Чт, 25 апреля, 02:15 Пишите нам






* - Поля, обязательные для заполнения

rss rss rss rss rss

Главная » НОВОСТИ » Культура и образование » Магомед Ясаев: Мое кредо – воспевать родину!

Магомед Ясаев: Мое кредо – воспевать родину!

08.03.2017 09:30

Сегодня, в замечательный весенний праздничный день - 8 марта, Народный артист Чеченской Республики Магомед Ясаев отмечает свой 60-летний юбилей.

Накануне дня рождения известного певца, корреспондент Информационного агентства «Грозный-информ» встретилась с юбиляром.

Магомед Султанович, насколько я помню, Вы около сорока лет выступаете на сцене. Хотелось бы узнать, когда Вы впервые запели?

- Очень давно. Сколько я себя помню, у нас дома была радиотарелка, оставшаяся от проживавшей в нашем доме в годы депортации русской семьи. Благодаря ей, у нас часто вечерами собирались соседи со всего квартала, чтобы послушать чеченские концерты. А меня каждое утро, ровно в 6 часов, будила песня «Широка страна моя родная», а потом я невольно концерт. Однажды (наверное, тогда мне было лет пять), после обычной гимна, в конценртной программе зазвучала новая песня – я услышал завораживающий голос (как я потом, повзрослев, узнал), то была песня Роберта Рождественского и Арно Бабаджаняна «Слушай сердце» в исполнении Муслима Магомаева.

Этот голос настолько сильно проник в мое детское сознание, что я с первого же дня стал напевать эту мелодии, хотя совсем не понимал слов. Видимо, уже с тех пор вектор моей жизни был направлен на то, чтобы быть певцом.

Выходит, Вы поете уже 55 лет! Как родители относились к Вашему увлечению?

- Сначала родители не замечали моего увлечения пением, потому что песня жила внутри меня, я не раскрывался перед ними, держал в тайне.

Как я уже сказал, когда по радио передавали чеченский концерт, в нашем доме собирались соседи со всего квартала. Они, как и родители, садились у тарелки, молча слушали песни в исполнении народных любимцев Султана Магомедова, Валида Дагаева, Беки Музаева, Марем Айдамировой. Иногда даже плакали. Хотя я и не понимал, почему эти песни вызывали у взрослых слезы, их мелодия пронизывала и мое сердце.

Момент, когда я впервые услышал голос Султана Магомедова, стал моим вторым озарением: меня переполняло такое чувство, словно по всему тело проходил какой-то заряд тепла, бодрости. Это состояние у меня бывает по сей день, если я слушаю песни Султана Магомедова. Они настолько теплые для чеченского сердца, что не любить их невозможно. Муслим Магомаев и Султан Магомедов – были и остались на всю жизнь моими кумирами. Чеченскому пению – по манере, по колориту, я учился у Султана, а советской эстраде у Муслима. Я считаю их своими духовными и профессиональными наставниками.

Магомед Султанович, когда же состоялось Ваше первое выступление на людях?

- Я уже говорил: дома, при родителях, я не пел. Стеснялся. Зато пел в школе. У нас, в Урус-Мартановской школе №7, был прекрасный актовый зал. Я любил оставаться там после уроков по вечерам и распевал мелодии Магомаева «Слушай сердце» и итальянские напевы. Хотя и не знал, да и не понимал, слова , я импровизировал и пел. В зале была хорошая акустика, и я восхищался от своего собственного голоса. Мою любовь к песне, разумеется, заметили в первую очередь учителя пения. В 6 - 7 классе у нас был учитель пения баянист Владимир Петрович. Он включал меня во все мероприятия, смотры художественной самодеятельности. И везде я был первым: в школе, селе, районе. И даже окрестили меня «наш Муслим Магомаев».

По окончании школы перед Вами стояла дилемма: куда пойти учиться?

- Нет. В 1973-1974 годах, когда я учился в старших классах, у нас в школе основали филиал детской музыкальной школы, где работала (к сожалению, фамилии не помню) пианистка Фаина Григорьевна. Она проверяла, какие у детей голосовые данные, чувство ритма. Послушав меня, сказала, что я непременно должен учиться в музыкальной школе, и записала в школу игры на фортепиано. За два года я сносно начал играть. Играл даже собственные сочинения, причем, не чеченского, а европейского плана.

