Мир
Малайзия заявила о намерении дарить орангутанов странам-партнерам
Главная » НОВОСТИ » Культура и образование » МОСКОВСКИЕ СТУДЕНТЫ О КУЛЬТУРЕ ЧЕЧНИ
МОСКОВСКИЕ СТУДЕНТЫ О КУЛЬТУРЕ ЧЕЧНИ
20.12.2014 11:48
Указом Президента РФ В.В. Путина 2014 год объявлен Годом культуры России. В рамках поручений Главы ЧР Р.А.Кадырова Постоянное представительство ЧР при Президенте РФ провело 27 ноября 2014 года Студенческую научную конференцию «Культура Чечни: прошлое, настоящее, будущее», посвященное Году культуры в России.
К обсуждению на студенческой научной конференции нами были предложены следующие научные направления:
· Культура Чечни в зеркале времени: исторический аспект.
· Культура как механизм формирования нации.
· Межкультурные связи в республике.
· Взаимосвязь духовных и светских культурных ценностей.
· Искусство (театральное, музыкальное, кинематографическое и др.) и культура.
На студенческой научной конференции озвучено более десятка докладов. Все они представляют собой большой интерес своим глубоким содержанием и познавательностью. Эти доклады, безусловно, выполняют также и культурно-просветительскую функцию, они имеют также ярко выраженный духовно-нравственный, воспитательный характер.
Постоянное представительство ЧР при Президенте РФ совместно с Информационным агентством «Грозный-информ» продолжает публикацию докладов, озвученных на студенческой научной конференции: «Культура Чечни: прошлое, настоящее, будущее» (г.Москва, 27.11.2014 г.).
Ниже мы предлагаем читателям «Грозный-информ» доклад студентки Российского государственного университета нефти и газа им. И.М.Губкина Фатимы Газалоевой «Русские писатели о культуре, традициях и обычаях чеченцев».
Фатима Газалоева - отличница. Активно участвует в общественной жизни университета и во всех мероприятиях, проводимых Постоянным представительством Чеченской Республики при Президенте Российской Федерации.
Фатима Газалоева любит чеченскую литературу, историю, интересуется чеченским искусством, живописью. Она – тонкий ценитель всего прекрасного и изящного. Ее доклад на студенческой научной конференции вызвал живой интерес.
Мансур МАГОМАДОВ,
заместитель Полномочного представителя ЧР при Президенте РФ, кандидат философских наук, доцент кафедры теории и истории журналистики РУДН, заслуженный журналист ЧР.
Русские писатели о культуре, традициях и обычаях чеченцев
Фатима Газалоева,
студентка РГУ нефти и газа им. И.М.Губкина
«Чеченцы! Вы – кремень! Вы – сталь, вы – алмаз! Стереть в порошок вас пытались не раз. Вы доброго семени стойкое племя, и вами веками гордится Кавказ!» - так писал о чеченцах М.Ю.Лермонтов, но это далеко не единственный величайший русский поэт, который с такой теплотой и уважением относился к чеченцам.
Большое внимание жизни, быту, культуре, традициям и обычаям народов Северного Кавказа в своем творчестве уделяли также все знаменитые представители русской интеллигенции: М.Ю. Лермонтов, А.С. Пушкин, Л.Н. Толстой и другие.
Лучшие произведения, написанные ими о Кавказе, посвящены чеченцам. Они с глубокой симпатией и уважением описывают быт и нравы чеченцев. Рассказывают о свободолюбии, храбрости, мужестве, стойкости, преданности, гостеприимстве и умении нашего народа дружить с соседями.
Русским писателям не нужно было ничего придумывать и приукрашивать, они просто констатировали факты, и такими реальными качествами они наделяли героев своих произведений.
Благородство, которым отличаются чеченцы даже в трудные моменты своей жизни, ярко выражено и в пушкинском «Тазите», когда воспитанный среди чеченцев Тазит уходит, оставив в живых своего врага братоубийцу, из-за того, что тот был безоружен и ранен: «Убийца был один, изранен, безоружен».
