Пн, 20 мая, 05:01 Пишите нам






* - Поля, обязательные для заполнения

rss rss rss rss rss

Главная » НОВОСТИ » Интервью » А.А. Алаудинов:«Нам нужно готовить специалистов высшей квалификации, которые будут готовы к вызовам и угрозам современного мира»

А.А. Алаудинов:«Нам нужно готовить специалистов высшей квалификации, которые будут готовы к вызовам и угрозам современного мира»

05.08.2015 16:49

Проблемы и перспективы ускоренного развития экономики и социальной сферы продолжают оставаться приоритетными направлениями деятельности руководства Чеченской Республики.

Глава республики систематически отмечает, что выработка фундаментальных принципов построения эффективной социально-экономической политики в республике должна быть тесно связана с образованием и воспитанием подрастающего поколения. Как мы воспитаем молодежь, какое образование она получит, – определяет состояние нашей экономики и качество жизни простых граждан. А для этого необходимо общаться с молодым поколением и делиться опытом – читать лекции, встречаться на дискуссионных площадках, взаимодействовать. Кроме того, именно образование определяет направление идейного, нравственного мышления и поведения молодежи. В этом отношении образование является одним из ключевых фактором правопорядка в обществе и безопасности в регионе.

В этой связи, примечательной является научно-преподавательская деятельность заместителя министра внутренних дел по Чеченской Республике – начальника полиции, генерал-майора полиции Апти Ароновича Алаудинова, который поделился с нами своим видением проблем в сфере образования и науки, и перспективами их решения.

Апти Аронович, Вы совмещаете работу в МВД по Чеченской Республике с преподавательской деятельностью. Какими нормативно-правовыми актами регламентируется работа по совместительству сотрудников ОВД? Как получилось, что Вы начали деятельность в сфере науки и образования? Ведь, на самом деле, для нашей республики это своего рода прецедент, когда действующий генерал-майор, начальник полиции республики преподает в вузе.

Как известно, особенности регулирования труда лиц, работающих по совместительству, прописаны в Трудовом кодексе Российской Федерации. В соответствии со статьей 282 ТК РФ, работа по совместительству может выполняться работником как по месту его основной работы, так и у других работодателей. Работа по совместительству также предусмотрена и регламентируется Федеральном законом от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в котором, в статье 34, допускается совмещение сотрудниками органов внутренних дел преподавательской, научной и иной творческой деятельности, которая не приводит к возникновению конфликта интересов и не влечет за собой ухудшение выполнения сотрудником обязанностей по замещаемой должности в ОВД.

Что же касается причин, побудивших меня начать деятельность в этой сфере, так они достаточно простые. К сожалению, у меня не было возможности с более раннего времени заняться наукой или же преподаванием. Время было сложное. 24 часа, 7 дней в неделю находиться на службе в ОВД и говорить о какой-либо параллельной, совмещаемой деятельности - просто не представлялось возможным. Хотя, признаюсь честно, эта сфера творческой деятельности всегда была для меня интересна. Однако сегодня, благодаря Первому Президенту ЧР, Герою России Ахмат-Хаджи Кадырову и продолжающему его созидательный путь нынешнему Главе ЧР, Герою России Рамзану Ахматовичу Кадырову ситуация кардинально изменилась. Как результат их титанического труда, основная деятельность в борьбе с правонарушениями и преступлениями сегодня перешла в поле профилактики. Исходя из этого, осознание требований реалий привело к пониманию о необходимости воспитания, передачи знаний и опыта подрастающему поколению не только на общественных мероприятиях или в личной беседе в качестве сотрудника ОВД, но и в учебно-образовательной, в частности, вузовской среде в качестве преподавателя.

А что касается вопроса о прецеденте, связанным с моим рангом в системе МВД и преподаванием, отмечу, что в этой связи вспоминаются строки из ставшей уже крылатой фразы, приписываемой великому полководцу Александру Суворову: «Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом» и дополнить «Но плох тот генерал, который, став генералом, перестает быть солдатом". Такого рода позиции всегда являлись жизненным кредо для меня в созидательной команде руководства республики, и не позволяло допускать и мысли о том, что получив звание генерал-майора полиции я становлюсь лучше или выше кого-то. Наоборот, это всегда было и будет стимулом к еще большей трудовой активности и личной ответственности и перед Главой ЧР, и перед народом.

Вы по совместительству занимаете должность доцента кафедры правовых дисциплин Чеченского государственного педагогического института, преподаете дисциплину «Права человека». Почему Ваш выбор пал именно на ЧГПИ и на этот учебный курс? Как известно, вы кандидат политических наук, высшее образование получили по специальности «Юриспруденция». Вы могли бы взять часы в любом другом вузе республики и по другим дисциплинам. Скажите, пожалуйста, Вы планируете расширить преподавательскую деятельность в других вузах?

