Чт, 18 апреля, 12:38 Пишите нам






* - Поля, обязательные для заполнения

rss rss rss rss rss

Главная » НОВОСТИ » Интервью » Вспоминая трагическое прошлое

Вспоминая трагическое прошлое

06.01.2019 11:08

9 января 1957 года Президиумом Верховного Совета СССР принят Указ о восстановлении статуса ЧИАССР, что позволило чеченцам возвратиться из сталинской депортации 1944 года.

Тема Великой Отечественной войны и трагедии чеченского и других депортированных народов никогда не потеряет свою актуальность. Эту тему продолжают искажать и политизировать. И по сей день в мире, а также на постсоветском пространстве – особенно на Украине нередко раздаются голоса тех, кто пытается принизить роль СССР, страны-освободителя от фашизма, очернить целые народы, оправдать подлинных предателей Родины, равно как и репрессивную машину Сталина.

Для обсуждения этой и других актуальных проблем мы пригласили экспертов - депутата Парламента Чеченской Республики, выходца из рода курайшитов (потомков Пророка Мухаммада (да благословит Его Аллах и приветствует) Сайд-Абдулу Магомедовича Ахмадова, заместителя председателя Совета старейшин республики, кандидата политических наук Дадуева Магомеда Абуевича и писателя, в прошлом члена Верховного Совета СССР, кандидата исторических наук Нунуева Саид-Хамзата Махмудовича.

С-А. Ахмадов: Депортация вайнахов состоялась 23 февраля 1944 г., когда советские войска уже громили фашистов далеко на Западе, за несколько тысяч км. от ЧИАССР. В чем же был тогда смысл отвлекать значительные армейские силы, боевую технику, эшелоны вагонов (скотовозы), автотранспорт и т.д. для спешной депортации ни в чем не повинного народа? На этот вопрос до сих пор звучат противоречивые ответы.

М. Дадуев: Мудрецы утверждают: «хотите уничтожить народ – лишите его исторической памяти!». Вероятно, здесь мы имеем дело с аналогичным случаем, когда ту же цель пытаются реализовать иными методами - через фальсификацию, искажение истории народа. Один из убежденных и яростных сторонников оправдания сталинской депортации чеченцев И. Пыхалов пишет, что во время войны «большинство чеченцев и ингушей призывного возраста уклонились от воинской службы или дезертировали». С нашей точки зрения, большинство чеченцев призывного возраста в отмеченный период мужественно сражалось на различных фронтах. Другие своим героическим трудом в тылу советской армии приближали победу над фашистами, в том числе вылавливая и сдавая местным властям заброшенных в горы фашистских диверсантов и передавая их властям. Эти факты хорошо известны, о них имеется множество публикаций, в том числе и свидетельские воспоминания, документы и т.д.

С-А. Ахмадов: Народы Чечено-Ингушетии внесли достойный вклад в дело общей победы советского народа в этой войне. За все годы войны на фронт из республики было мобилизовано более 50 тыс. человек, из них свыше 30 тыс. были чеченцы. Более 17 тыс. человек записались в добровольцы и народные ополченцы еще в июне-июле 1941 года, около 50 % из них были чеченцы. Не стояли в стороне, как известно, и труженики тыла. Нефтепродукты из Грозного играли решающую роль в победах наших солдат в битве за Кавказ. Излишне повторяться, рассказывая о тех десятках тысяч выходцев из нашей республики, героически сражавшихся на всех фронтах войны. Их имена и подвиги в республике хорошо известны. Отметим лишь, что ни одно крупное героическое сражение Великой Отечественной войны не прошло без участия в той или иной мере выходцев из нашей республики. Будь это сражение в Брестской крепости в самом начале войны или сражение под Москвой, битва под Сталинградом или штурм по взятию Берлина. Однако из-за преступной депортации, начиная с периода ее подготовки - с начала 1942 года, многие из чеченцев (как и представители других депортированных народов) были лишены высоких боевых наград за свои воинские заслуги, в том числе и званий Героев Советского Союза (которыми в массовом порядке награждались во второй период войны), либо им было отказано по национальному признаку. Уверены, что подобную несправедливость надо устранить, это наш моральный и нравственный долг – долг гражданский и долг научный. Одновременно с этим следует тщательнейшим образом изучить имеющиеся архивные документы,касающиеся той поры, и опубликовать их. В том числе и про вымысел о «белом коне для Гитлера», приписанный чеченцам с целью очернения народа.

