Вт, 11 декабря, 10:33 Пишите нам






* - Поля, обязательные для заполнения

Главная » НОВОСТИ » Аналитика » Он свой талант черпал в родной природе

Он свой талант черпал в родной природе

18.11.2009 16:14

Любое цивилизованное общество основывается на столпах, одним из которых является культура. Первый Президент Ахмат-Хаджи Кадыров не раз утверждал, что помимо восстановления экономики и социально важных объектов, в республике необходимо возродить культуру, образование и спорт. Я думаю, что о значимости столь важных направлений развития здорового как в физическом, так и в духовном смысле общества, говорить нет надобности.

Источник творчества чеченских писателей и поэтов поистине не иссекаем. Раиса Ахматова, Арби Мамакаев, Абдула Хамидов и многие другие, обогатившие своими произведениями духовный мир чеченцев и среди них известный чеченский поэт Эдилов Хас-Магомед.

По праву одним из величайших знатоков вайнахской этики считается Хас-Магомед Эдилов, внесший своим творчеством огромный вклад в популяризацию чеченских традиций и обычаев, а самое главное чеченского языка.

Вечер памяти Х-М.Эдилова, состоявшийся в актовом зале Дома печати, доказательство того, что, даже уйдя из жизни в мир иной, некоторые оставляют после себя неизгладимый след в душах и сердцах людей.

Добрыми и теплыми словами вспоминали народного поэта председатель Союза писателей ЧР Канта Ибрагимов, поэты и писатели Адиз Кусаев, Эльбрус Минкаилов, Абу Уциев, Абу Исмаилов.

Родился поэт в 1922 году в селении Валерик Ачхой-Мартановского района ЧИАССР в семье крестьянина. После сельской школы Х-М. Эдилов закончил в Грозном педагогическое училище, работал инспектором народного комиссариата просвещения ЧИАССР; изгнанный с земли отцов, как враг народа, провел долгие тринадцать лет спецпереселенцем в степях Казахстана. Работал, где придется, пока не пришел в редакцию газеты «Знамя труда», которая начала издаваться в 1955 году в Алма-Ате специально для чеченцев и ингушей. Вернулся на родину. Работая в республиканской газете «Ленинский путь», закончил Чечено-Ингушский государственный университет.

И все эти годы Х-М. Эдилов не расставался с «дамой капризной» - поэзией, первый шаг в которую сделал в пятнадцать лет: как и во всех людях, отмеченных природой, поэтическое дарование в нем пробудилось рано. Первые стихи поэта появились в республиканской периодике в 1939 году, а окончательно утвердился он в поэзии в 1941 году, когда стихи его были опубликованы в объединенных сборниках молодых литераторов. Планировалось выпустить его первую книжку, но началась война, и стало не до этого. А потом - и выселение в Казахстан, вынужденное молчание, писание «в стол» под страхом ареста. Поэтому первый сборник стихов и поэм Х-М. Эдилова «Свет Октября» вышел в свет только в 1958 году уже на родине. После него в разные годы изданы книги его стихов, поэм и рассказов: «Улица мира», «Иду в завтра», «Герой», «Любовь матери», «По следам зверей» и другие.

Он был членом Союза писателей с 1963 года. И главной темой всех его произведений были непреходящие ценности: Родина, любовь, природа, извечная борьба чеченского народа за свободу, за право самому строить свою жизнь.

- С особой теплотой он вспоминал своего учителя - известного чеченского поэта Арби Мамакаева. Его поэзия периода войны полна гражданского и патриотического пафоса. Молодой поэт показывал народу истинное лицо фашизма, его коварные планы. Таково, например, стихотворение «Перед портретом». В нем создан образ советского человека - воина, вставшего на защиту своей Родины, Мастерство поэта росло быстро. В стихотворениях «Орел Кавказа», «Воин - тебе», «Горсть земли» и других он проникновенно говорил о красоте духовного мира, интернациональной миссии советского человека-воина, - рассказывает Э. Минкаилов

Цикл его стихов о войне полон большой любви к Родине. Одно из лучших стихотворений военной лирики - «Горсть земли». Лирический герой его - верный сын своей страны - взял с собой, уходя на войну, горсть родной земли и поклялся не расставаться с ней до тех пор, пока не разгромит ненавистного врага. В ней он черпал силу и мощь в дни сражений и вышел победителем.