На самом деле, это очень важный вопрос. Думаю, многие со мной согласятся, что академическая успеваемость студентов в вузе напрямую зависит от приобретенных ими знаний в средних общеобразовательных школах, т.е. от той базы, с которой они пришли в вуз. Это очень важный момент. Ведь ни для кого не секрет, что в овладении той или иной профессиональной или научной специальности высшая школа задает лишь вектор. Насколько успешно освоит студент учебную программу, с какими знаниями он придет к работодателю – во многом зависит от способностей студента. Эти способности культивируются и прививаются именно в школе. А кто является ключевым актором в этом процессе? Конечно же – учитель, педагог. Убежден, что пока мы не поменяем ситуацию в области профессионального мастерства и квалификационного уровня школьного учителя в республике, мы не получим студентов и выпускников, способных выдержать существующие жесткие требования современного мира.

Как известно, о вузе принято говорить как о кузнеце кадров. По моему глубокому убеждению, в наибольшей степени эта выражение относится к педагогическому вузу. Часто можно слышать, как сотрудники вузов говорят о неком слабом контингенте абитуриентов. На самом деле, совершенно очевидно, что роль ЧГПИ в уровне и качестве знаний наших школьников, а в последующем и студентов - определяющая. В этом смысле именно ЧГПИ является основной кузницей кадров в республике. Недооценка ее роли непременно приводит к существенным перманентным проблемам с успеваемостью студентов с первого курса учебы и профессионализмом молодых специалистов уже в начальной стадии практической работы. Убежден, что пока ЧГПИ не встанет в авангард высшего образования в республике, сильных экономистов, юристов, врачей, филологов, инженеров и т.д. у нас не будет. Хочу напомнить, что стремление руководства республики повысить ценность образования в чеченском обществе и подчеркнуть роль педагога ярко выражалось в словах Первого Президента ЧР, Героя России Ахмат-Хаджи Кадырова: «Учитель создает нацию». Это удивительно емкое и точное определение, подчеркивающее важность и необходимость профессии педагога для общества.

А дисциплина «Права человека», конечно же, выбрана не случайно. Это та междисциплинарная область, в рамках которой я могу оптимально для студентов делиться знаниями и опытом и по юриспруденции, и по политологии, а также опытом правоприменительной и правоохранительной деятельности. К тому же, кому как не будущим учителям, больше всех пригодятся знания по правам человека? Культивирование правового сознания должно начинаться со школьной скамьи. Именно в школе должно формироваться понимание и уважение не только к собственным правам, но и правам других людей, так как правовая культура включает в себя не только права человека на определенные действия или бездействие, но и ограничения. Право человека неразрывно связано с соблюдением прав другого человека. Понимание этого должно закладываться именно в школе.

Что же касается расширения преподавательской деятельности, могу ответить, что периодически поступают предложения и из других вузов, а также из других кафедр внутри ЧГПИ. Возможно, что незначительное расширение произойдет, но ориентироваться я, конечно же, и впредь буду на службу в ОВД. Дополнительная нагрузка будет подстроена и скоординирована с учетом моих должностных обязанностей по основному месту работы.

Хочу подчеркнуть, что в моей жизни в целом, и трудовой деятельности в частности, существуют приоритеты, которые всегда стояли и будут стоять во главе угла. В первую очередь, это высокое доверие ко мне Главы ЧР, Героя России Рамзана Ахматовича Кадырова на службе в ОВД. Пренебрежение им, а также должностными обязанностями на основной работе не допускал и допускать не собираюсь.

Апти Аронович, как известно, в 2013 г. Вы успешно защитили кандидатскую диссертацию по политологии. Как прошла Ваша защита? Планируете ли Вы продолжить работу на научной стезе.

Да, защита состоялась в начале 2013 года в Диссертационном Совете факультета политологии МГУ им. М.В. Ломоносова по специальности 23.00.05 «Политические институты, процессы и технологии» на тему «Региональная идентичность как основа формирования общенациональной политической идентичности». Должен признать, что путь к защите был не из легких. Наука требует титанического труда и не приемлет «временных ям», т.е. необходима последовательность и целостность. Мне не так часто, как хотелось, удавалось уделять исследовательской работе время, но я рад, что мои усилия были положительно оценены Советом, а в последующем, на стадии утверждения, и Высшей аттестацией комиссией при Министерстве образования и науки РФ.

Вместе с тем, хочу отметить, что в науку я пришел несколько поздно. Это было связано со сложной общественно-политической, а в последствии - военной обстановкой в республике в 90-х начале 2000-х гг. Считаю, что в науку человек должен идти в вузе уже с первого семестра. Это упущение было связано с объективными причинами. Сегодня мы свидетели спокойствия и порядка в республике. Но окружающий нас мир быстро меняется. Уже не редкость кандидатские защиты в 25 лет. В моем случае это произошло несколько позже, но, считаю, что для достижения поставленных целей временных рамок быть не должно.

