Мир
Вулкан в Индонезии показал людям редкое природное явление
Главная » НОВОСТИ » Аналитика » Чеченское оружие
Чеченское оружие
09.03.2011 13:27
На второй день музейная экспозиция была открыта для широкой публики. На выставке были представлены старинные фотографии кавказских горцев, костюмы и редкие образцы оружейного искусства конца XVIII - первой половины ХХ веков: холодного оружия, в основном это кинжалы разных народов, клинки и ружья из 8 современных частных собраний - Москвы, Петербурга, Краснодара, Ставрополя и Черкесска, а также музейные экспонаты, полученные Российским этнографическим музеем в разные годы от коллекционеров. Об этом сообщает Элих Асхабов, Вице- президент ОО «Вайнахский конгресс Санкт-Петербурга».
Ключевым событием выставки стала «тифлисская шашка», коих в мире
известны всего четыре экземпляра, - редкий образец холодного оружия. В подарок Российскому этнографическому музею ее преподнес современный коллекционер из Санкт-Петербурга Алексей Гнедовский.
Большой интерес публики вызвала экспозиция чеченского оружия
коллекционера Исы Асхабова. Ведь до сих пор мастерами холодного оружия
считались дагестанцы, а тут публике представили работы старинных мастеров-чеченцев из Малых Атагов, Дарго и других оружейных центров Чечни.
Как пояснил Иса Асхабов, специалист и коллекционер со стажем, клинки
чеченских мастеров ценились очень высоко на Кавказе, «одежду», т.е. рукоять и ножны изготавливали мастера из Дагестана, ведь в этом деле они действительно непревзойденные мастера.
Выставку посетили большое количество студентов Санкт-Петербургских
ВУЗов, а также поддержать своего земляка пришли представители местной общины - ОО «Вайнахский конгресс Санкт-Петербурга» - Алхазур Умиев, Али Махмамудов, Супьян Тимхаев, известный чеченский художник из Санкт-Петербурга Султан Абаев и естественно вайнахская студенческая молодежь.
Как известно Иса Асхабов автор уникальной книги «Чеченское оружие», в которой представлен альбом и справочник одновремнно, а также исследование данной темы. Автор изучал чеченское оружие и собирал сведения о нем практически всю жизнь. Книга охватывает историю горского оружия с глубокой древности до наших дней. Фотографии, рисунки-схемы, свидетельства историков, литературные ассоциации, репродукции живописи способствуют более глубокому раскрытию темы. Текст в книге дается на русском и на английском языке.
«... До появления этой работы наука располагала довольно скудными сведениями о развитии оружейного ремесла у чеченцев. Архивные материалы почти не содержат сведений о мастерах-оружейниках, и до последнего времени по этому региону были лишь литературные источники,- пишет в предисловии к книге кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Государственного исторического музея Э.Аствацатурян. До сих пор целая область ремесла и искусства оставалась неисследованной, более того, почти утраченной, не оставив о себе памяти. И вот нашелся человек, который в такие трудные для чеченского народа 1990-е годы взялся за ликвидацию этого пробела. В тяжелое время между войнами он обходил одно селение за другим, собирая сведения о работавших там когда-то мастерах. До появления исследования И. Асхабова были известны лишь 14 имен мастеров-оружейников. Он выявил еще 148 имен...
Трудно переоценить значение этой работы. Имена мастеров в сопоставлении с подписями и клеймами позволят выявить изделия этих мастеров, хранящиеся пока как анонимные экспонаты в наших музеях,- завершает свое предисловие к книге «Чеченское оружие» ведущий научный сотрудник Государственного исторического музея Э.Аствацатурян.- Уже на первых этапах знакомства с работой автора удалось выявить в фондах нашего музея чеченский кинжал работы мастера Махмада из аула Джугурта. Книга И. Асхабова станет вкладом, как в изучение истории чеченского народа, так и в оружиеведение».
«Научное исследование И.Асхабова является уникальным явлением в исторической науке республики. Перед читателями открывается не только мастерство народа по изготовлению оружия, но и новые, неисследованные страницы исторического прошлого чеченского народа…», так отозвался об этом уникальном издании писатель А.Айдамиров.
«Название книги «Чеченское оружие» с первого взгляда режет слух чрезвычайной сухостью и физической суровостью. Но после прочтения первых же строк это впечатление исчезает бесследно, - пишет кандидат исторических наук С.Умаров.- Более того, убеждаешься в том, что оружие для автора не главный объект исследования, а средство для раскрытия тайн исторических судеб создателей и носителей этого оружия…».
