Пт, 29 марта, 13:32 Пишите нам






* - Поля, обязательные для заполнения

rss rss rss rss rss

Главная » НОВОСТИ » Аналитика » «Своя игра» США в Центральной Азии

«Своя игра» США в Центральной Азии

26.03.2019 16:09

В последние годы США перешли к активному сотрудничеству со странами Центральной Азии.

Фото с сайта pxhere.com

Ряд двусторонних контактов, военные учения, инвестиционные проекты – всего лишь инструменты для реализации долгосрочных планов. Основополагающим фактором этого стала концепция «Большой Центральной Азии» (БЦА), которая упоминается не так часто, как встречи на высоком уровне. Тот момент, что Центральная Азия, в силу исторических аспектов, является зоной российского влияния и сотрудничества, в Вашингтоне риторически и намеренно игнорируют. Складывается впечатление, что в скором времени в регионе столкнутся интересы США и России. В таком случае, стоит задаться двумя ключевыми вопросами: для чего США нужна Центральная Азия и каковы угрозы для России?

Впервые концепция «Большая Центральная Азия» была сформулирована в 2005 году, а позже интегрирована во внешнюю политику США. Она имеет общие черты с понятием «Большой Ближний Восток», различия только в географических обозначениях. Вся суть БЦА сводится к некому объединению постсоветских республик «Средней Азии + Казахстан» (или Центральная Азия), Афганистана, а также Южной Азии, ключевым представителем которой стал Пакистан. Собственно, по этой причине был учрежден, в том же 2005 году, форум «Партнерство по сотрудничеству и развитию Большой Центральной Азии» (ПБЦА), в задачу которого вошли планирование, координация и осуществление целого ряда программ, разработанных в США. Формат «Средняя Азия + Казахстан» представляет собой страны, обладающие энергетическим резервом, а также хорошими транспортными маршрутами. В частности, по этому промежутку (включая Пакистан) пройдет проект «Один пояс, один путь» о котором мы поговорим позже. Политика США в этом регионе реализуется посредством нескольких механизмов под названием «расширение сотрудничества»: инвестиционная программа, военно-техническое сотрудничество и объединение перед лицом «общего врага».

В первую очередь речь идет об энергетическом проекте CASA-1000, который предполагает поставки электроэнергии из Таджикистана и Кыргызстана в Афганистан и Пакистан. По сути, CASA направлен на содействие торговле электроэнергией посредством линии электропередачи.

Как известно из открытых источников, проект позволит Таджикистану (из которого будет доставляться 70% электроэнергии) ежегодно получать свыше $150 млн. К тому же, реализация проекта привела к тому, что Душанбе стал привлекательным для инвестпроектов в сфере электроэнергии. В частности, Таджикистан заключил контракты со шведской компанией ABB и индийской компанией Kalpataru Power Transmission Limited на строительство линий электропередачи на территории республики. К слову, не без участия США, Всемирный Банк выделил финансирование в размере $24 млн для улучшения электроэнергетической инфраструктуры в сельских районах Таджикистана на безвозмездной основе. Если быть точнее, то речь идет о том, что США применяют в Азии тот же сценарий, что и в других странах (к примеру, Грузия), с низким уровнем развития экономики.

В случае с Узбекистаном ситуация немного иная. Здесь ставка делается на сферу обороны, о чем говорят прошедшие в январе этого года военные учения «Южный удар» на военной базе Кэмп-Шелби в США. Для Узбекистана военно-техническая сфера особенно актуальна, учитывая отношения с соседними странами, которые начинают налаживаться в последние полтора года. К тому же, не стоит забывать о том, что в свое время США использовали военный аэродром Карши-Ханабад для боевых действий в Афганистане в контексте операции «Несокрушимая свобода». Таким образом Узбекистан стал первой базой на территории бывшего СССР, которую использовали США. Стоит заметить, что закрытие базы вызвало крайнее беспокойство в Пентагоне в 2005 году, а Сенат решил отложить выплату средств за использование авиабазы на год, в связи с тем, что правительство Узбекистана якобы «выгнало американских военных». Однако с тех пор многое изменилось. Сейчас американская администрация планирует ассигновать в 2020 финансовом году по линии Госдепартамента на займы по программе иностранной военной помощи $8 млрд. Вполне возможно, что эта помощь коснется и стран БЦА.

В Киргизии складывается аналогичная ситуация, учитывая, что здесь расположен Центр транзитных перевозок в международном аэропорту Манас, важный логистический узел для коалиции стран НАТО в Афганистане. Между тем визит главы российского государства Владимира Путина в Киргизию тоже не случайность.

После отставки президента Казахстана Нурсултана Назарбаева у США появилась возможность повлиять на внешнюю политику и двусторонние отношения с Казахстаном, в том случае, если в стране начнется переходной период. К слову, в Казахстане США привлекает Каспийский Трубопроводный Консорциум, в систему которого поступает нефть в основном с обширных месторождений Западного Казахстана, а также сырье российских производителей. Иными словами, энергетические амбиции США ни для кого не новость, особенно в контексте конкуренции с Россией. Подобный расклад отразится и на положении соседних стран, в том числе и Киргизии. Очевидно, что на предстоящей встрече Путина с Сооронбаем Жээнбековым, обсудят не только региональную повестку, но и укрепят двусторонние отношения, заключением около 30 соглашений в различных сферах.

