Чт, 28 марта, 14:51 Пишите нам






* - Поля, обязательные для заполнения

rss rss rss rss rss

Главная » НОВОСТИ » Общество » Как мы искали на Кавказе свой Куршевель

Как мы искали на Кавказе свой Куршевель

24.02.2012 17:07

Год назад мы подарили Рамзану Кадырову горнолыжную экипировку ( см. «КП» за 19 февраля 2011 г.). Глава Чечни был счастлив и заверил нас, что обязательно освоит этот вид спорта, а заодно и построит в Чечне зимний курорт. Мы пообещали через год приехать в кавказскую республику со своими лыжами и проверить трассы.

На регистрации рейса в «Домодедово» чехол, набитый лыжами и куртками, вежливо попросили открыть в присутствии сразу нескольких работников службы безопасности.

- А вы точно в Чечню?

- Да, едем кататься с Рамзаном Кадыровым.

Боевой инструмент горнолыжника, пройдя доскональную проверку, был отправлен в секцию негабаритного багажа, где лежала куча других лыж.

- Вы тоже на рейс «Свиссэйр» до Женевы? - спросили нас работницы секции.

- Нет, сегодня мы летим не в Куршевель, а в Чечню.

Журналисты «КП» оставили след в Аргунском ущелье.

Чеченский след

Раннее утро. В Грозном еще темно. На улице аномальные для Чечни минус 30. Садимся в «Газель», которая, подпрыгивая на ухабах заснеженной дороги, мчит нас в горы. Водитель, гордый чеченец Али (мы называем его Али-Баба), утверждает, что до гор ехать километров 30. Хотя по карте кажется гораздо дальше.

Но минут через 20 в морозной дымке на горизонте действительно начинают проглядывать величественные горы, а еще минут через 20 мы въезжаем в печально известное Аргунское ущелье. На невысоких пока склонах, покрытых лесом, лежит снег. Дорога становится все круче, и наша «Газель» начинает пугающе реветь.

Ехать дальше в горы сегодня не имеет смысла. До села Ведучи, где и будет строиться современный курорт, еще более 50 километров. Тем более что там работы только начинаются. На карте место выглядит впечатляюще: село Ведучи находится в долине на высоте 1200 метров над уровнем моря, а перед ним возвышается горная гряда высотой 3400 метров. То есть теоретически там можно соорудить трассу с перепадом высоты более двух километров и длиной спусков более восьми... Да таких трасс в Европе раз-два и обчелся! Подобный перепад высот есть, пожалуй, только в итальянской Червинии и на французской Гранд-Монте близ Монблана. Да и по площади катания эта зона посоперничает с Тремя долинами...

Но в чеченский Куршевель мы, как пообещал Кадыров, отправимся на будущий год. А сегодня наша задача - проложить первый горнолыжный след в Чечне.

Али-Баба сворачивает на небольшую объездную дорогу, идущую вверх. С огромным трудом влезаем в промерзшие горнолыжные ботинки - и вперед, на склон. Снега в Аргунском ущелье немного - сантиметров 30, но для тестового спуска вполне достаточно. Поднимаемся метров на 250 и бросаемся вниз по той же заснеженной дороге. В голове мелькают кадры из фильма про Джеймса Бонда «И целого мира мало», когда Пирс Броснан несется на горных лыжах, уворачиваясь от пуль террористов...

Но в горах Чечни сейчас, слава богу, спокойно. Мы едем без охраны. Нас сопровождает только сотрудник пресс-службы Рамзана Кадырова Висхан Абухажиев, кстати, выходец из этих мест.

Второй спуск совершаем уже между деревьев: буковый реликтовый лес становится для нас своеобразной слаломной трассой. Главное - не подрезать столетний ствол...

Эту олимпийскую трассу скоростного спуска в Красной Поляне на днях опробовали лучшие горнолыжники планеты.

Через час завершаем наше путешествие в центре Грозного. Мы вылезаем из машины на проспекте известного горнолыжника Владимира Путина прямо в горнолыжных ботинках, которые снять на тридцатиградусном морозе просто не получается.

- А вы правда катались у нас в горах? - с неподдельным интересом спрашивают обступившие нас чеченские мальчишки. - У нас еще никто на лыжах в горы не ездил. Мы тоже хотим!

- Рамзан Кадыров обещал, что через два года курорт откроют для всех желающих...

