Чт, 25 апреля, 20:49 Пишите нам






* - Поля, обязательные для заполнения

rss rss rss rss rss

Главная » НОВОСТИ » Исследователь сложных проблем («Вести республики»)

Исследователь сложных проблем («Вести республики»)

08.09.2011 15:57

Хаджи Ахмедович Хизриев, кандидат исторических наук, профессор ЧГУ, родился 12 июля 1941 года в селе Бамматюрт.

Для написания многотомной «Истории Чечни» Х. Хизриев сотрудничает с АН ЧР и КНИИ РАН. А в системе образования и науки республики более 40 лет. За период своей плодотворной деятельности на ниве образования и науки он зарекомендовал себя как высококвалифицированный специалист, талантливый ученый, энергичный и эффективный руководитель. Известный специалист по древней и средневековой истории Чечни и Северного Кавказа сейчас изучает скифо-сармато-аланскую проблему. В 1944 году в двухлетнем возрасте депортирован в Среднюю Азию и до 1957 года провел в Ошской области Киргизской ССР. В 1961-1964 гг. служил в армии в Казахстане – капитан запаса.

Научная деятельность Хаджи Ахмедовича началась в 1968 году, после окончания Северо-Осетинского госуниверситета, в должности старшего научного сотрудника Чечено-Ингушского республиканского музея. С 1971 по 1995 гг. он работал старшим научным сотрудником и заведующим отделом истории Чечено-Ингушского научно-исследовательского института истории, языка и литературы. С 1987 года работает в Чеченском государственном университете, успешно сочетая преподавательскую работу с научно-исследовательской, в 1995 году стал доцентом ЧГУ.

Х. Хизриев является известным специалистом по древней и средневековой истории Чечни и Северного Кавказа, в частности, успешно разрабатывает скифо-сармато-аланскую проблему в контексте их связей с чеченцами. Его тянет к изучению сложных, малоизученных проблем. Существует традиционное мнение о том, что скифо-сармато-аланы являются ираноязычными народами и предками осетин. Х. Хизриев склоняется к мнению грузинских ученых (академики Марр, Джавахашвили, Меликашвили) и доказывает в центральных журналах и местной печати, что скифо-сарматы имеют отношение ко всем народам Северного Кавказа, в том числе и к чеченцам, а не только к осетинам. Что касается алан, то он убежденно доказывает, что они изначально были нахоязычными и предки чеченцев до XIII-XIV вв. покрывались под названием аланы. Еще 15 лет тому назад он расшифровал «Зеленчукскую надпись» с надмогильной плиты на чеченском языке и издал в журнале «Научная мысль Кавказа» (Ростов-на-Дону), которая расходится по всем академическим научным учреждениям. В 1981 году в Ленинградском госуниверситете единогласно защитил кандидатскую диссертацию по теме: «Борьба народов Северного Кавказа против экспансии Тимура». Готовится к защите докторской диссертации: «Борьба народов Северного Кавказа против монголо-татарских завоевателей». Еще в 1974 году Хизриев издал научную работу, в которой доказывал, что этническое название «чеченцы» появилось в сложный период нашествия монголо-татар, так же как современные названия осетин, балкарцев и карачаевцев.

Хаджи Хизриев является автором около 100 научных, а также 100 научно-популярных и учебно-методических работ, в том числе монографии «Кавказцы против Тимура» (1992), учебников. Кроме того, он является соавтором трех глав «Истории народов Северного Кавказа», т.1 (М.,1988), академической «Истории Чечни», т.1 (2006), учебников «История Чечено-Ингушетии» для 7–8 кл. (1991), «Рассказов по истории Чеченской Республики» для 5 кл. (2005), «Программы по истории Чечни» для 6-11 кл. (2004), энциклопедических статей «Чеченцы» (1995), «Аккинцы» (2005) и др. работ. Еще в период его пребывания в ЧИНИИ истории, языка и литературы проводил научно-организационную работу по подготовке и изданию «Истории Чеченской Республики», являлся составителем и редактором сборников научных статей. Более того, его статьи опубликованы в центральных журналах «Вопросы истории» и «История СССР». Х. Хизриев входит в состав авторского коллектива готовящегося Академией наук ЧР 4-х томного труда «История Чечни» и подготовленных к изданию учебников «История Чечни» для 6-го класса и для 10-го класса.