Из истории чеченского оружия
Первые средства обороны были из камня и дерева. Заостренные и круглые камни метали пращой с высоких боевых башен. Чисто чеченским изобретением тех времен была «копьеметалка». Ее изготавливали из саблеобразных рогов горных козлов. Рога укрепляли на деревянной подставке и натягивали между ними тетиву из ремней или турьих жил. Копье из такого орудия летело с огромной силой на большое расстояние. В ближнем бою использовали палицы. Из прутьев крепкого дерева плели щиты и кольчуги. Щиты обтягивали кожей.
Самое крепкое в кавказских лесах дерево - граб - считалось священным, строить из него запрещалось. Из граба делали оружие, а из молодых побегов – стрелы, которые имели плоскую форму и оперение, придававшее им скорость и вращение. Орудием для стрел был так называемый «сложный» лук - большого размера, часто – с двумя тетивами; внутреннюю сторону укрепляли роговые пластины, а внешнюю – кожа. Стрелять из такого лука мог только очень сильный человек, обладающий зоркостью и хорошей координацией, чтобы попадать в цель на полном скаку. Стрелы использовали вплоть до начала 18 века.
С появлением металла чеченское оружие прославилось саблями, шашками, кинжалами. Изготовлявшие их мастера были известны далеко за пределами Чечни. «Яростнее медведя оружие», «Как волк оружие», - говорили в народе не случайно: в закалке клинка использовали волчий и медвежий жир. Технология закалки передавалась от отца к сыну и держалась мастерами в тайне. Один из секретов дошел до наших дней: раскаленную пластину, привязанную к длинному шнуру из ремней, бросали в пропасть и быстро поднимали. Считалось, что скорость соприкосновения раскаленного металла с воздухом влияла на качество стали. На изготовление сабли мастер вместе с подмастерьем затрачивал более месяца, на кинжал – около двух недель.
Шашка «терс-маймал» - «волчок» помимо всех прочих достоинств обладала еще и особой гибкостью: ее можно было свернуть и уложить в сито для просеивания муки диаметром 40-50 см. Существовала поговорка: «Чеченский волк уснул в своем логове. Осмелишься ли его разбудить?» Вынуть из сита такую шашку решался не всякий.
«Нет более надежного помощника, чем клинок», - гласит народная мудрость. Кинжал использовался не только в бою, но и в труде, охоте, танцах. До Кавказской войны оружейники не сильно заостряли конец кинжала. Заколовший врага кинжалом считался плохим бойцом, не умеющим владеть оружием. Сколь виртуозны были мастера при производстве орудия удара, столь изобретательны были и в средствах защиты. Например, «кхалкхан» - металлическая рогуля - специфически чеченское орудие защиты. Рогуля имела длину около полуметра и утолщенную ручку с деревянной рукояткой. Горцы прятали ее под верхней одеждой, в бою же молниеносно подставляли под сабельный удар. Попавшая в рогулю сабля чаще всего ломалась. Второе предназначение рогули – подставка для кремневого ружья.
Оружие горца было его гордостью, оно всегда блестело, бережно хранилось. Им украшали стены жилища, развешивая на коврах. Даже бедняки старались иметь качественное оружие.
Кинжал – древнее оружие чеченцев. Подтверждением тому служат многочисленные археологически находки на территории республики. Кинжалы подразделялись на два вида: вороненые и зеркальные. До 19 века чеченские кинжалы отличались большими размерами: шириной до 9 см., длиной до 60 см. Впоследствии они видоизменились: стали более легкими и изящными. Возможно, это произошло с прекращением активных военных действий или под влиянием моды. Но высокое качество клинка сохранялось всегда. Чеченские оружейники делали кинжалы, которые могли перерубить кузнечные клещи. «…Лезвие его, с одной стороны обыкновенное, с другой зазубрено в виде пилы, которая легко распиливает самую крепкую сталь», - описывал один из кинжалов исследователь в 19 веке. Необычно выглядели клинки мастера Талхига, жившего во второй половине 19 века. Он использовал английские иглы для швейных машинок, которые в готовом изделии четко просматривались, словно их не ковали, а покрыли лаком.
Кинжалы лучших мастеров ценились очень высоко. Их стоимость приравнивалась к стоимости дома, скакуна. Крупными центрами по производству клинков были аулы Большие и Малые Атаги.
