Пт, 03 мая, 14:54 Пишите нам






* - Поля, обязательные для заполнения

rss rss rss rss rss

Главная » НОВОСТИ » Культура и образование » Московские студенты о культуре Чечни

Московские студенты о культуре Чечни

01.12.2014 17:27

Постоянное представительство ЧР при Президенте РФ совместно с Государственным информационным агентством «Грозный-информ» продолжает публикацию докладов, прозвучавших на студенческой научной конференции: «Культура Чечни: прошлое, настоящее, будущее», которая прошла 27 ноября текущего года в городе Москва.

Сегодня мы предлагаем читателям «Грозный-информ» доклад студента Государственного университета управления Ислама Ганаева на тему: «Культура Чечни в зеркале времени: исторический аспект».

Немного об авторе: Ислам Ганаев является руководителем чеченского студенческого землячества Государственного университета управления. Это один из ведущих вузов России, с которым у Постоянного представительства ЧР при Президенте РФ существует Соглашение и сотрудничестве в области молодежной политики. Ислам Ганаев активно участвует во всех мероприятиях, проводимых не только ГУУ, но и Постпредством ЧР. Хорошо учится и превосходно справляется со всеми поручениями, возлагаемыми на него руководством Постпредства ЧР.

Мансур МАГОМАДОВ,

заместитель Полномочного представителя ЧР при Президенте РФ, кандидат философских наук, доцент кафедры теории и истории журналистики РУДН, заслуженный журналист ЧР.

КУЛЬТУРА ЧЕЧНИ В ЗЕРКАЛЕ ВРЕМЕНИ: ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Ислам Ганаев,

студент Государственного университета управления (г.Москва)

2014 год объявлен в России как Год культуры. Это важное решение, которое явилось стимулом для развития культуры всех народов России.

Как известно, существует великое множество определений культуры, я остановлюсь на одном из них, которое, как мне кажется, наиболее близко к рассматриваемым вопросам. Культура (от латинского cultura - возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в сознаваемых ими материальных и духовных ценностях.

Николай Константинович Рерих (1874-1947), посвятивший большую часть своей жизни развитию, распространению и защите культуры говорил: «Каждая страна проходит степень общественности. То есть цивилизации… Цивилизация может погибать, может совершенно уничтожаться, но культура в неистребимых духовных скрижалях создает великое наследие, питающее будущую молодую поросль».

Чеченцам с древних времен приходилось вести ожесточенные войны, чтобы сохранить свою национальную идентичность, много раз оказываясь на грани полного исчезновения самого этноса.

От материальных исторических ценностей Чечни сохранилось немного: в результате депортации в Казахстан и среднюю Азию, ожесточенных войн с Россией в XIX веке и двух последних военных действий экспонаты республиканских музеев частью были организованно вывезены, частью были разграблены и уничтожены. Но в настоящее время краеведами и историками ведется кропотливая и упорная работа по восстановлению наших музеев, по реставрацию архитектурных памятников раннего средневековья. До наших дней сохранились знаменитые вайнахские башни, а от замковых строений остались одни лишь руины.

При восстановлении Грозного и строительства новых прекрасных зданий учтены многие элементы национальной архитектуры, по силуэтам новых зданий легко угадывается, что находишься в чеченской столице.

Стремительно меняется облик наших городов и сел, в этом большая заслуга Главы нашей республики Рамзана Кадырова. Город Грозный стал одним из самых красивейших городов России, жители сел и городов возводят красивые современные дома. Трудолюбию чеченцев удивлялись русские офицеры во время Кавказской войны XIX века, они с восхищением писали о трудоспособности чеченцев.

Славились на Кавказе также наши оружейники из Атаги, кузнецы из чеченцев-акинцев, которые обслуживали караваны, проходящие по «Шелковому пути» через наши земли. Еще М.Ю. Лермонтов свидетельствовал об изяществе и высоком качестве чеченского оружия. Он говорил, что даже великие князья из царского дома не погнушались бы носить кинжал, который видели за поясом чеченского бедняка. Атагинская сталь ни в чем не уступала дамасской. Атагинские шашки «Терс мэймал» и «Борз» можно было согнуть в кольцо, не боясь их сломать.

Большой известностью и популярностью пользовались наши колесные мастера из Шали, Центороя, Беноя, Саясана и из многих других чеченских сел. Для изготовления колес использовалось 7 сортов древесины. Большая закупка их велась и русскими, единственный недостаток этих телег, что оси их были не из металла, а из дуба, из-за нехватки железа в горах. Но в России заменяли их на железные. Для езды по горным тропинкам были изобретены одноколесные телеги.

На местных рынках повсеместно торговали узорчатыми деревянными люльками, посудой керамической, деревянной и медной, деревянными и металлическими орудиями земледелия. На берегах всех рек Чечни были построены большое количество водяных мельниц, они функционировали на берегах Аргуна, Терека и Сунжи до и после нашей депортации.