С-Х. Нунуев: Действительно, в арсенале фальсификаторов истории немало подобных иезуитских измышлений. Отдельные из них, пытающиеся оправдать депортацию нашего народа, ссылаются на архивные данные, где говорится о бандитских группировках в горах. Но что это были за группировки? Откуда вдруг они появились? Известно, что с 1935 по 1936 годы были записаны в кулаки и сосланы в Среднюю Азию и Сибирь, по разным источникам, от 20 до 60 тысяч семей, что явилось колоссальным ударом по чеченскому народу, который лишился своей наиболее активной, энергичной, предприимчивой части. Но это трагедия середины тридцатых годов предопределила другую, более страшную - середины 40-х годов. Но прямой взаимосвязи этих двух трагедий ученым и творческим миром до сих пор не уделено должного внимания. Хотя именно здесь кроется, на наш взгляд, миф внезапно возникших в горах Чечни из небытия десятка бандитских группировок, а то и организованного бандподполья.

Неосталинисты особо себя и не утруждают, пытаясь дать какое-нибудь внятное объяснение этому явлению: кто эти люди, коих с легкостью назвали политбандитами, откуда и как они появились здесь? Давайте разберемся. Какая же прослеживается взаимосвязь между двумя трагедиями середины 30-х и середины 40-х годов? Почему эта взаимосвязь объясняет подлинную суть и характер беспрецедентного преступления сталинского режима против чеченского и других народов? Дело в том, что из десятков тысяч раскулаченных и сосланных в ссылку чеченских семей, кто избежал гибели в тяжелых каторжных условиях, некоторые тайно бежали обратно в Чечню и Ингушетию. Эти факты многим известны в селах республики на примере своих же родственников. Однако тех возвращенцев, которых обнаруживала власть, тут же арестовывали и уводили в грозненскую тюрьму. Там их, как правило, тут же расстреливали, либо они бесследно исчезали. Поэтому не все беглые каторжники-кулаки не рисковали появиться в родных аулах. Они прятались в горах и лесах и жили годами изгоями общества.

Но жили, как им казалось, на своей родной земле. Иногда они совершали нападения на колхозный скот в поисках пропитания. На самом же деле они как бы забирали обратно свой скот, ранее у них же насильно отобранный при коллективизации. Таких людей без права возвращения к мирной жизни было немало. И все они, не умеющие ни читать, ни писать, далекие от политики крестьяне с началом Великой Отечественной войны в большинстве своем были одним махом записаны в «политбандиты», в «предателей и изменников родины», «сочувствующих фашизму и Гитлеру».

М. Дадуев: Понятно, что большинство этих несчастных и понятия не имели о том, что такое фашизм, какую идеологию проповедует Гитлер, и за какие ценности идет мировая война. Они знали одно – советская власть в лице Сталина, Берии их обездолила, лишила всего: семьи, имущества, земли. И у них не осталось даже возможности спокойно умереть в родных аулах под крышей собственных домов. И они были вынуждены банально прятаться в горах уже от двойных врагов – от фашистов и от местной власти - ради сохранения собственной жизни. Конечно, это большая личная трагедия каждого из них, изначально не имевшая в своей основе никакой политики. Однако следует сказать и о серьёзных просчетах руководства республики той поры, допустившего серьезные перегибы при коллективизации.

С-А. Ахмадов: Возможно это одна из причин. Но провокаторы не хотят знать правду о реальной действительности в Чечено-Ингушетии к началу Великой Отечественной войны. Они мечтают закрепить за чеченцами навечно мнение как о террористах, бандитах. Недавние трагические события - борьба с международным терроризмом и религиозным экстремизмом - убедительно доказали, что чеченцам так же, как и другим российским народам, присущи патриотизм, мужество, взаимовыручка и другие высоконравственные качества. Они доказали, что способны мобилизоваться вокруг власти, ее авторитетного лидера Ахмат-Хаджи Кадырова (Дала гIазот къобал дойла цуьнан) и защитить свою Родину – многонациональную Россию. Однако, как и прежде, находятся отдельные «спецы» (отечественные и вещающие из-за бугра), желающие расколоть и ослабить единство российского общества. Они пытаются любыми способами, в том числе и очернительством, противопоставлять народы друг другу, навешивать омерзительные ярлыки. Фальсификаторам истории не хочется задуматься над вопросом, почему во время Великой Отечественной, а позже и войны в Афганистане, ни один чеченец или ингуш не стали перебежчиками, не сдались в плен, не потеряли ни единой единицы оружия?

