Сб, 01 июня, 14:41 Пишите нам






* - Поля, обязательные для заполнения

rss rss rss rss rss

Главная » НОВОСТИ » Аналитика » Истинный чеченец – каков он?..

Истинный чеченец – каков он?..

24.03.2011 17:46

Проблемы духовности, традиций и обычаев, сконцентрированных в этическом кодексе чеченцев и получивших традиционное определение къонахалла, обсуждались на прошлой неделе в стенах Президентского Лицея с учащимися и студентами г. Грозный.

Мероприятие – дискуссия «Что значит быть истинным чеченцем?» - подготовлено и проводится комиссией Общественной палаты ЧР по этике, регламенту и вопросам местного самоуправления. Но, несмотря на неизбежный в таких случаях официоз, обсуждение получилось увлекательным для обеих сторон – организаторов и учащихся.

В президиуме собрания также находятся люди, по внутреннему смыслу и духу своей деятельности тесно связанные с понятием чеченского кодекса чести – къонахалла, различные аспекты которого им предстоит донести до слушателей. В их числе: председатель Общественной палаты ЧР Г. К-С. Батаев, заведующий кафедрой общего языкознания ЧГУ, д.фил.н. профессор, член-корреспондент АН ЧР М. Р. Овхадов, заведующий отделом археологии этнографии, этнологии и чеченской энциклопедии АН ЧР д. ист. н., профессор Л. М. Гарсаев, заместитель председателя ОП ЧР М. Хаджимурадов, помощник Уполномоченного по правам человека в ЧР О-П. Хакимов, член Общественной палаты республики, писатель М. Айдамирова, член Общественной палаты ЧР, писатель Э. Мамакаев, главный редактор газеты «Хьехархо» («Учитель»), поэт и публицист Ш. Цуруев, директор Президентского Лицея З. Бускаева, заслуженный артист ЧР, исполнитель народных песен М. Ясаев и другие.

Актовый зал Лицея полон учащихся самого ГОУ Президентский Лицей, других школ столицы республики, студентов, представителей среднего и высшего образования.

Гаирсолт Батаев приветственными словами к учащимся и студентам открыл сегодняшнюю встречу и, представив гостей – мастеров художественного слова и научных деятелей, обозначил проблематику будущей дискуссии:

- Быть истинным чеченцем, обладать высокими нравственными качествами, налагаемыми этим почти общественным званием – высочайшая ответственность, - сказал он. – И вы, молодежь и учащиеся, студенты, конечно, должны стремиться к тому, чтобы и в детском, и в подростковом возрасте, и во взрослой жизни высоко нести это звание. О том, как этого достигнуть, как хранить чистоту собственного имени и имени достойных предков, мы и будем сегодня говорить с вами, - подчеркнул Г. Батаев.

В своем выступлении Эдуард Мамакаев рассказал о сложных на первый взгляд, но в то же время непревзойденных по внутренней красоте и благородству народных обычаях и традициях, соблюдая которые молодой человек завоевывает уважение и доброе имя в обществе:

- Хотя многие из вас сегодня очень молоды, можно сказать – дети, но и в вашей среде должны произрастать характеры и натуры, служащие примером для других, - сказал он.

Профессор языкознания Муса Овхадов поблагодарил организаторов мероприятия за приглашение к такому, на его взгляд, весьма актуальному разговору, и это послужило лишним подтверждением умения избрать в конкретном случае именно такую формулу поведения, которая свидетельствует о такте и уважении к обществу. И, конечно, формула эта всегда имеет и обратное действие. В своем выступлении он выделил следующее:

- Каков я есть, и каким я должен быть – это вопросы не праздные для нас с вами, - подчеркнул М. Овхадов. – Эти вопросы волновали наших предков и 50, и 100 и 200 лет назад. И потому они оставили нам не только в наследство такие нормы поведения, такие требования такта, которые со временем сложились в кодекс чести и достоинства.

В таком же духе высказался и Шарип Цуруев, который напомнил молодым людям об ответственности перед предками за сохранение и приумножение богатства традиций:

- Овеянное честью и славой имя, переданное тебе твоими дедами и прадедами, не может быть ни на йоту уронено, когда оно перейдет к тебе, - сказал он, обращаясь к молодежи.

