Пт, 19 апреля, 02:36 Пишите нам






* - Поля, обязательные для заполнения

rss rss rss rss rss

Главная » НОВОСТИ » Общество » Х.Хатаев: «Музей этот имеет лишь один единственный смысл – сохранить память о том, что было до нас»

Х.Хатаев: «Музей этот имеет лишь один единственный смысл – сохранить память о том, что было до нас»

31.07.2015 15:47

Мы находимся на северо-западе Чеченской Республики, в селе Братское Надтеречного района с населением более 5000 человек.

Село до середины 20-го века называлось Ногай-Мирза-юрт. Мы в гостях у владельца частного музея.

Дом-музей расположен во дворе жилого дома. Снаружи скромная сакля, не вызывающая особых ассоциаций. Войдя внутрь можно увидеть разложенные на полках редчайшие исторические экспонаты, начиная от скифского периода и до середины 20-го века. Хозяином музея является 56-летний Хусейн Хатаев - научный деятель, филолог по образованию.

«Начал собирать экспонаты, наверное, лет 20-25 назад. Как-то стал обращать внимание на вещи, принадлежавшие моему отцу, матери, прадеду. Я думал про себя: «ведь этими вещами пользовались, держали их в руках». Пытался через их личные предметы проникнуться конкретной любовью к своим предкам», - рассказывает владелец музея.

Хусейн Хатаев родился в 1958 году. В 1975 году закончил среднюю школу с.Братское, а спустя год поступил в Чечено-Ингушский государственный университет (ЧИГУ) на факультет филологии. Активную работу по сбору редких экспонатов начал после переезда в Грозный.

Первой большой находкой стали монеты царских времен. Хусейн приобрел их в городе Моздоке, у черных копателей. Потом начал собирать и советские деньги. Музей Хусейна Хатаева состоит из нескольких частей – это вайнахская, советская стенки, стена царского периода и скифский уголок.

Здесь множество предметов вайнахского быта – кухонная утварь, рабочие инструменты, подковы. Все это имеет разную датировку. Среди этих же экспонатов можно обнаружить первый чеченский букварь, изданный в середине 19-го века.

Музей, в первую очередь, учит ценить и беречь историю предков, играет неоценимую роль в воспитательном процессе молодежи села Братское. Хусейн говорит: «Мы покидаем этот бренный мир, чтобы никогда больше сюда не вернуться. Но своим потомкам нужно оставить наследие, чтобы они могли лучше узнать нас».

Чуть правее от «вайнахского быта» расположилась «советская эпоха». Боевые, трудовые награды, значки, в большом многообразии представлены советские деньги времен начала образования коммунистического государства и до момента его упразднения. Часть из них также приобретена хозяином музея, но есть и те, что передавали в дар.

Фото Тимура Абдуева

Советская стенка граничит с царской. Внимание приковывает большая коллекция монет XIII-XX века. Есть среди них и так называемые «монголики». Монеты эти были в обращении в эпоху татаро-монгольских завоеваний Руси. Также имеются пули, изготовленные в разные столетия и Евангелия, изданная в 1912 году. Книга в прекрасном состоянии, написана в стиле русской дореформенной орфографии, она словно пропитана историей. Прошла через множество рук - от продавца в торговой лавке до богослова или обычного верующего. Была далеко спрятана в советское время, и так, через десятки лет, попала в руки владельца частного музея в селе Братское Чеченской Республики.

«Музей этот имеет лишь один единственный смысл – сохранить память о том, что было до нас. Если эта память не представлена конкретными материальными свидетельствами – в нашем случае экспонатами, то разговор получается непредметным», - говорит Хатаев.

На полу стоит старая швейная машинка. Ее Хусейну передала сама владелица. Швейная машина 1895 года была перевезена в Казахстан хозяйкой - чеченкой во время депортации чеченцев и ингушей 23 февраля 1944 года. Тогда она практически прокормила всю семью. Машинка до сих пор в рабочем состоянии. По признанию Хусейна, вызывает огромный интерес у посетителей. «Через экспонаты посетители проникаются симпатией к своему прошлому. У них появляется момент рассуждения о своей истории даже через эту банальную вещь», – говорит Хусейн.

Изучая те или иные экспонаты, человек живет не как осколок прошлого, а осознавая, что он представитель определенного племени, и это племя умело жить и выживать, благодаря чему живем сегодня и мы.

Особая гордость Хусейна Хатаева - это скифский уголок. На территории, которая сегодня зовется Надтеречье, жили, когда-то скифы. «Кто знает? Может мы есть их потомки?», - задается вопросом Хусейн. В глаза бросается маленькая кружка, с миниатюрной, неудобной ручкой, заметен примитивный обжиг. Этот факт наталкивает Хусейна на предположение, что экспонат использовался в быту хозяйками еще до нашей эры. Также есть и большой кувшин, примерно того же периода.

К этим редчайшим экспонатам Хусейна привела сама природа. После очередного обвала берега реки Терек, на глубине 3-х метров образовалась выпуклость напоминающая сосуд. Находку обнаружили жители села и тут же пришли к решению, что в сосуде спрятано золото и, естественно, его необходимо оттуда извлечь.

Известно, что при раскопках, дабы не испортить предмет, необходимо прокапывать ступеньки и шаг за шагом подходить к находке. Это правило. «Искатели сокровищ» ступеньку прокопали, но лишь для того чтобы получить необходимый размах. Удар пришелся в самый центр сосуда, в результате чего образовалась крупная пробоина. «Пришлось клеить, собирать по осколкам», - говорит Хатаев. Также в комплекте есть женские ожерелья, тоже относящиеся к эпохе скифов. Но их Хусейн приобрел на собственные деньги.

«Поверьте, я бы отдал все деньги, потратил бы все богатства на то, чтобы заходя в музей, человек произнес: «ОхI, ма дахар хилла!» (с чеч.- Ох, какая была жизнь!). Этот очаг, который мы называем музеем - он дает возможность вернуться к своим корням.

Многое из того, что здесь выставлено, хозяин музея купил за свои личные деньги, потратив в общей сложности до 400 000 рублей.

На вопрос, осознает ли Хусейн Хатаев, что вписывает свое имя в историю не только села, но и района, а то и республики, отвечает: «Если ты берешься за что-то с мыслью, что в будущем о тебе будут слагать легенды, из этого ничего не выйдет. Это неправильно. У меня к этому делу особый подход». Затем добавляет: «Моя цель заключается в том, чтобы через этот музей сказать людям – вы здесь жили, вы жили на этой земле, и жили активно. Это была яркая, интересная, достойная жизнь. Но я вам всего рассказать не смогу. Когда меня не станет, за меня об этом скажет музей».

Все права защищены. При перепечатке ссылка на сайт ИА "Грозный-информ" обязательна.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите: Ctrl+Enter

Поделиться:

Добавить комментарий




Комментарии

Страница: 1 |