Сб, 18 мая, 11:04 Пишите нам






* - Поля, обязательные для заполнения

rss rss rss rss rss

Главная » НОВОСТИ » Экономика и финансы » Лесной кодекс требует доработки

Лесной кодекс требует доработки

26.01.2015 12:44

В последние десятилетия Лесной кодекс является предметом споров по существующим в нем существенным недостаткам. С начала своей разработки он подвергался критике со стороны Госдумы и Минэкономразвития и торговли. Не раз вводились в текст закона коренные исправления и дополнения. Так, за полтора года в Госдуму поступило более 6 тыс. поправок к законопроекту от граждан, государственных и общественных организаций. Замечания по проекту Лесного кодекса исходили не только от граждан, но и от самого Президента РФ.

Новый Лесной кодекс вступил в действие с 1 января 2007 года. Последующие два года стали переходными: систему органов управления лесами и нормативно-правовые акты лесного хозяйства приводили в соответствие с новым кодексом. Несмотря на то, что кодекс тогда действовал не в полной мере, его недостатки уже были очевидны.

Основной недостаток нового закона остро ощущался в ликвидации лесной охраны, после которой пошла волна сокращений из числа лесников, дворников, тысячи работников леса лишились места, начался небывалый расцвет коррупции, участились незаконные рубки и захваты лесных земель. По сути, новый кодекс и разработанные на его основе нормативно-правовые акты оказались полностью непригодными для жизни.

Следует упомянуть и тот факт, что в прежние годы в России в лесном хозяйстве было занято 200 тыс. человек. Но новый Лесной кодекс, вступивший в силу в 2007 году, сократил это число до 50 тысяч. Бывшим Президентом России Дмитрием Медведевым было поручено правительству продумать варианты корректировки Лесного кодекса.

Среди главных недостатков действующего Лесного кодекса являются:

1) ликвидация экологической экспертизы проектов, связанных с использованием лесов и лесных земель (ликвидация экологической экспертизы проектов существенно бьет по охране лесов, т.к. экологическая экспертиза позволяет специалистам в области экологии давать оценку безопасности проектов лесного хозяйства);

2) создание условий для захвата лесных земель под застройку (кодекс разрешил возводить в защитных лесах (к ним относятся и «зеленые зоны» вокруг городов) охотничьи и рекреационные постройки, т.е. фактически речь идет об ограничении доступа людей в леса);

3) разрешение приватизировать некоторые категории лесов (при этом на собственника не возлагается никаких обязательств по охране лесной экосистемы, а здесь видится обязательным упомянуть об отсутствии ответственности арендатора леса за неисполнение возлагаемых на него обязательств, потому как обязательства как таковые отсутствуют).

Лесной кодекс искоренил укоренившуюся старую систему органов лесного хозяйства, упразднил Гослесохрану, функции которой были распределены между региональными властями и частными арендаторами.

Следует оговорить и тот факт, что действие Лесного кодекса распространяется не на все леса –без защиты закона остались, к примеру, защитные лесополосы, расположенные на сельскохозяйственных землях и землях промышленности и транспорта; некоторые леса потеряли свой охранный статус — не стало запретных полос лесов, защищающих нерестилища ценных промысловых рыб. Кодекс создал условия для застройки национальных парков под видом возведения и реконструкции физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений, дорог, а также объектов социальной инфраструктуры; кодекс предписывает работникам леса готовить огромное количество разнообразных отчетных документов для федеральных органов исполнительной власти, что приводит к чрезмерной бюрократизации системы управления лесами; многие формулировки и положения кодекса допускают множественное толкование, некорректны, расплывчаты и часто противоречивы.

Следует упомянуть и о последствиях Лесного кодекса, к которым относятся:

1) изъяны в Лесном кодексе, которые привели к серьезному ухудшению экологической обстановки в лесах и высокой социальной напряженности в лесных деревнях и поселках;

2) начало массовых застроек зеленых зон вокруг крупных городов и поселков, частые случаи незаконной заготовки древесины;

3) государственные лесохозяйственные организации потеряли примерно 150 тысяч сотрудников;

4) Лесной кодекс лишил людей возможности зарабатывать на жизнь продажей грибов и ягод — их сбор теперь считается предпринимательской деятельностью.

Получение профессионального кодекса очень трудоемкая работа, тем более что на разработку Лесного кодекса, учитывающего все нюансы лесного дела уйдет немало времени.

Меры, необходимые к коренной реформе Лесного Кодекса:

1) наложение запрета на строительство защитных лесов (заповедников, национальных парков и др.), а также введение приемлемых для них форм и методов рубок;

2) восстановление государственной лесной охраны;

3) введение в Лесной кодекс понятия «лес» и прописать, что действие лесного законодательства распространяется на все леса;

4) сокращение количества планово-отчетных документаций, которые обязаны готовить органы управления лесами;

5) восстановление государственной организации, которая будет проводить лесохозяйственные мероприятия в тех лесах, которые не переданы в аренду (раньше эту функцию выполняли лесхозы);

6) недопущение приватизации лесов непосредственно на основании Лесного кодекса.

