Вт, 16 апреля, 22:47 Пишите нам






* - Поля, обязательные для заполнения

rss rss rss rss rss

Главная » НОВОСТИ » Культура и образование » Манаш Пайзуллаева – учитель-дефектолог с 51 летним стажем

Манаш Пайзуллаева – учитель-дефектолог с 51 летним стажем

04.03.2015 13:59

В канун Международного женского дня 8 марта ИА «Грозный-информ» публикует ряд материалов про достойных представительниц чеченского народа.

Учитель – одна из самых важных, уважаемых и ответственных профессий. С уверенностью можно сказать, что учитель играет одну из основных ролей в создании будущего народа и страны в целом. Каждый из нас знает о работе учителя и безусловно уважает их труд. Но, мало кто знает о таком разделе в педагогике как учитель-дефектолог. Этот педагог выкладывается в обучении своих подопечных в большей мере, потому как дефектолог - это специалист, который занимается изучением, обучением, воспитанием и социализацией детей с ограниченными возможностями здоровья. Так же учитель-дефектолог занимается с детьми, испытывающими трудности в обучении. И эта профессия, как говорится, находится на стыке медицины и педагогики. Дефектолог включает в себя множество специальностей: сурдопедагог (работает со слабослышащими детьми), олигофренопедагог (с недостатками умственного развития), тифлопедагог (с недостатками зрения), логопед (с речевыми нарушениями).

Об одной из таких учительниц - сурдопедагоге Манаш Пайзуллаевой - мне хочется рассказать читателям.

Манаш Адизовна Пайзуллаева – учитель-дефектолог ГБОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для глухих и слабослышащих».

Манаш Адизовна в 1965 пришла работать в школу-интернат, стаж ее работы -51 лет.

- В наше село приехали учителя со школы–интерната, среди которых оказалась знакомая моей мамы. Так как наше село Гардали является одним из предгорных, им пришлось остаться у нас ночевать. По их рассказам я узнала о работе школы-интерната для глухих и слабослышащих и была под сильным впечатлениям о деятельности этого учебного учреждения, - вспоминает Манаш.

Манаш уроженка с. Гардали Ножай-Юртовского района . После окончания школы она поступила в Чеченский государственный педагогический институт и, будучи студенткой, устроилась учительницей младших классов в своей же школе. Именно в те годы и определилась судьба молодой девушки. Манаш вышла замуж и переехала жить в Грозный, где первым делом стал вопрос трудоустройства. Стоит отметить, в то время практически во всех школах работали русскоязычные учителя, и местных специалистов на работу брали с большим трудом.

- По совету старой знакомой мамы я пришла в школу-интернат для глухих и слабослышащих, где меня взяли воспитателем с испытательным сроком, - вспоминает Манаш Адизовна. – Помню, я каждый вечер собиралась уходить, а утром одевалась и шла на работу,- делится она.

По рассказам Манаш ей было тяжело смотреть на детей, у которых нет слуха и как тяжело им дается речь.

- Вспоминая свои первые дни на работе, хочу рассказать о случае моего приема на работу (улыбается). Оказывается, женщина, принявшая меня на работу была не директором (та была в отпуске), а завучем. Директор, при первом же появлении на работе, повышенным тоном спросила: «Ты кто такая, и что ты здесь делаешь?» На что я удивленно возразила: «Я воспитатель». После чего мне пришлось пройти все тесты и директор, не раз побывав на моих занятиях, заявила: «Ну, ладно, будешь ты работать с нами». И с тех самых пор я с этой школой не расставалась, - рассказывает Манаш Адизовна.

В 1976 году Манаш поступила в Московский государственный педагогический институт на дефектологическое отделение, раздел сурдопедагогика. По его окончании стала работать учителем-дефектологом.

