Пт, 16 ноября, 03:00 Пишите нам






* - Поля, обязательные для заполнения

Главная » НОВОСТИ » Обзор местной прессы » «В танце проявляется характер народа!»

«В танце проявляется характер народа!»

08.12.2007 13:27

О молодёжном ансамбле «Ловзар» в Чеченской Республике и за её пределами знают многие. Без преувеличений, этот танцевальный коллектив можно назвать в числе наиболее нашумевших как в России, так и за её пределами. «Ловзар» - единственный на Кавказе ансамбль, который работал в международных проектах. Ярким свидетельством высочайшего мастерства коллектива является его работа в театре Еспайс-Карден (Espace Pierre Cardin) в постановках «Тристан и Изольда», «Дали» и в национальном театре Катара в мюзикле «То be a Star» («Стать звездой»). Пожалуй, самой большой заслугой «Ловзара» является то, что в самые тяжелые годы коллектив опровергал потоки лжи в адрес чеченского народа, знакомя мир с истинным образом чеченцев.

Магомед Тахаев не просто руководитель ансамбля «Ловзар» - основанный в 1984 году коллектив является его детищем. Подбирая название для нового детского танцевального коллектива, Тахаев отнюдь не случайно остановил свой выбор на чеченском слове «Ловзар», который переводится как «игра», «свадьба». Однако если рассмотреть внимательно глагол «ловза», и условно разбить его на две части «лов» («терпит», «сносит (тяготы)» и «зиэ» («наблюдает», «проявляет внимание»), то получаем - «испытание на выносливость». Именно так дешифрует название ансамбля сам наставник Магомед Тахаев.

Итак, «Ловзару» в этом году исполнилось 23 года, и из детского он стал молодёжным - с 2000 года, в самый сложный период, когда в Чеченской Республике и вокруг неё была, мягко говоря, напряжённая обстановка, ансамбль жил и репетировал в Москве, откуда и осуществлялись выезды на зарубежные гастроли.

Магомед вспоминает, как в 1995 году вернулся в Грозный, к развалинам Дворца детского творчества, и собрал на репетиции своих питомцев. До сих пор с чувством благодарности руководитель «Ловзара» вспоминает имена министра социальной защиты ЧР Сайпи Мусостова и заместителя министра образования ЧР Тамару Махмудхаждиеву, которые нашли время и силы, чтобы помочь ребятам в тех непростых условиях. Тогда коллектив был вывезен в Нальчик. По ходу удалось полностью восстановить всю концертную программу. Можно сказать, признание к «Ловзару» пришло в самый разгар войны. В той ситуации, со слов Магомеда, стояла задача показать «красивых детей», демонстрирующих обострённое чувство национального достоинства. И отбор осуществлялся по жёсткости исполнения движений. Ощущалась необходимость показать на международных фестивалях характер народа. Именно в танцах проявляется характер любого народа. К примеру, душу народа можно показать через театр, а его характер - только через танец! С 1995 года коллектив брал Гран-при, неоднократно становясь лауреатом международных фестивалей, самым престижным из которых был Катарский фестиваль (2003 год), где принимали участие танцевальные коллективы из 28 стран мира.

Самым значимым успехом как всего «Ловзара», так и самого Магомеда Тахаева стало участие коллектива в 2003 году в мюзикле «Тристан и Изольда» в проекте театра «Эспайс-Карден», где в хореографической постановке некоторых танцевальных номеров принимал участие сам Тахаев, хотя главными постановщиками были французские и итальянские специалисты. Вместо двух-трёх выходов «Ловзар» показал умение работать в нескольких жанрах, сохраняя при этом свой национальный характер. Так, за всю историю существования театра чеченские юноши оказались единственными, кто отказался надеть предложенные им танцевальные костюмы, посчитав их неэтичными. И Карден пошёл им навстречу. Мэтр был потрясён уровнем мастерства чеченской труппы, и вот что он сказал в этой связи: «Я никому не подчиняюсь: ни городу, ни правительству - и сам несу ответственность за все, что происходит на сцене. Вот меня все спрашивают, почему я ввёл в спектакль «Тристан и Изольда» маленьких чеченских танцоров ансамбля «Ловзар». Просто я увидел то, что мне нужно: воинственный дух, выраженный в оригинальной хореографической форме. Это произвело на меня такое сильное впечатление, что я тут же пригласил их к себе в театр».