Л.Н. Толстой, будучи в Чечне, подружился с чеченцами Балтой Исаевым и Садо Мисирбиевым из Старого-Юрта, переименованного потом в Толстой-Юрт. Писатель так рассказывал о своей дружбе с Садо: «Много раз он доказывал мне свою преданность, подвергая свою жизнь из-за меня опасности, но это для него ничего не значит, это для него обычай и удовольствие».
Как известно, именно знакомство с чеченским образом жизни и подтолкнуло великого писателя Л.Н.Толстого к созданию многих известных произведений, вошедших в сокровищницу мировой литературы.
Многие чеченцы по праву считают русских писателей, мыслителей гуманистами, а некоторые даже - первыми правозащитниками чеченцев. Причиной тому является описание русскими писателями в своих произведениях национальных качеств чеченцев – мужества, отваги, храбрости, благородства. И, как мы отметили, эти писатели не придумывали ничего от себя, они просто писали правду.
Одним из факторов, определяющих особенности национального характера чеченцев, является чеченская народная социально-бытовая лирика. К социально-бытовой лирике относятся традиционные песни чеченцев, которые служили в народном сознании для выражения внутреннего мира чеченцев.
Чеченская песня выражает богатство чувств народной души с ее печалями и радостями, вызванными определенными историческими событиями, тяжелой жизнью народа, любовью чеченцев к свободе.
Чеченский музыкальный фольклор своей яркостью и самобытностью уже давно привлекал внимание русских и советских композиторов.
В своём музыкальном творчестве чеченский музыкальный фольклор использовал и известный композитор, чеченец по национальности, Муслим Магомаев.
В 1925 году в работе научно-художественной экспедиции участвовал композитор А.А. Давиденко. Выезжая в чеченские села, он записывал народные мелодии. Результатом этой поездки явился выпущенный в следующим 1926 году, музыкальным сектором государственного издательства в Москве сборник, состоявший из 30 обработок чеченских народных мелодий, записанных А.А. Давиденко.
Чеченская профессиональная музыка имеет богатейшую основу народно-песенного и музыкального творчества. Тысячи исполнителей народных песен остались безвестными. Они жили в каждом селе и ауле, они воодушевляли своих земляков на подвиги. Их хорошо знали в народе, имена многих еще помнят и хранят бережно в памяти. О них слагают легенды. В XIX веке они стали известны и в России через творчество русских писателей, поэтов. В их числе был и М.Ю. Лермонтов. В поэме «Измаил Бей», написанной в 1832 году, указав на то, что столь драматичный сюжет поэмы ему подсказал «старик-чеченец, хребтов Кавказа бедный уроженец», поэт красочно изображает народного певца:
Вокруг огня, певцу внимая,
Столпилась юность удалая,
И старики седые в ряд
С немым вниманием стоят.
На сером камне, безоружен,
Сидит неведомый пришелец, -
Наряд войны ему не нужен,
Он горд и беден, он певец!
Дитя степей, любимец неба,
Без злата он, но не без хлеба.
Вот начинает: три струны
Уж забренчали под рукою.
И живо, с дикой простотой
Запел он песни старины.
В ходе подготовки доклада были использованы научные труды Ю.А. Айдаева, Н.С. Речменского, Я.З. Ахмадова и др.
Все права защищены. При перепечатке ссылка на сайт ИА "Грозный-информ" обязательна.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите: Ctrl+Enter
Поделиться:Также в разделе «Культура и образование»:
- 08.05.2024 / 21.37
- Чеченским студентам рассказали о мерах по предотвращению террористических угроз
- 07.05.2024 / 21.35
- В ЧР около 300 выпускников не допущены к ЕГЭ
- 07.05.2024 / 15.00
- В Чеченской Республике прошел конкурс научно-исследовательских проектов "Старт в науке"
- 07.05.2024 / 14.40
- На базе Гудермесского Дома культуры будет создан виртуальный концертный зал
- 07.05.2024 / 11.52
- Чеченский вуз проведет в столице Катара цикл мероприятий, посвященных 225-летию Пушкина