Сб, 20 апреля, 10:49 Пишите нам






* - Поля, обязательные для заполнения

rss rss rss rss rss

Главная » НОВОСТИ » Культура и образование » Московские студенты о культуре Чечни

Московские студенты о культуре Чечни

02.12.2014 10:14

Указом Президента РФ В.В. Путина 2014 год объявлен Годом культуры России. В рамках поручений Главы ЧР Р.А.Кадырова Постоянное представительство ЧР при Президенте РФ провело 27 ноября 2014 года Студенческую научную конференцию «Культура Чечни: прошлое, настоящее, будущее», посвященное Году культуры в России.

Был создан Оргкомитет, который возглавил заместитель Председателя Правительства ЧР – Полномочный представитель ЧР при Президенте РФ Бекхан Таймасханов. Участниками научного форума стали студенты-чеченцы, обучающиеся в вузах города Москвы. Это - будущие экономисты, юристы, медики, историки, дипломаты, нефтяники, аграрии, транспортники, пожарные, а также представители других профессий. Целью студенческой научной конференции являлась пропаганда многонациональной культуры Чеченской Республики, выявление и систематизация знаний студентов о прошлом и настоящем чеченской культуры, установление контактов между студентами и аспирантами для обмена научно-практической информацией о культуре, духовной жизни чеченского народа.

К обсуждению на студенческой научной конференции нами были предложены следующие научные направления:

• Культура Чечни в зеркале времени: исторический аспект.

• Культура как механизм формирования нации.

• Межкультурные связи в республике.

• Взаимосвязь духовных и светских культурных ценностей.

• Искусство (театральное, музыкальное, кинематографическое и др.) и культура.

На студенческой научной конференции озвучено более десятка докладов. Все они представляют собой большой интерес своим глубоким содержанием и познавательностью. Эти доклады, безусловно, выполняют также и культурно-просветительскую функцию, они имеют также ярко выраженный духовно-нравственный, воспитательный характер.

Постоянное представительство ЧР при Президенте РФ совместно с Информационным агентством «Грозный-информ» продолжает публикацию докладов, прозвучавших на студенческой научной конференции: «Культура Чечни: прошлое, настоящее, будущее» (г.Москва, 27.11.2014 г.).

Ниже мы предлагаем читателям «Грозный-информ» доклад студентки Московского государственного медико-стоматологического университета имени А.И.Евдокимова Аминат Шаиповой. Он называется: «Отражение национальных традиций и обычаев в стихотворении М.Мамакаева «Даймехкан косташ» («Заветы Отчизны»)».

Аминат Шаипова возглавляет чеченское студенческое землячество Московского государственного медико-стоматологического университета имени А.И.Евдокимова. Она - отличница. Активно участвует в общественной жизни университета.

Аминат Шаипова не только будущий врач-стоматолог, но и истинный ценитель творчества чеченских писателей, поэтов, художников. Любит нашу культуру, строго чтит и соблюдает наши национальные традиции и обычаи. Ее доклад на студенческой научной конференции был по праву признан одним из лучших.

Мансур МАГОМАДОВ,

заместитель Полномочного представителя ЧР при Президенте РФ, кандидат философских наук, доцент кафедры теории и истории журналистики РУДН, заслуженный журналист ЧР.

* * *

Доклад на тему: «Отражение национальных традиций и обычаев

в стихотворении М.Мамакаева «Даймехкан косташ»

(«Заветы Отчизны»)»

Аминат ШАИПОВА,

студентка Московского государственного медико-стоматологического университета имени А.И.Евдокимова

Национальные традиции и обычаи – основа жизнедеятельности каждого народа, его духовно-нравственные корни и ценности. Они – фундамент, на котором держится все мироздание, мироощущение и мировосприятие нации. Поэтому духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения, четкому соблюдению чеченской молодежью наших национальных традиций и обычаев Глава ЧР, Герой России Р.А.Кадыров придает большое значение. Поэтому целью моей исследовательской работы является раскрытие проблемы отражения традиций и обычаев чеченского народа в стихотворении известного чеченского поэта Магомета Мамакаева "Даймехкан косташ" ("Заветы Отчизны"), поскольку это произведение имеет, на мой взгляд, программный характер.

