Пт, 10 мая, 09:26 Пишите нам






* - Поля, обязательные для заполнения

rss rss rss rss rss

Главная » НОВОСТИ » Культура и образование » МОСКОВСКИЕ СТУДЕНТЫ О КУЛЬТУРЕ ЧЕЧНИ

МОСКОВСКИЕ СТУДЕНТЫ О КУЛЬТУРЕ ЧЕЧНИ

20.12.2014 11:48

Указом Президента РФ В.В. Путина 2014 год объявлен Годом культуры России. В рамках поручений Главы ЧР Р.А.Кадырова Постоянное представительство ЧР при Президенте РФ провело 27 ноября 2014 года Студенческую научную конференцию «Культура Чечни: прошлое, настоящее, будущее», посвященное Году культуры в России.

Был создан Оргкомитет, который возглавил заместитель Председателя Правительства ЧР – Полномочный представитель ЧР при Президенте РФ Бекхан Таймасханов. Участниками научного форума стали студенты-чеченцы, обучающиеся в вузах города Москвы. Это - будущие экономисты, юристы, медики, историки, дипломаты, нефтяники, аграрии, транспортники, пожарные, а также представители других профессий. Целью студенческой научной конференции являлась пропаганда многонациональной культуры Чеченской Республики, выявление и систематизация знаний студентов о прошлом и настоящем чеченской культуры, установление контактов между студентами и аспирантами для обмена научно-практической информацией о культуре, духовной жизни чеченского народа.

К обсуждению на студенческой научной конференции нами были предложены следующие научные направления:

· Культура Чечни в зеркале времени: исторический аспект.

· Культура как механизм формирования нации.

· Межкультурные связи в республике.

· Взаимосвязь духовных и светских культурных ценностей.

· Искусство (театральное, музыкальное, кинематографическое и др.) и культура.

На студенческой научной конференции озвучено более десятка докладов. Все они представляют собой большой интерес своим глубоким содержанием и познавательностью. Эти доклады, безусловно, выполняют также и культурно-просветительскую функцию, они имеют также ярко выраженный духовно-нравственный, воспитательный характер.

Постоянное представительство ЧР при Президенте РФ совместно с Информационным агентством «Грозный-информ» продолжает публикацию докладов, озвученных на студенческой научной конференции: «Культура Чечни: прошлое, настоящее, будущее» (г.Москва, 27.11.2014 г.).

Ниже мы предлагаем читателям «Грозный-информ» доклад студентки Российского государственного университета нефти и газа им. И.М.Губкина Фатимы Газалоевой «Русские писатели о культуре, традициях и обычаях чеченцев».

Фатима Газалоева - отличница. Активно участвует в общественной жизни университета и во всех мероприятиях, проводимых Постоянным представительством Чеченской Республики при Президенте Российской Федерации.

Фатима Газалоева любит чеченскую литературу, историю, интересуется чеченским искусством, живописью. Она – тонкий ценитель всего прекрасного и изящного. Ее доклад на студенческой научной конференции вызвал живой интерес.

Мансур МАГОМАДОВ,

заместитель Полномочного представителя ЧР при Президенте РФ, кандидат философских наук, доцент кафедры теории и истории журналистики РУДН, заслуженный журналист ЧР.

Русские писатели о культуре, традициях и обычаях чеченцев

Фатима Газалоева,

студентка РГУ нефти и газа им. И.М.Губкина

«Чеченцы! Вы – кремень! Вы – сталь, вы – алмаз! Стереть в порошок вас пытались не раз. Вы доброго семени стойкое племя, и вами веками гордится Кавказ!» - так писал о чеченцах М.Ю.Лермонтов, но это далеко не единственный величайший русский поэт, который с такой теплотой и уважением относился к чеченцам.

Большое внимание жизни, быту, культуре, традициям и обычаям народов Северного Кавказа в своем творчестве уделяли также все знаменитые представители русской интеллигенции: М.Ю. Лермонтов, А.С. Пушкин, Л.Н. Толстой и другие.