В 1974 году, по окончании школы, Фаина Григорьевна буквально за руку привела меня в Чечено-Ингушское музыкальное училище. Кстати, оно считалось одним из лучших в Советском Союзе. За годы существования в нем было подготовлено не одно поколение пианистов и скрипачей, вокалистов и баянистов, дирижеров-хоровиков, музыковедов. Многие их них украшали своим искусством музыкальную жизнь Грозного, были известны далеко за пределами Чечено-Ингушетии. Я там оказался в период расцвета училища. Выбор был большой - семь отделений: фортепьянное, вокальное, струнных инструментов, духовых инструментов, дирижерско-хоровое, народного творчества и музыкально-теоретическое. Я выбрал вокальное отделение.

В училище был интернациональный состав, как среди преподавателей, так и учащихся: здесь работали и учились не только чеченцы и ингуши, но и русские, армяне, евреи, татары и представители других национальностей. Самые добрые воспоминания остались о директоре училища, Заслуженном работнике культуры ЧИАССР Леониде Брайловском и завуче по учебной части Михаиле Моисеевиче Бронштейне. У меня были замечательные педагоги - Виктор Николаевич Земсков, Альви Мазаев, Лайла Мусаева, Умар Бексултанов, Лидия Александровна Анидалова. Кстати, в те годы в училище учились композитор Рамзан Даудов, директор симфоничекого оркестра Алик Халилов, певец Апти Далхадов.

После первого курса меня забрали в армию. Я попал в Забайкальский военный округ, был танкистом, механиком-водителем. Служба проходила в охране танковых парков. На улице мороз - 40-50 градусов. Заступали на смену через каждые два-три дня. Во время дежурства я распевал песни: мысленно переносился домой. Песня помогала мне служить. Я пел в казармах, а потом и на праздничных мероприятиях в офицерском клубе. Признаться, благодаря моему голосу, я во время службы не испытывал больших нагрузок, в отличие от сослуживцев. В 1977 году я вернулся из армии и восстановился на второй курс вокального отделения.

Были проблемы с трудоустройством?

- Напротив. Когда я учился на четвертом курсе, меня пригласили работать в Чечено-Ингушскую государственную филармонию. А через год - и в новый, только создаваемый тогда, фольклорный ансамбль "Илли", который успешно проработал вплоть до 1993 года. За тринадцать лет успешной работы на кавказской сцене мы были почти на всех фестивалях, которые проходили на территории Советского Союза. Участвовали в различных конкурсах.

Бывают ли в жизни артиста выступления, которые остаются в памяти на всю оставшуюся жизнь?

- Конечно! Самое крупное мероприятие, в котором мне посчастливилось участвовать и которое оставило неизгладимое впечатление в моей душе, это празднование 60-летия СССР и 200-летия добровольного вхождения Чечни и Ингушетии в состав России в 1982 году. Эта концертная программа была просто величественной. Там работали все известные артисты Советского Союза: Муслим Магомаев, Эдита Пьеха, Людмила Зыкина, Эдуард Хиль, Аркадий Райкин, хор Пятницкого , казачий Кубанский хор - одним словом, все известные танцевальные, музыкальные, хоровые коллективы...

В 90-х годах, с распадом Союза, многие артисты и культработники уходили с работы в поисках лучшей доли. Как Вы прошли этот этап?

- Об этом неприятно вспоминать. Действительно, в поисках лучшей доли артисты уходили с филармонии и искали другие источники существования. Я тоже оказался в их числе, но ненадолго: меня тут же пригласили для работы в качестве солиста в симфонический оркестр нашей филармонии под управлением Алаша Эдисултанова. Одновременно работал при филармонии в составе струнного квартета под управлением Леонида Абрамовича Киршинбаума. Мы выступали на различных мероприятиях, давали концерты на предприятиях, учреждениях, которые тогда еще работали.

Куда Вас судьба занесла в годы военных действий в Чечне?

- Дальше Ингушетии я не выезжал. Хотя предложений было много. Покинуть родных и близких людей, оставить родину и уехать, для меня равнозначно было предательству.

Магомед Султанович, Вы одинаково легко поэте на русском и на чеченском. В Вашем репертуаре больше патриотических песен, но ведь многие зарабатывают больше на лирических песнях?

- У меня много лирических песен на любовные темы. Есть песни гражданского, патриотического звучания, исторического плана – песни о нашем народе, о первом Президенте Чеченской Республики Ахмате-Хаджи Кадырове, и о России в целом тоже. Я считаю, что мое кредо - воспевать свою родину, воспитывать песней лучшие человеческие качества – добро, справедливость, мужество, любовь.

