Ср, 15 мая, 22:17 Пишите нам






* - Поля, обязательные для заполнения

rss rss rss rss rss

Главная » НОВОСТИ » Культура и образование » Вселенная и мятежная душа поэта и философа (часть 3)

Вселенная и мятежная душа поэта и философа (часть 3)

06.12.2015 12:05

В многочисленных письмах в ЦК КПСС Гадаев постоянно подчеркивал, что революция в естествознании еще не произошла, она еще впереди.

Обращаясь к председателю Совета Министров СССР Г. М. Маленкову, Гадаев и Баймурадов предлагали образовать полномочную комиссию из светил науки для экспертизы всех их теорий: космогонических, физических и химических. Эта комиссия выполнила бы окончательную разработку теории развития материи. Но обращения оставались без внимания. Гадаев по-прежнему продолжал свои исследования. Причем выводы решений сложнейших проблем науки ему приходилось подтверждать не экспериментальным путем (для этого условий, понятно, не было), а сугубо умозрительно. Ему предлагали не торопиться с теорией «эпохосоздающих систем», а по возможности заниматься частными вопросами, кропотливой научной подготовкой. Но Гадаев понимал, что такая возможность у него не скоро появится. К тому же давала о себе знать заработанная в лагерном бараке язва желудка. В те дни в одном из многочисленных писем к своему другу он поделился очередным открытием: «Пусть Самад знает о том, что я сделал новый вывод и нашел для него экспериментальное подтверждение, а именно вывод о том, что световые волны (волны электромагнитного излучения вообще) постепенно удлиняются по мере удаления от своего источника. О величайшем значении этого вывода, о подтверждающих его фактах я напишу особо. Он будет поражен теми грандиозными следствиями, к которым приводит этот простой, на первый взгляд, ничего не значащий вывод...»

Гадаев был звездой, зажегшейся во Вселенной, но, к сожалению, не ко времени. Простой перечень названий научных трудов Гадаева говорит о том, что он опередил развитие науки, причем в эпоху, когда ему довелось не столько жить, сколько выживать…

По тем временам такое откровение и смелость граничили с гражданским подвигом. Никто даже на воле не мог и помыслить написать при строжайшей цензуре о трагическом факте уничтожения чеченского села Дади-Юрт. Попадись это письмо в руки лагерного начальства, нетрудно представить, что было бы дальше с его автором. Но Гадаева новое наказание заботило меньше всего.

Гадаеву было жаль растрачивать в неволе годы, которые он мог посвятить высоким целям. Но Магомед держался мужественно. «Я смотрю не на жизнь, а на тот след, который оставлю в ней», - писал он своему собрату по перу Расулу Гамзатову.

«Чем чаще человек проявляет себя в нужде народа, тем быстрей достигает он человечности. Когда стремительна его алчность в обретении собственной выгоды, тогда человечность понемногу уходит»,- писал Гадаев.

Он был настоящим исполином, сильной, волевой натурой, способной решительно противостоять навязанным ему обстоятельствам. Сколько раз, казалось, после обострения болезни желудка, он больше не поднимется. Но, к счастью, безнадежный диагноз врачей оказался ошибочным. Магомед выжил и продолжал работать.

После смерти Сталина затеплилась надежда на освобождение. Но не оправдалась: статья, по которой он был осужден, не подпадала под амнистию. Ему пришлось отсидеть в лагере, как говорят, «от звонка до звонка» все пятнадцать лет.

В 1957 году Гадаев, наконец, покинув чуждый ему мир, возвращается в Грозный и, жадный до работы, бросается претворять громадье своих планов! Но именно это и беспокоит завистников Магомеда и внимательно наблюдавших за каждым шагом поднадзорного поэта сотрудников КГБ.

…Как ни старались палачи предать забвению его имя, в течение тридцати лет пытаясь задушить в нем гений поэта и ученого, им не под силу оказалось одолеть мощь его бессмертного дела, о котором восточный мудрец Фирдоуси говорил:

«Все в мире покроется пылью забвенья,

Лишь двое не знают ни смерти, ни тленья:

Лишь дело героя да речь мудреца

Проходят столетья, не зная конца..»

Дело Гадаева осталось на века. Официальная власть продолжала бояться этого человека, чей прах давно покоился в родной земле. Пройдет еще пятнадцать лет после смерти поэта, прежде чем появится в печати его первый сборник стихов.

Лично для себя поэт хотел так мало: мечтал быть похороненным там, где родился, и чтобы на его могиле поставили небольшую «каменную отметину», куда бы могли приходить друзья «весной и осенью, без злобы в сердце друг к другу».

Поэт знал, что он обречен. Был готов уйти в вечность еще в ту пору, когда врачи впервые вынесли ему приговор. Но человек живет в этом мире не столько, сколько ему предрекут, а сколько отпущено Всевышним. Магомед знал, что доживает последние месяцы. Тюрьмы и лагеря сгубили его. Он тихо угасал, прислушиваясь к своему сердцу:

«Устало ты,

Обессилело ты,

Частенько спотыкаясь,

Сбиваешься ты».

Не зря о нем так красноречиво и емко сказал поэт Ахмад Сулейманов: «Такие люди, как Магомед, приходят на эту землю только один раз за тысячи лет».

Магомед после себя оставил богатое духовное наследие. Наследие, которое занимает достойное место в ряду общечеловеческих духовных ценностей. Ему свойственны оригинальность и независимость творческого мышления, смелость гипотез и фантастический полет мысли, наблюдательность и способность к абстрагированию, энтузиазм и настойчивость. Он способен без оглядки окунуться в неизведанные тайны природы и человеческой души...

И каждый год, как завещано в стихах великого философа Магомед–Салаха «Красный берег», вместе с теми, кто не равнодушен к творчеству этого мятежной души человека, Имран Усманов идет к могиле Салаха. Делают Дуа (обращение с мольбой к Всевышнему). Молчат. Нет, это ни минута молчания, а просто каждый в душе говорит с ним, так, как он понимал и помнит его…

Кажется, все! Надо завершить путешествие в романтический мир М. Гадаева и вернуться в этот жестокий, реальный мир.

-Меня охватывает внутренняя грусть и тоска. Я не хочу уходить оттуда. Там все прекрасно, а самое главное, этот мир построен гениальным поэтом и мыслителем Магомедом Гадаевым.

Дала декъала войла иза!- скажет на прощание Райком Дадашев, доктор физико-математических наук.

( В материале использованы выдержки и цитаты из 1-го и 2-го томов книги «Духовные поиски» («Синлехамаш») о Магомед-Салахе Гадаеве)

Шема Абубакарова

Теги:

Все права защищены. При перепечатке ссылка на сайт ИА "Грозный-информ" обязательна.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите: Ctrl+Enter

Поделиться:

Добавить комментарий




Комментарии

Страница: 1 |