Планы продолжения исследовательской работы есть. Публикационную активность не снижаю. Считаю, что тема моей диссертационной работы может быть продолжена, расширена и исследована в рамках докторской. Работу в этом направлении не прекращаю. Есть новые идеи и наработки. Но это требует и времени, и усердия. Кроме того, я приверженец того, чтобы между кандидатской и докторской был выдержан определенный интервал времени, как минимум в 4-5 лет. Всё зависит от глубины исследуемой темы.

Апти Аронович, как известно, Вы ведете большую общественную и воспитательную работу, периодически встречаетесь с профессорско-преподавательским и студенческим коллективами вызов. Как Вы считаете, что можно оценить положительного в их профессиональной, учебной и научной деятельности? И над чем еще стоит поработать? Какие упущения, на Ваш взгляд, имеются в системе высшего образования нашей республике, в частности, и науки в целом?

Проблемы есть. В частности, это убежденность некоторой части преподавательского состава в неких постконфликтных условиях учебы и допустимости соответствующего «льготного» требования знаний у студентов. Убежден, что необходимо отходить от подобных внутренних установок и стереотипов. В беседах как с профессорско-преподавательским составом, так и со студентами я не перестаю говорить, что давно пора расстаться с таким образом мыслей. Прошло много лет, как закончились военные действия. Время не стоит на месте. Темпы развития современного общества не приемлют иждивенческого мышления, тем более в образовании. Ни в коем случае нельзя снижать планку успеваемости студентов. Наоборот, она должна все повышаться. Перед студентами необходимо ставить всё новые задачи и добиваться их решения. Нам нужно готовить специалистов высшей квалификации, которые будут готовы к вызовам и угрозам современного мира, а не сетовать на былые проблемы. Подобную сложившуюся психологию пора менять. Кроме того, сегодня студентов, видевших ужасы войны, ощутивших нехватку литературы и методического инструментария в школьный период, за исключением некоторой части заочников, которые получают второе образование, нет. Материальная обеспеченность наших школ давно соответствует, если не самым высоким, так средним показателям по стране. Все дело в сложившемся менталитете некоторой части преподавателей, которые всё не могут выстроить свою работу в новых условиях. Это одна из первоочередных, на мой взгляд, проблем.

Следующая проблема связана с нежеланием определенной части молодых людей находиться в постоянном поиске знаний, размышлять, проводить время в библиотеках. В организации образования, особенно специалистов гуманитарного профиля, налицо один основной барьер – отсутствие должной мотивации. Отчасти создается впечатление полной апатии у студентов к учебе. Нам крайне необходимо внедрять стремление к познанию и любовь к чтению. Нужно выработать у нашего студента культуру критического мышления, а это возможно лишь с читающими людьми. К своему удивлению обнаружил, что часто студенты не знают про наши библиотеки, сколько их, где они расположены. Конечно же, это связано с тем, что материал по учебным дисциплинам они часто черпают из сети «Интернет». Но чтение в интернете ограничивается лишь заучиванием общих дефиниций. Считаю, что одной из основных задач в работе с молодежью, в первую очередь, со студенческой молодежью, заключается в повышении имиджа библиотеки, которая должна стать локомотивом популяризации научной, учебной, художественной литературы, трудов, в которых хранится народная память, культурное наследие и духовные ценности. Культурный потенциал - важнейший показатель жизни общества, признак его цивилизованности и состоятельности. Ее высокий уровень – залог формирования благоприятной среды в обществе и государстве. Без опоры на культуру нельзя воспитать гражданина-патриота, рачительного труженика, заботливого семьянина, творческую и духовно богатую личность.

Вместе с тем, важно разобраться более детально в самой идее гуманитарного образования, чтобы она наконец перестала быть очередной данью моде. Республика нуждается в квалифицированных, целеустремленных и амбициозных специалистах технических специальностей. Нужно уходить от недальновидных представлений престижности только экономического и юридического образования. Выпускников по этим направлениям у нас значительный перебор. Республика крайне нуждается в технолого-конструкторской мысли и практике. Для этого нужно активнее создавать положительный имидж практических специальностей.

Не могу не отметить и другую проблему, которая меня серьезно тревожит. Это качество знаний заочников. Здесь таятся серьезные недостатки. Как известно, заочный корпус студентов представляет собой львиную долю студентов в вузах республик. В одном только ЧГПИ в 2014-2015 учебном году по заочной форме обучалось более 3700 студентов, тогда как по очной - около 3000 тысяч. Должен отметить, что их знания и, самое главное, стремление к знаниям оставляет желать лучшего. Недопустима ситуация, когда заочник считает свое обучение в вузе «половинчатым». Заочники должны соответствовать по знаниям и умениям тем же очникам, а по некоторым показателям и превосходить. Однако существует представление, что заочники должны меньше учить, а, соответственно, готовиться и отвечать на сессии тоже меньше. Нет, такой подход неприемлем. Заочники имеют больше свободного времени от аудиторных занятий именно для того, чтобы в условиях «сжатого» курса лекционных и семинарских занятий, они получили полный объем знаний по учебным программам и показать их преподавателю во время сессии.

