Чт, 25 апреля, 02:13 Пишите нам






* - Поля, обязательные для заполнения

rss rss rss rss rss

Главная » НОВОСТИ » Аналитика » Сирия в руках Эрдогана

Сирия в руках Эрдогана

23.01.2019 19:42

Начало года выдалось многообещающим для президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана. В конце прошлого года, американский лидер Дональд Трамп заявил о выводе войск из Сирии, что сразу отразилось на лицах союзников и подопечных США. СДС, СНС или, говоря более простым языком, курдские формирования Сирии, расположенные, преимущественно, в северных и восточных районах САР.

© Presidential Press Service via AP

В то время как, Турция перебрасывает военную технику на север Сирии, США фактически дают сигнал о том, что операцию следует начать, но с маленьким нюансом. Дело в том, что Турция должна позаботиться не только о судьбе проамериканских сил в САР, но и, конечно же, об Израиле, который, к слову, успел «забить» тревогу. Стоит заметить, что подобные действия разворачиваются в преддверии переговоров Владимира Путина и Реджепа Тайипа Эрдогана.

Начнем с далека…

Отношения Турции и США носят лавирующий характер со стратегическим совпадением взглядов. После того, как Турция решила приобрести российские зенитно-ракетные комплексы С-400, на Анкару обрушился шквал критики, с учетом того, что Турция - это единственная страна НАТО, приобретающая российское оружие. Скандал сопровождался рядом обвинений, жесткой и принципиальной линией по ряду вопросов, включая выдачу пастора Эндрю Брансона и отказ в продаже истребителей F-35. Особую окраску этому придавали и действия турецких ВВС на севере Сирии. Но Турция переиграла расклад в выгодном для себя цвете, оказавшись в нужное время в нужном месте. Речь идет об убийстве саудовского журналиста Джамаля Хашкаджи в Стамбуле. Турецкая сторона одной из первых заявила о том, что имеет доказательства причастности кронпринца КСА Мухаммеда бен Салмана, который, к слову, тоже оказался в американской немилости, и ряда его приближенных лиц к трагическому инциденту. Запись позже была предоставлена Пентагону, вслед за выдачей американского пастора, и обещания о том, что США экстрадируют Фетхуллаха Гюлена, обвиняемого в попытке госпереворота в Турции летом 2016 года.

Между тем, телефонные беседы между Трампом и Эрдоганом случаются все чаще, в то время как Турция планирует защитить свои южные границы. Уже 12 декабря турецкий лидер анонсировал новую военную операцию на севере САР, направленную против «террористов-сепаратистов». К последним, по мнению Анкары, относятся представители курдской партии «Демократический союз» (PYD) и ее вооруженных «Отрядов народной самообороны» (YPG). Иными словами, это те группировки, которых спонсировали США на протяжении всего сирийской конфликта. Однако, дальнейшее пребывание США в Сирии стало обходиться Белому дому в значительные суммы. По некоторым данным, Вашингтон потратил на сирийскую операцию приблизительно $11,5 млн в день. Ровно год назад, в интервью телеканалу CNBC Трамп поделился информацией, что война на Ближнем Востоке обошлась американцам в $7 трлн. Очевидно, что причина нынешнего «шатдауна» в США заключается не только в выделении $5,7 млрд на строительство стены на границе с Мексикой. Дальнейшее продолжение военной операции может оказаться не под силу бюджету США. Тем не менее, прежде чем уйти из Сирии, Пентагон должен выполнить данные ранее гарантии и, конечно же, создать «опорный пункт». Судя по всему, выполнять условия американцев будет уже Эрдоган.

Во-первых, положение и статус курдов. С момента начала американской интервенции в Сирии, курдскому альянсу уделялось особое внимание. Речь идет не только о создании Великого Курдистана (по прототипу Израиля), сколько о целях и задачах, которые будут поставлены перед «новой страной», в частности – продвижение интересов США (как и Израиль). Однако после того, как сирийская армия взяла под свой контроль подавляющее большинство территории страны, о создании государства Курдистан следовало напрочь забыть. Но все же теплилась надежда, не без обещаний США и западной коалиции, о курдском анклаве на севере страны в районах Африна, Манбиджа, Эр-Ракки, Эль-Хасака, Дейр эз-Зора и Абу-Кемаля - преимущественно энергодобывающих зонах. Судя по всему, принципиальная позиция курдов в переговорах по созданию Конституционного совета и автономного района на севере САР заключалась в поддержке США. В свою очередь, вывод американских военных (хоть они и будут частично располагаться в западном Ираке) ставит под большой знак вопроса дальнейшую судьбу сирийских курдов. Фактически военная операция Турции станет третьим и самым масштабным этапом всей турецкой игры, начавшейся с «Щита Евфрата» и «Оливковой ветви», учитывая, что 80 тыс. турецких солдат готовы к вторжению на территорию Сирии.

