Сб, 11 мая, 11:45 Пишите нам






* - Поля, обязательные для заполнения

rss rss rss rss rss

Главная » НОВОСТИ » Аналитика » Погрешности межэтнического общения

Погрешности межэтнического общения

17.11.2015 10:16

Долгие годы политического кризиса в Чеченской Республике привели не только к материальному и духовному обнищанию подавляющего большинства ее граждан, но и развили те болезни, которые присущи обществу, оказавшемуся в культурной изоляции от окружающего мира.

Фото с сайта rus-img2.com

Различные этнические общности, по словам кандидата политических наук Магомеда Умаханова, не способны плодотворно жить и развиваться без эффективного взаимодействия, обмена ценностями и опытом, так же, как отдельно взятый человек не может существовать вне общения с другими людьми. А значит, потребность в межэтническом общении должна быть одним из основных принципов в жизни субъектов любого этноса, так как только в ходе межэтнического общения происходит обмен материальными и духовными ценностями, опытом, возможны заимствования достижений культур и особенностей образа жизни и быта. Долговременная же изолированность того или иного народа от окружающего мира дает роковой побочный эффект: теряется способность взвешенной самооценки и в последующих взаимоотношениях между такими этническими общностями крайне ослабевает взаимооценивающий фактор.

Однако в ходе межэтнического общения, наряду со всеми положительными явлениями, порой происходят и столкновения различий в традиционных представлениях, взглядах, интересах и ценностях взаимодействующих народов.

Межэтническое общение в нашей стране еще в советские времена считалось одной из наиболее сложных, противоречивых, хрупких сторон общественно-политических, социально-культурных отношений. И это несмотря на все неукоснительно соблюдаемые идеологические установки, заостренные на интернациональное воспитание общества. Оно, в особенности, нуждалось в те годы и нуждается сегодня в целенаправленном политико-правовом, идеологическом, социально-психологическом регулировании, общественном контроле над поведением личности в сфере непосредственного межэтнического общения.

Вряд ли кто подвергнет сомнению утверждение, что чуть ли не самым важным фактором, способным эффективно влиять на повседневное межэтническое общение, является высокая культура поведения. При несоответствии уровня личной культуры идеологическим требованиям, призванным обеспечить плодотворное межнациональное сотрудничество, и отсутствии должного политико-правового, идеологического регулирования запущенные межэтнические противоречия могут обостряться и перерастать в межэтническое противостояние.

Разжигание в конце 80-х и начале 90-х годов межнациональной розни в Чечено-Ингушетии, сведение ситуации к откровенному конфликту одной этнической общности со всем государственным аппаратом и его структурами было следствием грандиозной идеологической диверсии, результаты которой мы пожинаем по сей день.

«Россия – многомиллионная страна, которая исторически строилась и развивалась вокруг русского этноса как полиэтническое и поликонфессиональное общество и государство. Формирование культуры, исторических традиций российского общества строилось именно на этих принципах.

Проблемы межнационального общения имеют для полиэтнического сообщества роковое значение. Российским государством накоплен неоценимый социальный, политический, морально-этический опыт плодотворного взаимодействия, обмена духовными ценностями десятков национальностей. Традиции межэтнического общения занимают в российской нравственно-идеологической культуре важнейшее место. Вместе с тем, историческая память каждого из народов России содержит свой уникальный опыт межэтнического общения, и его социальный опыт включает как положительное общение и сотрудничество, так и негативный опыт конфликтов из прошлого, взаимных территориальных, идеологических, гуманитарных претензий. В кризисные годы эти претензии и старые обиды, унаследованные от прошлого, обостряются в новых общественно-политических контекстах. Эти обиды являются мощнейшим стимулом для активации негатива в межэтнических отношениях». (Умаханов М.Б.)

В чеченской истории подобных трагических примеров хоть отбавляй, и идеологическое манипулирование ими было взято на вооружение новоявленными «патриотами» и «национальными лидерами» в период дудаевского и масхадовского правлений. В результате наша история омрачилась еще одним тяжелым периодом.

При освещении событий, связанных с общенациональными потрясениями, следует помнить, что общественное мнение далеко не однозначно, и всегда найдутся интерпретаторы, использующие эти исторические факты для усиления негативных акцентов в межнациональном общении.

Межэтнические отношения всегда были категорией противоречивой, во многом обусловленной экономическим и моральным состоянием общества, политическим строем государства, эффективностью его идеологических институтов.

Межэтнические отношения доставляют минимум хлопот государству, если оно берет их под контроль. И тогда в процессе межэтнического общения осуществляется коммуникативный процесс обмена этнокультурными, социальными и политическими ценностями и информацией, знаниями и мыслями культурных и интеллектуальных знаковых фигур разных национальностей.

В последнее время внимание общества привлекает поведенческая культура общения представителей разных национальностей. Некоторое время назад было у всех на слуху вызывающее, почти агрессивное поведение представителей отдельных этнических групп в регионах компактного проживания других национальностей. В этой связи можно вспомнить пресловутую лезгинку, исполняемую нашими земляками из кавказских республик на улицах и в торговых центрах Москвы и других центральных городов России. Казалось бы, что плохого в том, что молодые люди танцуют и веселятся. Ведь в обществе есть множество негативных особенностей, таких как пьянство и непристойное поведение в общественных местах, с которыми следовало бы бороться куда с большим рвением, чем это делается сейчас.

Но, думается, лезгинка на улицах городов возмущает жителей не потому, что они не любят танцы и веселье и им нравятся нетрезвые или сквернословящие люди. Скорее всего, причина в том, что эти танцы, как правило, сопровождаются шумом, агрессивной ездой вокруг танцующих и, чего уж греха таить, зачастую и стрельбой. Все это мы очень часто видим у себя дома, на улицах наших сел и городов. И нет никакой уверенности в том, что эти наши земляки ведут себя по-другому, находясь в гостях в центральной России. Более того, есть вполне оправданная убежденность в том, что они там именно так себя и ведут. И вполне естественно, что коренные жители Москвы, Петербурга, Ярославля или другого города возмущаются новым, непривычным для себя, нарушением общественного спокойствия куда более активней, чем вполне привычными для них неудобствами. Разве можно даже представить на секунду, чтобы кто-нибудь, приехав из другого региона России, устроил на одной из площадей Грозного бурные танцы с выкриками, стрельбой и визгом тормозов? Так почему мы считаем, что сами имеем право на то, что не позволяем другим?

Но настораживает то, что степень возмущения подобными нарушениями при попустительстве структур, обязанных по роду своей деятельности активно влиять на межэтнические отношения, подбирается к такому уровню, что рискует послужить тем детонатором, который выплеснет наружу все противоречия, каждое из которых вроде бы незначительно и вполне разрешимо, но в совокупности имеют весьма угрожающие размеры.

Муса Магомадов

Все права защищены. При перепечатке ссылка на сайт ИА "Грозный-информ" обязательна.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите: Ctrl+Enter

Поделиться:

Добавить комментарий




Комментарии

Страница: 1 |