Хаджи Ахмедович входил в состав диссертационного Совета ЧГУ, постоянный участник различных международных, всероссийских и республиканских научных форумов, часто выступает с научно-популярными статьями в периодической печати, по местному телевидению и радио, в том числе по истории распространения ислама в Чечне. Значителен вклад Х. Хизриева в установлении связи науки с производством, в организации научно-исследовательской работы студентов, в подготовку научной смены, т.е. вовлечению их в СНО - студенческое научное общество. Под его непосредственным руководством осуществлялась подготовка и направление студентов исторического факультета на научные конференции в Москву, Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону, Владикавказ, Нальчик, Всероссийскую олимпиаду в г. Саранск.

За многолетнюю научно-педагогическую деятельность, большой вклад в подготовку и воспитание специалистов высшей квалификации и безупречный труд профессор (к.и.н.) Х. Хизриев награжден медалью «Ветеран труда», Почетными грамотами Президента ЧР, Правительства ЧР, Министерства образования и науки ЧР, научных учреждений. Хаджи Ахмедович пользуется авторитетом и уважением среди коллег, студентов и научно-педагогической общественности региона.

Хаджи Ахмедович является участником многочисленных научных форумов – международных, всероссийских и республиканских научных конференций, а также на телевидении и радио проводит цикл передач и популяризирует историю Чечни. Его научно-популярные статьи в газетах читают с большим интересом и часто получают положительные отклики. В свои 70 лет он полон энергии и научных замыслов для дальнейшей творческой работы.

Нужно подчеркнуть, что все мы в своих статьях на исторические темы опираемся на монографические исследования Хаджи Хизриева, которые помогают разобраться в вопросах, возникающих в связи с этимологией, историей, предположениями и фактами, ведь не зря о нем сказано, что он является исследователем сложных проблем.

Так, например, в статье «Этимология слова «чеченец» означает «красивый» Арби Вагапов пишет, что о происхождении этого слова среди ученых до сих пор не было единого мнения. Наиболее популярной долго была версия, по которой название «чечен» происходит от топонима Чечен-аул, и что оно получило распространение через русский язык, начиная всего лишь с XVII-XVIII веков. Однако эта версия не выдерживает никакой критики, так как противоречит тому факту, что данный этноним представлен у соседей чеченцев задолго до прихода русских на Кавказ, сравните, например, кабардинское шешен (Финк, Фасмер 4, 355), осетинское цацан, дидойское чачани, аварское чачан (Дирр, Namen, 207), лакское чачан, турецкое чаьчаьн (Радлов 3, 1988). Более того, чеченский историк Х. Хизриев (1979, c. 43-45) установил, что этноним сасан, представляющий собой вариант слова цацан // чачан, встречается в монгольских и иранских летописях XIII века. По его мнению, под этим термином скрываются чеченцы, потому что в грузинских источниках, описывающих те же события, на месте этнонима сасан стоит другой, грузинский термин дзурдзук, несомненно, являющийся древним названием чеченцев.

Таким образом, мы видим, что у окружающих народов задолго до появления русских на Кавказе существует название чеченцев в виде фонетических вариантов сасан // цацан // чачан // шашан // чечен // шэшэн. Возникает естественный вопрос: «А что же оно означает?»

В тюркских языках широко представлена нарицательная основа чечен // чечан // саьсаьн в значении 1. красноречивый, остроумный; 2. красивый, живописный, изящный’ (татарское чаьчаьн, башкирское саьсаьн ‘красноречивый; находчивый’, тувинское чечен ‘изящный, художественный; красноречивый’, чувашское чечен ‘красивый, изящный, прекрасный, очаровательный’). По мнению А. Сулейманова (1980, с.150) и Х. Хизриева, этническое название «чечен» образовалось на базе первого значения тюркского слова, а именно «красноречивый, остроумный». Х. Хизриев, в частности, пишет: «Трудно сказать, какой смысл слова имели в виду монголо-татары, называя так народ, ранее имевший у других народов иное название, но даже у авторов нового времени мы находим неожиданное подтверждение смысловому обозначению данного этнонима – «чеченцы считаются людьми веселыми, остроумными (французы Кавказа)».