Чеченские традиции имеют глубокий мировоззренческий смысл. На их основе воспитываются высоконравственные духовные чувства справедливости и любви к Отчизне, родителям и ближним, уважение к старшим, женщинам и детям, добрососедские отношения с другими народами, поклонение и почитание Всевышнего и т.д. Поэтому чеченские традиции и обычаи не раз восхвалялись в творчестве именитые людей прошлого - художников слова и мыслителей таких, как А. Дюма, А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов и др. О высоконравственной духовной сущности чеченских традиций и их высоком авторитете на Кавказе говорят следующие факты. Так, история знает немало примеров, которые свидетельствуют о том, что нередко черкесы и другие народности Кавказа отдавали своих сыновей на воспитание чеченцам. Наши национальные традиции и обычаи нашли широкое отражение и в произведениях чеченских классиков С. Бадуева, М. Мамакаева, А.Айдамирова и других. Рассмотрим эти традиции на примере стихотворения Магомета Мамакаева «Даймехкан косташ» («Заветы Отчизны»).

Магомет Амаевич Мамакаев (1910-1973) - поэт, прозаик, публицист и просто человек с большой буквы. Он - известный чеченский писатель, национальный герой и представитель творческой элиты Кавказа.

Его программное стихотворение "Заветы Отчизны" начинается и заканчивается словами "Сийлахьчу Даймехкан сий айде боху цо". Поэт призывает нас сохранять и почитать величие традиций и обычай нашего народа.

Мне хочется, чтобы мы все вместе прониклись в тот глубокий жизненный смысл, которым пропитана каждая строка этого патриотичного произведения Магомета Мамакаева! Он пишет:

Шуьга ду маршалла, хьомсара накъостий,

Дехийла, ирс хуьлда, 1ад1елаш шу ховший.

Шун оьзда г1иллакхаш - Даймехкан безам бу.

Барт болуш гулдалар - сан дагна хаза ду.

В этих строках Магомет Мамакаев раскрывает перед нами прекрасные чеченские традиции и обычаи, которые передавались нам от поколения к поколению через народное творчество, через фольклор, из уст в уста. Он хочет донести до нас всю эстетическую красоту процедуры приветствия и скромность этого обычая нашего народа.

Чтобы было более понятно, я хочу привести простой пример из обычной повседневной жизни каждого чеченца, сохранивший до сих пор свою силу где бы он не находился, по крайней мере, мне хочется верить, что это именно так.

Когда в комнату, где сидят люди, входит мужчина или женщина старше по возрасту или такого же возраста, как и они, сидящие встают во весь рост, тем самым показывая уважение и почитание вошедшего.

А вот и другой пример из воспоминаний моего отца, подтверждающий особое уважительное отношение у чеченцев к мужчинам. Он запомнил еще совсем маленьким мальчиком, когда он заходил в комнату своей престарелой бабушки, как та обязательно приподнималась со стула, объясняя всем окружающим, что внук хоть и маленький, но мужчина, а к мужчине, у чеченцев, особое уважительное отношение. И это неспроста, ведь на плечах мужчины-чеченца всегда лежала огромная ответственность за семью, близких, родственников, за Отчизну – Даймохк! И этому подтверждение мы находим в произведениях М. Мамакаева. В том же стихотворении «Даймехкан косташ» («Заветы Отчизны») он, к примеру, пишет:

Ц1еххьанчу орцано сихонца айвина,

Кхочучу ниц1къаца накъостал дан лиъна,

Даймехкан декхаро г1аттиЙна вог1у со,

Шен дикчу к1енташка д1аала боху цо.