Литературное дарование Х-М. Эдилова активно развивается с 1955 года. В республиканском издательстве регулярно выходят его сборники стихов и прозы.

В эти годы углубилось поэтическое мироощущение Х-М. Эдилова. Разносторонним стал и идейно-тематический диапазон творчества. В сборниках конца 50-х начала 60-х годов одной из главных становится тема гражданского долга. Для Эдилова как для поэта характерно стремление охватить широкий круг жизненных вопросов. Его поэзия не замкнута в национальной тематике. Он хорошо чувствует время.

С каждым годом поэтическое мироощущение Эдилова становится все более глубоким и разносторонним. Его по-настоящему зрелые стихи пользуются большой любовью у читателей.

В 1961 году Эдилов написал прозу. Это была повесть «Приговор», в которой воссоздает сложную действительность периода организации в республике первых колхозов и показывает происходившие при этом острые социальные противоречия.

По воспоминаниям его друзей, Эдилов был обыкновенным человеком: немногословным, с ясным открытым лицом, с добродушной, какой-то даже виноватой улыбкой, высоким умным лбом, острым взглядом, с мозолистыми руками труженика.

- Но когда в нем заговаривал поэт, он неузнаваемо менялся: становился одухотворенным, собранным, красноречивым. Читал стихи своеобразно: торопливо, без интонации и логических пауз, будто боялся, что не успеет прочесть самое лучшее, главное, важное. И, тем не менее, любовь читателей к нему была огромной. Можно сказать, она была всенародной. Ведь он писал всегда о народе и для народа. Жил одной жизнью с ним, поровну деля и праздники, и будни, - рассказывает о своем друге А.Кусаев.

Много лет тому назад А. Кусаев снял телеочерк о Хас-Магомеде Эдилове.

- По сценарию, надо было снять видеоматериал для иллюстрации закадрового чтения автором стихотворения «Горсть земли», посвященного ветерану Великой Отечественной войны Магомеду Индербиеву, и мы решили поехать в родное село поэта Валерик, чтобы все выглядело максимально правдоподобно и естественно. Я не знаю, каким образом там узнали о нашем приезде, но, где бы мы ни останавливались, всюду нас встречали односельчане поэта. Они непринужденно разговаривали с именитым земляком, делились радостями и горестями, рассказывали сельские новости, расспрашивали о творчестве, просили прочитать новые стихи. Поэтому мы довольно долго ехали до нужного нам поля совхоза, где задумано было снять требующийся эпизод. Наконец-то доехали. И надо было видеть, как преобразился X-М. Эдилов, когда соприкоснулся с родной землей, взял ее в горсти, размял, понюхал, заговорил с ней, как с живым существом! В нем словно проснулся прирожденный пахарь. Это была его земля, на которой он родился, вырос. И потому понимал ее без слов. Не потому ли он со знанием дела говорил с механизаторами, вмиг окружившими его, что он был одним из них, а те возвышались в собственных глазах от общения с поэтом, слушая его стихи о себе. Это был задушевный разговор старых знакомых о понятном и близком, в котором поэт становился самим собой, каким всегда был и в жизни, и в творчестве: простым, бесхитростным, общительным и скромным.

Поэтому эпизод «Поэт и земля» мы сняли легко. И он был одним из лучших в телеочерке, который я храню до сих пор, как дорогую для меня реликвию. Снимая X-М. Эдилова на поле, я понял вдруг, что человек становится истинным творцом только в общении с землей, что талант свой и вдохновение он черпает в родной природе, что воспевание их высшее призвание писателя. И Х-М. Эдилов не был исключением из этого правила: лучшие его творения посвящены земле, природе, человеку труда. Поэт и земледелец мирно уживались в его характере,- вспоминает А. Кусаев.

Подобные вечера памяти корифеев чеченской литературы являются одним из основных направлений духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.

198

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите: Ctrl+Enter