Под давлением общественности установлена федеральная собственность на земли лесного фонда и лесные участки из состава этих земель, но при этом полномочия Российской Федерации по управлению лесами переданы на уровень субъектов Российской Федерации и должны осуществляться за счет субвенций из федерального бюджета. Несмотря на формальное сохранение федеральной собственности на участки лесного фонда, по мнению специалистов, новый Кодекс создает достаточно предпосылок для появления частной собственности на лесные участки и в дальнейшем их купли/ продажи.

В новом Кодексе введена новая классификация лесов в зависимости от их экономического, экологического и социального значения.

Леса делятся на три вида: защитные, эксплуатационные и резервные леса.

Кроме того, в кодексе осталась правовая норма – особо защищённые лесные участки, которая позволяет сохранять наиболее ценные лесные участки в эксплуатационных лесах.

Существенные изменения произошли в отношении определения правового режима и ограничений использования защитных лесов. Прежде всего, сняты ограничения на проведение рубок в защитных лесах и лесах ООПТ. Единственным ограничением в лесах особо охраняемых природных территорий, а также в лесопарках и городских лесах является запрещение сплошных рубок.

Согласно новому Кодексу, использование лесов осуществляется на правах: постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), аренды, безвозмездного срочного пользования лесными участками.

По существу, перечисленные права пользования автоматически перенесены из земельного законодательства и не понятно, как эти нормы будут работать применительно к лесным отношениям.

Определено, что заготовка древесины является предпринимательской деятельностью. Граждане и юридические лица осуществляют заготовку древесины на основании договора аренды, а в случае осуществления заготовки древесины без предоставления лесного участка – договоров купли-продажи лесных насаждений.

В законе прослеживается приведение арендных отношений в соответствие с правилами гражданского кодекса. Договор аренды скрепляется подписями по итогам проводимого аукциона. Исключение составляет аренда с целью осуществления работ по изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, строительства и эксплуатации водохранилищ, гидротехнических сооружений. Кроме того, без конкурса будут предоставляться лесные участки для реализации инвестиционных соглашений в области освоения лесов, для создания и эксплуатации лесоперерабатывающей инфраструктуры. Это фактически стимулирует неограниченное освоение лесов.

Из Кодекса исчезли все упоминания об экологической экспертизе. Более того, Федеральным законом «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» вносятся изменения в Федеральный закон «Об экологической экспертизе», в соответствии с которыми не требуется проведения экологической экспертизы любых лесных проектов.

Возможность участия общественности в процессе управления лесами предусматривается в качестве одного из основных принципов лесного законодательства, но фактически не может быть реализована из-за отсутствия реальных механизмов влияния общественности на принятие управленческих решений по ведению лесного хозяйства и организации лесопользования. По истечении срока аренды Кодексом установлено преимущественное право добросовестного арендатора при заключении договора аренды на новый срок. Но при этом, из кодекса не ясно, кто при пролонгации договора аренды будет решать, насколько арендатор был добросовестен. При этом Кодекс предусматривает заключение договора аренды только по результатам аукциона, хотя правила проведения аукционов в принципе не предусматривают возможности учитывать преимущественные права ответственных лесопользователей, т.к. победителем аукциона может быть только тот, кто дал большую цену на аукционе.Исключительно аукционный способ распределения лесных ресурсов особенно беспокоит лесопромышленные компании, т.к. допускает к участию в аукционе лиц, которые не имеют реальной возможности для осуществления лесопользования и стремятся использовать возможность передать арендованные участки в субаренду или могут использовать приобретение лесных участков в аренду вокруг крупных лесоперерабатывающих комбинатов, как дополнительный рычаг в ведении корпоративных войн с целью захвата прибыльных предприятий. Кроме того, новый Лесной кодекс не решил старую проблему передачи лесных участков в аренду лесопользователям, имеющим принципиально разные интересы при лесопользовании.

На арендатора возлагаются обязанности по ведению лесного хозяйства, охране и защите леса, но Кодекс не определяет, какие мероприятия могут быть включены в эти понятия, и в законе отсутствуют четкие требования к лесопользователям по ведению лесного хозяйства, в отношении сохранения биоразнообразия и решения социальных вопросов. Так как в Кодексе нет четкого определения и даже нет упоминания термина «ведение лесного хозяйства», то независимо от видов лесопользования, будь это сбор грибов и ягод, охота, пчеловодство или заготовка древесины, на всех лесопользователей должны распространяться требования по ведению лесного хозяйства, тушению лесных пожаров, лесовосстановлению, борьбе с вредителями и болезней леса. Остается в тени и доля этих лесных мероприятий.

Фариза Умаева студентка V курса ЧГУ

Все права защищены. При перепечатке ссылка на сайт ИА "Грозный-информ" обязательна.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите: Ctrl+Enter

Поделиться:

Добавить комментарий




Комментарии

Страница: 1 |