Манаш Пайзуллаева за время своей работы поменяла много должностей в школе- интернате, от воспитателя до завуча, была отмечена многочисленными благодарностями, почетными грамотами министерства образования и науки ЧР, знаком «Отличник просвещения РСФСР», медалью «Ветеран труда», званиями «Учитель-методист», «Почетный работник общего образования РФ, дипломами и грамотами.

На научно-практической конференции школ-интернатов глухих Северного Кавказа в 1986 году ее доклад «Предметно-практическое обучение – начальный этап трудовой подготовки глухих» был признан лучшим. Манаш Адизовна прошла курсы по теме «Использование современных технологий в специальной коррекционной образовательной школе 1-2 вида в г. Париже, в центре «Апаж», получила европейский сертификат, изучила методику работы со звукоусиливающей аппаратурой серии «СУВАГ» фирмы «Седи» - система универсального верботонального слушания Губерина.

В 2009 году дважды участвовала во Всероссийском обучающем семинаре-тренинге «Организация профессиональной подготовки детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с потребностью рынка», который проводил центр слуха и речи «Верботон-М+» (Москва).

Вместе с Манаш Адизовной с глухими детьми занимается и ее сноха, которая также как и свекровь, окончила Московский педагогический институт и получила специальность дефектолога.

Рассказывая про родной интернат, Манаш Адизовна вспомиает, что даже в тяжелые годы двух военных компаний занятия в их школе не прекращались, разве на несколько месяцев.

- В годы военных компаний в Чеченской Республике школу посещали 60 детей, интернат не функционировал, поэтому родителям приходилось приводить к нам детей, чтобы мы с ними занимались. Со временем количество учащихся увеличилось, интернат восстановили, за что огромное спасибо руководству Чеченской Республики и министру образования. На очередной встрече педагогов я попросила выделить нам участок земли для строительства учебного корпуса для школы,- отмечает Манаш Адизовна. Так как с увеличением количества детей нам стало тесновато. На что министр откликнулся сразу, и после согласования с Главой ЧР Рамзаном Кадыровым, нам за короткие сроки за счет Регионального общественного Фонда имени А.-Х.Кадырова был построен учебный корпус. Сегодня наша школа-интернат, где дети находятся 5 дней в неделю, оснащена в техническом плане полностью, здесь созданы все необходимые удобства,- отмечает Манаш.

Манаш Адизовна воспитала двоих детей, она бабушка семерых внуков, об их успехах в учебе она рассказывает с гордостью.

На сегодняшний день Манаш работает методисткой и учителем-дефектологом, она также воспитала и достойное поколение учителей для родной школы-интернат.

- Пользуясь случаем, хочу призвать родителей о ранней диагностике своих детей, потому что с возрастом глухому или слабослышащему ребенку усваивать программу тяжелей.

Бывают дети, которые не умеют говорить, но пишут хорошо. От их мотивации зависит многое, если ребенок хочет, то речь у них появляется. Проработав не один десяток лет со слабослышащими детьми и подростками, могу с уверенностью сказать, что нет такого человека, которого невозможно было бы научить говорить. То есть, у детей с нарушенным слухом имеются колоссальные возможности для развития! Главная задача всех, кто работает с такими ребятами и их родителей – создать оптимальные условия для развития. Самое главное – это желание, мотивация и ранняя диагностика, - отметила она.

И на прощание Манаш Адизовна попросила поздравить от ее лица всех представительниц прекрасного пола, что с удовольствием мы и делаем.

- Я благодарна всем своим коллегам - учителям и воспитателям, единомышленникам, вместе с которыми мы переживали и переживаем радости и огорчения, вместе движемся вперед – ради наших детей. Желаю терпения и радости родителям глухих и слабослышащих ребят. Когда глухой ребенок начинает говорить, это всегда чудо! Я в этом уверена! - добавила в завершении нашего диалога Манаш Адизовна.

Хеда Хачукаева

Все права защищены. При перепечатке ссылка на сайт ИА "Грозный-информ" обязательна.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите: Ctrl+Enter

Поделиться:

Добавить комментарий




Комментарии

Страница: 1 |