Сб, 01 июня, 04:14 Пишите нам






* - Поля, обязательные для заполнения

rss rss rss rss rss

Главная » НОВОСТИ » Интервью » Праздник мастеров сцены

Праздник мастеров сцены

27.03.2011 20:52

Всемирный день театра (World Theatre Day) установлен в 1961 году IX конгрессом Международного института театра (International Theatre Institute, ITI) и ежегодно 27 марта отмечается Центрами ITI и международными театральными обществами. Деятельность организации, согласно ее уставу, направлена на «укрепление мира и дружбы между народами, на расширение творческого сотрудничества всех театральных деятелей мира». Первое международное послание в честь Всемирного дня театра было написано в 1962 году французским писателем и художником Жаном Кокто. (Да здравствует Интернет и Википедия!).

В XIX-XX вв. Северный Кавказ был вовлечен в культурное общероссийское пространство. Одним из важнейших инструментов цивилизаторской политики России было развитие театра.

Первый театр в Грозном был образован в 1876 году. Любители театрального искусства образовали общество, взяли заем в банке и построили театральное здание, которое позже, основательно реконструированное, было Дворцом пионеров и школьников. Сейчас в нем размещается мэрия г.Грозного.

В начале XX века создаются летние театральные площадки, ставятся любительские спектакли. Старожилы помнят замечательный летний театр на территории парка культуры и отдыха им.Кирова, на сцене которого ставились пьесы русских классиков. Интересный факт. В период с 1904 г.по 1920 г. великий режиссер Е.Б.Вахтангов руководил в Грозном любительской труппой и рабочим драматическим кружком. Здесь он ставил спектакли, такие как «Дядя Ваня» А.Чехова.

А первый постоянно действующий драматический кружок в Чечне был создан в 1928 году большим любителем сцены М.Яндаровым. В помещении была сколочена примитивная сцена, здесь М.Яндаров репетировал с мамодеятельными артистами свои пьесы, а также пьесы драматургов Д.Шерипова, И. Эльдарханова, С.Бадуев. Примерно два раза в месяц кружок показывал спектакли.

1 мая 1931 года на базе этого кружка была создана студия Чеченского национального театра, руководителем которой по праву стал М.Яндаров. В студии числилось 45 человек, 9 из которых были женщины. Можно сказать, что эта была своего рода революция, так как впервые в истории Чечни женщина вместе с мужчиной вышла на сцену.

Вот что писал газете «Грозненский рабочий» «В 1931 году 1 мая был открыт первый Чеченский национальный театр-студия, который, проходя учебу по театральному искусству, уже обслуживает жителей своей продукцией. В репертуаре театра числятся: «Закон отцов», «Антибайрам», «Алибек-Хаджи», «Большевистский сев», «Горы меняются».

Необходимо подчеркнуть, что студийцы работали не только в городе, но и выезжали со спектаклями в районы республики. Необыкновенно тепло и восторженно встречали жители сел приезды артистов. Обычно спектакли проходили в школах, которые не могли разместить всех желающих посмотреть пьесу. Люди сидели на приставленных скамейках, на полу. Велика была тяга к театру, тяга к культурному зрелищу.

Многие из студийцев были неграмотны, плохо знающие русский язык. Для них была разработана специальная программа, рассчитанная на два года. Кроме основных занятий по искусству, они изучали национальный вопрос, вопросы государственного строительства и другие.

И вот 15 июля 1933 года в торжественной обстановке студийцы показали свой дипломный спектакль по пьесе С.Бадуева «Красная крепость». С этого дня студия стала называться Чеченским государственным драматическим театром. Асет Исаева, Шамсудин Кагерманов, Баудин Эльмурзаев, Асет Ташухаджиева, Хамид Чимаев, Яраги Зубайраев, Исмаил Ибрагимов, Тута Алхазов, Вера Ткачева, Зина Исакова золотыми буквами вписаны в летопись становления театрального искусства в республике.

