Сб, 20 апреля, 12:51 Пишите нам






* - Поля, обязательные для заполнения

rss rss rss rss rss

Главная » НОВОСТИ » Культура и образование » З. Багалова: Я сама себе завидую, вспоминая становление театра

З. Багалова: Я сама себе завидую, вспоминая становление театра

30.03.2016 16:06

Зулейхан Багалова - чеченской актрисе, Народной актрисе ЧИАССР, Заслуженной артистке РСФСР было 12 лет, когда наступил 1957-й год, и вайнахам разрешили возвратиться на родину. «В связи с историческим событием в один из январских дней по казахстанскому радио выступили Абдул-Хамид Хамидов и Умар Димаев.

Узнав о том, что снят запрет на возвращение домой, люди плакали. С тех пор воспоминания о тех днях ассоциируются у меня с именами выдающихся деятелей чеченской культуры – Абдул- Хамида Хамидова и Умара Димаева», - вспоминает актриса.

Первое актерское образование она получила в студии при театре имени Ханпаши Нурадилова в 1961-1963 годах. Ее создателем и руководителем был Минай Германович Минаев - ученик Станиславского, преподаватель первой чеченской актерской студии при московском ГИТИСе в 1938-1941 гг. В 1941-ом мужская часть студийцев ушла добровольцами на войну. В Москве были оставлены Ваха Татаев и Абдул-Хамид Хамидов. Им, как умелым организаторам, было поручено, во-первых, сопроводить девушек в Грозный, во-вторых создать по возвращении фронтовые бригады, которые выступали бы в зоне военных действий.

Такие бригады от театра имени Х. Нурадилова, как известно, работали вплоть до депортации 1944-го. Потом были 13 лет высылки. После возвращения на родину, Минай Германович приехал в Грозный создавать театральную студию и восстанавливать театр. Талантливых ребят, девушек искали по всей республике. Минаев самолично отбирал абитуриентов по селам.

«Меня нашли в педучилище, где я была известна как "звездочка" художественной самодеятельности. Я без какого-либо "зажима" читала стихи, танцевала, играла в студенческих постановках. Но моя мама придерживалась строгих правил, она и мысли не допускала о возможности актерской карьеры для меня. И тогда, по просьбе Минаева и тогдашнего директора театра им. Х. Нурадилова Хасана Шаипова, в ситуацию вмешался обком партии в лице председателя женсовета Куркиевой. Маму уговорили, и она сдалась. Я с радостью ушла из училища, погрузилась в учебу в театральной студии. Там же учился Дагун Омаев - впоследствии известный чеченский актер театра и кино, мой большой друг с тех самых пор. В 1961 году меня и Дагуна сразу зачислили в труппу театра. В 17 лет я сыграла главную роль в спектакле "Горянка", мой актерский дебют состоялся на сцене Кремлевского Дворца съездов», - говорит Багалова.

Обучали будущих актеров в театральной студии сильные педагоги. Дисциплину «Зарубежный театр» преподавал Арсений Григорьевич Ридаль (до этого руководил театрами Баку, Куйбышева, Тбилиси, Воронежа, других городов, работал в Москве, ставил прекрасные спектакли, был лично знаком с Брехтом, с Мейерхольдом). Занятия по балету проводила Мария Стефановна Форманчук, до депортации 1944 года - педагог Махмуда Эсамбаева. Лекции по истории русского театра читал Николай Дециг – главный режиссер грозненского Русского театра имени Лермонтова. Чеченский язык и чеченскую этику вел Абдул- Хамид Хамидов. Актерское мастерство - Минай Германович Минаев и Лидия Сергеевна Горькая. Сценическую речь - Хасан Кантаевич Шаипов.

Учились студенты в студии три года. Потом Зулай Багалова поступила в московский ГИТИС на заочное отделение. Вспоминает, что за пять лет учебы в этом знаменитом вузе неоднократно убеждалась в том, что преподаватели грозненской театральной студии ничуть не уступали по уровню профессионализма педагогам знаменитого ГИТИСа. Наверное, потому, что те, кто возрождал в начале 1960-х театр имени Нурадилова также имели сильную образовательную базу, а Минаев и Горькая сами когда-то преподавали в ГИТИСе.

Общение с педагогами не ограничивалось стенами студии. После занятий и в выходные педагоги ходили по общежитиям, проверяли, не голодные ли учащиеся, в чем нуждаются. Особый контроль был за соблюдением чеченских обычаев, а девушки вообще были постоянно под наблюдением педагогов. «Помню, как-то Минаев увидел на моих глазах тушь и потребовал убрать! Куда более серьезную провинность допустила другая девушка, пропадавшая по вечерам в центре города. Минай Германович ее предупредил, что отчислит в случае дальнейшего нарушения дисциплины. Девушка ослушалась: ее в очередной раз заметили в компании с молодым человеком у кинотеатра имени Челюскинцев. И на второй день Минаев ее отчислил», - рассказывает Зулейхан.