М. Дадуев: Следует помнить, что от сталинизма, осужденного всем международным сообществом, более всего пострадал сам русский народ. Миллионы ни в чем не повинных его лучших сыновей и дочерей загубил этот злодей и его окружение. От крупных государственных и военных деятелей, ученых, священнослужителей до простых тружеников были без суда и следствия расстреляны и заморены в тюрьмах и лагерях, выселены с мест постоянного проживания. В числе многих других (более десятка1) подвергшихся массовой депортации народов был и чечено-ингушский вайнахский народ, который в спешном порядке был погружен в вагоны-скотовозы и длинной цепью под конвоем направлен в казахстанские морозы. Пытаясь приободрить несчастных, старики на бесконечные вопросы то и дело призывали: «Люди, будьте терпеливее. Не увезут нас туда, где нет Аллаха!». Ну а сталинщине, чтобы решиться на небывалую в истории масштабную депортацию, необходим был убедительный и веский повод для оправдания своих чудовищных массовых преступления перед лицом общественности, в том числе зарубежной. Для этого целые народы были ложно обвинены в преступлениях против государства: в дезертирстве с фронта, пособничестве фашистам и т.п. Впоследствии в международных документах депортация народов была признана преступным актом против человечности.

В 13-летней ссылке чеченский народ сполна познал ужасы репрессий. Он научился ценить и беречь простые человеческие ценности в любом из народов: дружбу, взаимопомощь.

С-А. Ахмадов: На собственном опыте чеченцы знают, что значит быть лишенным отцовского дома, Родины. Поэтому для них эти понятия, вместе с честью и достоинством, всегда были основополагающими в их борьбе с международным терроризмом, который временно оккупировал было нашу республику, да почти весь Юг России. Еще раз подчеркну - ведь не секрет, что в основном сами чеченцы, во главе с малоизвестным вначале Ахмат-Хаджи Кадыровым, представителем семьи потомственных священнослужителей, и при поддержке федерального центра, уничтожили на своей территории заграничное и местное бандподполье, которое совершило открытую интервенцию в целях развала России2. Именно чеченские отряды, ценой неслыханных потерь, во главе с отцом и сыном Кадыровыми спасли Россию от грандиозной провокации, а не малопочтенные чиновники и борзописцы, продолжающие клеветать на чеченский народ и его лидеров.

С-Х. Нунуев: Совершенно верно замечено, Сайд-Абдула. Слабое общество, в котором царит раскол и ослаблено внутринациональное единство, наиболее подвержено всяким драматическим испытаниям. Трагедия, начавшаяся в середине 30-х годов и повлекшая за собой трагедию 40-х годов, продолжилась и позже. Она стала основной причиной накопившихся в обществе обид за унижения и оскорбления национальных чувств, бездумного попирания обычаев, традиций. Разумеется, нельзя не учитывать и серьезные экономические причины (безработица при высокой демографической тенденции), политические причины - запреты на отдельные профессии и руководящие должности для чеченцев и др. В 1957 году, после восстановления Чечено-Ингушетии, люди стали возвращаться на Родину. Но в горные районы – Чеберлойский, Итум-Калинский, Шаройский, Галанчожский, Галашкинский и другие их не пустили. Официальное объяснение – трудно налаживать экономику и социальную инфраструктуру; неофициальное – пускай лучше живут под рукой, на плоскости, либо вообще уезжают, растворяются в бескрайних просторах СССР. Земля, где тысячи лет проживали горцы в своем привычном мире, была превращена в альпийские пастбища для равнинных колхозов и совхозов. Заросли бурьяном тысячи хуторов и десятки аулов. Редких смельчаков, которые осмеливались разводить огонь в остывших очагах родовых башен, отлавливали и бросали в тюрьмы. Сегодня же, спустя более 70 лет, мы видим грандиозную деятельность власти, глубоко поддержанную обществом, по возрождению горных районов. Я считаю, что это социальный подвиг Главы республики Рамзана Кадырова и его команды.

М. Дадуев: Безусловно, согласен с тобой. Действительно, в период массового возвращения вайнахского народа (1957-1958 гг.) горцы вынужденно оседали в предгорьях. Но фабрик и заводов здесь не строили. Это было серьезной ошибкой, в том числе и местного руководства. Чечено-Ингушский обком КПСС (а мы с тобой оба в прошлом – секретари сельских райкомов КПСС) строго регулировал рост рабочего класса и коммунистов из коренного населения, потому что, если бы коммунистов - чеченцев и ингушей стало численно больше, чем русскоязычных, то пришлось бы менять русскоязычное руководство обкома КПСС. Поэтому вплоть до 90-х годов в республике коммунистов - чеченцев и ингушей было вдвое меньше, чем русскоязычных. Главное требование к нацкадрам было – не иметь чувство собственного, и, не дай Бог, национального достоинства, не быть самостоятельными.

