать вооруженные формирования. Атаман округа Владимир Болгов заявил: « В Наурском и Шелковском районах уже несколько веков компактно проживают как казаки, так и чеченцы, любые вооруженные выступления только способны порадить еще одну кровавую точку. Владикавказские казаки со своими братьями готовы возрождать казачество, а не дискредитировать его». Он также сказал, что в известном по боевым действиям в Чечне казачьем батальоне им. А.Ермолова никто из владикавказцев участия не принимал. И, тем не менее, игра в «казаки - разбойники» становилась с каждым днем взрывоопасной. Терское казачье войско включили в Государственный реестр после Волжского казачьего войска, Челябинского казачьего округа и таганрогского Союза казаков. Это означает, что казаки уже не общинные, а реестровые, состоят у государства на службе. У них своя экономика, обязаны обеспечить людскими ресурсами армию, погранвойска, сформировать казачьи части, бороться с преступностью и терроризмом. В России к концу XX столетия Терское войско было самым многочисленным, насчитывало 40 тысяч реестровых казаков. Терцы и сунженцы вместе с нами разделили наше горе. Воина ведь не разбирает кто ты по нации, кто по ту или эту сторону. Обездолены и чеченские, и казачьи семьи. И на этом без радостном фоне раздавались призывы соседских атаманов и воевод - создать на границе с Чечней казачьи заставы, разъезды, посты и секреты. «У нас в крае, - говорил атаман Ставропольского казачьего войска Виктор Шарков, - 33 района, так пусть каждый из них скомплектует и содержит одну заставу».

Ставропольско-чеченскую границу прикрыть, и баста! Таково было мнение обывателя, когда из Курского района угнали 2000 овец и 18 голов крупного рогатого скота. О «чеченском следе» тогда умолчали, вор - то не был найден. И на том спасибо! Но когда казачество отказывается заниматься овцеводством на приграничных кошарах, входить в местные отряды самообороны под эгидой МВД, а инвесторы не хотят вкладывать деньги в приграничье, местные власти сразу же ссылались на «чеченский синдром». Рады бы и работать, осваивать минеральные источники по Тереку, да опасаются якобы противоположного берега - там Чечня. Кому-то, видимо, надо было и это - сеять раздоры, держать людей в страхе.

Ратующий, за вооружение казачества, Юрий Чуреков все же заметил тогда: «Казаки притом, что любят оружие и военную форму - очень миролюбивый народ. Они всегда находили общий язык с горцами. Дай Бог, чтобы и дальше так было». И Бог дал. Рамзан Кадыров с первых дней своего премьерства и президентства придает большое значение возврату граждан, которые в годы безвластия и хаоса были вынуждены покинуть свои дома и уехать. Он призывает русскоязычное население вернуться в республику и работать на своей малой родине во благо России. В числе первых восстановленных объектов был православный храм Архангела Михаила в Грозном. Восстановлены и очищены христианские кладбища. В собственности русской православной церкви находятся 6 культовых зданий и 1 - у баптистов.

Президент распорядился - начать в станице Шелковской строительство православного храма. В этой связи Рамзан Ахматович заявил корреспонденту «Комсомольской правды»:

- Наше руководство вместе с благотворительным фондом моей матери, Аймани Кадыровой, помогали и будем помогать православным приходам. Я ни в коем случае не собираюсь делить народ Чечни по религиозным признакам. Там, где живут люди, исповедующие христианство, и где нужно строить храмы, храмы будут обязательно построены.

Епископ Ставропольский и Владикавказский Феофан также сообщил «КП», что по этому поводу лично обращался к Рамзану Кадырову и отказов не слышал. По словам владыки, восстановление храмов, так же как и мечетей, говорит о том, что ситуация в Чечне становится стабильной: «Слава Богу, что мы еще раз продемонстрируем миру, что нет оснований для разговоров о межрелигиозном конфликте».

Примечательно и то, что православный храм возводится именно в исконно казачьей станице. Это еще больше сблизит нас с казачьим сословием и вполне созвучно с мыслями Владимира Путина, заявившего недавно на фестивале финно-угорских народов в Саранске: «Каждый народ, даже маленькая этническая группа должна чувствовать себя в России комфортно, должна понимать, что это ее родной дом, другого такого дома у нее нет и не будет. И в этом основа стабильности и поступательного развития нашей страны».

У наших казаков есть будущее. Они - потомки трудолюбивых землепашцев и храбрых воинов. Рамзан Кадыров всячески стремится подвести под движение казачества правовую базу. Зовет уехавших вернутся к родному очагу, радуется, когда в доме казака зажигается огонь. Советнику Президента РФ по вопросам казачества Геннадию Трошеву, приехавшему в республику с рабочим визитом, сказал: «Очень знаменательно, что первыми на наш призыв откликнулись казаки - наши соседи и кунаки». И здесь же на встрече зачитал свой указ о назначении советником Президента ЧР по вопросам казачества Анатолия Черкашина, атамана Терско-Сунженского казачьего округа. В благодарность Черкашин заверил Кадырова, что казаки примут самое активное участие в восстановительных процессах, происходящих в Чечне.

Приезд «главного казака» Геннадия Трошева в Чечню знаковое явление. Это говорит о том, что Москва и Грозный прилагают все усилия для укрепления позитивного имиджа чеченцев и казаков в Российской Федерации. Чеченцы и казаки были всегда кунаками, и останутся ими навеки.

Хавас Акбиев «Гумс» №72-73, 3 Сентября 2007 г.

70

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите: Ctrl+Enter