На основании вышеизложенного мы приходим к заключению, что внутренней формой обоих названий чеченцев – чечен и нохчи – является ‘красивый, великолепный, грациозный; щеголь, франт. В использовании последнего эпитета по отношению к чеченцам мы не оригинальны, впервые его употребил применительно к чеченскому этносу К.М. Туманов в 1913 году в своей замечательной работе «О доисторическом языке Закавказья»: «Предки современных чеченцев – отпрыски арийских мидийцев, матианов, живших, между прочим, в одной сатрапии с урартийцами. Пережив последних, они окончательно исчезли из пределов Закавказья к началу VIII века нашей эры».

С. Лулуев в своей статье «Слово «О фрагментах истории…» чеченского народа» тоже подчеркивает, что «по не совсем понятным причинам в ученой среде ряда европейских стран необоснованно игнорируется «нахоязычный» материал, и по этой причине этническая принадлежность алан официальной наукой до конца не выяснена» (из книги З. Мусаева). Пользуясь удобной ситуацией, осетины официально «аланизировались» и присвоили себе право наследования. Опираясь на труды Х. Хизриева, Я. Вагапова, Бернара Бахраха и других исследователей, на основе сравнения чеченских слов «дезар», «веза», «йеза», «деза», «беза» (глаголы «хотеть», «любить», «желать») со словом «desire», занесенным в английский и французский языки аланской инновацией нахоязычными элементами, свидетельствует о проникновении этого термина в континентальную Европу из нахского языка.

Сведения о раннесредневековых чеченских племенах (нахчематяне, кисты, дзурдзуки, цанары и др.), особенно проживавших на Северном Кавказе, являются отрывочными, эпизодическими, иногда единичными и по ним невозможно представить картину этнического, социально-экономического, политического развития Чечни и её взаимоотношений с соседними народами. Это связано с тем, что чеченцы и Чечня, наряду с Центральным Кавказом, в период раннего средневековья покрывались этническим названием аланы (асы) и Алания, причём во всех без исключения источниках – греческих, латинских, хазарских, армянских, грузинских, сирийских, арабских, персидских, русских, западно-европейских, а позже монгольских и китайских. Проштудировав все доступные источники, можем сказать, что средневековая история чеченцев и Чечни немыслима без алан и Алании. Однако в исторической науке сложилось традиционное мнение, что аланы – пришлый ираноязычный народ, который якобы является прямым предком осетин. В Чечне сложилась группа учёных (историки, археологи и языковеды), у которых такая постановка вопроса вызывает серьезные сомнения.

В последнее время известный алановед В.А. Кузнецов в монографии «Очерки истории алан» развернул свою аргументацию по вопросу о локализации и этноязыковой характеристике племён аргов, занимавших территорию предгорной Чечни, Северной Осетии и Кабардино-Балкарии, т.е. от Аргуна до Аргудана, и высказывает предположение, что это было одно из древнейших нахских племён. По его мнению, арги были тем кавказским субстратом, на который наложилась ираноязычная группа алан, в результате чего сложился осетинский народ. В методическом и методологическом отношении эта концепция является шагом вперед в алановедении, ибо Кузнецов называет конкретный чеченский субстрат вместо мифического кавказского, на основе которого сложились (в результате его ассимиляции) ираноязычные осетины и тюркоязычные балкарцы и карачаевцы.

…Однако для полной объективности необходимо было сказать, что нахоязычными были сами аланы, на основе которых сложился осетинский народ в результате смешивания с ираноязычным населением, поселённым здесь в ХIII-ХIV вв. Во время долгого 100-летнего хулагидо-джучидского противостояния ханы Золотой Орды имели привычку перешедших к ним оппозиционно настроенных к Хулагидам персов поселять в стратегически важном участке, в частности, в начале Дарьяльского ущелья. А Тимур на таких важных участках обычно оставлял целый войсковой гарнизон для удержания населения в покорности, а его армия состояла не только из тюрок, но и из ираноязычных персов, таджиков, афганцев и др. Характерно, что некоторые осетинские предания повествуют о том, что Тимур являлся предком осетин (в отличие от преданий других горцев). Он был якобы женат на трёх сестрах-осетинках, от которых произошли дигорцы, иронцы (тагаурцы) и осетины-туальцы. Эта легенда, по всей вероятности, возникла на определённой исторической основе. Все учёные признают, что осетинский народ сложился в ХIII-ХIV вв.

