Пт, 29 марта, 17:37 Пишите нам






* - Поля, обязательные для заполнения

rss rss rss rss rss

Главная » НОВОСТИ » Культура и образование » Новые методы и технологии работы с молодежью в условиях развития цифровой экономики

Новые методы и технологии работы с молодежью в условиях развития цифровой экономики

10.08.2019 11:40

В настоящее время идет активный процесс отмирания старых и появления новых профессий и специальностей, который в ближайшем будущем кардинально изменит структуру рынка труда и поэтому система образования должна это учитывать.

В первую очередь для того, чтобы молодые люди получили такие знания и навыки, которые будут востребованы на рынке труда ближайшего будущего в условиях развития цифровой экономики. Современная формула образования может и должна быть сформулирована следующим образом: «Учить не только тому, что есть сейчас, но и тому, что будет завтра, чтобы сегодняшние школьники и студенты были востребованы в своей будущей трудовой жизни».

Кроме того, необходимо отметить, что в системе образования вопросы воспитания граждан страны с четко сформированной активной жизненной позицией, ориентированной на неуклонный рост благосостояния страны, не решаются в должной степени. Это связано с несколькими причинами.

Во-первых, сама по себе проблема комплексная и довольно сложная, требующая применения разных форм воспитательной работы применительно к различным возрастным категориям. Для дошкольников – это одни формы воспитательной работы, для начальной школы – другие формы, для основной и старшей школы – третьи.

Во-вторых, основы воспитания молодого человека, как гражданина страны, пекущегося о ее благосостоянии, должны закладываться в школьном возрасте и именно в школе – в своего рода мини-государстве. Здесь должен формироваться молодой человек как гражданин этого «школьного государства» на примере решения задач небольшой сложности с последующим нарастанием потенциала гражданственности при его вступлении во взрослую жизнь и решении серьезных задач, направленных на повышение благосостояния страны.

В-третьих, существует проблема современной молодежи – проблема поколения «Z»,заключающаяся в том, что ребята долгое время находятся в Интернете, в разного рода социальных сетях. Это нередко уводит их от реальной жизни и не позволяет заложить в них полноценные основы формирования настоящего гражданина России с активной жизненной позицией в решении насущных проблем. Зачастую взрослые – родители и школьные учителя – не могут проконтролировать, какую информацию они получают, с кем общаются. А это может привести и нередко приводит к возрастанию риска проникновения деструктивных идеологий в неокрепшее сознание ребят со всеми вытекающими из этого последствиями. Пример с Варварой Карауловой всем хорошо известен.

Все три отмеченные выше причины отсутствия полноценного воспитания молодого человека как гражданина своей страны, так или иначе, связаны со школой.

Между тем, современная школа практически не занимается воспитанием детей и в систему оценки критериев успешности школ не включены ключевые параметры. В частности, характеризующие эффективность воспитательной работы в школе, прежде всего ориентированной на приобретение школьниками практических умений для решения реальных актуальных задач, стоящих перед школой (энергосбережение, экология и безопасность и др.). Приобретя опыт решения подобных задач в рамках школы, в последующем молодой человек может развить полученные навыки уже для решения важных государственных задач, направленных на повышение благосостояния своей страны.

Для решения отмеченных выше проблем целесообразно использовать успешный опыт реализации проекта «Электронная школьная республика» на базе московской школы №354 им. Д.М. Карбышева, занявший первое место в конкурсе Департамента образования города Москвы в апреле 2016 г.

Проект «Электронная школьная республика» (ЭШР) можно представить, как своеобразный мостик, который, используя запросы, знания и умения ребят в области современных технологий, позволяет вывести их из виртуального пространства в реальное. Направить их энергию на решение реальных практических задач в рамках школьной жизни. При этом приобретается бесценный опыт постановки и решения управленческих задач в установленные сроки с надлежащим качеством, который, несомненно, пригодится им во взрослой жизни.

В настоящее время в Грозненском государственном нефтяном техническом университете имени академика М.Д. Миллионщикова начинается реализация проекта «Чеченская электронная молодежная республика (ЧЭМР)», который можно рассматривать как продолжение проекта «Электронная школьная республика», только на более высоком уровне, когда участниками проекта помимо школьников являются студенты вуза и представители органов государственной власти. В университете сформирована сплоченная команда проекта, состоящая из опытных ученых и преподавателей, инициативных и творчески мыслящих студентов. Научным руководителем проекта и наставником молодежи является руководитель Департамента развития кадрового потенциала Национального центра цифровой экономики МГУ им. М.В. Ломоносова, советник вице-президента РАН, Заслуженный деятель науки РФ, д.т.н., профессор, генерал-майор запаса М.А. Шахраманьян.