Очень насыщенными были выступления Машар Айдамировой, Омар-Паши Хакимова, которые отметили непреходящее значение традиций в жизни каждого взрослого и молодого человека в любой жизненной ситуации, в быту, в семье и обществе..

Л. М. Гарсаев, знаток чеченской этики и этнологии, народных обычаев и традиций, напомнил молодым людям о значениях самоназвания чеченцев – «нохчий» или «нохчо»:

- Существует несколько версий происхождения имени народа нохчо. Первая версия: происхождение этнонима от имени пророка Ноха (Ной). Вторая: «нохчо» - от слова «нох» (плуг). Третья: «нохчо» от слова «нехча» (сыр) - «делатели сыра». Андийцы (жители Дагестана) называли нас «бурт1ели» - мастера изготовления бурок. Арабы называли нас «шашани» - люди благородства. И все эти значения слова «нохчо» обязывают нас быть трудолюбивыми, благородными, высоконравственными, - заключил Л. Гарсаев.

На просьбу Л. Гарсаева задавать интересующие зал вопросы молодежь откликнулась охотно. Вероятно, это и была самая захватывающая и интересная часть мероприятия.

Студентка пятого курса ЧГПИ Лиза Абдулвахидова озвучила первый вопрос из зала:

- Существуют многочисленные описания элементов чеченской культуры – одежды, танца. Но, к сожалению, нет толкования содержания в целом танца и его отдельных па. А ведь танец как выражение внутреннего состояния имеет определенные смысловые нагрузки…

Отвечая на этот достаточно серьезный вопрос, Л. Гарсаев рассказал об эволюции танца, о его формах и видах, о групповом и индивидуальном танце.

- В семидесятые годы прошлого века, когда ансамбль танца «Вайнах» побывал в Ираке, покойный ныне Саддам Хусейн отозвался о чеченских танцах как танцах героических. Конечно, - сказал он, - каждое движение и элемент танца содержит информацию. Но эта работа ждет своего исследователя – вас, будущих искусствоведов и культуроведов.

Молодой человек по имени Мохьмад, пожелавший сохранить инкогнито, обратился к президиуму с довольно актуальной, хотя и несколько необычной проблемой:

- С экранов телевизоров и с общественных площадок к молодым людям с наставлениями и воспитательными беседами обращаются многочисленные религиозные деятели, люди науки и искусства, представители власти. Почему нет такого же воспитания в семьях, воспитания родителей, воспитания целенаправленного и постоянного?..

На этот вопрос ответили Л. Гарсаев, Ш. Цуруев и О-П. Хакимов. Суть всех выступлений сводится к тому, что в современном мире, и в частности, в чеченском обществе преобладает, к сожалению, культ достатка, благосостояния, а часто и материального избытка. Вот что сказал по этому поводу Шарип Цуруев:

- Кодекс чести не избирателен. Он не может воспитываться у ограниченного круга лиц и не может быть конкретно адресован. Кодекс чести и достоинства, совести и такта обязан присутствовать в каждом и должен проявляться в отношении каждого, конечно, кто этого заслуживает. И обязанность родителей - в первую очередь – воспитывать в своем ребенке эту потребность и эти качества. Во главе воспитания в семье должна стоять не проблема приобретения дорогой машины или других атрибутов обеспеченной жизни, а проблема нравственности, порядочности, культ чести и достоинства, совести и морали.

Самый тяжелый вопрос президиуму сегодняшнего собрания задал маленький житель Урус-Мартана, ученик пятого класса Президентского Лицея:

- Если Всевышний Аллах создал нас единым народом, мусульманами, почему же тогда мы, чеченцы, разделились на тейпы и даже враждуем между собой?..

Этот последний вопрос мы адресуем всем, кто желал бы на него ответить.

В перерывах между выступлениями участников дискуссии Магомед Ясаев исполнил несколько известных песен патриотического содержания об Отечестве – Даймохк.

В заключение мероприятия Гаирсолт Батаев подвел итоги состоявшегося обсуждения. Директор Президентского Лицея Замани Бускаева поблагодарила организаторов встречи и пообещала предпринять все к тому, чтобы следующее обсуждение – если таковое состоится - было более подготовленным и интересным.

Пресс-служба Общественной палаты ЧР

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите: Ctrl+Enter

Поделиться:

Добавить комментарий




Комментарии

Страница: 1 |