Вт, 14 мая, 19:03 Пишите нам






* - Поля, обязательные для заполнения

rss rss rss rss rss

Главная » НОВОСТИ » Культура и образование » Судьба – закономерный итог сотворенных нами случайностей…

Судьба – закономерный итог сотворенных нами случайностей…

06.11.2015 15:43

Жестокий век, жестокие сердца…

Безумие, как будто ниоткуда,

Цинично углубляется в рассудок

И извращает заповедь Творца.

(«Жестокий век»)

Фото с сайта gisvid.ru

Автором эпиграфа является поэт Зелимхан Мусаев. Если до конца прочесть стихотворение «Жестокий век», видно, как тонко и мастерски показал поэт то, как сильны в умении убеждать и сбивать с истинного пути слуги князя тьмы. В стихотворении, написанном еще в 2007году, как бы предвещена новая беда – ИГ ( иблисское государство, организация запрещена в России). Видно, что автор глубоко изучил происходящее в мире и чувствовал черную напасть, которая надвигалась на человечество.

«Каждый из нас – представителей неприкаянного племени литераторов – в ответе за написанное им. В ответе еще и потому, что каждый – по внутреннему устройству, по «химии» души, по степени видения изначальности этого мира и по степени данного Всевышним дара словесного оформления этого видения – в ответе за тех, чьи сердца опалены адским огнем, неправедной войной, на чьих устах – уже навечно - память молчания» - пишет Лула Жумалаева в комментарии к книге Зелимхана Мусаева «На стороне добра». …

Брожу вблизи руин. И горестно, и странно:

Как, почему и кто так невзлюбил Чечню?

Удастся ли понять? Затянутся ли раны?

И долго ли пылать враждебному огню?

Чечня…

…Еще вчера – планетарный символ обреченности агнца на заклание. Уже сегодня – символ возрождения. Невольная вовлеченность чеченского этноса в водоворот политических событий привела к пониманию и осознанию каждым из сынов его своей высокой гуманистической миссии, мучительным поискам сокровенного смысла бытия.

Лула Жумалаева - писательница, поэтесса, публицист, переводчица, основатель и главный редактор журнала «Нана», член Союза писателей ЧР, Заслуженный работник культуры ЧР и Заслуженный журналист ЧР, член Союза журналистов России, член правления Союза журналистов Чечни, член ПЕН-клуба. О стихах известного и давно состоявшего поэта Зелимхана Мусаева она говорит: « Есть поэты пронзительного видения, поэты Пространства. Их исключительная привилегия – зреть все в фокусе Вечности, творить в ее ритме… Вне всякого сомнения, каждым чеченским поэтом Вечность видится абсолютным синонимом его непреложной корневой сродненности с понятиями «нохчи» и «нохчи идея», наличия в творческой «привязки», этнического духа…»

Недавно я приобрела сборник стихов «На стороне добра » Зелимхана Мусаева. И я с большим удовольствием и вдохновением читала его стихи, у каждого из которых своя судьба и история.

События последних десятилетий убедили нас в том, что прошли времена готовых рецептов.

«Расхристанность, растерзанность душ наших, размытость всех и всяческих ориентиров подвели нас к краю бездны. Многополярность мира, ранее неведомая нам, разрушила устоявшиеся стереотипы, размыла между ранее несовместимыми понятиями. Мы растеряны, рассеяны в пространстве, просеяны сквозь сито испытаний судьбы»,- еще раз скажет Лула Жумалаева.

Зелимха́н Магомед-Са́лихович - чеченский поэт, историк, публицист, член Союза писателей Чеченской Республики.

Родился 8 ноября 1970 года в Грозном. В 1988 году окончил грозненскую среднюю школу № 46, в 1993 году — исторический факультет Чеченского государственного университета.

Зелимхан Мусаев является автором ряда исторических и культурологических публикаций, вдохновителем и основным составителем проекта «Чеченский архив». За свою историко-лингвистическую работу «Фрагменты истории в фольклоре и лексике чеченцев» был награждён литературным орденом имени Магомеда Мамакаева. Его стихотворение «Судный день» в 2010 году победило в конкурсе на лучшее поэтическое произведение, посвящённое Пророку Мухаммаду (да благословить Его Аллах и приветствует). Продолжает принимать активное участие в литературной, научной и общественной жизни Чеченской Республики. На сегодняшний день издано три выпуска материалов об историческом прошлом чеченцев.

З.М-С. Мусаев с февраля 2009 года является кавалером ордена «Боевого братства» (награда от ветеранов-афганцев). 30 сентября 2010г. Указом Главы республики Р.А. Кадырова награждён медалью «За заслуги перед Чеченской Республикой». Также же 30 сентября 2010 года «за большой личный вклад в гармонизацию межнациональных отношений, укрепление мира и согласия между народами» З.М-С. Мусаеву присуждена Почётная грамота министерства регионального развития Российской Федерации. В октябре 2010 года присуждена Почётная грамота Общественного совета чеченцев-аккинцев.

