Мир
Минздрав Газы заявил о более чем 32,5 тысяч погибших в результате ударов Израиля
Главная » НОВОСТИ » Культура и образование » Малика Исламова: «Будущее за интерактивным образованием»
Малика Исламова: «Будущее за интерактивным образованием»
10.12.2014 21:39
В течение 2011-2014 гг. Чеченский институт повышения квалификации работников образования (ЧИПКРО) участвовал в проекте Северо-Кавказского федерального университета по развитию интерактивного образования, реализуемом совместно с представителями Центрально-Европейского университета (Венгрия) и Международной ассоциацией «Диалог».
В беседе с корреспондентом ИА «Грозный-информ», координатор проекта, проректор ЧИПКРО по связям с общественностью М.И. Исламова рассказала о проведении первого конкурса интерактивных уроков.
- Малика Исаевна, какой урок можно назвать интерактивным? Чем он отличается от обычного урока?
- Если сказать коротко, то это урок, на котором учащиеся сотрудничают с учителем, т.е. активно участвуют в образовательном процессе, взаимодействуют друг с другом. Учитель на таком уроке не транслирует информацию, а организует, направляет учебную деятельность на достижение поставленных целей. В нашей республике есть педагоги, которые применяют такие интерактивные технологии, как проектная и учебно-исследовательская деятельность, групповые методы обучения, деловые игры и другие.
- Малика Исаевна, как появилась идея проведения этого не совсем обычного конкурса?
- Учителям республики хорошо знакомо пособие «35 интерактивных классных часов», изданное в 2012 году Ставропольским университетом. Кстати, электронная версия книги доступна на сайте dialogia.net/publications.html. Разработка этого пособия происходила нестандартно: тематика занятий, используемые авторами методические приемы и технологии, предварительно обсуждались авторами на семинарах с представителями педагогической общественности региона. Авторы пособия - И.Молодикова, В.Галяпина и С.Лысенко - поставили перед собой задачу, чтобы пособие стало реальным подспорьем для учителей, работающих в условиях внедрения интерактивного обучения, с учетом специфики Северо-Кавказского региона, национальных и религиозных традиций. Это издание появилось почти одновременно с внедрением в систему образования стандартов второго поколения, основанных на интерактивном обучении, требующем от педагогов отхода от традиционной классно-урочной системы и владения современными образовательными технологиями. ЧИПКРО видит свою задачу в выявлении и поддержке лучших учительских практик и с этой целью поддержал международный проект «Развитие интерактивного образования в Северо-Кавказском федеральном округе», в рамках которого был организован первый конкурс интерактивных уроков.
- Хотелось бы узнать, какая работа предшествовала организации конкурса?
- В рамках реализации проекта авторами пособия И.Н. Молодиковой и В.Н. Галяпиной проводились семинары и тренинги с целью популяризация технологий интерактивного образования и диссеминации педагогического опыта участников проекта.
На семинарах обсуждались не только применяемые учителями технологии и методические приемы, но и дальнейшие перспективы развития интерактивного образования в Чеченской Республике. Участники семинаров выполняли задания для самостоятельной работы, а именно: разработки уроков, воспитательных мероприятий, школьных проектов; демонстрировались мастер-классы.
Логическим продолжением проекта стал конкурс «Мастера интерактивных педагогических технологий 2014», проводившийся под девизом «Нельзя научить, можно только научиться».
- Какими были цели и задачи конкурса?
- Главной целью конкурса было выявление и поддержка педагогов, реализующих интерактивные технологии в образовательном процессе.
Организаторами были поставлены конкретные задачи: создание и развитие сети профессионалов, реализующих интерактивные технологии в образовании Северо-Кавказского региона, работающих в конструктивном диалоге с другими педагогами; распространение опыта реализации интерактивных технологий лучших педагогов региона в педагогической и общественной среде, публичная презентация достижений по развитию интерактивного образования в субъектах СКФО; стимулирование инновационной деятельности педагогов и их профессионального роста; повышение в общественном сознании значимости труда педагога, его престижа и статуса.
Конкурс проводился в два этапа: первый - республиканский, краевой очно-заочный этап. Он проходил в субъектах Северо-Кавказского федерального округа с 10 по 27 октября 2014 года. 11 ноября были подведены итоги конкурса в Чеченской Республике. Второй, региональный, этап проводился в городе Ставрополе с 14 по 16 ноября 2014 года. В нем приняли участие по 3 конкурсанта-победителя первого этапа от каждого субъекта СКФО.
В конкурсе могли принять участие педагоги, реализующие интерактивные технологии в урочной и внеурочной деятельности.
- Расскажите, как проходил конкурс в нашей республике и сколько в нем было участников?
- Чеченский институт повышения квалификации работников образования совместно с Международной учебно-научной лабораторией развития интерактивного образования на Северном Кавказе, Министерства образования и науки ЧР, ФГАОУ «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования», представителей Центрально-Европейского Университета, Международной ассоциации «Диалог» организовал республиканский, так называемый очно-заочный, этап конкурса.