Эти проблемы можно и нужно решать. Важно выстроить правильный принцип работы, завлечь студентов к диалогу, в дискурс, и становится намного легче с ними работать, а усвоение ими материала происходит намного легче. На самом деле, у нас способная молодежь – целеустремленная, волевая, ответственная. Главное суметь ее заинтересовать.

Что же качается науки и научных исследований. Прежде всего, хотелось бы подчеркнуть, что уровень развития науки в нашей республике сравнительно низок, количество остепененных сотрудников в учебных и научно-исследовательских учреждениях мало, издаваемая научная продукция незначительна. Единицы молодых людей учатся в аспирантурах, а еще меньше тех, кто завершает обучение в аспирантуре выходом на защиту. В этой связи важно отчетливо понимать, что в современном мире, научные достижения стали ключевым фактором, определяющим возможности той или иной страны в рамках глобальной конкуренции. Сегодня в республике власть, которая понимает, что наши экономические и социальные успехи напрямую зависят от развития науки и ее успешного преломления в практику. Об этом часто говорит Глава республики. Понимание этого отражается в существенных преобразованиях в организации и финансовом обеспечении учебного процесса и научных исследований в республике. Примечательной в этой связи является действующая с 2008 года программа Главы и Правительства ЧР по подготовке молодых специалистов за рубежом (в Великобритании и Германии), проводимые при финансовой поддержке Правительства ЧР международного, всероссийского, республиканского уровня научные форумы, выделение именных стипендий и т.д. Кроме того, как мы с вами знаем, ежегодно, по инициативе Главы Чеченской Республики, отличившиеся выпускники вузов устраиваются на вакантные должностные места в государственные учреждения и рекомендуются в общественные организации республики. Такой практики нет в других субъектах страны, а у нас стала доброй, устоявшейся традицией.

Также существует еще одна проблема, о которой хорошо известно в научных кругах, но мало кто говорит. Связана она с дисбалансом научных кадров. Совершенно неприемлема ситуация, когда одни и те же лица, пользуясь своим научным статусом – учеными званиями и степенью, работают практически во всех вузах и научно-исследовательских организациях республики одновременно. Такая ситуация в корне противоречит идее подготовки молодых специалистов. Что интересно, часто именно эти «заседевщиеся» деятели отходят от науки, перестают публиковаться, участвовать и выступать с докладами на научных симпозиумах и т.д. Результаты их научной работы банально дублируются. Подобная практика приводит к тому, что в наших вузах есть целые кафедры, в которых годами не появляются молодые ученые. Подобная «научная стагнация» стала сегодня серьезной проблемой. Конечно, Трудовым кодексом заключение трудовых договоров о работе по совместительству допускается с неограниченным числом работодателей. Но это некоторыми нашими учеными, почему то воспринимается как право на повсеместное совместительство. На самом деле, здесь таится серьезная проблема. Подобная ситуация является дополнительным, а порой непреодолимым барьером для молодых, перспективных соискателей. Немаловажно и то, что это негативно отражается на темпах снижении уровня безработицы в республике. Вместе с тем, хочу отметить, что мне прекрасно известно, какая заработная плата у научных сотрудников и преподавателей вузов. Именно низкие доходы вынуждают их идти на третью и четвертую работу. Но это не дает права на создание дополнительных трудностей для молодого поколения, на отстраненность в подготовке научных кадров. Конечно же, это та проблема, которую могут решить лишь сами ученые. Призываю их к профессиональной этике и ответственности перед социальным и научным будущим республики.

Апти Аронович, как нам стало известно, студенты с большой охотой посещают Ваши занятия. Это они отмечают и в живом разговоре, и в социальных сетях. В чем секрет? Может у Вас есть своя методика работы со студентами?