По мнению балкарского учёного В.М. Батчаева, в тот же переломный период сложились балкарские и карачаевские народы. «Тюркизацию средневековой Балкарии мы склонны связывать с той группой предкавказских половцев, – утверждает он, – которая в период монгольского владычества была вытеснена из степи и перешла к оседло-земледельческому образу жизни на плоскостной Алании. В конце ХIII – начале ХIV вв. оседлые половцы были частично ассимилированы адыгами, а частично отошли в горные районы, где в процессе их смешения с местным населением начала складываться балкарская народность».

История Алании представляется, таким образом, историей ряда народов центральной части Северного Кавказа – чеченцев, осетин, балкарцев, карачаевцев, связанных друг с другом общностью исторических судеб. Аланы являются предками не только осетин. Аланское государство, сложившееся в начале Х в. и просуществовавшее до 40-х гг. ХIII в. (до нашествия Батыя), имеет непосредственное отношение к чеченцам и Чечне. А после распада Алании на отдельные феодальные владения в нынешних границах Чечни и Ингушетии на протяжении 150 лет существовало государство Симсим (Саксин), которое разрушил Тимур.

Я была просто удивлена списком статей, в которых авторы использовали или ссылались на монографию Х. Хизриева «Кавказцы против Тимура».

Вот еще отрывки из работы чеченского историка Я.Ахмадова о проникновении войск Тамерлана на Кавказ.

В 1386 и 1394 гг. Тимур совершил несколько походов на Кавказ. Он огнем и мечом прошел Северный Иран и Закавказье (Азербайджан, Армению, Грузию). В грузинских источниках приводится несколько сведений о действиях Тимура в Грузии, о политике исламизации страны и взятии Тбилиси, о грузино-нахском боевом содружестве и т. д. Царь Георгий VII к 1394 г. сумел накануне очередного нашествия провести оборонительные мероприятия — он собрал грузинское ополчение, к которому присоединил кавказских горцев, включая и нахов (в частности, из районов, прилегающих к Дарьялу). Вначале объединенное грузино-горское войско имело некоторый успех, они даже смогли отбросить передовые отряды завоевателей. Но, в конечном счете, подход Тимура с основными силами решил исход войны. Разбитые грузины и нахи отступили на север в горные ущелья Кавказа. Учитывая стратегическую важность перевальных дорог на Северный Кавказ, в особенности, естественной крепости — Дарьяльского ущелья, Тимур решил захватить его. Однако огромная масса войск настолько смешалась в горных теснинах и ущельях, что оказалась небоеспособной. Оборонявшиеся сумели убить столь много людей в передовых рядах врагов, что, не выдержав, «повернули... воины Тимура».

В начале 1395 г. было принято решение о походе на Золотую Орду, и армия Тимура, возросшая за счет отрядов вассальных правителей до 300 тыс. человек, сосредоточилась у Дербента, затем прошла прикаспийский Дагестан, сбила передовые отряды Тохтамыша на Сулаке и вошла в Чечню. Переправившись через р. Сундж (Сунжа), а затем и Терек (на левый берег), полчища Тимура столкнулись с племенной армией Тохтамыша, собранной со всей Орды. Здесь были татаро-монголы, черкесы, аланы, генуэзцы и, возможно, нахи, так как в данной ситуации это была оборонительная война, а нахская область Симсим, где правил Гаюр-хан, непосредственно прилегала к театру военных действий.

Развернув свои войска на левом берегу Терека, Тимур 15 апреля 1395 г. открыл генеральное сражение с Тохтамышем, силы которого не уступали войску Тимура, если не превосходили его. В трехдневной битве, таким образом, с обеих сторон сражалось не менее полумиллиона человек. Как говорит современник, «ручьями лилась кровь по степи». Сражение, вылившееся в жестокое побоище, закончилось полным поражением ордынского войска. Тохтамыш бежал на Волгу, а один из его эмиров Утурку укрылся в горах Центрального Кавказа (Б.Д. Греков, А.Ю. Якубовский, X.А. Хизриев).

