Пт, 24 мая, 06:04 Пишите нам






* - Поля, обязательные для заполнения

rss rss rss rss rss

Главная » НОВОСТИ » Общество » Пятничную проповедь в селе Дарбанхи читают на русском языке

Пятничную проповедь в селе Дарбанхи читают на русском языке

06.03.2015 10:34

Жители селения Дарбанхи Гудермесского муниципального образования Чеченской Республики свои знания о религии Ислам и Сунне Пророка Мухаммада (да благословит Его Аллах и приветствует), черпают на каждой пятничной молитве из уст сельского имама Салаудина-хаджи Карсаева.

65-летний богослов является одним из немногих имамов в Чечне, который на джума-намазе, читает проповедь на русском языке.

Необходимо отметить, что мусульмане этого села относятся к шафиитскому и ханафитскому мазхабу (религиозно- юридический толк в исламе).

В Дарбанхинском сельском поселении проживает свыше 2000 человек. Национальный состав представлен во многом чеченцами, кумыками и другими представителями национальных этносов.

В рамках II этапа Республиканской акции «Эстафета СМИ в районах Чеченской Республики» - «Чеченская Республика - Дом дружбы» с участием ведущих печатных и электронных СМИ региона, чеченские журналисты широко освещают жизнь населения региона, в том числе национальных общин, проживающих на территории Чечни.

Напомним, организатором проекта выступило Министерство ЧР по национальной политике, внешним связям, печати и информации.

В связи с этим, корреспондент Информационного агентства «Грозный-информ» посетил с. Дарбанхи Гудермесского района ЧР и пообщался с Салаудином-хаджи.

Представитель духовенства принял гостей радужно. После приветственных слов он отметил, что рад приезду журналистов, так как благодаря работе СМИ жители ЧР узнают многое друг о друге, что в свою очередь способствует сохранению межнационального и межконфессионального мира и согласия на чеченской земле.

Напомним, Дарбанхинское сельское поселение находится в 10 км к северу от районного центра (Гудермес).

По словам главы администрации села Лемы Эдельханова, в прошлом населенный пункт носил название Новые Брагуны, но затем был переименован в село Дарбанхи.

Село славится Брагунскими минеральными источниками. Здесь находится известная на всю республику водолечебница с одноименным названием.

В свое время, по заданию Академии наук академик Гюльденштедт 1870 году проводил обследования целебных свойств этих горячих источников.

Между тем, неподалеку от Дарбанхи, до депортации чеченцев 23 февраля 1944 года, находилось с. Отар «Хутор». Так называлось урочище, расположенное на западе от с. Брагуны, хутор, основанный чеченцами. После возвращения из высылки жители этого селения поселились в с. Дарбанхи.

В беседе с нами С. Карасаев отмечает, что в поселении в мире и дружбе живут представители чеченского и кумыкского народа.

- У нас вообще нет никакого разделения. Мы тут все перероднились. Например, у меня самого мать чеченка, две дочери вышли замуж за чеченцев, а невестки тоже чеченки.

Мы вспоминаем о своей национальности, когда нас об этом кто-то спрашивает,- улыбаясь, рассказывает богослов.

По образованию Салаудин-хаджи педагог. Работал сельским учителем. Окончил ускоренные курсы по арабскому языку и теологии. А в 2001 году возглавил сельскою мечеть.

Фото Ибрагима Эстамирова

По его словам в начале 2000-х годов верующие здесь молились в приспособленном для молитв помещении.

- Собиралось очень мало мусульман,- вспоминает имам. – Но потихоньку люди начали пополнять молитвенную комнату, а уже в 2006 году нам построили мечеть вместимостью до 115 человек. Однако, на сегодняшний день, особенно во время пятничной молитвы, нам не хватает мест. И поэтому мы обратились в администрацию района о содействии решения этой проблемы. Там нам обещали помочь и построить новую мечеть вместимостью более 500 прихожан. Надеемся, что в скором времени она у нас появится,- делится он.

Как мы отмечали выше, Салаудин-хаджи - один из немногих имамов в Чеченской Республике, читающий проповедь на русском языке. Религиозный деятель признается, что благодаря такому подходу он может доводить до сельчан всю красоту религии.

- Русский язык- это язык межнационального общения народов России. Не все чеченцы и кумыки понимают друг друга, разговаривая на своих родных языках, а русский знают все. К тому же, к нам летом на лечение приезжают люди совершенно разных национальностей, посещают мечеть. Поэтому я решил проводить проповеди именно на всем понятном, русском, языке. В муфтияте республики, в администрации района, да и само население села с одобрением и благодарностью относятся к этому делу,- отмечает имам.

Вместе с тем, богослов уделяет огромное внимание духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения. В каждую пятницу здесь затрагивается тема противодействия экстремизму и радикальным религиозным течениям, а также говорят о вреде алкоголя и наркотиков.

- Мы боремся с подобным злом. По милости Аллаха, у нас нет молодых людей, ставших на путь терроризма. В селе нет точек по продаже спиртосодержащих напитков. Совместно с духовенством и старейшинами проводим рейды, встречаемся с людьми, разъясняем пагубность употребления наркотиков и других веществ, которые могут нанести вред человеку. Немаловажно и то, что в Дарбанхи нет ссор на почве межнациональной вражды и ненависти,- подчеркивает Салаудин-хаджи.

Касаясь темы межнациональных взаимоотношений, сельский имам завел речь о депортации чеченцев 23 февраля 1944 года.

Салаудин-хаджи 1949 года рождения, но помнит, из рассказов старших, как родственники отца не дали депортировать его мать в тот страшный для всего чеченского народа день.

- Они сделали моей матери справку, что она кумычка. Поэтому беда обошла стороной нашу семью. Если бы узнали, наверное, мы все поплатились бы за это…

Кумыкские старейшины говорили, что без чеченцев стало пусто и одиноко. Нависла какая-то щемящая тоска. Когда в 1957 году вайнахи начали возвращаться на свою историческую Родину, наши бывшие соседи чеченцы тоже приехали в числе первых.

Помню, как им негде было жить, так как своего дома у них уже не было.

В тот период, у нас как раз завершилось строительство нового дома. Мой отец расселил их там, а мы сами жили в нашей старой хибаре. И это естественно, так как чеченцы очень сильно пострадали и увидели много горя. Наша дружба со временем только крепчала,- вспоминает Салаудин-хаджи.

Вне всякого сомнения, чеченский и кумыкский народы тесно связаны узами братства, родственных и добрососедских взаимоотношений. И это очень важно, потому что, только сохранив межнациональный мир, общечеловеческие ценности, такие как взаимоуважение и взаимовыручка, можно построить крепкое общество и процветающую республику.

Ибрагим Эстамиров

Все права защищены. При перепечатке ссылка на сайт ИА "Грозный-информ" обязательна.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите: Ctrl+Enter

Поделиться:

Добавить комментарий




Комментарии

Страница: 1 |