Никакого особого метода нет. Все предельно просто. Считаю, что в работе со студентами, в первую очередь, необходимо осознание неприемлемости в вузовской аудитории «преподавательской диктатуры». Убежден, что в работе со студентами важно придерживаться принципа открытого и честного диалога. Молодые люди четко замечают искренность мыслей преподавателя и его размышлений. Их очень сложно обмануть. А когда они видят, что рассуждения преподавателя лишены предвзятости и фальши, то они непременно начинают вдумчиво слушать, высказывать свои мысли, спорить и т.д. Кроме того, материал, преподносимый преподавателем, не должен быть «сухим», т.е перегружен теорией. В этом ключе действенным является метод приведения примеров из практики, выслушивание мнений самих студентов по тому или иному факту или событию. Т.е. свободный дискурс и непринужденная атмосфера в аудитории - важная составляющая успеха в завоевании интереса студентов к изучаемому предмету. К примеру, широко распространена проблема использования студентами телефонов во время занятий, на которую часто обращают внимание преподаватели. Администрации вузов требуют откладывать телефоны на отдельную парту во время занятий, но эффекта от таких мер нет. На моих занятиях вопроса по поводу телефонов и вовсе не возникает. Такой проблемы нет. Студент, если ему интересно на занятиях, оказывается отчужденным от внешних, отвлекающих его факторов. Он полностью погружен в атмосферу диалога. На самом деле, проблема завлечения студентов в тему, завоевание и умение удерживать их внимание, вовремя и тактично снимая напряжение и усталость – необходимое педагогу мастерство. Достичь этого трудно, но вполне возможно. Для этого нам крайне необходимы преподаватели с высоким уровнем профессионализма, большим научным потенциалом, опытом практической деятельности и требовательным отношением к себе. Важна идейная инерция в преподавательской деятельности. Убежден, что после получения степени и кандидата, и доктора преподаватель должен находиться в поиске знаний. В этом смысле преподаватель должен всегда оставаться студентом. Только в этом случае возможно сохранение квалификации преподавателя на высоком уровне.

В моей преподавательской деятельности это основные условия усвоения предлагаемого студенту материала, которым я принципиально придерживаюсь.

Как Вы считаете, что общего между образованием и воспитанием? Как эти понятия соотносятся?

Постулат о том, что кадры решают всё, никто не отменял. Глава республики это отчетливо понимает и часто об этом говорит. И именно поэтому связывает безопасность и развитие республики с воспитанием, с качественной подготовкой кадров высшей квалификации. Не секрет, что сегодня в мире войны идут за умы. Информационная составляющая современных конфликтов – стала определяющей частью успеха в них. Для поддержания и повышения существующего уровня безопасности в республике мы должны обеспечить молодое поколение качественным образованием, истинными духовными ценностями и высокими, нравственными идеями. Напомню слова Первого Президента ЧР, Героя России Ахмата-Хаджи Кадырова, который говорил: «Нам нужна думающая, образованная, здоровая духом и телом молодежь».

Одной из основных задач, о которой неустанно говорит Глава республики, является привлечение молодежи к активной общественной, экономической и социальной деятельности, непрерывное общение с молодыми людьми, изучение и удовлетворение их нужд, укрепление доверия к власти. Глава республики однозначно указывает на то, что образование не может быть отделено от воспитания, образование невозможно без воспитания, а когда воспитание основывается на жизненных примерах, то оно особенно закрепляется в умах. Это постулат педагогической науки. Так почему же мы об этом забываем?! От умения преподавателя связать теоретический материал с реальным положением дел в стране, в округе, в республике, с «локальной действительностью» в итоге зависит то, как студенты освоят материал. Напомню, что о взаимосвязи образования и воспитания говорилось и в послании Федеральному Собранию Президента России в 2012 г. - «Эффективное образование невозможно без воспитания». Считаю, что соответствующая воспитательная работа (идейно-политическая, гражданско-патриотическая, идейно-нравственная) в учебных заведениях должна быть отражена в полном объеме. Убежден, что каждый преподаватель на каждом своем занятии обязан затрагивать актуальные политические, социальные, культурные, экономические, экологические и т.д. проблемы в регионе и в мире. Если это гуманитарии, то гуманитарные. Если это технари, то, соответственно, технического характера. К примеру, если мы понимаем, что существуют определенные угрозы экстремистского, террористического характера, то считаю необходимым уделить определенную часть времени на эту тему со студентами на каждом занятии. Если наркомании, то о путях и методах решения наркомании и т.д. Необходимо осознавать, что употребление наркотических и психотропных веществ, аморальное поведение, уход в деструктивные ряды студентов – является огромным упущением учителя и преподавателя. Ведь работа с ними, обучая их в школах и вузах - это уникальная возможность завоевать их мышление, нацеливать их на конструктивные идеи, сделать их опорой в укреплении сегодняшнего мира и благополучия в республике. Когда этого не происходит, считаю это грубейшей педагогической ошибкой. Нельзя забывать, что путь, по которому сегодня движется республика – выстрадан всем народом. Его сохранение и укрепление должно начинаться со школьной, студенческой скамьи. Убежден, что пробуждение интереса нашего студента к учебе и его сопереживание за будущее республики во многом зависит от того, как лектор проводит общую черту между законами преподаваемой науки и жизнью, - ее проблемами и их решением.