Это были первые годы после возвращения народа из мест депортации. В театре блистали артисты, с которых начиналась его история. Яраги Зубайраев, Асет Исаева, Тамара Алиева, Асет Ташухаджиева, Хулимат Мустапаева, Халим Мусаев, Мовлди Бадуев... З. Багаловой было 16 лет, и говорит, что считала их старыми, хотя им было всего лишь около 40 лет. Все приняли ее хорошо, окружили заботой, оберегали.

«Очень хорошо относился ко мне Яраги Зубайраев, опекал, был для меня как отец театральный. Так же тепло относилась ко мне его жена Зина – заведующая швейным цехом в театре. Их дом был всегда открыт для нас, там мы часто проводили праздники, отмечали дни рождения. Зина прекрасно готовила, мои дети росли в их доме, это была моя вторая семья. Театр той поры был одной дружной семьей», - вспоминает Багалова.

Теплые воспоминания у актрисы связаны и с актером, поэтом, драматургом Абдул-Хамидом Хамидовым. Когда в 1961-м молодая актриса поступила в студию при театре им. Х. Нурадилова и одновременно стала актрисой театра, Хамидов находился в Ленинграде. Там он заканчивал Институт театра, музыки и кинематографии. Начинал он учебу в той самой чечено-ингушской национальной актерской студии московского ГИТИСа в 1938 году, когда студийцев отозвали в Грозный в связи с началом войны в 1941-м, а продолжил учиться после возвращения чеченцев из депортации, и уже не в Москве, а в Ленинграде. Кстати, в Ленинграде он преподавал в студии чеченский язык и этику.

Вернувшись из Ленинграда в Грозный, он читал студии курс лекций по истории театра. Багаловой было уже 17, ему чуть за 40 и они сразу стали друзьями. Хамидов называл Зулейхан своей любимой актрисой, величал Ермоловой. Конечно, она была счастлива слышать его похвалы.

По ее воспоминаниям, Абдул-Хамид Хамидов был глыбой! Его неизменно тепло встречали в самых разных кругах общества. Например, в те годы довольно часто организовывались конференции самой разной направленности. Хамидов всегда брал туда молодых актеров, чтобы они были в «теме». Конференции проходили довольно скучно, кто-то засыпал в зале. И тут выходил на трибуну Хамидов – высокий, с львиной гривой. И обращался к аудитории с такой пламенной речью, что все просыпались! "Разрешите все цветы моих гор бросить к вашим ногам!", - этими словами обычно завершал он выступление. В ответ - буря аплодисментов.

В первые годы после депортации и позднее все спектакли были аншлаговыми. Чеченцы в те годы жили, в основном, в селах, они добирались до города на самосвалах-полуторках, чтобы увидеть спектакли. Особенно часто приезжали из ближних к городу райцентров и сел. Бывало, около театра стояли в ряд самосвалы - это значило, что шел спектакль! «Безлошадные» зрители, кому не на чем было вернуться в село, ночевали у городских родственников.

«Бож-Али» мы играли каждый день или два раза в день. Аншлаги? Мягко сказано! Зал театра всегда был переполнен. Потоком шел зритель и на выездные спектакли в селах. Во время гастролей по республике автобус с актерами сопровождали две грузовые машины. По приезде они раскладывали борта, получалась огромная импровизированная сцена. Когда шел «Бож-Али», хохот в зале стоял неимоверный. Иногда взрывы смеха заглушали голоса артистов, им приходилось ждать, пока зритель угомонится, поэтому спектакль шел дольше, чем обычно».

Через два года труппа обзавелась передвижной сценической площадкой. Это был большой разборный шатер со сценой, своего рода выездной театр. Репертуар театра состоял из спектаклей по национальной драматургии и мировой класссике. "Бож- Али", "Петимат", "Совдат и Дауд", "Аршин мал Алан", "Ромео и Джульетта". Зритель тех времен не был избалован компьютерами и телефонами, артистов национального театра встречали не просто радушно - их встречали с ликованием! «Я сама себе завидую, вспоминая становление театра в те годы», - говорит актриса.

Зарина Висаева

Все права защищены. При перепечатке ссылка на сайт ИА "Грозный-информ" обязательна.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите: Ctrl+Enter

Поделиться:

Добавить комментарий




Комментарии

Страница: 1 |