Стоит заметить, что расширение влияния США в Центральной Азии отразится на региональной безопасности. Вашингтон уже заявил о том, что намерен вывести войска из Афганистана. Следом было заключено соглашение с Талибаном (запрещена в РФ) в Дохе по которому Пентагон должен вывести войска в течении полутора лет. В таком случае США важно использовать региональные страны для того, чтобы повлиять на предстоящие президентские выборы в Афганистане. При этом, не стоит забывать о том, что в ЦА у США нет сателлитов, как на Ближнем Востоке. Однозначно, что американцы не покинут Азию, но для этого им вновь нужны региональные страны, договориться с которыми можно только путем сотрудничества, особенно в торгово-экономическом направлении и, конечно же, инвестициях.

К тому же, предстоящие события в Афганистане далеко не конечная цель Пентагона. Речь идет о Китае и России. ЦА имеет удобное географическое положение. Регион располагается между югом России (протяженность сухопутной границы с Казахстаном-7598,8 км), северо-востоком Китая (граничит с Синьцзян-Уйгурским автономным районом), а также Индией (граница с Пакистаном). В том случае, если США сможет расширить зону влияния за счет стран БЦА, то сможет дестабилизировать ситуацию в Синьцзян-Уйгурском автономном районе, в случае если торгово-экономическая война перейдет в кульминационную. Кроме того, КНР активно реализует проект «Один пояс, один путь», который должен воссоздать значимость исторического Великого шелкового пути, и пройти через страны Средней Азии. При подобном раскладе региональные страны будут объединены общей транспортной цепью, что позволит Китаю стать главным импортером на центрально-азиатском рынке. К тому же, согласно проекту, планируется реализовать создание трёх трансевразийских экономических коридоров: северного (Китай — Центральная Азия — Россия — Европа), центрального (Китай — Центральная и Передняя Азия — Персидский залив и Средиземное море) и южного (Китай — Юго-Восточная Азия — Южная Азия — Индийский океан). Как мы видим, ЦА-связующее звено двух коридоров, которое позволит КНР реализовать стратегию экономического развития, что крайне нежелательно для Вашингтона, учитывая торгово-экономические амбиции США. Очевидно, что США хотят вытеснить Китай из региона, используя тот же инструмент - инвестиции. Вопрос только в цене.

В случае с Россией акцент будет сделан на систему безопасности. После последних событий в Сирии и Ираке большинство членов ДАИШ (запрещена в РФ) рассеялись в соседних странах, в том числе в Азии. Этому способствовало и то, что в период «роста» группировки, большое количество людей прибыло из региональных стран. Позже, часть из них могла вернуться вместе с потоком беженцев. В таком случае страны ЦА и Россия подвержены большой угрозе, учитывая слабость и близость к российским границам, через которые террористы попытаются проникнуть в южные районы страны, в частности в Поволжье и на Северный Кавказ. Заметим, что в том случае, если Украина и Грузия вступят в НАТО, США смогут создать ряд форпостов по всему постсоветскому пространству, тем самым, изменив баланс сил. В стратегическом плане - это увеличит их шансы взять Россию «в кольцо», но для этого нужно время и, конечно же, финансовые резервы, с которыми в США сейчас явные проблемы.

Между тем Россия также является связующим звеном проекта «Один пояс, один путь», не говоря об энергетических возможностях и сотрудничестве с Ираном, которому США также планируют положить конец.

При всем этом не стоит забывать о том, что в более широком контексте ЦА - это страны ШОС, которые объединены, несмотря на ряд внутренних притязаний и споров. Ярким примером того стали Индия и Пакистан, которые вступили в организацию одновременно. Вполне возможно, «ахиллесовой пятой» попробует воспользоваться Пентагон для развала организаций ШОС и ЕврАзЭС, что перестроит региональную карту, и в целом, изменит конфигурацию сил в мире. К слову, неслучайно страны С5+1 обсудили вопросы укрепления региональной безопасности в Нью-Йорке.

Судя по всему, в ближайшем будущем Россия активизирует действия в регионе, в то время как Китай увеличит инвестиции. В свою очередь США не стоит забывать о том, что Азия на протяжении столетий развивала торгово-экономические отношение с Москвой. Исторические связи не исчезают росчерком одного пера. К тому же, у США достаточно внутренних и приграничных проблем, таких как споры демократов и республиканцев в Конгрессе, строительство стены на границе с Мексикой и, конечно же, кризис в Венесуэле.

Элиза Абиева

Все права защищены. При перепечатке ссылка на сайт ИА "Грозный-информ" обязательна.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите: Ctrl+Enter

Поделиться:

Добавить комментарий




Комментарии

Страница: 1 |