Хочу подчеркнуть, что Глава республики не просто так обращает особое внимание на вузовскую молодежь. Каждый студент – это наша опора, это наше будущее. Если мы сумеем завоевать их умы, завлечь их в науку и образование, то, уверяю вас, большей пользы для республики и представить сложно. К примеру, если 5700 студентов ЧГПИ будут понимать и противостоять деструктивным внутренним и внешним угрозам, Вы только представьте, какая это польза! Мы не имеем никакого права пускать этот ресурс на самотек. Студент должен быть занят учебой – изучением учебных дисциплин, а в свободное от этого время заниматься самостоятельно. Напомню, что по каждому учебному предмету ровно пропорционально аудиторным часам определены и внеаудиторные. То есть студента параллельно необходимо загружать для самостоятельной работы. Также нельзя забывать о требованиях к общественной деятельности внутри вуза, в которую студенты должны быть втянуты. Это массовые мероприятия республиканского, вузовского и факультетского уровня. При соблюдении этих правил не возможен будет уход молодых людей в преступную среду. При правильном подходе к этим вещам у молодежи просто не будет на это время. Об этом говорит и Глава, и к этому мы обязаны стремиться.

Также абсолютно согласен с Главой республики в том, что в современных условиях, для пресечения девиантного и делинквентного поведения молодежи, следует обширнее использовать дискуссионные площадки, массовые акции с участием молодежи, интернет-ресурсы. Значительное внимание в них необходимо уделять правовому воспитанию молодых людей, повышению их ответственности по соблюдению трудовой и общественной дисциплины. Позиции и установки молодого поколения должны быть ориентированы на взвешенность, профессионализм и равно приближенными к интересам народа и политике руководства республики. Такими они должны оставаться, невзирая на разного рода давления и угрозы извне.

Вместе с тем, нужно отметить, что в республике накоплен богатейший опыт политического, идейного, духовно-нравственного, правового воспитания молодежи и противодействия проявлениям экстремизма и терроризма. Узловым инструментом в борьбе за умы молодежи с радикальными псевдорелигиозными течениями стал национальный проект духовно-нравственного воспитания молодежи. Практическую реализацию выработанной в рамках этого проекта Единой Концепции духовно-нравственного воспитания и развития подрастающего поколения Чеченской Республики необходимо продолжать. Это конструктивная и актуальная программа. Данная Концепция отчетливо отражает стремление государства возродить нравственные идеалы в обществе и укрепить национально-ориентированное сознание молодежи. Главная цель Концепции - воспитание и социально-педагогическая поддержка становления и развития духовно-нравственного, ответственного, образованного и креативного гражданина России. Духовно-нравственное развитие в Концепции рассматривается как процесс последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы личности, формирования способности молодого человека сознательно выстраивать отношение к себе, другим людям, обществу, государству, миру в целом на основе общепринятых моральных норм и нравственных идеалов. В качестве инструмента поддержки духовно-нравственного развития личности названы: высшее учебное заведение, общеобразовательная школа, ведомства, отвечающие за молодежную политику, духовное и нравственное развитие молодежи, выстраивающие партнерские отношения с другими социальными субъектами воспитания - семьей, институтами гражданского общества, конфессиями и общественными организациями. В Концепции обоснованно указывается на то, что формирование единой политики ценностных ориентиров невозможно в условиях, когда высшие, средние и общеобразовательные учреждения, ведомства, отвечающие за молодежную политику, духовное и нравственное развитие молодежи, выполняют свою деятельность опираясь на разные программы. Их необходимо скоординировать. Таким образов, представляется, что предлагаемые в Концепции методы вполне обоснованы и действенны, и должны быть положены в основу образовательного и воспитательного процесса.

Как известно, система образования в России претерпевает определенные нововведения. Продолжающаяся реформа в области образования, связанная, в частности, с «Болонским процессом», вызывают в обществе и критику, и положительную реакцию. Что бы Вы отметили положительного и требующего доработок в этом ключе?

Образование - одна из важнейших сфер общественной жизни. Более того, образование – один из ключевых факторов национальной безопасности. От его конкретного наполнения различными социальными институтами, учебными дисциплинами, системами методик подачи и усвоения информации главным образом зависит будущее народа и само направление его духовного и интеллектуального развития. Это сфера меня не может не интересовать, так как от качества образования напрямую зависит как уровень жизни населения, так и уровень безопасности в государстве. Поэтому я стараюсь максимально внимательно отслеживать всю ситуацию, складывающуюся в системе образования страны.

Действительно, к 2000-м годам, в частности, с присоединением России к «Болонскому соглашению» в 2003 году, отечественная образовательная система стала подвергаться определенным изменениям. К этому следует отнести, в частности, внедрение двухступенчатой системы образования «Бакалавриат-Магистратура» и создание балльно-рейтинговой системы как универсального критерия оценки знаний студентов и многие другие новации. Но вокруг образовательных стандартов, выработанных в Болонье, действительно, до сих пор идёт дискуссия.

