Чт, 18 апреля, 07:04 Пишите нам






* - Поля, обязательные для заполнения

rss rss rss rss rss

Главная » НОВОСТИ » Интервью » Ползучий cекуляризм

Ползучий cекуляризм

16.11.2012 11:23

Экспертное заключение департамента по связям с религиозными и общественными организациями администрации Главы и Правительства Чеченской Республики

Религия, в советское время пережившая притеснения со стороны официальной власти, а ее представителям не всегда удавалось осуществлять нормальную духовную деятельность, в новую эпоху подверглась новым атакам. На этот раз со стороны служащего неназванного ведомства Каргина Евгения Сергеевича. Человек 14 сентября 2012 года подал челобитную в Генеральную прокуратуру Российской Федерации по вопросу введения и преподавания основ религиозных культур в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях Чеченской Республики.

Каргин обвинил руководство Чеченской Республики в «ошеломительной наглости» через черный ход ввести в школу религию, в нарушении конституционного принципа отделения церкви от государства. Дескать, это попытка под видом модернизации образования на самом деле тихой сапой вести миссионерскую деятельность. Против чего, естественно, надо решительно выступать.

Известно, громкий жалобщик - кошмар любой конторы. Пишущей, не пишущей – без разницы. Ради чего-то это человеку нужно? А ради спасения России: «Жила бы страна родная и нету других забот». Потому что он совершенно искренно считает, что у него есть миссия. Потому что хочу, потому что могу, потому что без меня родина пропадет. На что надеется? Вот это и есть одна из непонятных загадок – психология людей, которые прут до конца, разбивают свою и, разумеется, не только свою голову об стену, не имея ни единого шанса на успех. А всё ради какой-то склизлой иллюзии, что через пять минут начнется религиозная война.

Вообще, сутяги – это, можно сказать, почти все вязальщики. Они так свитер вяжут. Они так вяжут дело. Всё, что угодно, ввяжут. Любая улика, даже косвенная, она – затравка, она – начало, откуда вытягивают нитку и начинают вязать. Они не то, чтобы преувеличивают, они всегда лгут.

Как известно, С 2006 года преподавание основ православия в качестве обязательного предмета введено в школах Белгородской, Брянской, Калужской и Смоленской областей, с 1 сентября 2007 года - в Тверской области. Еще в 11 регионах этот предмет изучается факультативно. Подавляющее большинство семей отправляют своих детей на урок религии, поскольку уверены, что это принесет им пользу. Родители ни разу не требовали освободить детей от этих занятий. Более того, они очень довольны, что дети не ходят на уроки атеизма.

Преподавание религии в государственных школах проводится в рамках усилий руководства России по укреплению моральных ценностей после сложного периода неопределенности, последовавшего за распадом Советского Союза. В сентябре 2007 года президент Российской Федерации Владимир Путин заявил, что он за то, чтобы дети изучали религии в целом, в особенности, четыре из них, исторически связанные с Россией - православие, ислам, иудаизм, буддизм. А уже 21 июля 2009 года было принято решение провести в 18 регионах России эксперимент по преподаванию в школах основ религиозной культуры, истории религии и основ светской этики.

Русская Православная Церковь и мусульманские лидеры одобрили введение в школах религиозных дисциплин. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II заявил в одном из своих обращений: «Церковь отделена от государства, но не свободна от ответственности за судьбу народа... Власти и политические системы приходят и уходят, а Церковь остается». Известно, в императорской России Русская Православная Церковь была государственной религией и обладала огромным влиянием. Практически все школьники должны были изучать специальный курс православной веры, так называемый Закон Божий.

А тем временем просьбоподатель уже ставит в вину руководству Чеченской Республики, что введенный школах обязательного курса «Основы ислама», ориентирован на ислам. Но Россия – поликультурная и мультиконфессиональная страна, поэтому необходимо изучение религии в школах. На уроке «Основы религии» обсуждается значение веры для человека, ее происхождение, история, эволюция, внутренние конфликты, отличия от других религий, проводиться позитивное сравнение религий. Это история религий. Не одной религии, а религий.

Люди, живущие в России, не важно, какой они конфессии, имеют право знать о других религиях и конфессиях, которые существуют в России и в мире. К тому же, изучение религиозных дисциплин способствует лучшему пониманию искусства, литературы, культурного наследия и истории России. Из чего следует, что надо наращивать достигнутое. Во многих учебных заведениях надо создать центры исследований религиозных явлений, связанные с такими дисциплинами, как антропология, история цивилизаций и других.

