Чт, 25 апреля, 16:04 Пишите нам






* - Поля, обязательные для заполнения

rss rss rss rss rss

Главная » НОВОСТИ » Ахмат-Хаджи Кадыров: социально психологический и духовно-нравственный портрет

Ахмат-Хаджи Кадыров: социально психологический и духовно-нравственный портрет

14.08.2007 16:03

История знает и антигероев, преследовавших корыстные, узкогрупповые, клановые интересы, спекулируя на тра¬гедии народа, осуществляя свою политику от его имени, хотя такого делегирования они и не получали. Современная история чеченцев изобилует такими «героями», именно они проповедовали сомнительные этнополитические ценности, что стало причиной изоляции народа от окружающего мира, способствовало внутринациональной и межнациональной конфронтации и в конечном итоге ввергло Чечню в жесто¬кую трагедию.

Герои всегда служат дос¬тойным примером для подра¬жания, предметом историко-философского, политологичес¬кого и культурологического анализа, фиксируемого в научных студиях, художествен¬ных произведениях, театраль¬ных постановках. Историчес¬кая память сохраняет и небла¬говидные деяния антигероев, предательство ими интересов народа, что делает их негатив¬ным примером для подраста¬ющих поколений.

Адекватная научная или ху¬дожественная реконструкция исторической личности - зада¬ча далеко непростая, посколь¬ку взявшемуся за это учено¬му, писателю нужно учесть сложный клубок противоречи¬вых событий, в контексте ко¬торых жил, боролся, созидал, переживал человек. Очень часто научное и художе¬ственное творчество, нацеленное на историческую или современную реконструкцию, остается поверхностным, схе¬матичным, субъективным. Словом, анализ, оценка, пони¬мание личности мало того, что бывают неполными, но и при¬обретают социального фено¬мена и его интерпретация - это сложное переплетение субъективных и объективных факторов.

Тем не менее, задача иссле¬дователя заключается в том, чтобы стремиться воспроизве¬сти полную картину социаль¬ной эпохи, ее влияние на лич¬ность, а также в целостной форме реконструировать ее образ. На основе этих методо¬логических соображений сле¬довало бы осуществить анализ жизни и деятельности Ахмата-Хаджи Кадырова, кото¬рый в час жестокого испыта¬ния для своего народа встал на защиту его жизненно важ¬ных интересов, решительно противодействуя силам зла и насилия. Это очень колорит¬ная, убежденная в своей пра¬воте личность действовала в «эпоху перемен», сопряжен¬ную с трудностями, коллизиями, резким оскудением духов¬но-культурной шкалы че¬ловеческого бытия.

Он прилагал огромные уси¬лия для вывода чеченского народа из кризиса (в котором тот оказался не без предатель¬ства антигероев), поставив це¬лью дать ему новую этнополитическую, этнокультурную пер¬спективу. Своим поведением, веским и убедительным словом, принципиальностью и честностью он развенчивал ложь, клевету, возводимую на народ. Думается, что именно в этом для А. Кадырова и зак¬лючалась национальная идея.

Если существует народ, обладающий собственной культурой, этнопсихологичес¬кими и ментальными особен¬ностями, осуществляющий со¬циокультурные коммуникации с окружающим миром, то этот народ имеет осознанное пони¬мание или смутное представ¬ление о своей судьбе, настоя¬щем и будущем. Задача ин¬теллектуалов состоит в том, чтобы в логике понятий, то есть теоретически, осуществить ре¬конструкцию складывающей¬ся социально-психологичес¬кой и духовно-культурной си¬туации в народе. Именно так, на наш взгляд, формируется национальная идея любого эт¬носа, а стало быть, и чеченс¬кого народа.

История рода А. Кадырова в прошлом не знала политичес¬ких, государственных деяте¬лей, но из него вышли извест¬ные в Чечне религиозные де¬ятели. Например, предок А. Кадырова Ильяс был последо¬вателем и векилем Кунта-Хаджи. В феврале 1864 года вслед за своим устазом он подверг¬ся царской властью аресту и ссылке. Ахмат-Хаджи, следуя родовой традиции, готовил себя к духовной деятельнос¬ти, еще в годы советской власти он получил религиозное образование у местных мулл, учился в медресе в Бухаре, Ташкентском мусульманском институте, а в постсоветский период, продолжил обучение на шариатском факультете уни¬верситета Хашимитского Коро¬левства Иордании.

Основательная духовная подготовка способствовала признанию его как профессионального мусульманского тео¬лога, назначению заместите¬лем муфтия, а затем, в 1995 году, и муфтием мусульман Чечни. Этот момент совпал с первой военной кампанией в Чечне, когда среди му¬сульманского духовенства не было единого мнения по вопросу российско-чеченского конфликта.