Челакха ойланаш шен коьртахь сецаеш,

Чохь ч1ана эшийна шун дагна вас ца еш,

Массанхьа 1у хилла, шаьш хала кхиийна

И къена шайн дада тергалве боху цо.

Отношение к старшим у всех народов мира является самым большим духовно-нравственным богатством. Но у нашего народа оно имеет свои отличительные особенности. Непоколебимым правилом каждой чеченской семьи является уважительное отношение к старшему поколению, особенно к родителям, повседневная, неустанная забота о них. В семьях вайнахов – чеченцев и ингушей детей с малых лет учат доверять старшим, уважать их, внимательно относиться к их убеждениям, проявлять по отношению к ним вежливость, чуткость, скромность, деликатность. Сыновья, возвращаясь вечером домой, прежде всего, шли к старикам, чтобы справится об их здоровье, поделиться с ними о своих радостях и заботах. Сохраняется такая традиция и сейчас, хотя, к сожалению, не во всех семьях. Сыну, говоря словами наших предков, надлежит украсить себя качествами своих благородных дедов, ибо говорят: "Благородный сын всегда берет пример со своего знаменитого отца". Вот почему в вайнахских семьях до сих пор многие знают имя седьмого деда по отцу и по линии матери.

Мать – самой святое в вайнахских семьях. Ее почитают и стар, и млад. Она – хранительница семейного очага, средоточие всех семейных устоев. Так, М.Мамакаев не скрывает своего трепетного отношения в матери, он призывает всех поклоняться ей, почитать ее, уважать и заботиться о ней, чтобы не огорчать ее своим недостойным поведением. Он пишет:

Хеназа самаюьйлуш, меттан-мотт шун хуьйцуш,

Мерзачу набарна аганан гож ца туьйш,

Доьзалан хьашташа хеназа къежйина -

Хьомсара шайн нана йиц ма йиэ, боху цо.

Женщина-мать заслужила уважение у всех народов, а у чеченцев она возведена на уровень особого статусного положения. Величайшим позором считается у вайнахов непочитание матери и ее родственников. Об уважительном отношении к женщине свидетельствует, например, такой обычай, когда не на жизнь, а на смерть сходились два кровника, стоило женщине снять с головы платок и бросить его между враждующими сторонами, как поединок тут же прекращался. Или другой обычай, связанный с тем, что женщина идет следом за мужчиной. По западной традиции мужчина пропустит женщину вперед в знак уважения. По чеченскому обычаю мужчина, уважая и оберегая женщину, всегда идет впереди нее. У этого обычая есть древние корни. В старину на узкой горной тропе путников могли ожидать любые, самые неожиданные и непредсказуемые опасности: встреча со зверем, грабителем, с кровным врагом и т.д. Чтобы уберечь женщину от таких опасностей мужчина шел впереди своей спутницы, готовый в любую минуту защитить ее – жену, мать, сестру от любых возможных рисков. Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует!) сказал: «Рай находится под ногами ваших матерей». Мать дарит жизнь, озаряет теплом, нежностью, заботой, дает своему ребенку первые знания и первые уроки нравственности. Поэтому Ислам призывает верующих проявлять доброту, милосердие и почтение по отношению к матери.

Именно женщине принадлежит одна из важнейших заслуг в сохранении любого этноса. У чеченского народа есть немало славных дочерей, проявлявших мужество и решимость в минуты тяжелых испытаний. Это - легендарная Дадин Айбика, которая после сожжения Дадин-юрта в начале XIX века предпочла смерть в волнах Терека позору плена; отважная Фатима Арсанова, погибшая в дни Стодневных боев в г. Грозном в начале XX века в свои неполные двадцать лет; первая летчица чеченка Ляля Насуханова; талантливая поэтесса Раиса Ахматова и много- много других чеченских женщин, которые, благодаря своим ярким талантам, выделялись из среды себе подобных и творили историю наряду с мужчинами, а порой и превосходя их.

