Пт, 24 мая, 08:33 Пишите нам






* - Поля, обязательные для заполнения

Главная » НОВОСТИ » Обзор местной прессы » И.Шерипов: «Не спрашивайте меня, что для вас сделала Родина, лучше спросите себя, что вы сами сделали для нее!»

И.Шерипов: «Не спрашивайте меня, что для вас сделала Родина, лучше спросите себя, что вы сами сделали для нее!»

15.12.2009 16:37

За последние годы из руин восстала не только Чеченская Республика, доступная взору, но и ее духовное наследие. Все больше внимания уделяется духовно-нравственному воспитанию и развитию чеченцев. И невозможно переоценить роль в этой нише кинематографа, ведь именно он является неотъемлемой частью духовного богатства. О том, есть ли у чеченского кино будущее как таковое и каким оно будет, нам рассказал Инал Шерипов - одна из самых видных фигур национального кинематографа, известный режиссер, а с недавнего времени еще и руководитель первой чеченской киностудии «Чеченфильм».

Я помню, в свой про¬шлый приезд в Грозный после длительного от¬сутствия, в своей беседе со студентами Вами были сказаны слова о том, что Ваш приезд - начало ново¬го этапа в Вашей жизни... Вы тогда предполагали, что не пройдет и года, как Вы возглавите «Чеченфильм»?

- Гете писал: «Высшее и прекраснейшее в человечес¬кой природе-любовь к родной земле». Какой чеченец не думает о том, чтобы вернуться на Родину? Я думаю, что все. Перефразирую известное ут¬верждение «Все дороги ведут в Рим» и скажу, что чеченца все дороги рано или поздно приводят в Чечню. На мой взгляд, единственная пробле¬ма, которая волнует многих, это насколько он будет вос¬требован в республике, ка¬ким образом человек сможет реализовать себя по профес¬сиональной линии. Сегодня очень нужны профессионалы, чтобы человек смог вложить свой труд в созидательные процессы в республике, без профессиональных знаний, без качественного образова¬ния это невозможно сделать.

Инал, решение возгла¬вить чеченскую киносту¬дию принято в результате ответственности, кото¬рая, как мне кажется, на Вас лежит, ведь человека, который еще больше под¬ходил бы в качестве руко¬водителя « Чеченфильма», сложно представить.

- Президент США Джон Кеннеди, как-то выступая пе¬ред студентами одного из университетов, произнес фразу: «...И не спрашивайте меня, что для вас сделала Америка, лучше спросите себя, что вы сами сделали для Америки». Так вот я хочу сказать, не спрашивайте меня, что для вас сделала Родина, лучше спросите себя, что вы сами сделали для нее. А сама идея формирова¬ния национального чеченского кино возникла давно, в ходе нашей беседы с Ахмат-Хаджи Кадыровым. Я тогда прилетел в Москву из Соединенных Штатов, где на тот момент жил и работал. И вот мы встрети¬лись в Москве с Ахмат-Хаджи, и в это сложное для республи¬ки время мы с ним говорили о кино, и его уже тогда очень интересовала перспектива создания национального ки¬нематографа в Чеченской Республике. Он был очень обеспокоен тем, что посредс¬твом низкосортных фильмов на экранах постоянно культи¬вировался негативный образ чеченцев.

И теперь, после моего первого приезда в Грозный, все разговоры велись вокруг создания национальной ки¬ностудии. Мы договорились с министром ЧР по внешним связям, национальной поли¬тике, печати и информации Шамсаилом Саралиевым, что если удастся реализовать эту идею, то я ее возглавлю.

Чеченское кино будет способно привлечь, заин¬тересовать, скажем, нече¬ченского зрителя?

- Я думаю, что в любом случае чеченский кинема¬тограф, в первую очередь, будет интересен тем людям, которые смотрят другое - некоммерческое кино. Если мы выдержим некоммерческий национальный формат, и он будет соответствовать определенному эстетическому уров¬ню, то он будет интересен. Конечно, наше кино не будет востребовано в том смысле, как востребованы голливудс¬кие фильмы, это абсолютно другой формат, потому что у Голливуда другая задача, из¬начально он организовывался как фабрика для производства денег. И сегодня, спустя почти 100 лет, это уже гигантский монстр, который держит 80 % мирового проката. Жан-Люк Годар сказал: «Если бы кинопроизводители строили самолёты, они терпели ка¬тастрофы во время первого же вылета. В киноиндустрии эти катастрофы называют¬ся Оскарами...».

В каждом правиле есть исключение, и в Голливуде они есть, но в процентном отношении больше 95% про¬дукции составляют развлека¬тельные фильмы, которые не имеют никакого отношения к киноискусству.

Четко понимая кардиналь¬ные различия между коммер¬ческим и некоммерческим или авторским и продюсерским кинематографом, структурно разбираясь в самой ее природе, лишь тогда мы можем прийти к определенному результату. Если еще один момент, который мне хочется подчеркнуть. Мы намерены отправлять молодые кадры для учебы в «Мосфильм» и во ВГИК, и очень важно проследить, по какому пути они идут. Здесь очень много «но». Помимо получения не¬посредственно профессии, мы должны следить за их кинематографическим вкусом. Без высоких эстетических ори¬ентиров они будут потеряны для киноискусства, и в лучшем случаи они найдут себя на помойке коммерческого кино. И главной проблемой являет¬ся то, что для большинства молодых людей, кроме этой коммерческой помойки, дру¬гого кино не существует.

