Вс, 05 мая, 14:39 Пишите нам






* - Поля, обязательные для заполнения

rss rss rss rss rss

Главная » НОВОСТИ » Общество » Абдула Джамбулатов: «Мама, я тебя никогда не подведу!»

Абдула Джамбулатов: «Мама, я тебя никогда не подведу!»

13.12.2014 00:46

Героями не рождаются. Героями становятся. На прошлой неделе мы в очередной раз убедились в правдивости этих слов.

4 декабря 2014 года уже вошло в новейшую историю Чеченской Республики как трагическая страница, унесшая жизни четырнадцати отважных сыновей чеченского народа, посвятивших себя служению отечеству. Их имена навечно останутся в благодарной памяти народа.

В числе четырнадцати полицейских, геройски погибших 4 декабря, три сотрудника межрайонного отдела вневедомственной охраны УВО МВД по Чеченской Республике. Один из них - командир отделения Абдула Алаудинович Джамбулатов.

В ту роковую ночь Абдула был на дежурстве. Вместе с товарищами он охранял здание Национального музея в Грозном.

Услышав первые выстрелы, Абдула и его товарищи выбежали на улицу: стреляли совсем рядом. Через несколько минут автоматные очереди усилились. Стало ясно, что завязался настоящий бой.

– Когда началась перестрелка, Абдула побежал к Дому печати, сказав, что не может сидеть в неведении, когда там, возможно, гибнут его товарищи, несущие службу в Мемориальном комплексе Аллея славы, – рассказывает брат Абдулы, лейтенант полиции, командир взвода того же межрайонного отдела вневедомственной охраны УВО по ЧР Альви Джамбулатов.

– Абдула с детства рос смелым, всегда отличался отзывчивостью. Простите, знаю, что нескромно с моей стороны хвалить брата, но он всю жизнь был таким, – голос моего собеседника задрожал, его глаза увлажнились. Выдержав паузу, Альви, глотая навернувшиеся слезы, продолжил: "У него была особая черта – если кто-то звал его на подмогу, он всегда оставлял начатое им дело, неважно, насколько серьезным оно было. Говорил, свое я всегда успею закончить. Не было случая, чтобы он когда-либо отступил, испугавшись. Где бы он ни работал, ни в банковской роте, где мы вместе служили, ни здесь. Сюда он перешел несколько лет назад".

В ту ночь у Альви был выходной. О нападении террористов узнал в два часа ночи, когда позвонили товарищи. Договорились встретиться на пересечении проспектов Путина и Исаева.

– Я тут же надел форму, взял оружие и выехал в город. Подъехав к ребятам, стал выяснять обстановку. Ко мне подошли Зелим Демильханов и Ислам Муслимов, сообщили, что брат ранен и доставлен в девятую городскую больницу. Узнав, что Абдула в руках врачей, немного успокоился, ответил, что на все воля Аллаха. Район Дома печати был оцеплен. К месту боя пробраться не было возможности. Немного подождав, решил поехать в больницу, проведать брата. Под предлогом того, что одному ехать небезопасно, Зелим и Ислам пересели в мою машину. Когда мы подъезжали к больнице, они признались, что не смогли мне сразу сообщить – брата уже нет в живых. Его ранения оказались смертельными…

Альви долго молчит. Опустив глаза, глотает слезы. По тому, как дергаются его плечи, понимаю, с каким трудом он сдерживает себя. Немного успокоившись, извиняется: «Сестра, прости… не дай Аллах никому проститься навсегда с 25-летним братом, самому уложить его в могиле и навечно укрыть земляным покрывалом…»

– После четырех часов утра мы забрали тело Абдулы из больницы. Нужно было сообщить родителям. В моей жизни не было минуты тяжелее: призывая на помощь Аллаха, я позвонил отцу… «…Собаре хилалаш, Делера ду шадерг» («Крепитесь... На все воля Аллаха»).

Но самое большое испытание для Альви было еще впереди: как посмотреть в глаза матери Петимат, сестре Амнат. Где найти слова, чтобы утешить Амину, молодую жену Абдулы, что сказать его детям?

– В пять утра мы были уже дома. Нас ждали. Ворота были открыты настежь, во дворе суетились родные, соседи.

С наступлением рассвета во двор к Джамбулатовым потянулись люди. Выразив соболезнование, каждый находил доброе слово в адрес Абдулы. Сосед Джамбулатовых, Альви Жабаров пришел одним из первых, несмотря на то, что днем раньше выписался из больницы: «Несколько дней назад он приходил проведать меня, мы с ним долго беседовали о жизни. Абдула умел находить общий язык и с нами, ровесниками его отца, и с маленькими детьми, и тем более со своими ровесниками. Оказывается, я видел его в послений раз», - рассеянно развел руками сосед.