Грозный - Сочи, далее везде

Мы проложили первый лыжный след в Чечне ровно за два года до старта Олимпиады в Сочи. И вот через два дня мы стоим на старте будущего олимпийского скоростного спуска в Красной Поляне. (В Адлер пришлось лететь через Москву - других рейсов из Грозного просто нет.) Мимо несутся сильнейшие горнолыжники планеты во главе с Боди Миллером. Знаменитый американец после финиша расхваливает новую трассу и жалуется, что ворота расставили слишком круто, мол, по этой уникальной горе можно было бы ехать еще быстрее.

Погода великолепная - минус 8. Ведь в отличие от Чечни здесь, в 40 километрах, находится Черное море, которое смягчает морозы и подбрасывает дополнительные метры снега. Но если отвлечься от современных олимпийских трасс, ландшафт и природа очень похожи на горы Чечни. Да и лес точно такой же - буковый. Делаем контрольный спуск в стиле фрирайда между деревьями. Все точно так же, только сугробы глубже. Кстати, один из нас спускался по склону горы Аибга четыре года назад, когда здесь ничего еще не было. И вот на нем уже проходят старты Кубка мира по горным лыжам в самой технически сложной дисциплине. Значит, и в Чечне можно соорудить курорт в те же сроки?

Впрочем, владелец горного центра Роза Хутор, президент «Интерроса» Владимир Потанин говорит, что пришлось ускориться ради Олимпиады. Но сроки все равно впечатляют - крупнейшие зимние курорты мира строились десятилетиями, а здесь случилась настоящая комсомольская стройка. Кстати, на ней, как мы выяснили, собраны действительно лучшие проходчики, работавшие еще на БАМе.

Потанин и директор центра Роза Хутор Сергей Бачин везут нас на только что открывшиеся туристические склоны. В кабинке подъемника мы узнаем, что строительство и обустройство курорта обойдется в 69 миллиардов рублей и капиталовложения могут окупиться не ранее чем через 12 лет. Курорт рассчитан на 10 тысяч человек в день. Разовый однодневный пропуск на подъемник уже сейчас стоит 1400 рублей. Значит, ежедневная выручка будет составлять 14 миллионов рублей в день. А кататься можно 5 месяцев в году. Неплохо...

- Как видите, пока центр функционирует в чисто спортивном режиме, а на полную мощь он заработает сразу после Олимпиады, - говорит главный олимпийский инвестор. - В прошлом году было 20 километров оборудованных трасс. Сейчас уже 40. Это почти треть от длины трасс Куршевеля. А к 2014 году будет 80...

Кстати, Потанин рассказал, что впервые встал на горные лыжи в 30 лет и с 1992 года ежегодно ездил именно в Куршевель, «пока его не испортили друзья-олигархи».

- Владимир Олегович, но ведь Куршевель - это всего одна из Трех долин, общая протяженность трасс которых составляет 600 километров! Всего же в них одновременно могут кататься 200 тысяч человек. И каждый платит только за подъемники порядка 40 евро в день. Получается выручка порядка 8 миллионов евро в день... За зимний сезон может накапать под миллиард евро!

- Мы тоже собираемся объединить все курорты, находящиеся в районе Красной Поляны, - продолжает Потанин. - А это, кроме Роза Хутор, так называемая газпромовская горка, расположенная на плато Псехако. Там, кстати, во время Олимпиады будут соревноваться лыжники и биатлонисты. Плюс «Альпика-Сервис» и «Горная карусель». Недавно подписали договор с Газпромом, которому и принадлежит большая часть этих склонов, чтобы объединить все зоны катания и сделать единый ски-пасс. Словом, по сочинским трассам можно будет скользить целую неделю, не повторяя спуски.

- Но поедут ли сюда туристы? Даже сейчас цены в Красной Поляне мало чем отличаются от европейских!

- Поедут. Тем более после Олимпиады - лучшей рекламы и не бывает!

Мы стоим на вершине Аибги, и нам открывается великолепный вид на Главный Кавказский хребет. Если посмотреть на карту, то не так далеко от ущелья Красной Поляны расположен Домбай, далее - Эльбрус, Казбек (правда, он на территории Грузии). А там уже и до наших чеченских гор рукой подать.

- Владимир Олегович, Кадыров собирается строить горнолыжный центр в Чечне. Поможете?

- Мы изучали возможности строительства горнолыжных курортов во многих местах, - говорит олигарх-горнолыжник. - И с другой стороны Эльбруса, и дальше... Но пришли к мнению, что нам надо довести до ума Красную Поляну. Возможности на Кавказе огромные. Но частным инвесторам нельзя разбрасываться. Ведь только в районе Сочи можно сделать полноценные даже не три, а четыре долины. Кстати, район Энгельмановой Поляны, расположенной в 20 километрах вверх по этому ущелью, из неосвоенных территорий вообще считается самой инвестиционно привлекательной туристической зоной в мире. Там ведь, кроме великолепных гор, есть и минеральные источники... Но это триллионы долларов - вряд ли России стоит в одиночку ввязываться в это дело. Скорее это глобальный мировой проект будущих десятилетий...