Я знаю, что Вы не только поете, но и преподаете. У Вас есть свои ученики?

- Преподавать я начал сразу после военных действий в республике. Здесь катастрофически не хватало специалистов. Тогда я начал учить подрастающее поколение искусству пения и музыкальной грамоте. У меня много учеников. Некоторые из них до сих пор со мной занимаются. Даже преподаватели музыкальных школ приезжают, спрашивают совета по тем или иным вопросам вокального искусства. Я работал старшим преподавателем на кафедре музыкального образования в педагогическом институте (ныне университет), старшим преподавателем вокального отделения колледжа культуры и искусств, преподавал в музыкальном училище, музыкальной школе №1 г.Грозного, а в начале 2000-х годов даже в высокогорном селе Итум-Кали.

Недавно в Центре детского творчества состоялся концерт, на котором выступила незрячая девушка Аминат Абубакарова. Ее представили, как Вашу ученицу, это так?

- Да, это так. Аминат, так сказать, мой небольшой благотворительный проект. Она живет с матерью, потеряла отца. Девушке 23 года, она слепая. Я с ней занимаюсь с большим удовольствием: у нее богатый внутренний мир, очень хороший слух, хватает все на лету. А голос –лирический, сапрано небольшого диапазона. Мне она напоминает Диану Гурцкую. Аминат уже выступает на различных мероприятиях, которые организовывает Центр детского творчества.

Магомед Султанович, Вы уже много лет занимаетесь еще и общественной деятельностью, я имею ввиду Мировой Артийский комитет. Как Вы попали в этот комитет и как продвигается работа в данном направлении?

- Впервые я попал на очень хорошее мероприятие Артийского комитета Кавказа в г. Нальчике в 2003 году. В тот период я работал солистом госфилармонии в Ингушетии. Там я познакомился с замечательной женщиной, композитором Фаризой Шавдыжевой, преподавателем первой музыкальной школы г. Назрани. Она сочинила несколько песен. В поисках исполнителя Фариза испробовала ингушских певцов, а заолдно предложила и мне. Это были замечательные песни "Родина бесценная, очаг предков моих» и «День памяти» - песня о кавказцах, которые в силу исторических обстоятельств оказались за пределами родины. Автор слов песни – кабардинец, президент Артийского комитета Кавказа, известный поэт-песенник, видный общественный и научный деятель Ауес Бетуганов. Я с большим удовольствием исполнил их на конкурсе молодых композиторов, а затем мне предложили стать руководителем представительства Артийского комитета Кавказа в Чечне. Работая в этом направлении мы выявляем молодые таланты, представляем наших артистов на фестивалях. За эти годы почетные звания лауреатов артиады народов России получили Раиса Кагерманова, Зина Анасова, Хадижат Абуева, гитарист, солист инструментального анамбля госфилармонии Ваха Сааев и многие другие.

Заканчивая нашу беседу, хотелось бы узнать, что бы Вы пожелали молодым людям, желающим попасть на сцену?

- Нашему народу, в соответствии с его менталитетом и исторической памятью, не свойственны некоторые современные музыкальные течения, они уничтожают наши традиции. Нам нужно держаться за такую песню, которая воспитывает в молодых людях положительные качества. Не надо гоняться за модой, за шоу-бизнесом. Это мое личное убеждение. К этому призывает и Глава Чеченской Республики Рамзан Ахматович Кадыров. Все мы должны встать на защиту нашей духовной культуры. Желаю молодежи не сбиваться с того магистрального пути, по которому ведет нас сегодня руководство республики , оказывая огромную поддержку во всех добрых и полезных обществу начинаниях.

Справка: Магомед Султанович Ясаев - Народный артист Чеченской Республики (1998г.), Заслуженный артист Чеченской Республики (1986г.), лауреат премии Ленинского комсомола (1988г.), фестиваля «Красная гвоздика» в Ярославле, трижды становился лауреатом Артиады народов России, лауреат премии Интеллектуального центра Чеченской Республики "Серебряная сова-2011".

Беседовала Санет Магадаева

Все права защищены. При перепечатке ссылка на сайт ИА "Грозный-информ" обязательна.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите: Ctrl+Enter

Поделиться:

Добавить комментарий




Комментарии

Страница: 1 |