Это будет доста¬точно сложно сделать, я имею в виду - проследить за кинематографическим вкусом.

- Безусловно. Понимаете, в чем дело, киностудия - это профессиональные кадры, которые имеют свою тради¬цию. Национальную тради¬цию, отличающуюся высокой культурой. Важно, чтобы мы четко понимали, что мы ждем от этого, а мы хотим, чтобы чеченский кинематограф, в первую очередь, выражал нашу духовность, красоту и самобытность, во-вторых, мы хотим, чтобы та продукция, которую мы будем выпускать, была признана в кинематог¬рафическом сообществе. Коммерческое кино измеря¬ется бюджетом, кассовым сбором, рейтингом, одним словом - цифрами, в то время как настоящее искусство не подвержено никаким цифрам. Фильм отражает реальную составляющую нашей с вами души, он может вообще ничего не заработать в плане денег Это сложный процесс, в котором мы должны использовать весь имеющий потенциал. Именно в этой связи создан Национальный совет ЧР по кинематографии, который возглавил спикер Парламента ЧР и давний соратник Ахмат-Хаджи Кадырова Д.Б. Абдурахманов. Он, как историк по образованию, прекрасно понимает, что в республике необходимо формировать интеллектуальную элиту, кото¬рая, в свою очередь, и должна влиять на формирующийся кинематограф, чему Дукуваха Баштаевич всемерно и спо¬собствует.

Как отнесся Прези¬дент ЧР Р. А. Кадыров к формированию киносту¬дии «Чеченфильм»?

- Во время недавней нашей встречи мы обсуждали бли¬жайшие планы и проекты киностудии «Чеченфильм». Он полностью поддержал ки¬ностудию и согласился войти в Попечительский совет.

Кто еще входит в По¬печительский совет?

- В Попечительский совет киностудии «Чеченфильм» вошли: Президент Чеченской Республики Р. А. Кадыров, Председатель Парламента Чеченской Республики Д. Б. Абдурахманов, президент киноконцерна "Мосфильм" К. Г Шахназаров, президент Национальной Академии ки¬нематографических искусств и наук России В. Н. Наумов, президент Российской Акаде¬мии художеств 3. К. Церете¬ли, депутат Государственной Думы Российской Федерации И. Д. Кобзон, генеральный директор ИТАР-ТАСС В. Н. Игнатенко, ректор Всерос¬сийского государственного института кинематографии В. С. Малышев, главный ре¬дактор журнала «Огонек» В. Г. Лошак.

Помимо того, что это ав¬торитетные люди, которые имеют определенное влияние и могут нам содействовать в становлении, кинематог¬раф - коллективная работа, представители многих про¬фессий участвуют в созда¬нии киноленты, поэтому мы пригласили лучших в своих профессиях. Они являются ориентирами как в профес¬сиональном аспекте, так и в эстетическом.

Каким будет чеченский кинематограф?

- В первую очередь, это территория некоммерческого кино, кинематограф должен выражать дух народа, его са¬моидентичность - это очень важно, чтобы он передавал характер, красоту, традиции и, безусловно, кино должно воспитывать и формировать на уровне души, а не быть своего рода развлечением на уровне эмоций.

Вот Вы против ком¬мерческого кино, в то время как оно пользуется большим успехом у зрителя, нежели некоммерческое. Как Вы думаете, почему?

- Потому что люди всегда намного легче идут куда нибудь развлечься, на ат¬тракционы, чем в храм, на¬пример. Это совсем разные вещи. Одни формируют душу, служат в назидание, воспиты¬вают, есть также другой ки¬нематограф, который служит для развлечения и шоу. А можно и другой пример привести. Мы же понимаем, к примеру, фаст-фуд вреден, но все равно его люди едят, а происходит это потому, что сам фаст-фуд производится таким образом, что в пищу добавляются определенные добавки, которые и заставля¬ют его постоянно покупать. В современной пищевой индус¬трии есть технологии, которые могут заставить человека есть коровий навоз, и человек будет считать, что это вкус¬но. Современная массовая культура схожа с пищевой индустрией, у них один и тот же рыночный подход. Циви¬лизация сталкивается с про¬блемой подмены ценностей, массовая культура диктует, в первую очередь, свои законы, которые фактически являются идеологией потребительского рабства.

В таком случае, мож¬но ли говорить, что «Чеченфильм» будет воспи¬тывать хороший вкус у зрителя?

- Если создаваемый на¬циональный кинематограф будет способствовать этому, то это будет бесспорно важно, поскольку вопросы эстетики сегодня являются одними из главных для нас. Но мы должны понимать, что и сам кинематограф должен питать¬ся национальной культурой, в которой, к сожалению, по¬явилось много наносного и искусственного.