Кадыров мысленно уже скользит по склону.

Золотые горы

Если посмотреть на карту Кавказа, то становится ясным масштаб нашего горнолыжного будущего. Ведь, кроме частных проектов, в Красной Поляне и Чечне существует целая государственная программа развития курортов Северного Кавказа, рассчитанная аж до 2025 года. А это не только модернизация старых курортов на Эльбрусе и в Домбае, но и освоение совершенно новых склонов и долин. Запомните эти названия: плато Лагонаки в Адыгее, Архыз в Карачаево-Черкесии, Мамисон в Северной Осетии, Армхи и Цори в Ингушетии, Ведучи в Чечне... Скоро у наших горнолыжников появится широкий выбор.

И освоение новых горных территорий уже началось. К примеру, в долине Архыза запустили два подъемника... Мы отправимся туда на будущий год, когда курорт приобретет более-менее законченный вид...

Ну а что же с безопасностью, спросите вы. Кто же поедет кататься в Чечню, Ингушетию или на Эльбрус, где в прошлом году взорвали подъемник? Так вот, на Эльбрусе вновь не протолкнуться. Жители Кабардино-Балкарии поняли, что они сидят буквально на золотой жиле, и теперь охраняют Баксанское ущелье как зеницу ока. Ведь по горнолыжным параметрам Эльбрус и соседний Чегет заткнут за пояс любой альпийский курорт.

А именно Альпы в последние годы превратились в настоящее предприятие по выкачиванию денег. Немудрено, что в небольшой, но промышленно развитой Австрии горнолыжная индустрия приносит до 10 процентов ВВП, а это более 30 миллиардов евро. И немалую часть этих денег оставляют в их горах наши туристы...

Только официально через турфирмы в Австрию каждую зиму приезжают кататься более 160 тысяч россиян (см. таблицу). А десятки тысяч добираются в Альпы дикарями. Неудивительно, что под Новый год в московских аэропортах возникают настоящие людские пробки из лыжников, улетающих в Европу. А ведь каждый из них там оставляет не менее тысячи евро. Вот вам и самая настоящая утечка капитала.

Большинство скажет: я уж лучше в Альпы, чем на Кавказ. Это пока... Но через несколько лет, мы верим, ситуация изменится. По крайней мере наши лыжи смотрят уже не на запад, а на восток.

НАШИ В АЛЬПАХ

Сколько российских лыжников выезжают зимой в горы Европы через турфирмы

Австрия - 166 тысяч человек

Франция - 52 тысячи

Италия - 35 тысяч

Швейцария - 15 тысяч

Плюс к этому 30 - 35 процентов лыжников бронируют отели самостоятельно.

Рамзан КАДЫРОВ: «Обязательно научусь кататься на горных лыжах»

Прилетев в Грозный, мы первым делом отправились к Рамзану Кадырову, чтобы пригласить его покататься с нами в горах...

- Я пока не умею, - признался Рамзан. - Если я просто надену форму, значит, я актер. Я сначала должен научиться кататься на горных лыжах. Давайте я возьму тренера, научусь. Потом приедете - я покажу вам…

- Через два года откроются Олимпийские игры в Сочи, - напомнили мы. - Сколько лет нужно, чтобы поднять горнолыжный центр в Чечне?

Кадыров тут же позвонил известному бизнесмену Руслану Байсарову - главному спонсору и организатору строительства горнолыжного курорта в республике:

- Господин Байсаров, когда мы будем кататься на лыжах на курорте?

- Весной уже начинаем эту трассу делать, - пояснил бизнесмен. - Летом там можно будет кататься на велосипедах, а следующей зимой - уже на лыжах. Но это пока будет трасса для презентации, еще не полноценный курорт.

Затем Кадыров передал трубку корреспондентам «КП», и мы задали Байсарову несколько своих вопросов.

- Руслан, как считаете, когда Рамзан Кадыров может встать на горные лыжи?

- Уже в следующем году. Весной. Мы вместе с ним съедем с горы с флагом Чеченской Республики.

- Весной все растает.

- У нас там будет хорошая система оснежения. Стоит она всего 5 млн. евро...

- Следующей весной приедете, - пообещал Кадыров, - вместе покатаемся...

- Сколько средств вы собираетесь вложить в этот горнолыжный курорт? - спросили мы у Байсарова.

