Вт, 23 апреля, 09:20 Пишите нам






* - Поля, обязательные для заполнения

rss rss rss rss rss

Главная » НОВОСТИ » Общество » Дело Джанаралиева и журналистская этика

Дело Джанаралиева и журналистская этика

06.06.2013 18:41

На сайте журнала «Дош» опубликована информация под заголовком «В мордовской колонии ИК-5 пытают заключенных из Чечни», в которой, со ссылкой на сообщение супруги одного из заключенных, утверждаетcя, что она якобы три месяца безуспешно пыталась обратиться к Уполномоченному по правам человека в ЧР Нурди Нухажиеву с просьбой оказать содействие в облегчении участи ее мужа Лечи Джанаралиева, отбывающего наказание в колонии ИК-5 в Республике Мордовия.

В информации говорится, что супруга Джанаралиева не смогла попасть к Нурди Нухажиеву - в приемной ей якобы сказали, что «ничем не могут помочь» и, что в офисе омбудсмена не принимают никаких мер по защите прав ее осужденного мужа.

Публикация такого рода высказываний, даже со ссылкой на заявителя, требует более взвешенного подхода. Изложение недостоверной информации по меньшей мере некорректно для такого солидного издания, как журнал «Дош», который пользуется доверием у многих жителей Чеченской Республики. Корреспонденту, прежде чем публиковать подобную информацию, стоило хотя бы позвонить в аппарат Уполномоченного по правам человека в ЧР и поинтересоваться, почему же «ничем не могут ей помочь». Известно, что Уполномоченный по правам человека в ЧР Нурди Нухажиев на протяжении нескольких лет занимался защитой прав заключенного Лечи Джанаралиева, отмечает пресс-служба Уполномоченного по правам человека в ЧР.

Что касается слов Зарины Датиевой, супруги осужденного Джанаралиева, по поводу того что она не попала на прием к Нурди Нухажиеву, то мы склонны считать, что тут произошло недоразумение. Зарина Датиева лично встречалась с Уполномоченным по правам человека в ЧР Нурди Нухажиевым, но только приходила она в офис омбудсмена не в 2013 году, а гораздо раньше. Личное заявление осужденного Лечи Джананаралиева, а также заявление ее супруги рассматривали лучшие специалисты аппарата Уполномоченного по правам человека в ЧР. При этом были задействованы все правовые механизмы для защиты его прав. Уполномоченный по правам человека в ЧР, в частности, реагировал на сообщения об избиении Джанаралиева, добивался его освобождения по состоянию здоровья, которое согласно медицинскому заключению подпадает под перечень заболеваний, препятствующих отбыванию наказания, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 6 февраля 2004 года № 54 «О медицинском освидетельствовании осужденных, представляемых к освобождению от отбывания наказания в связи с болезнью». На основании медицинского заключения администрацией ИК-3 УФСИН РФ по Ставропольскому краю (где он ранее отбывал наказание) согласно ст.81 УК РФ (освобождение от наказания в связи с болезнью) было внесено в Георгиевский городской суд Ставропольского края соответствующее представление об освобождении Джанаралиева от дальнейшего отбывания наказания. Однако суд не принял во внимание факт неизлечимой болезни осужденного и отказал в удовлетворении представления об освобождении, мотивируя свое решение тем, что Джанаралиев приговорен к длительному сроку лишения свободы за совершение тяжких преступлений. Тяжелобольной Джанаралиев является инвалидом 1-й группы и передвигается только в инвалидной коляске.

С 2007 по 2008 год Уполномоченный по правам человека в ЧР по факту избиения Джанаралиева сотрудниками исправительного учреждения обращался к прокурору Ленинского района г. Грозный, начальнику ФГУ ИК – 3 УФСИН России по Ставропольскому краю, в следственный комитет при прокуратуре РФ.

24 июня 2008 года Уполномоченный по правам человека в ЧР обратился к директору ФСИН РФ с просьбой рассмотреть вопрос о переводе Лечи Джанаралиева в исправительное учреждение УФСИН РФ по ЧР.

Далее, 24 декабря 2008 года Уполномоченный обратился к Генеральному прокурору РФ с просьбой рассмотреть правомерность содержания осужденного под стражей в связи со степенью тяжести заболевания Джанаралиева и оказать содействие в его этапировании в Чеченскую Республику для дальнейшего отбывания наказания.

Аналогичное обращение было направлено также и председателю комиссии Общественной палаты по общественному контролю за деятельностью правоохранительных органов и реформированию судебно-правовой системы.

В мае 2009 года омбудсмен повторно обратился к директору УФСИН РФ. Ответ вновь отрицательный.

В течение всего 2009 года Уполномоченный по правам человека в ЧР направлял обращения в адрес прокурора и администрации колонии в Республике Мордовия.

После обращения Нурди Нухажиева администрация исправительной колонии, где отбывает наказание Джанаралиев, обращалась с ходатайством об освобождении осужденного в Теньгушевский районный суд Республики Мордовии. Но суд оставил ходатайство без удовлетворения. Судебное постановление Джанаралиевым обжаловано в кассационном порядке в Верховном суде Республики Мордовия.