Тимур начал планомерное истребление остатков войск Тохтамыша и золотоордынских владений. Очистив степи, он в том же 1395 г. принялся за Северный Кавказ, последовательно покоряя область за областью. Так, он разорил область черкесов — Северо-Западный Кавказ («ограбили весь улус черкесский»), затем захватил страну западно-аланских правителей Буриберди и Буракана (предположительно, Карачаево-Черкесия и Пятигорье), причем, сам Тимур «с целью джихада взошел на гору Эльбруз». Неприступные крепости Кули и Тауса, расположенные в горах Северной Осетии и Балкарии, пали в ходе штурмов горных твердынь, затем наступила очередь Пулада, владевшего районами, охватывавшими часть Осетии и Ингушетии — область «Ихран», «Иркувун» (здесь же скрывался чингизид Утурку). После разгрома Пулада и пленения Утурку Тимур дал очередной отдых войскам, значительно потрепанным в ходе ожесточенных боев в горных условиях.

Очередной поход, в том же 1395 г., Тимур, по мнению X. А. Хизриева, направил на страну Симсим (Чечня и, предположительно, восточная часть Ингушетии).

Самые известные переправы через Сунжу и Терек находились в районе Гудермеса и Брагунов. Кстати, именно в конце XV в. прекратило здесь существование крупное Гудермесское городище, возможно, уничтоженное армией Тимура. Другая переправа через Сунжу находилась в районе современного Грозного. Народное предание именно эту переправу связывает с именем Тимура.

Правитель Симсима Гаюр-хан («Кюр-бек» по некоторым источникам) так и не изъявил покорности Тимуру, несмотря на то, что огромные полчища стояли у границ страны.

Судя по отрывочным данным, Симсим имел удельное деление, население одной из областей было, по-видимому, исламизировано. Так, сына Гаюр-хана звали Мухаммед, и он имел в своем управлении «иль» (область) и подданных.

Тимур вошел на Чеченскую равнину, скорее всего, в районе современного Грозного, где и переправился через Сунжу. Судя по сведениям персидских летописцев Шами и Иезди, основное сражение Тимура с ополчением Симсима состоялось на плоскости. По прибытии Тимура в Чечню сын Гаюр-хана Мухаммед перешел со своим илем на сторону завоевателя и, «удостоившись чести целования ковра, вступил в число слуг двора».

В связи с действиями Тимура на Сунже возникает вопрос о г. Магас (Алхан-Кала). Есть основания полагать, что в XIV в. он возродился, а в 1396 г. был взят среднеазиатским завоевателем, который даже долго стоял здесь лагерем. Недаром же, даже в XVI в. русские источники называют Алхан-Калинское (Куларинское) городище «город Темир-Аксака».

После случившегося поражения равнинное население укрылось в горах, однако сопротивление нахов только начиналось. Видимо, было совершено и несколько дерзких вылазок, после чего «Тимур лично отправился против них...» в горы. Придворные историографы сообщают, что здесь было много неприступных мест, башен и крепостей, которые завоеватели захватывали и разрушали, сбрасывая при этом плененных жителей в пропасти. X.А. Хизриев считает, что действия Тимура в горах затронули горные селения современных Назрановского, Сунженского, Ачхой-Мартановского и Шатойского районов Чечни и Ингушетии. Другие исследователи полагают, что Тимур вошел в горы через Аргунское ущелье, а затем двинулся с запада на восток, пока не дошел до Андийского хребта (Э. В. Ртвеладзе).

Накал боев в горной Чечне был столь велик, что отряды Тимура в пылу боев забирались в такие места, что ни конному, ни пешему нельзя было затем спуститься, «а следовало оттолкнуться и скользить вниз».(См. суждения о географии действий Тимура на Северном Кавказе в работах А.Е. Криштопа, Э.В. Ртвеладзе, В.X. Тменова и X.А. Хизриева.

