Пн, 20 мая, 14:21 Пишите нам






* - Поля, обязательные для заполнения

rss rss rss rss rss

Главная » НОВОСТИ » Аналитика » Чеченское оружие

Чеченское оружие

09.03.2011 13:27

В Российском этнографическом музее Санкт-Петербурга прошла выставка - «Оружие Кавказа - в частных

коллекциях прошлого и настоящего». На ее открытии присутствовали большое количество специалистов,

коллекционеров и музейщиков северной столицы, официальные лица городской власти. По признанию посетителей, такого количества собрания редких экспонатов город музеев еще не видел.

На второй день музейная экспозиция была открыта для широкой публики. На выставке были представлены старинные фотографии кавказских горцев, костюмы и редкие образцы оружейного искусства конца XVIII - первой половины ХХ веков: холодного оружия, в основном это кинжалы разных народов, клинки и ружья из 8 современных частных собраний - Москвы, Петербурга, Краснодара, Ставрополя и Черкесска, а также музейные экспонаты, полученные Российским этнографическим музеем в разные годы от коллекционеров. Об этом сообщает Элих Асхабов, Вице- президент ОО «Вайнахский конгресс Санкт-Петербурга».

Ключевым событием выставки стала «тифлисская шашка», коих в мире

известны всего четыре экземпляра, - редкий образец холодного оружия. В подарок Российскому этнографическому музею ее преподнес современный коллекционер из Санкт-Петербурга Алексей Гнедовский.

Большой интерес публики вызвала экспозиция чеченского оружия

коллекционера Исы Асхабова. Ведь до сих пор мастерами холодного оружия

считались дагестанцы, а тут публике представили работы старинных мастеров-чеченцев из Малых Атагов, Дарго и других оружейных центров Чечни.

Как пояснил Иса Асхабов, специалист и коллекционер со стажем, клинки

чеченских мастеров ценились очень высоко на Кавказе, «одежду», т.е. рукоять и ножны изготавливали мастера из Дагестана, ведь в этом деле они действительно непревзойденные мастера.

Выставку посетили большое количество студентов Санкт-Петербургских

ВУЗов, а также поддержать своего земляка пришли представители местной общины - ОО «Вайнахский конгресс Санкт-Петербурга» - Алхазур Умиев, Али Махмамудов, Супьян Тимхаев, известный чеченский художник из Санкт-Петербурга Султан Абаев и естественно вайнахская студенческая молодежь.

Как известно Иса Асхабов автор уникальной книги «Чеченское оружие», в которой представлен альбом и справочник одновремнно, а также исследование данной темы. Автор изучал чеченское оружие и собирал сведения о нем практически всю жизнь. Книга охватывает историю горского оружия с глубокой древности до наших дней. Фотографии, рисунки-схемы, свидетельства историков, литературные ассоциации, репродукции живописи способствуют более глубокому раскрытию темы. Текст в книге дается на русском и на английском языке.

«... До появления этой работы наука располагала довольно скудными сведениями о развитии оружейного ремесла у чеченцев. Архивные материалы почти не содержат сведений о мастерах-оружейниках, и до последнего времени по этому региону были лишь литературные источники,- пишет в предисловии к книге кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Государственного исторического музея Э.Аствацатурян. До сих пор целая область ремесла и искусства оставалась неисследованной, более того, почти утраченной, не оставив о себе памяти. И вот нашелся человек, который в такие трудные для чеченского народа 1990-е годы взялся за ликвидацию этого пробела. В тяжелое время между войнами он обходил одно селение за другим, собирая сведения о работавших там когда-то мастерах. До появления исследования И. Асхабова были известны лишь 14 имен мастеров-оружейников. Он выявил еще 148 имен...

Трудно переоценить значение этой работы. Имена мастеров в сопоставлении с подписями и клеймами позволят выявить изделия этих мастеров, хранящиеся пока как анонимные экспонаты в наших музеях,- завершает свое предисловие к книге «Чеченское оружие» ведущий научный сотрудник Государственного исторического музея Э.Аствацатурян.- Уже на первых этапах знакомства с работой автора удалось выявить в фондах нашего музея чеченский кинжал работы мастера Махмада из аула Джугурта. Книга И. Асхабова станет вкладом, как в изучение истории чеченского народа, так и в оружиеведение».

