Вт, 14 мая, 23:54 Пишите нам






* - Поля, обязательные для заполнения

rss rss rss rss rss

Главная » НОВОСТИ » Культура и образование » Ювелирные производства Фаберже не знали себе равных в Европе

Ювелирные производства Фаберже не знали себе равных в Европе

11.06.2015 09:59

Президентская библиотека продолжает исследовать вклад российских предпринимателей, купцов и меценатов в развитие страны. В ее фонде имеется книга Татьяны Мунтян «Фаберже: ювелир Романовых», которая раскрывает причины мирового признания ювелирной фирмы Карла Фаберже.

Фото с сайта pandia.ru

Имя его неотделимо от образа императорских дворов России и Европы конца XIX– начала XX столетия. Императоры Александр III и Николай II часто и довольно успешно использовали изделия мастера для укрепления политических, экономических и военных связей внутри страны и за рубежом.

Начало деятельности фирмы Фаберже относится к 1842 году, когда купец 2-й гильдии Густав Фаберже открыл в Адмиралтейской части Петербурга скромный магазин с мастерской золотых и бриллиантовых вещей. По происхождению Фаберже были французскими протестантами (гугенотами), переселившимися сначала в Германию, а затем обосновавшимися в Лифляндии. Как и многие ювелиры того времени, Густав Фаберже устремился в ювелирную Мекку империи – город Санкт-Петербург. Здесь и родился его сын Петер Карл (1846 -1920), при котором фирма снискала заслуженную мировую славу и популярность, став мощным торгово-промышленным предприятием «по производству ювелирных, серебряных и других изделий из металлов и камня».

В своем творчестве Карл Фаберже демонстрирует широкую палитру стилей – от «Ар Нуво» до «Ар Деко» при доминировании модернизма и «русского стиля». Более двухсот произведений и исторических документов, вошедших в названное выше издание, иллюстрируют, с каким блеском он использовал различные техники и материалы для воплощения бесконечного многообразия тем. Волшебное прикосновение руки мастера превращало бриллианты, уральские самоцветы, эмали, хрусталь и драгоценные металлы в великолепные украшения, пасхальные яйца, цветы, фигурки животных и множество других необыкновенных изделий.

Роскошные пасхальные яйца составляют самую малую часть того, что фирма создала за все время своего существования. Но когда мы говорим «Фаберже», то воображение, прежде всего, рисует эти блистательные произведения, созданию которых великий ювелир посвятил более тридцати лет своей жизни. Особое признание ценителей отдано яйцам «Созвездие цесаревича» и «Коронационное» – с миниатюрной каретой внутри. Описание столь роскошного яйца в счете было лаконичным: «Яйцо желтой эмали и карета». Указана цена: 5500 рублей. Яйцо «Коронационное» напоминало императрице Александре Федоровне о великом событии, когда она вступила «в мистический брак с Россией», как написано в книге А. Боханова «Николай II».

Первоначально Петер Карл «состоял при семействе и капитале отца своего», а в 1872 году возглавил дело. Благодаря тонкому художественному вкусу и поразительной энергии Карла Фаберже, кампания стала крупнейшим ювелирным предприятием в России с большим штатом мастеров и художников (более пятисот человек), с современным технологическим оборудованием. Фирма имела филиалы в Москве, Одессе, Киеве и Лондоне.

В книге И. Зимина и А. Соколова «Ювелирные сокровища Российского императорского двора», которая также находится в фонде Президентской библиотеки, рассказывается о деятельности заграничных представительств российской ювелирной фирмы: «В доле частных заказов, поступавших непосредственно от членов императорской семьи, значительное место занимали подарки для европейской родни. …Например, при подготовке поездки императрицы Марии Федоровны в Данию взяли вещей на 4464 руб.: трех слонов, гриб, две чашки с орлами». Деньги, по тем временам, были немалые.

Основное ювелирное производство, главный магазин и контора помещались в собственном доме Карла Фаберже, построенном в 1900 году в аристократическом районе Петербурга, на Большой Морской улице, по проекту архитектора Карла Шмидта. В доме был установлен сейф-лифт, в нем товар из мастерских доставляли в торговые залы на первом этаже.

У Фаберже хранили свои драгоценности многие представители петербургской элиты, например, прима-балерина Мариинского театра Матильда Кшесинская. В оставленной ею книге, цитируемой в рассматриваемом издании, Кшесинская рассказывает, что она не брала с собой украшения в зарубежные турне: фирма страховала их и сама переправляла за рубеж. Прибыв за границу, Кшесинская называла по телефону только номер вещи (в целях конспирации), и агент-детектив привозил нужную драгоценность в отель или театр, оставаясь при этом весь вечер поблизости.

В 1885 году Карлу Фаберже было разрешено именоваться Поставщиком Высочайшего двора, а через пять лет ему пожаловали звание Оценщика Кабинета Его Императорского Величества – Фаберже стали приглашать во дворцы для точного определения достоинства, качества и ценности камней.

По общему мнению, именно золотосеребряное и ювелирное дело, которое Фаберже столь достойно представлял на родине и за рубежом, было той областью промышленности, в которой русские не знали себе равных в Европе.

Все права защищены. При перепечатке ссылка на сайт ИА "Грозный-информ" обязательна.

Теги: Грозный, Рамзан Кадыров, Путин, Чеченская Республика, Москва, Россия.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите: Ctrl+Enter

Поделиться:

Добавить комментарий




Комментарии

Страница: 1 |