Надо отметить, что вместе с театром развивалось и драматургия. Основоположником национальной драматургии по праву считается Саид Бадуев. Можно сказать, что театр жил на его пьесах. Менее чем за 10 лет С.Бадуев создал 15 пьес, среди которых «Закон отцов», «Горы меняются» и другие. Но классикой чеченской драматургии стала пьеса «Петимат», которая многие сезоны собирала в зале аншлаги.

В 1934 году впервые весь актерский состав Чеченского драматического театра был отправлен в Москву для повышения актерского мастерства. Большой вклад внесла открытая в 1938 году чечено-ингушская театральная студия при Государственном институте театрального искусства в Москве.

В 1937 году в театр пришел первый режиссер-чеченец с высшим образованием, выпускник ГИТИСа Гарун Батукаев, знающий язык, быт и нравы народа, культурный уровень и запросы массового зрителя.

С первых дней великой Отечественной войны перестроил сою работу и Чечено-Ингушский драмтеатр. Весь коллектив был разбит на бригады и командирован в районы. Репертуар состоял из одноактных пьес, народных песен, песен Отечественной войны, народных танцев. Коллектив театра обслуживал госпитали, воинские части. За этот нелегкий труд актеры получали множество благодарственных писем и телеграмм.

В конце XX века в Чечено-Ингушетии работали три театра: Чеченский драматический театр им. Х.Нурадилова, Русский драматический театр им.М.Лермонтова и Республиканский кукольный театр. Эти театральные коллективы гастролировали по всей стране. Так, летом 1984 года театр им.Х.Нурадилова успешно выступил вмОскве на сцене прославленного МХАТа. М.Давлетмерзаев, М.Солцаев, Р.Хакишев, М-Г.Хадзиев, А.Гайтукаев были удостоены высокого звания лауреата Государственной премии. Искусству артистов русского драматического театра им.М.Лермонтова аплодировали зрители Саратова, Воронежа, Львова, Волгограда, Днепропетровска и других городов СССР.

Чеченская, ингушская и русская труппы кукольного театра также вносили достойную лепту в процветание театрального искусства в республике. Они были желанными гостями детворы многих городов страны.

К середине 90-х годов XX века театральное искусство в республике, в силу известных событий, практически погибло. И не было никакой надежды, что Театр возродится.

Сейчас в в Чеченской Республике в полном объеме работают три театра, имеющие свои здания, профессиональные актерские составы, репертуар.

Большой резонанс среди молодежи получил также молодежный проект «Заманхо», который реализует Национальный театр им. Ханпаши Нурадилова. Он призван выявить лучшие артистические таланты, которые сменят в будущем ветеранов театрального искусства ЧР. Более 300 человек приняли участие в конкурсном проекте «Заманхо» («Современник»). Прошел отбор самых одаренных конкурсантов. Все они получат возможность учиться в лучших вузах страны. Год молодежи в Чеченской Республике ознаменовался еще и открытием нового молодежного театра «Серло».

Необходимо отметить, что среди целого ряда жизненно-важных направлений в социально-экономическом развитии ЧР особое внимание уделяется возрождению ее культурной жизни.

Одними из основополагающими в этом направлении стали слова Первого Президента Чеченской Республики, Героя России Ахмат-Хаджи Кадырова: «Без культуры нет нации!». Ахмат- Хаджи Кадыров никогда не терял надежду на то, что культура и искусство чеченского народа поднимутся, возродятся.

В своей книге « Выбор пути» А.-Х. Кадыров писал: «Люди стремятся к красоте, к совершенству, а значит, им необходимо искусство, необходима красота, которая должна, наконец, спасти эту землю».

Сегодня культуре и искусству в Чеченской Республике и в частности театрам оказывается мощная государственная поддержка. Поэтому можно с уверенностью сказать - будущее культурной жизни Чеченской Республики имеет радужные перспективы.

Аза Чимаева

(в материале использованы факты из статьи И.В.Слесаренка «Становление культурного общероссийского пространства на Северном Кавказе»)

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите: Ctrl+Enter

Поделиться:

Добавить комментарий




Комментарии

Страница: 1 |