- 15 миллиардов, - сказал Байсаров.

- Нормально будет, - заключил Кадыров.

- Мы сегодня просмотрели карты, там склон выше 3 тысяч метров. Два километра перепад. Вы там уже бывали? - поинтересовались мы у главы Чечни.

- Да. Я там уже был несколько раз. Этот объект постоянно у нас на контроле.

- Дмитрий Медведев, встречаясь с полпредом президента по Северо-Кавказскому федеральному округу Александром Хлопониным, предложил уже сегодня заняться подготовкой специалистов для туристического сервиса на Северном Кавказе.

- Руслан Байсаров этим занимается. Он уже подбирает будущих специалистов. Они будут обучаться не только в наших местных профтехучилищах и лицеях, мы отправим их за опытом в другие регионы России и даже за границу... Поручение президента и полпреда выполним.

КОМПЕТЕНТНО

Александр ХЛОПОНИН, вице-премьер правительства РФ, полпред Президента России в Северо-Кавказском федеральном округе: «Горные курорты - это сотни тысяч новых рабочих мест»

- Александр Геннадьевич, вот и о курортах Северного Кавказа заговорили на самом высоком уровне. Мы имеем в виду вашу недавнюю встречу с Дмитрием Медведевым, которая полностью была посвящена этой теме...

- Кавказ всегда был в нашей стране центром притяжения для туризма. Это наше богатство, про которое мы абсолютно забыли в последние 20 - 30 лет. А сам проект развития Северного Кавказа как курортной зоны прорабатывался еще в 70-х годах. И сегодня мы к этому возвращаемся, потому что речь идет о создании крупной, уникальной здравницы для всей России.

Туризм - отрасль экономики, которая предполагает высокий процент занятости местного населения. Для Северного Кавказа, где проблема безработицы достаточно остра, полноценное развитие туризма даст сотни тысяч новых современных рабочих мест. Прежде всего за счет создания горнолыжной инфраструктуры, предприятий малого и среднего бизнеса, в том числе и по линии агропрома.

Вот почему президент Дмитрий Медведев взял под личный контроль эту тему. Проведено большое количество переговоров на международном уровне с зарубежными инвесторами, созданы управляющая компания «Курорты Северного Кавказа», особые экономические зоны с привлечением большого количества инвесторов с Запада. Впервые этот проект имеет такую динамику в своем развитии.

- То есть ставка делается не только на бюджетные, государственные средства, но и на привлечение зарубежных инвестиций.

- Да, государство готово вкладывать деньги в инфраструктуру - это дороги, инженерные сети и коммуникации, очистные сооружения и так далее. Это могут быть и подъемники, которые после ввода в эксплуатацию также передадут инвестору.

А вот что касается строительства отелей, развития непосредственно инфраструктуры отдыха - это уже в основном за счет инвестиций частного бизнеса. Соотношение здесь почти один к шести: то есть на каждый рубль, вложенный в эти проекты государством, приходится шесть «частноинвестиционных» рублей. Если объем государственных вложений составляет 60 миллиардов рублей, то частных инвестиций - где-то 360 миллиардов.

- В итоге получается...

- ...общая стоимость проекта - около 400 миллиардов. Это пока только пять горнолыжных кластеров, пять особых зон. Отдельно готовятся проекты по Кавказским Минеральным Водам и Прикаспийскому кластеру - каждый из них оценивается примерно в 40 миллиардов.

- А инвесторы, в том числе зарубежные, готовы вкладывать такие деньги?

- Государство предоставляет в этих особых экономических зонах туристического типа беспрецедентные налоговые преференции. Освобождает от налогов на имущество, на прибыль и ряда других социальных выплат. Это привлекает многих инвесторов.

- И как идет работа?

- Все, что запланировано, выполняется с опережением графика. Очень хорошо работает компания «Курорты Северного Кавказа» - в частности, в создании совместных предприятий.

Есть задачи, на которых Дмитрий Медведев сделал особый акцент. Одна из них - это подготовка кадров. Практически в каждой республике должны быть открыты средние профессиональные учебные заведения, которые готовили бы специалистов для работы на наших курортах. Это должна быть целая сеть техникумов. Мы также собираемся сотрудничать с Олимпийским университетом в Сочи и Северо-Кавказским федеральным университетом. Будем приглашать экспертов и из Москвы - из Академии народного хозяйства или из «Сколково».

Александр ГАМОВ, Кирилл СЕРОВ

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите: Ctrl+Enter

Поделиться:

Добавить комментарий




Комментарии

Страница: 1 |