Чеченская электронная молодежная республика – это, своего рода, мини-государство. Здесь студенты и школьники в игровой форме, в роли сотрудников министерств и ведомств, приобретают опыт коллективного сетевого взаимодействия при решении различных актуальных практических задач, стоящих перед Чеченской Республикой (энергосбережение, экология и безопасность, строительство ЖКХ и др.) с использованием современных информационных технологий (облачные платформы, мобильные гаджеты). Все это происходит под контролем представителей органов государственной власти Чеченской республики – кураторов министров ЧЭМР, а министры ЧЭМР отчитываются о своей деятельности перед съездом делегатов ЧЭМР. При этом делегаты съезда ЧЭМР используют технологии электронного голосования с помощью мобильных гаджетов.

При этом перед школьниками и студентами (под руководством ученых и специалистов) ставится задача использовать не только традиционные методы управления, а принять участие в разработке будущей модели государственного и муниципального управления с использованием технологий хранения и анализа больших данных, систем машинного обучения и искусственного интеллекта на основе анализа и обработки потока реальных данных в различных сферах городского хозяйства (ЖКХ, транспорт, энергетика, экология, предупреждение и ликвидация ЧС и др.)

Такая постановка вопроса является новой и абсолютно пионерской в области образования.

Президентом ЧЭМР станет один из представителей Правительства Чеченской Республики. Должности министров в проекте будут выполнять студенты ГГНТУ имени академика М.Д. Миллионщикова. Причем тематика магистерских или бакалаврских работ этих студентов должна напрямую быть связана с деятельностью министерств, которые возглавляют студенты. Кураторами министров ЧЭМР должны быть представители министерств и ведомств Чеченской Республики, отвечающие за тот или иной блок вопросов (ЖКХ, социальная работа, безопасность, спорт и др.).

Студентам это должно быть интересно, т.к. при хорошей работе тех министерств, которые они возглавляют, они будут замечены руководством Чеченской республики и попадут в кадровый резерв как перспективные работники.

Сотрудниками министерств ЧЭМР станут школьники, проживающие на территории Чеченской Республики. Их работа, как сотрудников министерств ЧЭМР, будет организована в рамках внеурочной деятельности в виде проектных работ в соответствие с требованиями образовательных стандартов общего образования. Основная задача школьников – поиск и предварительный анализ информации по тому или иному направлению деятельности, участие в разработке предложений по хранению и анализу больших данных, использование систем искусственного интеллекта для государственного и муниципального управления.

Считаю, что школьникам проект будет интересен тем, что они смогут получить дополнительные баллы для поступления в вуз, в том числе путем оформления книжки волонтера, министерствам и ведомствам республики-тем, что появится целая армия добровольных помощников для решения многочисленных текущих проблем.

Вся работа в рамках проекта ЧЭМР организуется в единой информационной среде с возможностью доступа к ней с мобильных гаджетов. При необходимости может быть обеспечен доступ к единой информационной среде родителей школьников и студентов, руководства министерств и ведомств.

В рамках проекта «Чеченская электронная молодежная республика» в честь празднования 75-летия Великой Победы в Великой Отечественной войне в мае 2020 года предлагается реализовать проект «Любим, знаем, гордимся». Проектом предусмотрена организация работ по изучению и обобщению молодыми людьми (школьниками и студентами), проживающими на территории Чеченской Республики, подвигов своих родственников как на фронте, так и в тылу. Такая информация хранится в семейных архивах и, как правило, малоизвестна широкой общественности. Подготовленные молодыми людьми презентации могли бы быть представлены авторитетной комиссии, лучшие из них могли бы быть отмечены дипломами и призами, а также размещены в СМИ. Образно выражаясь, этот проект – своего рода, продолжение проекта «Бессмертный полк», но имеет гораздо больший воспитательный эффект, т.к. молодые люди в течение длительного времени изучают и собирают информацию о своих предках и информируют об этом окружающих.

Обобщение информации о фронтовых и трудовых подвигах чеченцев в ходе Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., в том числе и малоизвестных страниц участия чеченцев в Великой Отечественной войне будут осуществлять сотрудники министерства культуры ЧЭМР, используя технологии машинного обучения и искусственного интеллекта, что в конечном итоге позволит выявить определенный объем информации, существенно дополняющий уже существующие электронные ресурсы, например, электронный архив «Мемориал» https://obd-memorial.ru/html/и другие существующие электронные ресурсы.

Адам Хамзаев,

председатель Профкома студентов ГГНТУ

Все права защищены. При перепечатке ссылка на сайт ИА "Грозный-информ" обязательна.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите: Ctrl+Enter

Поделиться:

Добавить комментарий




Комментарии

Страница: 1 |