Как известно, существовавшая в советское время система специалитета включала в себя, как правило, 5 лет обучения по очной форме и 6 лет обучения по очно-заочной форме. Внедряемая на сегодняшний день в соответствии с Болонской конвенцией система бакалавриата предписывает переход к четырехлетней системе обучения. В результате, имеющиеся в образовательной программе базовые учебные курсы урезаются и часто ставятся к преподаванию на младших курсах, что весьма существенно отражается на их усвоении студентами вузов. Дисциплины же, имеющие специальный и узкопрофильный характер, либо подаются вперемежку с базовыми учебными предметами, либо имеют фрагментарно-мозаичный характер. Такая образовательная программа естественным образом формирует специалистов, не способных ни глобально мыслить, ни выполнять разнообразные практические задания. Не лучше сложилась ситуация и во второй ступени - магистратуре. Как правило, специализации, по которым впоследствии должны идти магистранты, в спешном порядке придумываются в рамках профильных кафедр, после чего под них «подбивается» некая система спецкурсов, читаемых иными кафедрами (и формулируемых ими же).

Введение балльно-рейтинговой системы оценки успеваемости студентов, хотя и четко не прописано в российском законодательстве, но весьма активно внедряется образовательными учреждениями в учебный процесс. В отсутствие единой централизованной системы оценки знаний и успеваемости студентов, каждое учебное заведение вопрос о выставлении баллов решает по своему собственному усмотрению. На практике, семинарское занятие, на котором по определению должны иметь место дискуссии и творческие обсуждения пройденного материала, стремительно превращается в «гонки за баллы». Таким образом, проведение семинаров приобретает формалистский характер, в которых творческий компонент заведомо удаляется. Допустим, активность на лекционных и семинарских занятиях можно как-то измерить в баллах. Как быть с научно-исследовательской работой студента? Получается, что прививаемые сегодня методы оценки знаний студентов посредством формализации, математизации и компьютеризации оставляют массу вопросов.

Вместе с тем, нельзя отрицать и положительные стороны этого соглашения. Ключевой идеей присоединения России к «Болонской декларации» было и остается достижение полной открытости российской системы образования, - расширение доступа к высшему образованию, повышение мобильности студентов и преподавателей, а также обеспечение успешного трудоустройства выпускников вузов, дополнительные возможности для участия российских вузов в проектах, финансируемых Европейской комиссией, а студентам и преподавателям высших учебных заведений - в академических обменах с университетами европейских стран. В данной связи вспоминается позиция ректора Московского государственного университета им М.В. Ломоносова профессора В.А. Садовничьего, сформулированная им в 2002 году на 7-съезде Российского Союза ректоров: «Противников интеграции системы образования России в международное образовательное пространство нет. Есть разница в подходах ее осуществления…». В этом смысле я абсолютно согласен с Виктором Анатольевичем в том, что нельзя допускать отчуждение от остального мира, но механизмы сближения должны быть взвешенными и рациональными. Вместе с тем, убежден, что российская национальная система образования – одна из важнейших скреп целостности Российского государства. И основные ее принципы должны сохраняться. Главное преимущество российской системы образования – фундаментальность подготовки. У нас единственная в мире образовательная система, которая не сразу нацелена на работодателя. Готовить специалиста для работодателя – значит сузить подготовку. А нужно быть сторонником фундаментальных знаний, потому что у человека, обладающего фундаментальными знаниями, есть база. Ему не придётся при смене технологии или заказа всё начинать с нуля, переучиваться. Кроме того, такого человека трудно переориентировать, изменить его идейные ценности, противопоставить государственной политике или национальным идеям.

В продолжение предыдущего вопроса, интересно узнать Вашу позицию по единому государственному экзамену, который каждый год вызывает серьезные недовольства среди населения республики. Какие упущения Вы можете отметить, и вообще, что положительного на Ваш взгляд есть в этой системе и над чем еще придется поработать?

Отношение к ЕГЭ в нашей республике, как и в целом по стране, неоднозначное. У этой системы действительно есть минусы, но она не лишена и плюсов.

Среди плюсов можно назвать, в частности, то, что она дает реальные шансы способным ребятам из «глубинки» на поступление в ведущие вузы страны. Более того, благодаря принципу работы это системы любой выпускник имеет возможность на поступление в вуз независимо от пола, национальности и места проживания. Эта система исключает дискриминацию по этим признакам. Здесь речь идет про исключение субъективного отношения. Как известно, именно это часто и становится почвой для коррупции. Таким образом, благодаря этой системе, соблюдается принцип объективности.