«Научное исследование И.Асхабова является уникальным явлением в исторической науке республики. Перед читателями открывается не только мастерство народа по изготовлению оружия, но и новые, неисследованные страницы исторического прошлого чеченского народа…», так отозвался об этом уникальном издании писатель А.Айдамиров.

«Название книги «Чеченское оружие» с первого взгляда режет слух чрезвычайной сухостью и физической суровостью. Но после прочтения первых же строк это впечатление исчезает бесследно, - пишет кандидат исторических наук С.Умаров.- Более того, убеждаешься в том, что оружие для автора не главный объект исследования, а средство для раскрытия тайн исторических судеб создателей и носителей этого оружия…».

Из истории чеченского оружия

Первые средства обороны были из камня и дерева. Заостренные и круглые камни метали пращой с высоких боевых башен. Чисто чеченским изобретением тех времен была «копьеметалка». Ее изготавливали из саблеобразных рогов горных козлов. Рога укрепляли на деревянной подставке и натягивали между ними тетиву из ремней или турьих жил. Копье из такого орудия летело с огромной силой на большое расстояние. В ближнем бою использовали палицы. Из прутьев крепкого дерева плели щиты и кольчуги. Щиты обтягивали кожей.

Самое крепкое в кавказских лесах дерево - граб - считалось священным, строить из него запрещалось. Из граба делали оружие, а из молодых побегов – стрелы, которые имели плоскую форму и оперение, придававшее им скорость и вращение. Орудием для стрел был так называемый «сложный» лук - большого размера, часто – с двумя тетивами; внутреннюю сторону укрепляли роговые пластины, а внешнюю – кожа. Стрелять из такого лука мог только очень сильный человек, обладающий зоркостью и хорошей координацией, чтобы попадать в цель на полном скаку. Стрелы использовали вплоть до начала 18 века.

С появлением металла чеченское оружие прославилось саблями, шашками, кинжалами. Изготовлявшие их мастера были известны далеко за пределами Чечни. «Яростнее медведя оружие», «Как волк оружие», - говорили в народе не случайно: в закалке клинка использовали волчий и медвежий жир. Технология закалки передавалась от отца к сыну и держалась мастерами в тайне. Один из секретов дошел до наших дней: раскаленную пластину, привязанную к длинному шнуру из ремней, бросали в пропасть и быстро поднимали. Считалось, что скорость соприкосновения раскаленного металла с воздухом влияла на качество стали. На изготовление сабли мастер вместе с подмастерьем затрачивал более месяца, на кинжал – около двух недель.

Шашка «терс-маймал» - «волчок» помимо всех прочих достоинств обладала еще и особой гибкостью: ее можно было свернуть и уложить в сито для просеивания муки диаметром 40-50 см. Существовала поговорка: «Чеченский волк уснул в своем логове. Осмелишься ли его разбудить?» Вынуть из сита такую шашку решался не всякий.

«Нет более надежного помощника, чем клинок», - гласит народная мудрость. Кинжал использовался не только в бою, но и в труде, охоте, танцах. До Кавказской войны оружейники не сильно заостряли конец кинжала. Заколовший врага кинжалом считался плохим бойцом, не умеющим владеть оружием. Сколь виртуозны были мастера при производстве орудия удара, столь изобретательны были и в средствах защиты. Например, «кхалкхан» - металлическая рогуля - специфически чеченское орудие защиты. Рогуля имела длину около полуметра и утолщенную ручку с деревянной рукояткой. Горцы прятали ее под верхней одеждой, в бою же молниеносно подставляли под сабельный удар. Попавшая в рогулю сабля чаще всего ломалась. Второе предназначение рогули – подставка для кремневого ружья.

Оружие горца было его гордостью, оно всегда блестело, бережно хранилось. Им украшали стены жилища, развешивая на коврах. Даже бедняки старались иметь качественное оружие.

Кинжал – древнее оружие чеченцев. Подтверждением тому служат многочисленные археологически находки на территории республики. Кинжалы подразделялись на два вида: вороненые и зеркальные. До 19 века чеченские кинжалы отличались большими размерами: шириной до 9 см., длиной до 60 см. Впоследствии они видоизменились: стали более легкими и изящными. Возможно, это произошло с прекращением активных военных действий или под влиянием моды. Но высокое качество клинка сохранялось всегда. Чеченские оружейники делали кинжалы, которые могли перерубить кузнечные клещи. «…Лезвие его, с одной стороны обыкновенное, с другой зазубрено в виде пилы, которая легко распиливает самую крепкую сталь», - описывал один из кинжалов исследователь в 19 веке. Необычно выглядели клинки мастера Талхига, жившего во второй половине 19 века. Он использовал английские иглы для швейных машинок, которые в готовом изделии четко просматривались, словно их не ковали, а покрыли лаком.