Сопротивление чеченцев ель¬цинской политике «наведения конституционного порядка в Чеченской Республике», сопровождавшейся ракетно бомбовыми ударами, разру¬шившими города и села, эко¬номику и социальную сферу, приведшими к массовой гибе¬ли гражданского населения, Ахмат-Хаджи признал «газава¬том» и призвал народ к решительному противодействию армии, развязавшей гражданс¬кую войну на территории быв¬шей Ч И АССР. Этой своей пози¬цией он выражал настроение значительной части чеченско¬го населения, не увидевшего в федеральных войсках и ко¬мандирах освободителей от диктаторского режима Д. Дуда¬ева, кстати, насажденного в Чечне руководством России.

Августовские события 1996 года, вывод федеральных войск из Чечни, создание военно-полевых судов - что про¬изошло при поддержке ичке¬рийских «победителей», - укрепление ваххабизма, борьба религиозных радикалистов против традиционного духовен¬ства, не поддерживавшего «че¬ченскую революцию» и рели¬гиозный экстремизм, убежда¬ли Ахмата-Хаджи в бес¬перспективности шариатизации всей Чечни и конфронта¬ции с Российским государ¬ством.

В сентябре-октябре 1996 года ваххабиты в Ичкерии фактичес¬ки превратились в мощную, влиятельную в политико-идео¬логическом, военном и финан¬совом отношении силу. Что касается представителей тра¬диционного ислама, то они были оттеснены на периферию общественной и политической жизни, хотя их духовное влия¬ние на верующих было достаточно сильным. Ахмат-Хаджи Кадыров как человек, сфор¬мировавшийся на основе ценностей традиционного исла¬ма, а также в рамках идейно-политической системы коорди¬нат советского общественного строя, в психологическом, по¬литическом и духовном плане был противником идеологии и практики ваххабитов и много¬численных уголовников, на¬шедших под маркой ваххабиз¬ма приют в «независимой Ичкерии».

Среди представителей тра¬диционного чеченского духовенства он первым стал подвергать открытой критике деятельность ваххабитов, по¬зиционировавших себя в каче¬стве представителей «чистого ислама», обвинявших традици¬онный ислам, распространившийся на Северном Кавказе, в заблуждениях, от¬ходе от основ салафизма.

В 1996-1998 годах в своих многочисленных выступлени¬ях по телевидению, на страни¬цах газет и журналов, Ахмат-Хаджи предупреждал обще¬ство и государство об угрозе, исходящей от религиозных радикалистов и политических экстремистов. Но народ и власть, в том числе феде¬ральная, не воспринимали с должной ответственностью эти предупреждения, не до конца чувствовали тревогу, которая звучала в его выска¬зываниях.

В целях организации идеологического противобор¬ства ваххабизму, активно распространяющемуся в ре¬гионе при поддержке «ичке¬рийских идеологов», А.Ка¬дыров организовывает и проводит Конгресс мусульман Северного Кавказа, участники которого решительно осудили ваххабизм, направленный про¬тив традиционного ислама и его носителей. На конгрессе был создан Координационный центр во главе с муфтием Ингушетии Албогачиевым для «объединения усилий представителей духовен¬ства Северного Кавказа в борьбе с радикалистами и экстремистами. Антивахха¬битская деятельность муфтия Кадырова мобилизовала экст¬ремистов в их намерении уничтожить его, следствием чего стали преследования и многочисленные покушения против Ахмата-Хаджи, в ре¬зультате которых гибли его ближайшие родственники.

В период ичкерийского без¬временья происходит замет¬ная трансформация полити¬ческой позиции и политичес¬ких воззрений А.Кадырова. Несмотря на то, что некоторые исследователи упрекают его в непоследовательности, принципиально важно отме¬тить, что эта трансформация не является сиюминутной, спонтанной. Она - результат длительных размышлений, анализа масхадовского режи¬ма, приведшего к снижению уровня духовно-нравствен¬ной культуры этноса, домини¬рованию иррациональных, бездумных установок, к ин¬теллектуальной и нравствен¬ной деконструкции личности, криминализации социума.

От позиции политического сепаратизма А.Кадыров эволюционирует к осозна¬нию необходимости возра¬щения Чечни и чеченцев в социокультурное, правовое пространство Российской Федерации. Чем обьяснить, такую политико-философс¬кую метаморфозу? Она, бе¬зусловно, продиктована же¬ланием вывести народ из по¬литического тупика, изоля¬ции, куда завели его ичке¬рийские лидеры и их хозяе¬ва, спасти многострадаль¬ный народ от возможного фи¬зического уничтожения или полного рассеяния.

Обладая личным мужеством, воспитанный на лучших традициях своего народа, Ах¬мат - Хаджи не мог мириться со страусиной политикой Масха¬дова, находившегося в окру¬жении полевых командиров, ваххабитов, террористов, мно¬гие из которых прибыли в «самостийную Ичкерию» «для ловли счастья и чинов». На этой почве Кадыров разошел¬ся с Масхадовым. Оконча¬тельно разрыв этот оформил¬ся в начале августа 1999 года, что было связано с про¬вокационным походом вахха¬битов Кебедова, боевиков Басаева и Хаттаба в горный Дагестан.