Нужно отметить, что и сам Тимур «подвергался этим ужасам и опасностям» в горах Симсима. Уничтожая «все церкви и капища их», завоеватель достиг Аксая, спустился на плоскость (между Сулаком и Тереком), где «напал на иль и улус этой равнины». Это могли быть районы, населенные нахами-ауховцами и кумыками. Здесь, согласно преданиям, ауховцы выдержали ряд битв с отрядами Тимура, а затем смогли даже оказать помощь дагестанским собратьям, подвергшимся нашествию, в частности, лакцам.

Тимур, сделав «набег на предгорье горы Аухар», затем пошел на восток, громя дагестанские селения. Где-то на правобережье Сулака войска эмира взяли штурмом город Алмак, имевший 7-8 тыс. домов. Отдельные отряды рассыпались по окрестным горам и ущельям.

Производительные силы края были основательно разрушены нашествием Тимура. Его воинство вырубало леса, уничтожало сады, растаптывало поля, разрушало города, села, башни, «храмы и капища». Захваченное в плен население, как то было и в период татаро-монгольского нашествия, частью уничтожалось, частью угонялось в рабство, скот и материальные ценности присваивались.

Поход Тимура на Чечню был настолько чудовищным по своим последствиям, что память о нем надолго запечатлелась в устном творчестве народа. Многочисленные легенды и предания об «Аксак-Тимуре», топонимика и ономастика, связанные с событиями того времени, прочно запечатлели нашествие «властелина вселенной».

Зимой 1395-1396 г. ставка эмира перемещается в низовья Кумы; войска Тимура вновь ринулись в степи, сожгли золотоордынские города на Волге (Сарай-Берке и Хаджи-Тархан), разграбили Северный Прикаспий, а весной 1396 г. продолжили завоевание горного Дагестана, воздвигая «из убитых холмы».

В том же 1396 г. армия Тимура ушла через Дербент на дальнейшее завоевание Закавказья, Сирии и Малой Азии.

Всего было совершено семь разорительных походов войск Тимура на Кавказ и Грузию. И только в 1404 г. грузинский царь Георгий VII признал власть Тимура. В 1405 г. во время подготовки похода на Китай Тимур умер, а его империя вскоре распалась.

В целом, в результате ожесточенных войн с горскими народами Северного Кавказа Тимур убедился, что ему не удастся закрепить этот регион за собой. Тем, может быть, и объяснялась его тактика истребления населения, чтобы оно не могло выступать на стороне народов Закавказья и Золотой Орды.

Как известно, именно Северный Кавказ являлся основным экономическим центром и хлебной житницей татаро-монгольского государства.

Экспансия Тимура принесла невосполнимый урон населению и культуре всего Северного Кавказа, исчезли последние остатки этнических алан, угасли северокавказские города, исчезли сотни селений; было вырезано плоскостное население Центрального Предкавказья, бассейнов Терека, Сунжи и Сулака. Впервые в таком масштабе пострадали горные районы Чечни и Ингушетии, которые даже в период 150-летнего господства Золотой Орды оставались практически нетронутыми. Серьезно пострадали и нахи южных склонов Большого Кавказа, которые активно участвовали в военных предприятиях грузин против Тимура. Нашествие Тимура окончательно обессилило Золотую Орду, которая в течение XV столетия, так и не восстановив свое могущество, распалась на отдельные ханства и владения.

Хаджи Хизриеву исполнилось 70 лет, но выглядит он намного моложе и это, несомненно, благодаря тому, что все положительные качества, которые могут быть воплощены в человеке, присутствуют в нем. И неважно, кто к нему обратился – коллега, студент, друг или просто прохожий – он очень радушно, тепло и проникновенно выслушает тебя и поможет. И это самое главное в нашей сегодняшней повседневной жизни, когда мы стали очень черствыми и равнодушными друг к другу, а он – исследователь сложных проблем – никогда не позволит себе высокомерия. Желаем крепкого здоровья и оставаться таким же и впредь!

Равзан Юнусова №163 (1596) 8 сентября 2011г.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите: Ctrl+Enter

Поделиться:

Добавить комментарий




Комментарии

Страница: 1 |