Сегодня стихи пишут разные люди и на различную тематику. Традиционно считается, что самым сложным жанром является религиозная поэзия. На вопрос: « что вас толкнуло на написание стихов на исламскую тему?», Зелимхан ответил: «Я не считаю, что являюсь в узком смысле поэтом, пишущим на религиозные сюжеты. Хотя некоторые стихи удавались. Пусть это прозвучит нескромно, писать у меня получается в разных жанрах. Но исламская тема - особенная, требующая не только мастерства (таланта), но и правильных знаний и соответствующего душевного настроя.

В перспективе мечтаю писать только религиозные стихи».

- Есть возможность прочитать одно стихотворение на эту тему?

-Да, конечно. (читает « Судный день»)

Судный день

Пророк предупреждал неоднократно,

О дне ужасном, – это страшный день! –

Когда свершится ход светил обратный,

И лишь Престол подарит людям тень.

Стартует Божий суд. Нигде нет тыла.

В эпохах начался тягучий марш.

А сонмы херувимов многокрылых,

По небу волокут Господний ‘Арш.

Воскресло всё, что прежде в мире было;

Благодеянья превратятся в свет.

Весы «Мизан» – суровое мерило,

На целых пять десятков тысяч лет.

Воздвигнут мост Сират, сулящий Вечность,

А адский пламень рвётся всё сожрать.

И, ощущая ужас бесконечный,

Ребёнком рада откупиться мать.

Здесь – бесы и сподручные им люди,

Иблис и одноглазый лжец Даджаль…

В тени Престола находиться будут

И те, чьих лиц не омрачит печаль.

Шахидов пробуждает голос трубный,

Они рядами стройными стоят:

Кто гибли при Ухуде и при Убне;

Их предводитель – Божий лев Хамзат.

Ну а вокруг – всеобщее смятенье.

И даже Иисус, Марии сын,

Не знает, как избегнуть унижений…

В тревоге в этот час не он один!

Творить Свой суд Всевышнему угодно,

И чтобы кары убоялся люд…

И лишь один Мухаммад Благородный,

В слезах пред Богом совершит суджуд.

Хотя Творца страшится непременно

Пророков верховод и их печать,

Он всё-таки готов войти в геенну,

И за грехи собратьев пострадать.

Мольбу к Аллаху обратит Посланник,

Прося за Умму, упадая ниц,

За каждого, кто в жизни был как странник,

И знал, что Божья милость – вне границ.

И взмолится: «Даруй, Господь мой, милость!

Яви же милосердие ко всем:

Они не видя Ад, огня страшились

И жаждали проникнуть в Твой Эдем»…

Муслимы ! Возлюбите же Пророка!

Его стезя ведёт под Божью сень…

Не лучше ли без багажа пороков

Рабу воскреснуть в трудный Судный день?

(Зелимхан Мусаев).

- Созданию этого стихотворения способствовали какие-то особые обстоятельства?

- Определенных событий не было. Просто я решил отдать дань моей религии, и посредством того, что даровано мне Всевышним, через поэзию, посвятил строки нашему благородному Пророку Мухаммаду (да благословит Его Всевышний Аллах и приветствует). Сюжет стихотворения "Судный день" полностью отражает содержание хадисов, где повествуется об этом тяжёлом дне. В Коране есть сура "Аш - Шу'ара", где поэты, в целом, показаны не очень-то последовательными. Там, в « аятах», примерно такая мысль: "Поэты бродят по долинам и призывают к тому, чего сами не делают!"

Но при этом сделано добавление: "Кроме тех, кто уверовали и творили благое!"

- Что такое "Истина", словами известного поэта Зелимхана Мусаева?

- Слово Всевышнего верующими мусульманами должно восприниматься как аксиома, как непреложная истина, даже если в первый момент нам показалось, что мы чего-то недопонимаем. И нужно просить Создателя, чтобы Он даровал нам понимание того, что приносит нам пользу. Одним словом, на поэте, если он мусульманин, лежит огромная ответственность, потому что он должен выверять каждый свой шаг и слово, за которое с него будет отдельный спрос. Но, к сожалению, иман (вера) не всегда бывает на должном уровне. Вот почему нам надо стремиться постоянно обновлять нашу веру. Пожалуй, основной мотив или импульс, которым я руководствовался при написании "Судного дня", это не более, чем моя лепта, как мусульманина.

- А что вы пожелаете почитателям Вашей поэзии?

- Конечно же, прежде всего имана! Что может пожелать мусульманин другим своим братьям и сёстрам? Всего того, чего он жаждет для самого себя. В этой связи есть известный хадис, который гласит, что не уверовал тот, кто не желает для ближнего того, чего хочет для себя.

В 2010 году седьмого июня состоялась презентация книги З.Мусаева «На стороне добра». Это его первый сборник стихов. Свое первое произведение он написал, когда учился в 10 классе. В сборник вошли и юношеские пробы пера поэта, и стихотворения, написанные в зрелом возрасте.