Это трудная, но необходимая и срочная работа. Возможно, кто-то возразит, что ныне действующие нормативы образования были задуманы в другом ключе и должны соблюдаться статьи Конституции. Хорошо. Но настало время изменить их, не ожидая очередной политической конъюнктурной ситуации.

В Чеченской Республике никто не навязывает «сверху» планы по принуждению младших школьников к раннему религиозному самоопределению. Так что «лепить горбатого», пороть бездоказательную чушь про использование служебного положения местной властью в определении гражданами своей религиозной принадлежности вопреки части 4 статьи 4 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», - это, извиняюсь, три копейки стоит.

Сегодня право на труд дает возможность представителю духовенства человеку устроиться на работу в любое общеобразовательное учебное заведение и преподавать курс «Основы религии». И почему нельзя довериться выбору духовных лидеров и профессиональной зрелости учителей Слова Божьего, если мы хотим, чтобы урок религии или истории религий входил в круг предметов, обязательных для государственных школ. Многие духовные наставники уже хорошо справляются с преподаванием. Это ужасно скользкая дорога, если в свободной стране в условиях демократии люди, руководствующиеся религией, исключаются из общественно-полезной деятельности на пользу стране. Религия отделена от государства, но не отделена от общества.

Конечно, цель - не в том, чтобы выступить против светского характера государства, в чем нас тут же обвинят, а в том, чтобы просто придать конкретность понятию «отделенности» религиозных объединений от государства. В рассуждениях о светскости нашего государства и отделении от него религиозных объединений пользуются формулой: государство и религиозные объединения не вмешиваются в дела друг друга. Так ли это на самом деле и можно ли считать эту формулу абсолютом? Наверно, есть «отделение», но его можно назвать условным.

Для начала попробуем разобраться в «учебнике высшей математики» от Каргина, в особенности по части трактовки в ней статей 14 и 28 Конституции Российской Федерации. Так вот, статья 14 Конституции Российской Федерации, конечно, определяет светский характер государства, но это не означает, что оно никак не взаимодействует с религиозными объединениями. Система отношений между государством и религиозными объединениями не является изолированной от всей остальной системы общественных отношений, а является ее частью, испытывая на себе влияние многих социальных процессов. К примеру, часть 2 статьи 6, а также части 1 и 2 статьи 19 Основного Закона страны гласят, что религиозные объединения являются частью, институтами гражданского общества, верующие являются точно такими же полноправными гражданами России, как и неверующие. Кроме того, из статьи 28 Конституции Российской Федерации автором жалобы благоразумно выхвачено лишь «право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой», предусмотрительно проигнорировав «невыгодную» завершающую часть о том, что «каждому гарантируется право свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними».

Поэтому светский характер государства не предполагает полной изоляции религиозных объединений от общественной жизни и, прежде всего, в сферах культуры, образования, здравоохранения, социальной защиты и прочего. Провозглашенное законом отделение религии от государства не подразумевает взаимной абсолютной независимости. Такой неподвластности попросту нет, поскольку государственная власть законодательным путем и действиями органов исполнительной власти во многом определяет положение и возможности религиозных объединений. Но и религии, во всяком случае, традиционные, прямо или косвенно формируют общественное мнение в отношении к государственной власти.

Религиозные организации являются частью общества, которые объединяют вокруг себя верующих. Законодательная власть устанавливает правовые нормы, согласно которым создаются и действуют религиозные объединения. Для настоящего времени это Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» (1997 г.) с небольшими дополнениями и изменениями.

Закон предписывает государству не вмешиваться в дела религиозных организаций, если их деятельность не противоречит законодательству. Органы прокуратуры обязаны принимать законные меры, если религиозная организация нарушает закон, общественную безопасность и порядок, посягает на личность, права и свободы граждан, побуждает граждан к совершению противоправных действий.

Без уважения к праву человека на свободу совести Евгений Каргин приводит безграмотные суждения, основанные на поверхностном прочтении законов. На самом деле, одним из ключевых аргументов челобитника является то, что доминирование религиозной точки зрения в государственных учреждениях, коими являются школы, по сути дела означало бы запрет на преподавание так милому сердцу любого атеиста дарвинизма.

В жалобе между строк сквозит невысказанная и незнающая покоя мысль, что Россия - плюралистическая страна, и появление госучреждениях религиозных атрибутов может оскорбить немногочисленное богоборческое братство. Выпады автора можно сравнить с принудительным навязыванием научного атеизма в советские времена. Человек по сути дела пытается облечь в научные термины концепцию происхождения человека от обезьяны. В свое время в СССР был провозглашен лозунг: «искореним религию». Остепененные «специалисты» кафедр научного атеизма за казенные средства старательно исполняли задачу по обращению верующих в безбожников.

Тогда право на свободу совести формально признавалось, но возможности к реализации этого права, чего греха таить, были предельно ограничены. Верующего человека считали за неполноценного гражданина, не говоря уже о священнослужителях, которых преследовали всеми мерами: от лишения политических прав до запрета служить Всевышнему. Победа единственно верной марксистско-ленинской идеологии и отмирание религии предсказывалось, но история, к счастью, рассудила всё с точностью до наоборот.

Сегодня атеисты требуют отменить преподавание религии в школе. Дескать, она приобретает суррогатную функцию «гражданской религии».

Духовные лидеры считают эти обвинения необоснованными. Ошибка подвязывать полезную деятельность под одну атеистическую гребенку. Такой вариант неубедителен, он не годится по многим параметрам, по многим соображениям.

Потому что это определенные ресурсы, средства, учебники готовились, педагоги подбирались… И теперь, выходит, все это впустую ради какого-то подметного письма? И насколько педагогичным выглядят такое? А ведь духовные пастыри и политики должны сделать всё, чтобы «племя младое» знало свое прошлое и свои корни.

Антирелигиозная пропаганда против России - это политика, угрожающая национальной безопасности нашей страны. Координируют эту деятельность разные закордонные организации, миссии, центры, фонды, институты, располагающие финансами и современными средствами коммуникаций. Под прикрытием сомнительных вывесок благотворительной и правозащитной деятельности они пытаются захватить сознание людей, разложить их моральные устои и таким путем реализует геополитические цели.

Конституция и законы России не упоминают атеизма. Не зарегистрированы атеистические общественные организации. Ушли в прошлое времена Союза воинствующих безбожников. Реализовать призыв атеистов ввести защиту прав неверующих нет возможности: категория неверующих, равно как и верующих граждан не имеет правового статуса.

В настоящее время, спустя почти двадцать лет после распада Советского Союза религия возвращается в общественную сферу России. Полноценное школьное образование должно включать в себя курс, посвященный основам религий. Такие уроки необходимо ввести потому, что атеизм, насаждавшийся коммунистами, лишил народ связи с верой, составлявшей суть его идентичности.

Глубочайшие основы каждой науки приводят к вере в Бога. Поэтому введение основ религии в образовательных учреждениях - это великое благо. Против преподавания основ религии в общеобразовательных учреждениях у нас в течение последнего времени были надуманные, никчемные предлоги под самыми, прямо скажу, идиотскими предлогами, вроде как не поссорятся ли мусульмане и христиане. Не поссорились и не поссорятся. Потому что то, что предлагает христианство - проповедь любви и веры - оно не может поссорить никого ни с кем.

Религия - часть культурной надстройки общества. Общепризнанно, что религия несет верующим людям добро, свет истины, возвышенную мораль, красоту искусства. Деятельность религии способствует оздоровлению нравственного климата в обществе, очищению духовной атмосферы от аморальности, пренебрежения к ближнему, равнодушного отношения к слабому, больному, бедному.

Люди понимают, что весь оксюморон обвинений московского сутяжника надуман и не убедителен, и фарс этот заведомо обречен на провал. И вообще, нелепо писать жалобы в прокуратуру с требованием запрета преподавания «Основ религии» в школе, ничего не зная о святых Кирилле и Мефодии, братьях, создавших в девятом веке «кириллицу» - русский алфавит. Они ведь были монахами и церковными деятелями, а не светскими людьми.

Какие бы доводы не приводил Каргин, религия после долгих лет периода абсолютной светскости и атеизма возвращается в политику и общественную жизнь. Может быть, это не вполне соответствует личным представлениям автора жалобы о справедливости, но зато вполне соответствует действительности. Такова тенденция. Глобализация ставит вопросы самоидентификации, подтверждения моральных, духовных ценностей.

Конституция – закон интересный и очень поучительный, но ведь кроме него есть еще Уголовный Кодекс. В нем, кстати, в статьях 282, 306 и 319 рассказывается о том, что каждый, кто клевещет на другие народы и представителей власти, как правило, кончает очень плохо.

Бай-Али Тевсиев - директор департамента по связям с религиозными и общественными организациями Администрации Главы и Правительства Чеченской Республики, теолог Абдулла Истамулов – заместитель директора департамента, политолог Алимхан Хажбатиров - заместитель директора департамента, аналитик

Все права защищены. При перепечатке ссылка на сайт ИА "Грозный-информ" обязательна.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите: Ctrl+Enter

Поделиться:

Добавить комментарий




Комментарии

Страница: 1 |