Сб, 20 апреля, 08:18 Пишите нам






* - Поля, обязательные для заполнения

rss rss rss rss rss

Главная » НОВОСТИ » Аналитика » Brexit или не Brexit?

Brexit или не Brexit?

19.02.2019 16:00

29 марта приближается день ото дня, а вместе с ним возрастают проблемы и головная боль премьер-министра Великобритании Терезы Мэй.

Фото с сайта argumenti.ru

Потерпев очередное фиаско в прошедший четверг в Парламенте, премьер-министр планирует отправиться в Брюссель на этой неделе, предварительно призвав консерваторов сплотиться перед Brexit. Судя по всему, ситуация складывается далеко не в пользу Терезы Мэй.

Как все начиналось …

О проведении референдума по выходу Великобритании из ЕС заговорил одним из первых на тот момент премьер-министр страны Дэвид Кэмерон. В феврале 2016 года он объявил, что согласовал с лидерами ЕС сделку о предоставлении Великобритании «специального статуса». Он подтвердил, что будет агитировать за то, чтобы Британия осталась в блоке 28 стран. В то же время, одним из камней преткновения становится миграционный кризис, который охватил всю Европу, что сопровождалось ростом террористической активности в странах ЕС и конечно же, экономическими затратами и прочими социальными проблемами. В то же время, пока канцлер Германии Ангела Меркель пыталась договориться с турецким лидером Реджепом Тайипом Эрдоганом о закрытии турецко-сирийской границы и содержании (или «задержании») сирийских беженцев на юге Турции, Великобритания решила сбежать с тонущего корабля. Кроме того, особую лепту внесло убийство депутата британского парламента от лейбористской партии Джо Кокс, которая выступала за сохранения членства в ЕС (и против присоединения Великобритании к коалиции в Сирии) экстремистом 16 июня 2016 года. Вполне возможно, что трагическое убийство депутата, совершенное за неделю до референдума, внесло свою лепту, учитывая, что 51,9 % проголосовавших поддержали вывод.

Однако в различных частях Великобритании итоги голосования различались: жители Шотландии и Северной Ирландии высказались преимущественно против выхода, а представители Англии (не считая столицы) и Уэльса — за. Собственно, на сегодняшний день, это расхождение взглядом стало головной болью Терезы Мэй, которой не удается прийти к единому знаменателю в этом вопросе.

На первый взгляд, может показаться, что выход Великобритании из ЕС не более, чем юридическая процедура. Но подобный исход может иметь трагические события для Великобритании.

Во-первых, ирландский «брекстоп». Это подразумевает собой пребывание Северной Ирландии в составе Таможенного союза ЕС, который является важной частью единого европейского рынка уже после наступления Brexit. Таким образом, Северная Ирландия останется на европейском рынке, что категорически не устраивает британский Парламент. Если быть точнее, то речь идет о том, что между Северной Ирландией и Республикой Ирландия (которые находятся на одном острове) не должно быть жесткой границы даже после Brexit. В том случае, если Brexit осуществится, то последнее все же придется отметить. При всем этом ситуация не благоприятная для Лондона. С середины января не затихают разговоры о том, что есть вероятность нарушения или пересмотра Белфастского соглашения 1998 года. Оно подразумевает собой наличие и создание автономных органов власти. По сути, Северная Ирландия единственная часть Великобритании, которая конституционно, в соответствии с Белфастским соглашением 1998 года, имеет право на сецессию путем общенародного референдума. В том случае, если Терезе Мэй не удастся договориться с Парламентом, вероятно, Белфаст может прибегнуть к этой процедуре. В дальнейшем, это может быть чревато ростом сепаратизма, а также «возрождением» североирландского конфликта. В противном случае, механизм может ограничить суверенитет Великобритании.

Во-вторых, экономические и таможенные последствия. Насколько мы помним, Таможенный союз ЕС подразумевает собой единый европейский рынок, в рамках которого отсутствуют таможенные пошлины и ограничения между странами-членами. Предпочтение отдается общей торговой политике и единому внешнему тарифу для товаров из 3-их стран. Иными словами, Великобритании придется пересматривать ряд внешнеторговых контрактов и соглашений. Вполне возможно, что часть из них может быть утрачена. Подобный расклад не сулит ничего благоприятного британской экономике, особенно в условиях мировой экономической конкуренции. Не стоит исключать, что изначально в 2016 году и ранее, Великобритания рассчитывала на изменение условий членства Великобритании в ЕС. Если говорить более простым языком, то речь идет о получении некоторых привилегий. В частности, речь идет о получении привилегий в области сокращения потока мигрантов в Великобританию и ликвидации ограничений на перемещение капиталов и товаров, то есть повышение уровня конкурентоспособности. Судя по всему, Brexit поможет Лондону избавиться от этих ограничений, но далеко не самым легким путем.

К тому же, сюда можно отнести и компенсацию ЕС. Дело в том, что по заключенным ранее соглашениям, Великобритания должна выплатить 60 млрд евро - сумма включает в себя многолетние обязательства Великобритании перед ЕС. Между тем, Лондон сможет сыграть на обратном процессе. В 50-й статье Лиссабонского договора ничего не сказано о выплатах, в случае выхода одной из стран из Евросоюза. В таком случае, Лондон (точнее Мэй) может сделать ставку на более мягкий Brexit, в связи с согласованным с Брюсселем планом, с чем не согласны в Парламенте. Заложником в этой ситуации вновь остается Тереза Мэй и ее незавидное положение.

В-третьих, судьба премьер-министра. Частые визиты в Брюссель, отсрочки Парламента, фактический провал каждого выдвигаемого плана «развода» - складывается впечатление, что в скором времени, Мэй сложит свои полномочия. В свое время Дэвид Кэмерон очень тактично ушел с поста, сказав, что «нужна свежая голова» для Brexit, но фактически Кэмерон не хотел выступать в роли политика развалившего отношения ЕС и Британии, а также создавший целый ряд проблем для Соединенного Королевства. Теперь, ответственность за это лежит на Терезе Мэй, которая не может прийти к единому решению в собственном Парламенте уже долгие месяцы. В свою очередь в Парламенте все чаще говорят не о Brexit, а об отставке Мэй. Тем более, что вотум недоверия, премьер-министра преодолела с разрывом только в 19 голосов.

Пожалуй, до 29 марта к единому решению Великобритания не придет, с какими бы призывами Мэй не обращалась к консерваторам. Brexit будет в очередной раз отсрочен и использован для проведения еще одного референдума, а также для продолжения переговоров с ЕС, и возможно уже без мадам Мэй. В свою очередь, вопрос об ирландской границе так и останется неразрешенным, учитывая, что «альтернативных механизмов» так и не нашли.

Элиза Абиева

Все права защищены. При перепечатке ссылка на сайт ИА "Грозный-информ" обязательна.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите: Ctrl+Enter

Поделиться:

Добавить комментарий




Комментарии

Страница: 1 |