Чт, 25 апреля, 21:02 Пишите нам






* - Поля, обязательные для заполнения

rss rss rss rss rss

Главная » НОВОСТИ » Культура и образование » Сны больше, чем реальность

Сны больше, чем реальность

20.04.2015 12:02

Недавно в издательстве «Грозненский рабочий» вышел в свет новый роман известного чеченского писателя Саид-Хамзата Нунуева «Сны Безумца». Это двадцатая по счету книга автора, не считая другие произведения, опубликованные в коллективных сборниках.

В краткой рецензии на это издание невозможно охватить и часть проблем, затрагиваемых Нунуевым. Если сказать о главном – роман можно характеризовать как уникальное явление в современной духовной жизни нашего народа. Произведение можно назвать программой по углублению процесса формирования национального самосознания чеченцев. Настолько плотно и убедительно здесь переплетаются вопросы истории, философии, религии, политики.

События в романе происходят в самом конце двадцатого века, но многое актуально и сегодня. Крупные социальные проблемы не исчезают быстро и сами по себе.

Тема формирования и развития правильного национального самосознания для автора, между тем, не нова. Она является центральной и в других произведениях автора, таких как «Дух и золото», «Ноев Завет».

Центральная фигура нового романа С-Х. Нунуева «Сны Безумца» - Мухдан, зрелый интеллигент, незаурядная личность, в силу своего характера и нравственных качеств не соглашающийся с устоями как советской, так и постсоветской власти, приведшей к губительной войне, ибо многое здесь лицемерно, фальшиво, лишено высокой духовной перспективы. Состояние своего главного героя в самом начале повествования автор описывает таким образом: «В последнее время Мухдан растерялся основательно. Все перемешалось, спуталось; стерлись грани добра и зла, совести и бессовестия, красоты и безобразия, благородства и подлости, любви и ненависти. Разум людей не успевает вырываться из постоянных козней Иблиса. Сознание людей, народов, поработили телевидение, кино, миллиардные тиражи красивой и пустой печатной продукции. В мире, кричащем о демократических и либеральных ценностях, прочно установился тоталитаризм медиакратии, манипулирующий сознанием людей, отлучающий их от пророков, от Бога. Главным в жизни стал финансовый успех, и чеченцы с удивительной скоростью прониклись этими пагубными для души страстями. За деньги они теперь продадут все и всех. Каждый торгует тем, что может, что покупается, что продается. Вон, даже священнослужители всех вероисповеданий стали Богом торговать. Что там ждет впереди, когда с течением времени человеческая совесть не обостряется, а, напротив, откровенно и цинично деградирует?!»

В самый драматический момент, когда Мухдан хочет молить у Всевышнего смерти, появляется Эс, Эсила, Память народа. Хрупкая девчушка, она чуть не утонула в бурном потоке. Спасенная называет Мухдана Совестью, и они очень нужны друг другу – Память и Совесть. Они очень нужны своему народу, чтобы спасти его от вечных тупиков. Вот как это описано в самом начале романа: «Мухдан бережно поднял девушку и понес ее дальше на руках. – Вон там – показал он на солнечную поляну в стороне от всех троп, - там мы совершим молитву. Я теперь знаю, Всевышний нам поможет, раз мы с тобой вместе. Мы построим на этой поляне другой город – город Памяти и Надежды. Назовем этот город твоим именем – Эсила. Это будет правильный, добрый, ласковый город. Ибо ничего у людей в этом мире не получится, если потеряют память, не будут помнить… И этот город станет, как и многие тысячи лет назад вершина Горы, с которой сошел пророк Ноха, центром мировой духовности. У нас теперь есть что предложить человечеству. Человечество это поймет, оценит и примет. Всевышний нам поможет, если мы просветим разум людей, пробудим в них совесть.

Эсила улыбалась и на глазах крепла. Мухдан придавал ей уверенность. К ней возвращался румянец, а взгляд наполнялся жизнью, озорством. Ведь у нее столько работы впереди, так много она должна рассказать, чтобы народ вспомнил себя, вышел из вековой спячки, беспамятства, ясно осознал свои перспективы, чтобы он затем помог всему человечеству».