Оформление кинжалов и шашек.
Изначально оружие горца не отличалось изяществом оформления. Красоту клинку придавали, натирая его до блеска хлопьями от каленого железа, собранными с наковальни. Рукоятки делали из дерева, рога тура или буйвола. Им придавали черный цвет, долговременным втиранием разведенного на масле порошка древесного угля.
Со второй половины 19 века на рукоятки стали чаще использовать и дорогие материалы, такие как слоновая и моржовая кость. Серебром и золотом украшали также ножны. Существовало правило: за кинжал с серебряными ножнами и рукоятью нужно было платить налог в пользу бедных; за кинжал со скромными серебряными украшениями налог не взимался.
Некоторые шашки украшали орнаментом на клинке – обычно длиной 10-15 см. от рукояти, реже на всю длину клинка. По желанию заказчика мастера-оформители могли нанести методом травления имя оружейника, узор, дарственную надпись или изречение из Корана.
По чеченской легенде, однажды оружейник выковал такую шашку, которая при пробе отрубила выступ наковальни, а на клинке не осталось и зазубрины. Тогда мастер, осознав, каким страшным оружием может стать такая шашка в руках врага, уничтожил ее и поклялся больше не делать таких клинков.
Булат.
Кузнец-оружейник – весьма уважаемая у чеченцев профессия. Традиционно это семейное ремесло, секреты которого – в первую очередь методы обработки и закалки металла - передавались от отца к сыну. Качественную сталь для клинков чеченцы называли булатом .Существовали многочисленные названия булатов. Характерно, что многие из них стали мужскими именами: «барсу подобный булат» - Цокбулат; «красивый булат» - Хазбулат; «недремлющий булат» - Самбулат; «булат для боевого топора» - Джамбулат; «черный булат» - Арбулат; «видный булат» - Товбулат; « особый булат» - Бейбулат.
Воинское снаряжение.
Черкеска из черного, коричневого или белого сукна с серебряными газырями; талия опоясана дорогим наборным поясом, на поясе кинжал в золотой или серебряной оправе; за спиной кремневый пистолет и ружье, инкрустированные драгоценным металлом; слева на поясе шашка или сабля в прекрасных ножнах; на ногах мягкие горские сапоги; башлык, шитый золотом, охватывает плечи; бурка, приторочена к седлу; конь, в нетерпении перебирающий на месте ногами – таков поэтический образ горца-воина, сложившийся в 18-19 веках. К традиционному военному искусству и к военному костюму чеченских мальчиков приучают с детства.
Газыри имели практическое значение и придавали красоту черкеске. По семь и более штук располагалось на черкеске по обе стороны груди. В них содержалась точная мера заряда пороха или хранились пули. Газыри вставлялись в кармашки. Ими одинаково удобно было пользоваться и стоя, и лежа на земле. Навершия, выступающие из карманчиков, были из металла, кости, серебра. Украшения газырей обычно гармонировали с отделкойоружия. Снаряжением для огнестрельного оружия являлись пороховницы и натруски. Натруска имела сверху устройство для отсыпки пороха. В пороховнице было верхнее отверстие, которое закрывалось крышкой. Эти приспособления, дошедшие до наших дней, выполнены из различных материалов и необычайно разнообразны по форме и декору.
Практическое назначение и красивую форму сочетали и детали мужского пояса. Так, свисающие по бокам кожаные ленты (мот) служили прежде для привязывания коробочек с кремнями, пыжами, смазочным жиром. Впоследствии они стали украшением пояса.
В 19 веке русские военные оценили красоту и удобство горского военного снаряжения и переняли его. В черкесках щеголяла знать и на балах и приемах при дворе. Личным конвоем царя Николая Второго были горцы в традиционной одежде и воинском снаряжении. (По материалам книги Исы Асхабова «Чеченское орудие»).
Малика Ибаева
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите: Ctrl+Enter
Поделиться:Также в разделе «Аналитика»:
- 13.03.2024 / 18.12
- Исконно чеченские виды спорта
- 31.07.2023 / 16.56
- Общество и тайп Саттой/Саьттой: к истории Шатойского региона Чеченской Республики
- 09.02.2023 / 14.17
- Международный стандарт Emergency: в чем особенность отделения скорой помощи РКБ
- 07.02.2023 / 17.43
- Правила подачи документов на строительство придорожных объектов сервиса
- 02.02.2023 / 17.22
- Шашки, кинжалы, винтовки: какое оружие было у древних чеченцев