Водяные двигатели использовались при выплавке чугуна и железа и в кузнечном деле для воздуходувки. Они использовались и для выполнения токарных и керамических работ.

О трудолюбии и чистоплотности чеченцев писал Александр Дюма- старший в своих воспоминаниях о своем пребывании в Чечне. Он увидел прекрасно возделанные поля, сады и виноградники, убогие после только что закончившейся войны, но опрятные чеченские жилища. Он увидел стройных и опрятно одетых, хорошо воспитанных людей. Удивленный, он воскликнул «Да они французы Кавказа!». Восхитили его чеченские джигиты, он считал, что чеченская кавалерия лучшая в мире. Лошади эти были выведены в Чечне.

В с. Толстой-Юрт (чеч. «Дойкар-Эвла») производились знаменитые на весь Кавказ бурки и башлыки.

В наши дни мастерство и талант, накопленные чеченским народом в течение тысячи лет, оказались невостребованными. В последние годы в частных ателье наши мастерицы стали шить прекрасную национальную одежду. Нужно ожидать, что в скором времени Чечня станет местом паломничества туристов, а среди туристов во все времена пользовались большим спросом местные сувениры.

Когда к нам в Грозный приезжают люди из разных стран и городов, их всегда интересует, откуда у нас такое тонкое понимание красоты. В нашем народе говорится: «Хазачу хIумане хьаьжча, мел бу», на русском это звучит примерно так: «Смотреть на красоту - значит получить божье благословение». С давних времен повелось, если в каком-то селе вышла в свет (ловзар) новая красавица, то молва о ней быстро распространялась по всей округе, и все ходили смотреть на нее и затем еще долго женщины ставили в пример своим дочерям эту красавицу: как прекрасно она танцует, как умеет себя вести, как одевается!

Никакие правильные черты лица не могут вызвать восхищение у внимательно наблюдающих за чеченкой людей, если в ней нет свободы. Чеченка грациозна, свободна в танце, потому что уверена в защите своей чести: за ней внимательно следят не одна пара глаз ее родственников, готовых обрушить на ее обидчика смертельные удары кинжалов!

В нашем народе говорят: «Несчастна девушка, которая не имеет брата».

Когда спросили Шейха Докку, почему он в таком пожилом возрасте носит тяжелый кинжал, ведь ему ничто и никто не угрожает, потому что тысячи человек готовы отдать жизнь, чтобы защитить его, Шейх Докка ответил: «Я его ношу, чтобы защитить девушку, женщину от бесчестия и насилия!». Это пример уважительного, трепетного отношения к женщине!

Вот как нужно относиться к нашим девушкам!

Известный французский исследователь Глюксман сказал: «Истинная красота - красота свободы, поэтому все чеченцы кажутся красивыми!». Чеченцы бережно хранят и оберегают свои национальные обычаи и традиции.

«Мехк кхел» (с чеч. «народный совет») в XVII веке объявил о принятии ислама всеми чеченскими обществами. Он отказался от применения норм шариата во всех сферах права, за исключением имущественного и наследственного.

«Мехк кхел» решил сохранить национальную особенность чеченцев в различных сферах человеческой деятельности, что во многом определило своеобразие чеченского менталитета, в отличие от других народов, принявших Ислам. Многие мусульманские народы были ассимилированы арабами.

Нация - это исторически сложившаяся, устойчивая общность людей, возникшая на базе общности языка, культуры и национального интереса, формируемого на основе национальной культуры. Наш национальный интерес сохранить свой язык, свои традиции и обычаи, чеченский менталитет.

Очень важно беречь семью. Сохранить ее. В республике должен действовать Федеральный Закон «О семье». Семья является ячейкой не только общества, но и государства. Отсутствие рабочих мест в республике пагубно влияет на менталитет чеченцев. Глава семьи, который не в состоянии прокормить свою семью, теряет уважение в семье, и она распадается. Необходимо создать в республике условия для развития личности как в культурном, так и в экономическом плане. Для этого в Чечне делается много: созданы прекрасные парки отдыха, в Грозном и во многих районах построены стадионы и спортивные площадки, реконструированы театры и Дома культуры, построены прекрасные мечети.

Трудно перечислить всего, что сделано и делается. Но, не останавливаясь на достигнутом, нам надо идти вперед!

В ходе подготовки доклада использованы следующие источники: сайт Министерства культуры ЧР, grozny-inform.ru, chechnyatoday.com, vesti95.ru и др.

Все права защищены. При перепечатке ссылка на сайт ИА "Грозный-информ" обязательна.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите: Ctrl+Enter

Поделиться:

Добавить комментарий




Комментарии

Страница: 1 |