8 ноября Зелимхану Мусаеву исполнится 45 лет. Он пишет стихи уже два десятка лет. Историк по образованию, патриот по духу, друг по призванию, хороший сын, отец, ответственный работник.

Истинный талант всегда своевременен и востребован. У Зелимхана Мусаева свой подход к поэзии, его искренность подкупает читателя. Герои его произведений – вполне земные люди.

Однажды Умар Яричев сказал, что можно научиться писать стихи, но стать настоящим поэтом суждено не каждому, поэтом нужно родиться

Первая книга З.Мусаева является свидетельством того, что он рожден поэтом, у него хороший своеобразный слог.

В предисловии к книге Лула Жумалаева пишет: «Прекрасна миссия Поэта, ибо он приходит в мир творить красоту и отстаивать высочайшие принципы гуманизма…. А мир, по большому счету, полон света и высшей гармонии. И это поражает душу и вносит в нее умиротворение. Поэт – всегда трибун – даже наедине с самим собой. Но это позволяет ему не пребывать в суете и сохранять внутреннюю сосредоточенность, помогает его душе обрести внутренний вектор в этом суетном мире».

Если заглянуть в конец книги, в «Содержание», видно, сколько прекрасных названий стихов, с еще более прекрасными сюжетами. Например: «Двадцать лет спустя», « Над куполом ночи мерцают узоры», «Ответ хулителям», « Сон постучался в усталость», « В глубоком зеве неудач исчез мой бравур» и многие другие.

В завершении Лула наставляет поэта: « Не оглядывайся назад! Думай о завтрашнем дне! Твои нынешние сомнения и переживания – нормальное состояние роста души».

Послушайте, поборники Ислама, -

Вам рассказать хочу один хадис!

Пророк предрёк со скорбными слезами

Те времена, что ныне начались.

Асхабы с плачем слушали заветы,

Избранник божий правду только рёк,

Уж позади четырнадцать столетий,

В те дни ещё предсказывал Пророк...

Настанет время и ослабнет умма,

Меня давно не будет на Земле.

Придавят веру мерзостные думы,

И Мир погрязнет в подлости и зле.

Потомками мы будем позабыты,

Взрастит эпоха множество врагов,

И веру исказят они открыто.

Рыдал Пророк от этих горьких слов.

Благочестивых будет очень мало,

И веру трудно будет уберечь.

Правдивейших безбожники изжалят -

Пророк слезами вновь туманил речь.

А кто с молитвой встанет на рассвете,

Под вечер Бога станет забывать

Отца и мать чураться станут дети -

Пророк в слезах заканчивал опять.

И далее Пророк продолжил с плачем:

Кто вере будет верен в трудный час,

Заветы божьи не переиначив

Любимым мною, будет больше вас.

Вы сердцем вашу веру сберегите,

И будьте непреклонны и сильны,

От помыслов нечистых удержитесь -

Пророка слёзы были всем видны.

Аллах наш вечен был всегда и будет -

Свидетельство своё давал Пророк.

Ко дню суда мы подступаем, люди, -

И Он в слезах закончил свой урок.

«Я верю свято в Божью благодать»,- озвучивает автор каждого истинно верующего. И именно поэтому мы абсолютно верим ему, когда он заявляет: «Я стою на стороне добра».

- Крысоловы новейших времен, уводившие нашу молодежь в гибельную неизвестность, приведшие чеченский этнос к ситуации гуманитарной катастрофы, теперь облачаются в судейскую мантию, со стороны обсуждая и осуждая каждый шаг тех, кто пытается отвести нацию от края бездны.

В понимании каждого из забугорных «интерпретаторов» творчества Мусаева, чеченцы – некие «дети природы», со всеми вытекающими отсюда « радостями». То есть, вроде бы с пафосом говорит о них каждый из «потусторонних» радетелей, и рубаху, нет – нет, да дернет на груди. Но…близко к сородичам не подойдет. А так – издали - с цивильной колокольни Старого Света посмотрит грустным взглядом: «Эхма! Жалко-то как вас, родимые!» Если любишь народ, то его любишь изнутри, а не свысока. Ты с ним – там, «внизу», вместе. Ибо ты – плоть. От плоти его. Это твой народ. Даже если кричишь на весь мир о его пороках.

Каждый из нас прожил определенный отрезок жизни. И каждый из нас – продукт осмысления личного жизненного опыта. Судьба – закономерный итог сотворенных нами случайностей, итог наших поступков, - говорит Лула Жумалаева.

Покуда живем в оболочке телесной,

Нам в буднях, увы, не всегда интересно.

Бродя по тропе – то прямой, то окольной,

Нельзя оставаться глухим и безвольным. (З.Мусаев).

Шема Абубакарова

Все права защищены. При перепечатке ссылка на сайт ИА "Грозный-информ" обязательна.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите: Ctrl+Enter

Поделиться:

Добавить комментарий




Комментарии

Страница: 1 |