В 1999-2000 годах деятель¬ность А. Кадырова направле¬на на остановку войны, предотвращение разрушения Гу¬дермеса и других насе¬ленных пунктов Чечни. На¬род, которому совершенно не нужна была война, решитель¬но поддержал политику Кады¬рова Его искреннее желание погасить пламя войны, откры¬тая политика, признание необходимости нахождения Чечни в составе многонацио¬нального Российского государства, некоррумпирован¬ность явились основанием того доверия, которое было ему оказано президентом Рос¬сии. Находясь на посту гла¬вы администрации, а затем и президента Чеченской Рес¬публики, он сполна оправдал это доверие.

Если говорить об основных вехах его политической и государственной деятельнос¬ти, то нельзя не выделить та¬кой значимый ее этап, как раз¬работка проекта Конституции ЧР, подготовка и проведение 23 марта 2003 года общенацио¬нального референдума, на котором была принята Конститу¬ция ЧР, согласно которой рес¬публика признавалась субъек¬том Российской Федерации. В вопросе о политическом стату¬се Чечни был сделан правовой поворот от сепаратизма к воз¬ращению ее народа в консти¬туционное поле единого много¬национального Российского го¬сударства. Это политическое событие явилось основанием для снижения насилия и давле¬ния на население со стороны во¬енных и активного противосто¬яния силам сепаратизма, сто¬ронникам разрушения России.

За короткий промежуток вре¬мени Ахмат-Хаджи Кадыров многое сделал для возрожде¬ния экономики, социальной сферы Чеченской Республи¬ки, обеспечения безопасности гражданского населения, вос¬становления достойного име¬ни чеченского народа как на¬рода - труженика. А Кадыров, как никто другой, знал свой народ гордился им. В этой связи вспоминаются слова А. Пушкина - «Гордиться славою своих предков не только мож¬но, но и должно; не уважать оной есть постыдное малоду¬шие». Для Ахмата-Хаджи та¬кое отношение к истории сво¬ей родины было само собою разумеющимся, и он неустан¬но и героически боролся про¬тив всех, кто унижал его на¬род. Хотелось бы напомнить читателю его знаменитые сло¬ва, произнесенные на телепе¬редаче « Свобода слова » и облетевшие весь мир: «Я не позволю издеваться над моим народом ни генералам, ни бо¬евикам!» Сказать такое и до¬биваться этого мог лишь граж¬данин, убежденный в своей правоте, крепко стоящий на на¬циональной почве, взращен¬ный духом и культурой наро¬да, патриот своей республики и общего Отечества. Есте¬ственно, такая позиция и ли¬дерские качества, изо дня в день демонстрируемые А. Ка¬дыровым, не могли устроить его врагов.

Оценивая жизнь и деятель¬ность А. Кадырова, глава госу¬дарства В. Путин признал в нем абсолютно цельную лич¬ность. Высказался по поводу того, что он ушел непобежден¬ным, прикрывая собой Чечню и чеченцев, и достоин уваже¬ния народ, воспитавший тако¬го сына. В этих словах зало¬жен большой смысл, воспро¬изведение которого позволит дать исследователям более полный и содержательный социально-психологический и духовно-нравственный портрет Кадырова. Здесь есть, над, чем поразмышлять ученым, писателям.

Кадыров был открыт для всех. Вся его жизнь свидетельствует о его стоическом характере, на¬личии в нем нравственно-гума¬нистических качеств. Он без ко¬лебаний отдал свою жизнь во имя спасения чеченского наро¬да, избавления его от возможного физического уничтожения.

Мусульманский теолог и философ Абу Хамид аль-Газали утверждал, что «человек не создан ради шутки или случай¬но, но сделан великолепно и для великой цели». Мне представляется, что в этих словах маркируются качественные сто¬роны характера А. Кадырова.

Подводя итог своим размыш¬лениям о личности Ахмата-Хад¬жи, не могу не отметить, что, хотя очень много говорят о пути Кадырова, он, с моей точ¬ки зрения, недостаточно вербализован, то есть, не интерпретирован, а стало быть, не зафиксирован в письмен¬ной форме в качестве некоего рационально осмысленного документа. А то, что написано о нем, к сожалению, лишь по ка¬сательной соотносится с его мыслями, действиями, и, наконец, с духовными устремлени¬ями его личности. И в этой свя¬зи мне хотелось бы изложить не¬которые свои практические ре¬комендации: анализируя, опи¬сывая жизнь и деятельность А. Кадырова, нельзя допускать легковесности - будь то в теле¬передачах, книгах, в памятни¬ках ему. Суть и масштаб лич¬ности Ахмата-Хаджи, его дея¬ния требуют и соответству¬ющего отношения ко всему, что связанно с его именем.

Этот патриот, мужественный человек, ни при каких ситуаци¬ях не терял достоинства и чести. Он умел думать о людях. Нет ни одного случая, чтобы он обидел слабого. О нем нужно говорить, писать, но надо де¬лать это, не раболепствуя, со¬блюдая меру, умно и достойно.

Полагаю, что именно такая по¬зиция была бы им самим и одобрена.

В.Акаев «Гумс» №66-67, 13 августа 2007 г.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите: Ctrl+Enter

Поделиться:

Добавить комментарий




Комментарии

Страница: 1 |