Лучшие произведения, написанные ими о Кавказе, посвящены чеченцам. Они с глубокой симпатией и уважением описывают быт и нравы чеченцев. Рассказывают о свободолюбии, храбрости, мужестве, стойкости, преданности, гостеприимстве и умении нашего народа дружить с соседями.

Русским писателям не нужно было ничего придумывать и приукрашивать, они просто констатировали факты, и такими реальными качествами они наделяли героев своих произведений.

Благородство, которым отличаются чеченцы даже в трудные моменты своей жизни, ярко выражено и в пушкинском «Тазите», когда воспитанный среди чеченцев Тазит уходит, оставив в живых своего врага братоубийцу, из-за того, что тот был безоружен и ранен: «Убийца был один, изранен, безоружен».

Л.Н. Толстой, будучи в Чечне, подружился с чеченцами Балтой Исаевым и Садо Мисирбиевым из Старого-Юрта, переименованного потом в Толстой-Юрт. Писатель так рассказывал о своей дружбе с Садо: «Много раз он доказывал мне свою преданность, подвергая свою жизнь из-за меня опасности, но это для него ничего не значит, это для него обычай и удовольствие».

Как известно, именно знакомство с чеченским образом жизни и подтолкнуло великого писателя Л.Н.Толстого к созданию многих известных произведений, вошедших в сокровищницу мировой литературы.

Многие чеченцы по праву считают русских писателей, мыслителей гуманистами, а некоторые даже - первыми правозащитниками чеченцев. Причиной тому является описание русскими писателями в своих произведениях национальных качеств чеченцев – мужества, отваги, храбрости, благородства. И, как мы отметили, эти писатели не придумывали ничего от себя, они просто писали правду.

Одним из факторов, определяющих особенности национального характера чеченцев, является чеченская народная социально-бытовая лирика. К социально-бытовой лирике относятся традиционные песни чеченцев, которые служили в народном сознании для выражения внутреннего мира чеченцев.

Чеченская песня выражает богатство чувств народной души с ее печалями и радостями, вызванными определенными историческими событиями, тяжелой жизнью народа, любовью чеченцев к свободе.

Чеченский музыкальный фольклор своей яркостью и самобытностью уже давно привлекал внимание русских и советских композиторов.

В своём музыкальном творчестве чеченский музыкальный фольклор использовал и известный композитор, чеченец по национальности, Муслим Магомаев.

В 1925 году в работе научно-художественной экспедиции участвовал композитор А.А. Давиденко. Выезжая в чеченские села, он записывал народные мелодии. Результатом этой поездки явился выпущенный в следующим 1926 году, музыкальным сектором государственного издательства в Москве сборник, состоявший из 30 обработок чеченских народных мелодий, записанных А.А. Давиденко.

Чеченская профессиональная музыка имеет богатейшую основу народно-песенного и музыкального творчества. Тысячи исполнителей народных песен остались безвестными. Они жили в каждом селе и ауле, они воодушевляли своих земляков на подвиги. Их хорошо знали в народе, имена многих еще помнят и хранят бережно в памяти. О них слагают легенды. В XIX веке они стали известны и в России через творчество русских писателей, поэтов. В их числе был и М.Ю. Лермонтов. В поэме «Измаил Бей», написанной в 1832 году, указав на то, что столь драматичный сюжет поэмы ему подсказал «старик-чеченец, хребтов Кавказа бедный уроженец», поэт красочно изображает народного певца:

Вокруг огня, певцу внимая,

Столпилась юность удалая,

И старики седые в ряд

С немым вниманием стоят.

На сером камне, безоружен,

Сидит неведомый пришелец, -

Наряд войны ему не нужен,

Он горд и беден, он певец!

Дитя степей, любимец неба,

Без злата он, но не без хлеба.

Вот начинает: три струны

Уж забренчали под рукою.

И живо, с дикой простотой

Запел он песни старины.

В ходе подготовки доклада были использованы научные труды Ю.А. Айдаева, Н.С. Речменского, Я.З. Ахмадова и др.

Все права защищены. При перепечатке ссылка на сайт ИА "Грозный-информ" обязательна.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите: Ctrl+Enter

Поделиться:

Добавить комментарий




Комментарии

Страница: 1 |