Стоит заметить, что «непредсказуемость» Дональда Трампа, которая так шокирует мировых лидеров и Конгресс, заключается в том, что президент делает то, что говорит. Возможно, что за этим стоит и негласное желание быть не похожим на своего предшественника Барака Обаму, но, тем не менее, подобный расклад устраивает многих, и курдов в том числе. «Уходя» из Сирии, американский президент не оставил своих подопечных без поддержки. В частности, красная линия в интересах США и турецкими операциями против курдов все же есть. На одно обещание турецкого президента Трамп полагаться явно не станет, учитывая, что он неоднократно напомнил об экономическом удушении Анкары санкциями.

Во-вторых, Израиль. Сообщение о выводе войск в первую очередь ударило по Тель-Авиву. С одной стороны, складывается впечатление, что США фактически «сдали Израиль» Ирану. Участившиеся авиаудары Израиля по иранским целям в Сирии выглядят как наступление. В частности, атака была совершена 12 января по складу с оружием в аэропорту Дамаска, а также позавчера, 21 января. Между тем, символичный визит советника президента США по нацбезопасности Джона Болтона в Израиль заключался в обсуждении дальнейшего расклада. Речь идет о том, что США хотят сохранить военную базу Эт-Танф, в которой находятся около 200 американских солдат, на юге страны, вблизи границ Израиля. Если быть точнее, то дальнейшее урегулирование «обещаний» США, в том числе и безопасность Израиля, ложится на Турцию. В таком случае, всплывает вопрос, как в дальнейшем это отразится на треугольнике «Россия – Иран - Турция»?

Несмотря на то, что Турция и Иран достигли больших успехов в торгово-экономическом плане, Турция испокон веков следует только исходя из собственных интересов. Дело в том, что турецкая операция на севере САР, по сути, ведется с целью отбросить курдов как можно дальше от турецкой границы и прекратить сотрудничество РПК и сирийских курдов. Фактически закулисная борьба ведется между Турцией и США. Становится очевидным, что между двумя партнерами НАТО заключена сделка: Вашингтон уходит при условии, что Анкара выполняет его требования. В данном случае становится очевидным, что Турция должна будет следить и сдерживать ИРИ. Ранее Израиль в этом вопросе полагался на Россию, но лимит доверия между странами исчерпал себя окончательно после удара по Ил-20, приведшего к гибели 15 российских военных. США, хоть и частично, но выходят из игры, оставшуюся «работу» в Сирии должна сделать Турция.

В этой связи оперативный визит Эрдогана в Россию далеко не случайность. Турция уже однажды столкнулась с российскими интересами в Сирии, сбив истребитель Су-34, что привело к гибели экипажа и кризису в российско-турецких отношениях, отразившегося в первую очередь на экономике Турции. Поэтому, прежде чем прибегать к решительным шагам, Турция сверяет часы с Россией. В частности, речь идет о создании буферной зоны в Сирии. Буферная зона создается с целью разрешения дальнейшей судьбы курдов. Вполне возможно, буферная зона будет создаваться за счет того, что 32 км сирийской земли вблизи южной границы Турции будут находиться под контролем ВВС Анкары с позиции «земля», а безопасность с воздуха обеспечит США. Иными словами, совместная турецко-американская операция будет действовать по принципу демилитаризованной зоны: часть курдов будет признана мирными жителями, вторая часть либо сдаст оружие, либо будет причислена к рангу террористической организации, против которой и будет направлена операция. Кроме того, не следует исключать, что Турция через реализацию этого плана делает ставку на оккупацию новых районов САР, как это сделано в случае с Африном.

Вопрос только в том, согласится ли Россия на подобный расклад. Ранее стороны приходили к соглашению по созданию буферной зоны в Идлибе, где находятся некоторые подконтрольные Турции формирования. Однако турецкая сторона не выполнила условия в срок, с учетом даже отсрочки. Вполне возможно, что Эрдоган планирует сдвинуть операцию в Идлибе на второе место, отдав приоритет новому плану. Учитывая, что «Хайат Тахрир Аш-Шам» (запрещена в РФ) контролирует около 70% территории провинции, тянуть с операцией в Идлибе уже нельзя. Однозначно, что Турции напомнят об обязательствах, согласованных в октябре 2018 года, а также о стратегическом треугольнике, включающем Иран. Не стоит исключать, что в скором времени пройдет еще одна встреча, но уже с участием иранской стороны.

Элиза Абиева

Все права защищены. При перепечатке ссылка на сайт ИА "Грозный-информ" обязательна.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите: Ctrl+Enter

Поделиться:

Добавить комментарий




Комментарии

Страница: 1 |