Для участия в конкурсе было необходимо до 27 октября 2014 года прислать заявительные документы и видеозапись занятия, будь это урок, классный час или внеурочное занятие. Было прислано более 25 заявок, но, к сожалению, качество видеозаписи части уроков было неудовлетворительным, что не позволило некоторым заявителям продолжить участие в конкурсе.
- По каким критериям оценивались занятия?
- Прежде всего, обращалось внимание на глубину раскрытия темы занятия, оригинальность методических приемов. Критериями оценки также были: использование активных и интерактивных технологий; соблюдение структуры интерактивного занятия - введение, основная интерактивная часть, обратная связь; демократичный стиль общения; создание и поддержка высокого уровня мотивации, интенсивности деятельности обучающихся; умение организовать взаимодействие обучающихся между собой, создать условия для само- и взаимооценки.
- Хотелось бы узнать имена победителей конкурса.
- Каждого участника этого конкурса можно назвать победителем, так как для того, чтобы принять в нем участие, необходимо было победить свою собственную инерцию, показать себе и остальным, что можно работать по-новому, проявить инициативу, чтобы заявить о себе.
Победителями в республиканском этапе конкурса стали: учитель начальных классов Червленской СОШ №1 Шелковского района Марина Васильевна Вах Хан Тин; учитель географии гимназии №14 г. Грозный, старший преподаватель ЧИПКРО Ислам Саид-Салихович Мажидов и учитель истории гимназии №8 села Ножай-Юрт Мадина Усмановна Эдиева.
Победители получили ценные подарки, всем конкурсантам были выданы сертификаты участников.
Хочется особо отметить, что все трое победителей достойно представили нашу республику на региональном этапе конкурса, проходившем в городе Ставрополе. Из 17 конкурсантов, представлявших регионы СКФО, учитель географии гимназии №14 г. Грозного Ислам Мажидов занял призовое II место. Несмотря на то, что Ислам работает в школе первый год, им был представлен на конкурс урок с использованием непростой технологии группового обучения, с применением методов взаимо- и самопроверки, учебной рефлексии. Урок был высоко оценен компетентным жюри, учитель был награжден дипломом и ценными подарками. Остальные участники конкурса стали лауреатами.
- Малика Исаевна, в начале нашего интервью Вы отметили, что конкурс стал логическим продолжением проекта. Как Вы считаете, каковы перспективы развития интерактивного образования в Чеченской Республике?
- Во-первых, говоря о перспективах развития интерактивного образования, отмечу, что с целью дальнейшей мотивации учителей для участия в подобных конкурсах, мы провели 28 ноября в Учебном корпусе ЧИПКРО семинар «Современный интерактивный урок» с участием победителей республиканского и межрегионального этапов конкурса. На нем присутствовало около ста учителей из разных районов республики. Организаторы и победители конкурса рассказали учителям о целях и задачах проекта, поделились впечатлениями об организации и проведении межрегионального конкурса. Кульминацией мероприятия стал мастер-класс победителей. Пригласив своих коллег за импровизированные школьные парты в качестве учеников, ведущие тренинга продемонстрировали использованные ими технологические приемы и методы, помогли присутствовавшим ощутить атмосферу состязания учителей, как своеобразного педагогического фестиваля.
Конкурсанты отмечали, что конкурс прошел как праздник, что он нацелил их на дальнейший профессиональный рост и самообразование.
Во-вторых, важным итогом конкурса стала рефлексия участников семинара, педагоги высоко оценили уроки, представленные на конкурс, и мастерство конкурсантов. Присутствовавшие были едины во мнении, что учителям необходимо взаимное посещение уроков, полезно делиться опытом и педагогическими наработками.
Был сделан важный вывод: участие в конкурсах способствует профессиональному и личностному росту, содействует формированию объективной самооценки и мотивирует педагогов на постоянное повышение своей квалификации.
В последние годы в образовании происходят большие перемены, чтобы соответствовать требованиям времени, каждый учитель должен работать над собой, не зря девиз конкурса был «Нельзя научить, можно только научиться». Думаю, что надо жить и работать сегодня под таким девизом. Только идя в ногу со временем, изучая и используя возможности современных образовательных технологий, можно достичь тех результатов, которые заложены в новых стандартах.
- Малика Исаевна, спасибо за содержательные ответы.
- И Вам спасибо.
Беседовала Санет Магадаева
Все права защищены. При перепечатке ссылка на сайт ИА "Грозный-информ" обязательна.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите: Ctrl+Enter
Поделиться:Также в разделе «Культура и образование»:
- 28.03.2024 / 14.24
- В Аргуне планируется создание школы креативных индустрий
- 28.03.2024 / 09.20
- Второй этап конкурса «Знаток чеченского языка» пройдёт 2 апреля 2024 года
- 27.03.2024 / 15.52
- В Чеченском педколледже состоялся «Вечер нашидов»
- 27.03.2024 / 12.38
- В школах ЧР прошел «Урок цифры» по теме «Технологии тестирования»
- 26.03.2024 / 20.00
- Путин поручил правительству поддержать производителей научного оборудования