В том же стихотворении М.Мамакаева очень точно, емко сказано о гостеприимстве вайнахов. Поэт пишет:

Хьаша-да, оьздангал лаьттинчу х1усмашкахь

Яхь йолуш кхиъначу шен дикчу к1енташка,

Бехачохь, дуьйцучохь, боккхучу когаца,

Сийлахьчу Даймехкан сий ларде боху цо.

Согласно легенде, пращур чеченцев Нохчуо родился с куском железа в одной руке – символ воинственности – и с куском сыра в другой – символ гостеприимства. Множество пословиц, поговорок, легенд, притч посвящено у чеченцев святому долгу гостеприимства. Некоторые из них гласят: «Куда не приходит гость, туда не приходит и благодать», «Гость в доме – радость», «Чем длиннее был путь гостя к твоему дому, тем этот гость дороже» и др.

Древнему обычаю гостеприимства чеченцы следовали всегда. И проявляли его к любому доброму человеку, независимо от его национальной принадлежности. Долг хозяина дома - обеспечить своего гостя (хьаша) всем необходимым, оказать ему всяческое уважение и почет. Отступление от этой традиционной нормы считалось позором, некрасивым, недостойным поведением.

С гостеприимством, например, находится в прямой связи и чеченское приветствие. Здороваясь, вайнахи раскрывают объятия, то есть открывают друг другу сердца, выражая тем самым чистоту своих помыслов и искренность в отношении к человеку.

Де доьхна, 1аьржачу халоно хьовзийнчохь,

Мацалло б1арздина, г1елонна к1елдуьсчохь,

Бохамна, харцонна юьхь дуьхьал х1иттинчохь,

Собарах, стогаллех ма довла боху цо.

Хало т1ех1оьттинчохь стогаллех хьо валахь,

Хьайн мехкан сий лардан ахь хьайн дог кхоадахь,

Хьомечу хьайн ненан юьхь-сибат ахь дицдахь,

Ша, Даймохк, къинт1ера бера бац боху цо.

Таким воспитательным патриотическим напутствием заканчивает свое замечательное стихотворение Магомет Мамакаев. И эти слова звучат не просто как напутствие, они звучат еще и как призыв, как завет, обращенный через годы и расстояния к нам, ныне живущим потомкам – к молодежи!

В истории чеченского народа есть немало трагических страниц. Это и революция, и Гражданская и Великая Отечественная войны, и депортация 1944 года и кровопролитные события последних двух войн.

Война – величайшая трагедия человечества, она – горе и страдания матерей, гибель сыновей и дочерей, тысячи погибших мирных людей, тысячи сирот и семей без отцов. Годы войны явились для каждого человека мерилом нравственности, точкой отсчёта новой жизни. Труднее всего было во время войны остаться человеком, сохранить в себе духовно-нравственное начало. Но чеченцы достойно прошли через эти испытания. Только благодаря Всевышнему и тем удивительным качествам нашего народа, как стойкость, мужество, отвага и патриотизм, безмерная любовь к своей родной земле, мы не только выжили, но и нашли в себе силы восстановить республику, возродить утраченные духовно-нравственные ценности, приукрасить и приумножить все то, что есть у нашего гордого и отважного народа. Все эти качества и черты, на мой взгляд, бесспорно утверждались, закалялись и крепли на примерах выдающихся произведений наших писателей.

Я считаю, что величайшее произведение Магомета Мамакаева «Даймехкан косташ» («Заветы Отчизны») должно стать настольной книгой нашей чеченской молодежи, всего подрастающего поколения Чечни!

В ходе подготовки доклада использованы следующие источники: Мамакаев М. А. – стихотворение «Даймехкан косташ» (1940 г.; Ахьмадан Муса (Муса Ахмадов). Собрание сочинений в 5-ти тт. Т. 4. Философия и эстетика Магомета Мамакаева. – Грозный: Дош, 2012.

Все права защищены. При перепечатке ссылка на сайт ИА "Грозный-информ" обязательна.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите: Ctrl+Enter

Поделиться:

Добавить комментарий




Комментарии

Страница: 1 |