Конец 2005 - начало 2оо6 года. Поездка в Доху (Катар) по приглашению Советника эмира Катара по культуре, где чеченским танцорам наравне с ведущими коллективами Европы и остального мира (США, Китай, Япония) предстояло принять участие в мюзикле «То be a Star» («Быть звездой»). «Ловзар» исполнял танцы - современные, чеченские, греческие, египетские, постановкой которых занимался ведущий американский специалист по хореографии Бернадет Сандерс. Кстати, «Ловзар» был единственным кавказским и российским коллективом, принявшим участие в указанном мюзикле, что подчёркивает мастерство и широкое признание ансамбля.

Весна 2006 года. Возвращение на родину. Встреча с родным Грозным после долгих лет разлуки. На вопрос: что же заставило его остаться дома и перевести сюда работу своего коллектива, Магомед отвечает, что самой главной причиной является то, что он - чеченец, и к тому же - коренной грозненец («с потрохами», как выразился руководитель «Ловзара»). Его восхитило и потрясло то, что происходит в его родном городе, который буквально на глазах отстраивается из руин. «Я не ожидал такого трепетного отношения к Грозному со стороны чеченского руководства», - говорит Магомед, подразумевая созидательные процессы. В этой связи знаменательна фраза его шестилетнего сынишки Асланбека, который поначалу не хотел ехать в Грозный, боясь возвращаться в город, запечатлевшийся в его памяти серым, разрушенным, неухоженным. Ещё пару лет назад невозможно было пешком пройтись по центральным проспектам чеченской столицы, не увязнув в грязи по колено. Поездив с отцом по возрождённым проспектам Грозного, ощутив разницу между прошлым и настоящим, мальчик в итоге задал вопрос, удививший Магомеда: «Дада, а кто из Грозного сделал Москву?» Теперь он ходит в школу в Грозном и уже не мечтает ни о какой Москве.

Магомед считает, что необходимо находиться дома, присутствуя при возрождении Грозного. - Сегодня, когда патриоты выстраивают быт, - говорит Тахаев, - находиться в стороне, по меньшей мере, неэтично, поскольку каждый из нас должен знать, как и что он ответит свом детям на вопрос: «А где ты был, когда отстраивался Грозный!?» Нашему народу ещё на 15-20 лет вперёд предстоит очень много работы — как на международной арене, так и в России.

Сегодня в Чеченской Республике отчётливо видна работа и Минстроя, и МВД. Вместе с тем огромную значимость приобретают культура и образование, что, в сущности, является неразрывным единым целым. Ведь очищение внутреннего мира чеченцев, их завтрашний день - всё проходит через воспитание, которое по степени важности не ниже профессионального роста. Самое главное, что должны уяснить наши творческие и спортивные коллективы (впрочем, как и любой выезжающий за пределы родины чеченец), так это то, что поведение каждого из нас характеризует весь народ в целом. Вот почему хотелось бы, чтобы у любого министра любого ведомства были основополагающими национальные приоритеты.

- Никогда прежде, - подчёркивает Магомед, - в Чечне со стороны руководства не было столь массированной поддержки чеченской культуры и, к сожалению, никогда чеченская культура не находилась в столь сложном состоянии. Как бы мы ни хвалили самих себя, мы - единственные в РФ, кто не имеет собственного симфонического оркестра и оркестра народных инструментов. У нас нет скрипачей, и один только флейтист на всю республику. Но радует и успокаивает то, что с ведущими детскими коллективами ЧР сегодня работают грамотные специалисты. И, только грамотно воспитав подрастающее поколение, мы сможем смело войти в завтрашний день.

Родина, по убеждению Тахаева, самое благоприятное место для работы. Именно здесь возможно черпать духовный заряд для продолжения творческого пути. В течение этих полутора лет на родине ансамбль оказался на перепутье. Однако «Ловзар» проявил завидный характер и не позволил себе распасться. Репетиции не прекращались ни на одну неделю. Хотя в самый трудный период было принято решение сократить коллектив.

Кстати, в июле текущего года «Ловзар» впервые с момента возвращения в Грозный выезжал на гастроли в Москву. В результате этой поездки заслуженный деятель искусств ЧР Магомед Тахаев удостоился вместе с супругой Тамилой звания народного артиста Республики Ингушетия.

«Нам удалось устроить репетиторами при Департаменте образования лучших наших танцоров, - делится Магомед, - и, таким образом, мы планируем охватить до 500 детей, из которых затем будут выявлены лучшие из лучших. То есть, это - наш завтрашний день».

А ведущим чеченским коллективам Магомед искренне желает творческих успехов, их руководителям - постараться стать единой чеченской командой. Ибо в этом огромном мире работы хватит на всех.

Зелимхан Мусаев «Вести республики» №183, 2007 г.

82

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите: Ctrl+Enter