У японцев есть термин «массе буммей» - «цивили¬зация сосновой иглы», что характеризует японскую фи¬лософию красоты. Именно маленькая деталь позволяет им увидеть красоту целого, именно игла позволяет охва¬тить взором всю сосну. Такой подход непонятен, к примеру, американцам, которые при¬выкли ко всему огромному, красота одной капли им недо¬статочна, им для этого нужны километры картин и тонны скульптур. А как мы видим этот мир? Какие у нас кри¬терии прекрасного? Вопрос состоит не в том, чтобы мы выбирали, что нам ближе, а в том, чтобы мы нашли под мусором современных безде¬лушек, под слоями наносных псевдокультур свою насто¬ящую жемчужину, которая и должна засиять в оправе кинематографа.

Насколько мне извес¬тно, как такового, чечен¬ского кинематографа не существовало вообще, следовательно, не было и традиций, и "Чеченфильм", собственно, и явится первопроходцем в чеченском кинематографе.

- Президент "Мосфильма" Карен Шахназаров на пресс-конференции в ИТАР-ТАСС сказал о том, что еще с совет¬ских времен Северный Кавказ никак не был представлен в кинематографическом сооб¬ществе СССР и России. По¬мимо того, что он поддержал национальную студию, он еще придал нам северокав¬казский статус. Видимо, он видит чеченскую киностудию региональной. Это, конечно, большой аванс, и надежды нашего российского классика, блистательного кинорежиссе¬ра, замечательного человека надо оправдать. Вообще, Карен Шахназаров серьезно поддержал нас. На нас лежит очень серьезная ответствен¬ность.

Как удалось заручить¬ся поддержкой "Мосфиль¬ма"?

- Я думаю, руководству «Мосфильме» очень импонирует начинание такого рода. Карен Георгиевич прекрасно понимает, что очень долго в республике была культурная изоляция, этот шаг - акт под¬держки, которую он оказал, протягивая нам руку помощи для того, чтобы мы смогли встать на ноги. Помимо того, что здесь будут готовить наши профессиональные кадры, мы планируем использовать на "Мосфильме" материально-техническую базу, пока мы не построим в республике свою, ведь это длительный процесс.

Что Вас особенно пора¬довало на Родине, что Вас удивило?

- Живя в США, я интересо¬вался историей этой страны, особенно меня интересовало афро-американское движение за свои права. Я помню, как меня потрясли слова Мартина Лютера Кинга: «Мы научились летать, как птицы, и плавать, как рыбы, но нам все еще надо учиться просто ходить по земле, как братья».

Я стал интересоваться человеком, который так тонко и остро смог сформулиро¬вать саму суть проблемы современного человека. Кинг являлся поистине уникальной фигурой, он был сторонником ненасильственного сопротив¬ления расизму. Именно благодаря этому подходу решения проблемы черное население страны получило все права, о которых мечтало и даже то, о чем даже и не мечтало - чернокожего президента США Барака Обаму. Кинг был убит в 1968 году в возрасте 39 лет. На его мировоззрение повлияла другая выдающаяся личность - Махатма Ганди, чью деятельность он в 1960 году изучал, приехав в Индию. Ганди, идеолог философии ненасилия, писал: «Где бы ни возникала ссора, где бы вам ни противостоял оппонент, покоряйте его любовью. Сти¬хийно я выработал это в своей жизни. Это не означает, что все мои проблемы решены. Но я обнаружил, что этот за¬кон любви действует так, как никогда не действовал закон разрушения». В 1948 года на богослуже¬нии, проходившем в Дели, к нему подошёл фанатик-индус и произвёл три выстрела в живот и грудь. Умирающий Махатма, поддерживаемый с обеих сторон племянница¬ми, вскрикнул: «О, Господи! О, Господи! О, Господи!». Затем показал жестами, что прощает убийцу. Кстати, эти слова написаны на мемори¬але, воздвигнутом на месте убийства. На Ганди повлияла другая историческая личность Лев Толстой. Ганди был толстовцем - главным принци¬пами толстовцев являются: непротивление злу насилием, всепрощение, всеобщая лю¬бовь и нравственное самоусовершенствование личности. И вот вернувшись в ЧР, я читаю мысли духовного учителя Кунта-Хаджи: «Война - дикость. Удаляйтесь от всего, что на¬поминает войну, если враг не пришёл отнять у вас веру и честь. Ваша сила - ум, тер¬пение, справедливость. Враг не устоит перед этой силой и рано или поздно признает своё поражение».

Учение Кунта-Хаджи о ненасилии оказало влияние на философию служившего здесь Льва Толстого, а через него - на Махатму Ганди, а через Ганди - на Мартина Лютера Кинга. Удивительное заключается в том, что те слова Кинга, которые задели мое сердце когда-то на по¬бережье Тихого океана, воз¬можно, пропитаны незримой связью учением Кунта-Хаджи, а истоки тех знаний, которые меня привлекали, странствуя по миру, оказались здесь, на родной земле.

- Спасибо за интересную беседу и успехов Вам в реализации самых смелых творческих идей.

Мадина Хамидова «Вести республики» №243, 15 декабря 2009 г.

72

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите: Ctrl+Enter

Поделиться: