Сб, 20 апреля, 03:55 Пишите нам






* - Поля, обязательные для заполнения

rss rss rss rss rss

Главная » НОВОСТИ » Как создавалось Грозненское телевидение

Как создавалось Грозненское телевидение

17.07.2007 14:10

На днях по радиостанции «Чечня свободная» услышал, что Чеченская телерадиокомпания отмечает пятилетие своего создания. Услышав это, вспомнил о том, как впервые создавалось Грозненское телевидение, и решил об этом написать.

Пришел я на Грозненское телевидение (по рекомендации редактора газеты «Комсомольское племя») первого июня 1960 года. Как говорится, парадом там командовал редактор Сорокко. Велись пробные передачи. Все уже несколько месяцев работали бесплатно, и никто из них еще не был оформлен.

- Оставайся, - сказал мне Сорокко, - будешь в нашем штате... И я остался.

Мне повезло. Если люди, как говорится, задарма проработали уже несколько месяцев, то я - всего 10 дней. 11 июня 1960 года утром на студии появился ее первый директор Евгений Черный. Его перевели сюда из Наура, где он работал первым секретарем райкома КПСС. И он всех присутствовавших оформил на работу 11-м числом июня 1960 года, который, я думаю, можно считать и днем рождения Грозненского телевидения, впоследствии переименованного в Чечено-Ингушский комитет по радиовещанию и телевидению при Совете Министров ЧИАССР, председателем которого был Лагутин Сергей Михайлович. С этого дня и начались программные передачи в вечерние часы.

Хочется назвать самых первых работников телевидения. Ведущими режиссерами были Недачин и Виктор Семенович Пастан (позднее будет понятно, почему почти через полвека я хорошо помню его имя-отчество), звукорежиссер Розенберг, Первыми редакторами были известные Чечено-ингушские поэты и писатели - Нурдин Музаев, Хасмагомед Эдилов, Джамалдин Яндиев, позднее пришел и Ахмед Боков. Первыми телеоператорами были Юрий Чекашкин. Евгений Новиковский. Первые дикторы: на чеченском языке - Султан Гулиев, на ингушском.- Лида Яндиева (позднее - Мейсигова), на русском языке - Ольга Левченко, чуть позже пришла Алла Зинченко. С ее именем связан один курьезный эпизод.

Некий телезритель удосужился написать ей кокетливое письмо, адресовав его не Алле Зинченко, а Зине Алченко. Такое тоже бывало...

Несколько позже пришел на телевидение и поныне работающий там Адиз Кусаев. Он должен помнить меня. Я после увольнения оставался внештатным сотрудником, и Адиз заказывал мне передачи. Последняя из них перед моим отъездом из Чечено-Ингушетии была передача об Ахмаде Сулейманове.

Были в первых рядах редакторов и молодые Ямлихан Хасбулатов, Султан Юсупов и Башир Чахкиев.

Вспомнил, что два или три года назад телевидение задавало телезрителям 10 вопросов, на большинство из которых я мог ответить и среди которых был вопрос о том, кто написал «Дайте мне кресало...» и кто впервые поставил его? Так вот «Дайте мне кресало, и я высеку огонь из камня» написал Султан Юсупов, а поставил его и выдал в эфир режиссер Ваха Насардинов, впоследствии ставший главным режиссером телевидения...

В июне 60-го, при оформлении нас на работу Евгением Черным, я попал помощником режиссера к Виктору Семеновичу Пастон в детскую редакцию. А ровно через полгода вместе с ним же - в литературно-драматическую редакцию, но уже ассистентом режиссера, где и проработал до моего отъезда из Чечено-Ингушетии. Виктор Семенович для меня был не только режиссером, но чутким наставником и учителем. Пусть нескромно прозвучит, но мы так к друг к другу привязались, что никогда в одиночку не ходили на обед. Этот замечательный человек вскоре уехал в г.Орджоникидзе главным режиссером телевидения.

В заключение хочу остановиться на нескольких эпизодах нашей работы тех времен.

Ассистентам режиссера тарификационная комиссия присваивала тарифные категории. Сначала третью, потом вторую, а - затем первую. В эту тарификационную комиссию входил известный ингушский певец Ахмед Хамхоев. Он был незрячий. И вот, когда мне присваивали первую категорию, при первых моих словах, хоть не были названы ни фамилия моя, не имя, Ахмед Хамхоев обратился ко мне: «Махамди, это ты?..». Я был ошарашен. Видимо, у всех незрячих особенно остро развивается слуховая память...

Ингушский редактор Башир Чахкиев трижды ездил в Баку и трижды делал передачи о Муслиме Магомаеве. И под конец уговорил Муслима Магомаева переехать на родину своего деда Муслима Магомаева, чеченского композитора. Где-то, по-моему, около полугода, он проработал у нас солистом радио. Но бывший тогда министром культуры Вахаев не смог обеспечить его квартирой, и Муслим Магомаев уехал в Баку...

После гастролей по Америке вернулся домой Махмуд Эсамбаев. Не знаю, как они родились, но в министерстве культуры, в театрах, на телевидении поползли сплетни о том, что, якобы, Махмуд Али-султанович завербован американской разведкой, ЦРУ, стало быть. Что, якобы, в папахе у него спрятан радиопередатчик, и во время танца, стуча ногами, он передает сообщения на Запад. Одним словом, - абсурд... Сам Махмуд Эсамбаев в то время отдыхал в Сочи. Так вот, обком партии, чтобы рассеять эти слухи, вызвал артиста в Грозный. Для выступления по телевидению ему дали 1 час эфирного времени... И вот сидим мы в редакции до начала передачи и разговариваем о разных вещах. Махмуд и говорит: «Был я приглашен в Сочи на подводную лодку. На прощание моряки подарили мне водолазный костюм, который когда-нибудь станет достопримечательностью музея...»

По наивности или по глупости, но в то время я подумал: ну, бахвал, вот что делает с человеком слава… Теперь, конечно я знаю, что король танца был прав на все сто процентов...

Вот так создавалось телевидение в Грозном, и так мы работали…

М.САДУЛАЕВ. «Иман» №59-60, 14 июля 2007г.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите: Ctrl+Enter

Поделиться:

Добавить комментарий




Комментарии

николай
Feb 2 2023 11:46AM

Было бы здорово,если бы вы опубликовали какие-нибудь видео,или хотя бы фото из истории грозненского тв.Еще помню как приглашали Турищеву. С ней беседовала по моему Зинченко,она же позднее Куликова.

Страница: 1 |