21 мая 2009 года Нурди Нухажиев обратился к Уполномоченному по правам человека в Республике Мордовия Юрию Ястребцову с просьбой оказать содействие в принятии объективного решения Верховным судом Мордовии по вопросу освобождения осужденного Джанаралиева от наказания в связи с болезнью. Все попытки добиться положительного решения вопроса Джанаралиева остались без результата. Супруга заключенного Датиева была в полном объеме осведомлена о проделанной работе по рассмотрению ее заявлений и причинах неудовлетворения ее просьбы. Кроме того, Датиева не раз лично созванивалась по телефону с Нурди Нухажиевым и высказывала как свои просьбы, так и благодарность за проявленное внимание к делу ее супруга

В 2010 году Нурди Нухажиевым была предпринята еще одна попытка добиться справедливости. Он направил обращение на имя председателя Верховного суда РФ с просьбой принять меры по необоснованным отказам судами регионов РФ в условно-досрочном освобождении заключенных чеченской национальности. В данном письме, Нурди Нухажиев на примере осужденного инвалида-колясочника Лечи Джанаралиева просил председателя Верховного суда принять необходимые меры к объективному рассмотрению судами регионов России заявлений осужденных уроженцев Чеченской Республики об их условно-досрочном освобождении.

В целях защиты прав осужденного Джанаралиева, а также привлечения общественного внимания к нарушениям его прав, пресс-службой Уполномоченного по правам человека в ЧР неоднократно готовились материалы для печатных и электронных СМИ, телевидения. Факты нарушения прав Джанаралиева и принятые в ходе рассмотрения заявлений его супруги меры приводятся в ежегодных докладах чеченского омбудсмена. Более того, чтобы хоть как-то поддержать семью осужденного Джанаралиева, Нурди Нухажиев оказал содействие в решении и других проблем Зарины Датиевой, в частности, в решении жилищного вопроса.

Случаи избиения заключенных чеченцев, притеснения их по национальному признаку в местах их содержания в учреждениях ФСИН РФ имеют место быть. В течение последних нескольких лет на имя Уполномоченного по правам человека в ЧР поступило большое количество жалоб и заявлений от осужденных жителей Чеченской Республики, отбывающих наказание в северных регионах Российской Федерации, а также от их близких родственников о нарушении прав осужденных.

Однако существующий порядок надзора за исправительными учреждениями не даёт возможности во многих случаях выяснить истинную ситуацию. Ответы прокуратуры, к которой мы обращались, стандартны и предсказуемы: «Проведение проверки показало, что факты не подтвердились». «В возбуждении уголовного дела отказано». Конечно же, осужденные, боясь, что их положение еще более ухудшится, при проверке прокуратуры отказываются подтвердить факты нарушения их прав или несправедливого наказания. Последний свежий пример - это жалобы родственников осужденных Галбацева и Тепсаева, отбывающих наказание в ФБУ ИК- 3 УФСИН РФ по Республике Кабардино-Балкария. Заявители сообщили, что их близких и других осужденных чеченской национальности преследуют сотрудники этого учреждения, подвергают физическому насилию и моральному унижению. За незначительные проступки, по словам осужденных, их привлекают к дисциплинарным наказаниям и содержат в ШИЗО, им препятствуют в отправлении религиозного обряда.

Однако прокурорская проверка, проведенная по просьбе Уполномоченного по правам человека в ЧР, как и следовало ожидать, оснований для реагирования по данным фактам «не нашла». В ходе проверки осужденные пояснили, что претензий к администрации учреждения не имеют.

Нужно отметить, что в 2007 году в ту же Республику Мордовия из Чеченской Республики выезжала специальная комиссия в связи с многочисленными заявлениями и жалобами родственников осужденных, которые находятся там в исправительных трудовых колониях .

В ходе работы комиссии выяснилось, что правонарушения имели место.

Между тем, несмотря на заявления чиновников, работающих в системе ФСИН, в том числе и первого заместителя руководителя ФСИН РФ Эдуарда Петрухина, что ни один факт правонарушений не остается без их внимания, кроме отстранения от должности начальника колонии на время специальной проверки, никто тогда наказания не понес - ни работники колонии, позволявшие себе противоправные действия, ни сотрудники, ни кто-либо другой.

По словам же одного из родственников осужденного, отбывающего наказание в ИТК 5 в Республике Мордовия, положение осужденных-чеченцев после визита комиссии не только не улучшилось, но и намного ухудшилось.

Все это - лишнее доказательство тому, что исправительная система России нуждается в коренном реформировании, в том числе и система надзора, о чем Нурди Нухажиев неоднократно заявлял на различных уровнях.

Уполномоченный по правам человека в ЧР считает, что существующий прокурорский надзор за соблюдением прав осужденных крайне неэффективен, поскольку сторона, поддерживающая государственное обвинение, по определению не может эффективно защищать права осужденных. Он предлагает, как в других странах, вместо прокурорского надзора ввести институт так называемых тюремных судей, которые целиком будут стоять на страже прав осужденных.

Уполномоченный по правам человека в ЧР неоднократно заявлял о необходимости национального проекта для приведения системы исполнения наказаний в соответствие с духом и потребностями времени. По его мнению, в целях оздоровления системы ФСИН необходимо, чтобы администрация в учреждениях службы исполнения наказаний была гражданской. В военизированное составляющее должны входить только охрана и пропускной режим. А администрация, имеющая непосредственный контакт с осужденными, должна быть гражданской, имеющей достаточный опыт в области социальной психологии, педагогики и т.д. Во многих государствах Западной Европы в этой системе работают именно гражданские администрации.

Все права защищены. При перепечатке ссылка на сайт ИА "Грозный-информ" обязательна.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите: Ctrl+Enter

Поделиться:

Добавить комментарий




Комментарии

Страница: 1 |