Все дни траура двор Джамбулатовых не покидали друзья детства погибшего – Яхъя Дашаев и Мовлди Делемханов.

– Вряд ли кто-нибудь смог бы привести пример того, что Абдула перешел кому-то дорогу в прямом и переносном смысле этого слова. Общительный, доброжелательный, он поддерживал дружбу и родственные связи, строил планы на будущее. Но больше всего мы ценили в нем трепетное отношение к родителям, особенно к матери, – в один голос утверждают друзья.

Петимат Джамбулатова, мать Абдулы, пытается держать себя в руках, как этого требует чеченский обычай. Дрожащий голос, опухшие глаза, нервное подергивание кончика платка выдают ее состояние. Пятнадцать лет назад с десятилетним Абдулой и младшей дочерью бежала она из Алхан-Юрта от ужаса военных действий в соседнюю Ингушетию. Думала, уберегла. Но с 20 декабря 2001 года тревога снова поселилась в ее сердце: вернувшийся после учебы из Сирии старший сын Альви поступил на службу во вневедомствуенную охрану в Грозном. А в 2007 году, после окончания Махачкалинского финансово-экономического колледжа, пожелал служить в УВО и младший сын, Абдула. С тех пор не было ни одной ночи, чтобы Петимат спокойно уснула, если сыновья на службе.

Так было и в ту роковую ночь. Предчувствие не обмануло. Сердце матери всегда чувствует беду.

– В этот вечер мне было особенно неспокойно… Абдула никогда не жаловался на жизнь. Он никогда не создавал нам проблем. Каждый раз, перед уходом на работу, он подходил ко мне и говорил, что быстро вернется, словно уходил не на сутки, а на несколько часов, – с грустью говорит Петимат, и, после недолгой паузы, продолжает: "Не знаю почему, но в этот вечер я названивала ему каждый час. Последний раз звонила в одиннадцать. А после двенадцати … гудки шли, но никто не отвечал".

Уснуть ей так и не удалось. Чувство тревоги все нарастало. Она снова и снова набирала номер сына. В четыре часа позвонил старший сын. Ей хватило одного взгляда на мужа Алаудина, чтобы все понять… Случилось то, чего она опасалась, о чем не могла сказать вслух. Нет, она не потеряла сознания, не упала в обморок. И, когда отец ее детей произнес: «Вайн доха йиш яц. Делера ду шадерг…» («Мы должны быть стойкими, на все воля Всевышнего…»), Петимат молча кивнула.

Кто-то из присутствующих в сердцах заметил, неужели он не мог остаться на своем посту, возможно, был бы еще жив.

– Нет, не жил бы, – уверенно отрезала Петимат. – Даже, если бы Абдула не был дежурным в эту ночь, узнав о случившемся, он рванулся бы туда. Такой у него был характер. Как-то он сказал мне: «Пет1амат, ас цкъа а юхь1аржа х1оттор яц хьо, г1о оьшуш орцах ца волуш со 1ийр вац, сайн са д1адала дезахь а». («Петимат (дети называют мать по имени), я никогда не подведу тебя, тебе никогда не придется краснеть за меня. Знай, я всегда пойду на помощь людям, и, если потребуется, соглашусь и жизнь отдать...»). В эту ночь у меня погиб не только мой сын, но и ставший для меня родным, неразлучный друг Абдулы Майрбек Мажидов из Ачхой-Мартана. У них была крепкая дружба. За разговором друзья часто говорили о политике, и утверждали, что пойдут за Рамзаном Кадыровым в огонь и в воду. И, если понадобится, не пожалеют собственной жизни. Так оно и получилось, – вздыхает убитая горем мать, обнимая подошедших к нам внуков. Четырехлетний Ахмад и полуторагодовалый Адам еще не понимают, что их папа никогда не вернется домой. А у семилетнего Магомед-Эмина не по-детски серьезное лицо: он все понимает…

Правду говорят: героями не рождаются – героями становятся. Абдулла мог оставаться на своем посту в музее, но его совесть позвала его туда, где бой – это и есть мужество. Броситься на помощь друзьям, отчетливо осознавая, что идешь навстречу смерти – это и есть отвага. Отдать свою жизнь во имя спасения других, во имя мира – это подвиг. Абдулла и его товарищи погибли как настоящие герои. Да откроет Всевышний перед ними врата Рая. Да упокоятся их души с миром.

Дала г1азот къобал дойла церан!

Санет Магадаева

Все права защищены. При перепечатке ссылка на сайт ИА "Грозный-информ" обязательна.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите: Ctrl+Enter

Поделиться:

Добавить комментарий




Комментарии

Страница: 1 |