На работу в грозненские нефтеперерабатывающие и нефтехимические предприятия, которые составляли основу местной промышленности, вайнахов принимали крайне редко. Политика была направлена на то, чтобы как можно больше чеченцев и ингушей выезжало из республики, растворяясь в безграничных просторах советской страны, утрачивая свою этническую идентичность. Это была откровенная социальная и экономическая дискриминация коренного населения. Чеченцы, не желая навсегда покидать Родину, освоили технологию отхожего промысла: летом целыми семейными бригадами выезжали на «шабашку», в основном на сельские стройки Казахстана и России, а зимой возвращались обратно.

С-А. Ахмадов: Да, по скромным подсчетам, этим видом промысла было охвачено примерно 60-70% трудоспособного сельского населения республики. Хотя коммунистическая пропаганда это всячески скрывала, а «шабашников» критиковала и ставила в один ряд с преступниками. Между тем эти же «шабашники», порой лишенные элементарных бытовых условий, вдали от родного дома, но все-же в своей стране - в СССР – ударно трудились в реальном секторе советской экономики. Вынужденные массово выезжать из трудоизбыточной республики, где местная власть созданием рабочих мест мало занималась. По этому поводу за более чем тридцать лет после восстановления республики руководством Чечено-Ингушетии не был принят ни один серьезный документ! С упразднением Госплана СССР и прекращением финансирования из бюджета государства сельского строительства, сотни тысяч чеченцев, выезжавших десятилетиями на сезонные стройки, в один миг оказались безработными вдвойне: без работы у себя дома, без работы на чужбине… Именно эти люди, вдвойне обманутые и обделенные, (а их было сотни тысяч!) стали причиной социального взрыва в Чечне в начале 90-х годов. Разогрели людей, вывели их на площади не только местные сепаратисты и засланные сюда штатные идеологи – исламисты, но также известные ельцинские призывы из Москвы про гарантии суверенитета, а также те, что прозвучали после ГКЧП: «Восстаньте, люди, и всеми средствами, включая вооруженные, защитите молодую российскую демократию!». А вслед за этим подарили восставшим толпам горы оружия, о чем сотни раз уже сказано и написано, но никто не понес решительно никакого наказания.

С-Х. Нунуев: Кровавая судьба народа была в очередной раз предопределена! Нынешние попытки оправдания сталинской депортации народов, предпринимаемые в исторической и политической литературе, следует рассматривать как фальсификацию исторического прошлого не только чеченского народа. Ведь жертвами сталинских репрессий стали представители всех советских народов. Вспомните т.н. «Ленинградское дело», «Пулковское дело» «Сионистское дело», «Грузинское дело», «Московское дело», «Дело врачей», сюда же можно отнести и «Катыньское дело польских офицеров», др. многочисленные изуверские дела Сталина и его подручных, сфабрикованные ими по тем же стандартам, что они применили и при депортации народов - расстреливали, ссылали в лагеря, лишали имущества и прав.

М. Дадуев: Пожалуй, больше всех от сталинизма, как было сказано выше, пострадал русский народ, к представителям которого наверняка относят себя отдельные заступники сталинского преступного режима. Тогда не понятны их абсурдность и упорное нежелание подвергать объективному критическому анализу кровавые деяния сталинского режима, пытаясь обелить его (хотя возникает подозрение о возможно преднамеренной и целенаправленной избирательности их оценок по отношению к разным народам). Не уж-то не ведают, что творят? Хотелось бы им напомнить мудрые слова царского министра Столыпина, который говорил, что «кровь на руках врача надо

отличать от крови на руках палача». Понимание этого различия помогло бы сталинистам быстрее выздороветь.

С-А. Ахмадов: На дворе уже ХХ1 век - прошло время разбрасывать камни! Наступило время их собирать с тем, чтобы сохранить и сберечь наш общий дом – Россию и не навредить ее народам! Объективный исторический анализ, преодоление фальсификаций и измышлений, справедливое отношение к прошлому и настоящему депортированных народов – важнейшее условие гармоничного сосуществования всех национальностей на территории нашего многонационального Отечества; сохранения его единства и мощи!

Все права защищены. При перепечатке ссылка на сайт ИА "Грозный-информ" обязательна.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите: Ctrl+Enter

Поделиться:

Добавить комментарий




Комментарии

Страница: 1 |