Недостатки же проявляются, прежде всего, в том, что в большинстве случаев правильный ответ возможно выбрать, используя лишь метод исключения. Получается, что подлежат оценке не только знания выпускника, а еще и его способность логически мыслить. Тут налицо те же проблемы, что и в балльно-рейтинговой системе успеваемости студентов. Также представляется обоснованными высказываемые мнения о том, что тестовые экзамены, связанные с гуманитарными, а также с общественными дисциплинами, вообще не актуальны, так как по многим вопросам можно вести дискуссии. Т.е. при проведении обычного (традиционного) экзамена выпускнику дается возможность высказывать несколько своих мнений по теме, а по правилам ЕГЭ выпускник может выбрать всего лишь один вариант, который, вполне возможно, является спорным. Получается, что формулировка заданий в тестовом и табличном формате, во-первых, с трудом доступна большинству детей с гуманитарным стилем мышления, а во-вторых, по-настоящему способна проверить лишь память абитуриента, либо его натасканность на тот или иной формат задания. Творческий талант, логическое мышление, способность проникать в суть и сущность явлений – все эти качества ЕГЭ проверить не способен, а на практике эти качества еще и бывают вредными, так как мешают абитуриенту выполнить задание, имеющее четкий и конкретный шаблон.

Однако хочу подчеркнуть, что эта система принята и выпускники должны соблюдать ее правила. Вся страна находится в равных условиях. И никаких льгот для нас быть не может. Считаю совершенно безответственным и недальновидным стремление выпускников и желание их родителей получить высокие баллы подготовившись «технически» т.е. «вооружившись» средствами и устройствами коммуникации и т.д. Нельзя забывать, что это завтрашние врачи и юристы, экономисты и филологи и т.д. от которых зависит благополучие как нашего с вами, так и их самих будущего. Мы не вправе забывать, какой ценой достигнуто сегодняшнее спокойствие в нашей многострадальной республике. Нам крайне необходимы молодые, генерирующие новые, передовые идеи специалисты. Их подготовка должна основываться на честной, добросовестной и кропотливой учебе. Сегодня руководство республики во главе с Рамзаном Ахматовичем Кадыровым, прикладывает неимоверные усилия для социально-экономического рывка. Благодаря эффективному руководству республика достигла больших успехов по целому ряду ключевых направлений. С гордостью можно отметить, что по многим показателям наша республика опережает не только соседние, но и некоторые центральные регионы страны. Эти достижения необходимо закреплять и повышать.

И последний вопрос, Соединенными Штатами Америки Вы включены в так называемый «список магнитского» с формулировкой «за нарушение прав человека». Как Вы к этому относитесь ввиду преподаваемой Вами дисциплины «Права человека»?

Во-первых, США, на сегодняшний день, – основной субъект глобальной агрессивной античеловеческой политики. Всему здравомыслящему миру это давно ясно. Можно привести бесконечное число примеров, как США массово нарушаются права человека в мире, совершаются убийства сотен и тысяч ни в чем не повинных людей, завладевают ресурсами стран, дестабилизируют целые регионы. Именно США яркий пример нарушения прав и свобод человека. Поэтому обвинения со стороны США в нарушении каких-либо прав кем бы то ни было, мягко говоря, выглядит странно. Это никак не отражается и не может отражаться на преподаваемый мною предмете. Я преподаю права человека, а не права Америки. И тем более их резидентов и агентов, которые только и умеют дудеть по всякому выдуманному поводу.

Во-вторых, как только стало известно об этом списке, комментируя РИА новости, я отметил, что это список патриотов России и я рад этому обстоятельству. Данного мнения придерживаюсь и сегодня, и эту позицию изменять не собираюсь. Считаю, что в этом списке достойные мужчины России. Что же касается лично меня, так я стал неугоден США за мою работу, которую я выполняю на созидательном пути Первого Президента ЧР, Героя России Ахмата-Хаджи Кадырова в команде Главы ЧР, Героя России Рамзана Ахматовича Кадырова. Убежден, что если США чем-то не довольны, значит мы на верном пути, - на пути созидания и развития. Америка не заинтересована в сильных, процветающих субъектах России. Не в ее интересах патриотически-настроенное, эффективное региональное руководство, особенно, на южных рубежах страны. США хотелось бы видеть Россию разобщенной, с «горячими точками» и лояльным её глобальным амбициям руководством. Но сегодня их планы и действия не срабатывают. Вот и придуманы такие жалкие инструменты воздействия как списки и санкции, которые не возобладают результативностью никогда. Как отмечает Президент РФ В.В. Путин, с Россией нельзя разговаривать языком ультиматумов и угроз, с ней возможно лишь сотрудничество и партнерство».

Спасибо, Апти Аронович, за объемные ответы на актуальные вопросы!

Спасибо Вам!

Магомед-Эми Шамсуев,

старший научный сотрудник КНИИ РАН,

к. полит. н.

Все права защищены. При перепечатке ссылка на сайт ИА "Грозный-информ" обязательна.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите: Ctrl+Enter

Поделиться:

Добавить комментарий




Комментарии

Страница: 1 |