Кинжалы лучших мастеров ценились очень высоко. Их стоимость приравнивалась к стоимости дома, скакуна. Крупными центрами по производству клинков были аулы Большие и Малые Атаги.

Оформление кинжалов и шашек.

Изначально оружие горца не отличалось изяществом оформления. Красоту клинку придавали, натирая его до блеска хлопьями от каленого железа, собранными с наковальни. Рукоятки делали из дерева, рога тура или буйвола. Им придавали черный цвет, долговременным втиранием разведенного на масле порошка древесного угля.

Со второй половины 19 века на рукоятки стали чаще использовать и дорогие материалы, такие как слоновая и моржовая кость. Серебром и золотом украшали также ножны. Существовало правило: за кинжал с серебряными ножнами и рукоятью нужно было платить налог в пользу бедных; за кинжал со скромными серебряными украшениями налог не взимался.

Некоторые шашки украшали орнаментом на клинке – обычно длиной 10-15 см. от рукояти, реже на всю длину клинка. По желанию заказчика мастера-оформители могли нанести методом травления имя оружейника, узор, дарственную надпись или изречение из Корана.

По чеченской легенде, однажды оружейник выковал такую шашку, которая при пробе отрубила выступ наковальни, а на клинке не осталось и зазубрины. Тогда мастер, осознав, каким страшным оружием может стать такая шашка в руках врага, уничтожил ее и поклялся больше не делать таких клинков.

Булат.

Кузнец-оружейник – весьма уважаемая у чеченцев профессия. Традиционно это семейное ремесло, секреты которого – в первую очередь методы обработки и закалки металла - передавались от отца к сыну. Качественную сталь для клинков чеченцы называли булатом .Существовали многочисленные названия булатов. Характерно, что многие из них стали мужскими именами: «барсу подобный булат» - Цокбулат; «красивый булат» - Хазбулат; «недремлющий булат» - Самбулат; «булат для боевого топора» - Джамбулат; «черный булат» - Арбулат; «видный булат» - Товбулат; « особый булат» - Бейбулат.

Воинское снаряжение.

Черкеска из черного, коричневого или белого сукна с серебряными газырями; талия опоясана дорогим наборным поясом, на поясе кинжал в золотой или серебряной оправе; за спиной кремневый пистолет и ружье, инкрустированные драгоценным металлом; слева на поясе шашка или сабля в прекрасных ножнах; на ногах мягкие горские сапоги; башлык, шитый золотом, охватывает плечи; бурка, приторочена к седлу; конь, в нетерпении перебирающий на месте ногами – таков поэтический образ горца-воина, сложившийся в 18-19 веках. К традиционному военному искусству и к военному костюму чеченских мальчиков приучают с детства.

Газыри имели практическое значение и придавали красоту черкеске. По семь и более штук располагалось на черкеске по обе стороны груди. В них содержалась точная мера заряда пороха или хранились пули. Газыри вставлялись в кармашки. Ими одинаково удобно было пользоваться и стоя, и лежа на земле. Навершия, выступающие из карманчиков, были из металла, кости, серебра. Украшения газырей обычно гармонировали с отделкойоружия. Снаряжением для огнестрельного оружия являлись пороховницы и натруски. Натруска имела сверху устройство для отсыпки пороха. В пороховнице было верхнее отверстие, которое закрывалось крышкой. Эти приспособления, дошедшие до наших дней, выполнены из различных материалов и необычайно разнообразны по форме и декору.

Практическое назначение и красивую форму сочетали и детали мужского пояса. Так, свисающие по бокам кожаные ленты (мот) служили прежде для привязывания коробочек с кремнями, пыжами, смазочным жиром. Впоследствии они стали украшением пояса.

В 19 веке русские военные оценили красоту и удобство горского военного снаряжения и переняли его. В черкесках щеголяла знать и на балах и приемах при дворе. Личным конвоем царя Николая Второго были горцы в традиционной одежде и воинском снаряжении. (По материалам книги Исы Асхабова «Чеченское орудие»).

Малика Ибаева

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите: Ctrl+Enter

Поделиться:

Добавить комментарий




Комментарии

Страница: 1 |