Главный герой Нунуева через призму национальных проблем задумывается о судьбе всего человечества. Куда мы идем, потеряв всякий стыд и совесть, почему так жестоки и двуличны, включая многих священнослужителей всех вероисповеданий? Не потеряна ли связь времен, и не грозит ли нам опасность забыть свою изначальную пророческую миссию, берущую начало от самого послепотопного пророка Нохи, Нохчалла?

Автор в своем романе находит удивительные образы, метафоры, делающие сочинение уникальным в современной литературе произведением. Издание плотно насыщено размышлениями философского, религиозного, политического, мировоззренческого плана и в этом плане его однозначно можно отнести к просветительской литературе. Читатели столкнутся с проблемами, о которых, возможно, и не подозревали. Настолько стремительно и далеко не в лучшую сторону меняется наш мир.

Но у Мухдана, в конце концов, находятся единомышленники и помощники. Это офицер Смоленский, воевавший в Чечне и решивший принять ислам, это и генералы Кузнецов, Мельников, из близкого окружения Ельцина, которые не разделяют практику его губительной политики на Северном Кавказе. Словом, как и в одном из предыдущих романов «Нахи, пророки, судьба», автор видит спасение России в тесном союзе и единстве подлинных чеченских и русских патриотов своей страны. В первом случае чеченцы останавливают психотронный генератор (телевизионную вышку в центре Москвы, оболванивающий россиян), а в конце романа уничтожают сверхсекретную лабораторию Бален Берд в горах Чечни, где проводятся опыты по производству этнической бомбы – смертельные вирусы, избирательно поражающие те или иные народы.

Однако в самой Чечне стоит благодушие. Национальная интеллигенция далека от реальных проблем. Поставленная в условия выживания, она создала сама для себя мирок мнимого благополучия. Замкнувшись от окружающего мира, она тешит себя самовосхвалениями, раздает различные звания и награды, восторгается своим величием. Но Мухдан понимает, что так дальше жить нельзя. Пытаясь уходить от острых проблем, интеллигенция способствует повторению трагедий с народом. Надо остановить перманентно повторяющиеся беды. Но как? Об этом читатель узнает из диалогов Мухдана с самим Всевышним, диалоги, которые врачи называют слуховыми галлюцинациями. К чудачествам Мухдана все давно привыкли, кроме двоюродного брата Сомсом, крупного бизнесмена, у которого с ним проблемы. Что за проблемы? – Это – еще одна увлекательная часть повествования, весьма актуальная в современном рыночном мире.

В романе созданы волнующие образы современных чеченских женщин, неустанных тружениц и настоящих героинь, которые, как их далекие прабабушки амазонки, взваливают на свои плечи весь груз чести и достоинства, когда мужчинам очень тяжело.

Роман «Сны Безумца» - из тех эпохальных, знаковых произведений, которые будят сознание людей, призывают к радикальному переосмыслению своего мировоззрения и образа жизни. В реальной жизни к радикальным изменениям призывал и великий сын нашего народа Ахмат-Хаджи Кадыров, благодаря которому наша республика и народ получили возможность жить в мире и согласии на вечные времена. Это знамя сегодня уверенно несет и его сын Рамзан Ахматович.

Новый роман Нунуева, вышедший в Год литературы, на самом деле уникален как по жанру, так и по великолепным литературным находкам. В этом убедится каждый, кто внимательно и не спеша дочитает произведение до конца, что мы настойчиво рекомендуем. А автора хочется искренне поздравить с новой блестящей победой в деле формирования нашего национального самосознания путем просветительства и литературного мастерства после долгих десятилетий коммунистического тоталитаризма и полосы страшных, ничем не оправданных войн.

Магомед Дадуев, член Общественной палаты ЧР, член РО ОНФ, заслуженный работник культуры ЧР;

Халим Бурчаев, писатель, литературный критик.

Все права защищены. При перепечатке ссылка на сайт ИА "Грозный-информ" обязательна.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите: Ctrl+Enter

Поделиться:

Добавить комментарий




Комментарии

Страница: 1 |