Пт, 29 марта, 18:27 Пишите нам






* - Поля, обязательные для заполнения

rss rss rss rss rss

Главная » НОВОСТИ » Аналитика » Деятельность режима М.Саакашвили по срыву Олимпиады 2014 г. В Сочи: Террористически риски и политические утопии

Деятельность режима М.Саакашвили по срыву Олимпиады 2014 г. В Сочи: Террористически риски и политические утопии

06.06.2013 11:55

Попов Э.А.

д.ф.н., доцент, директор Черноморско-Каспийского центра

Российского института социологических исследований (Ростов-на-Дону)

Политика действующего президента Грузии Михаила Саакашвили обладает устойчивой идеологической квинтэссенцией. Таковой является последовательная и не имеющая внутренних ограничителей антироссийскость. Направленная, в том числе, на уничтожение любых символических знаков общей многовековой русско-грузинской истории. При этом основной географический вектор новой политики Саакашвили – Северный Кавказ. Весь комплекс достаточно разнонаправленных действий направлен к единой цели - подорвать основы российской государственности в регионе Северного Кавказа, ослабить его политические, психологические и иные связи с остальной частью страны. И заполнить образовавшуюся после ожидаемого ухода России геополитическую пустоту реализацией грузинского неоимперского проекта.

В регионе развернута и ведется интенсивная антироссийская политико-психологическая кампания. Акторами этой информационной войны выступают финансируемые из-за рубежа сети СМИ и неправительственных организаций, отдельные группы северокавказских этнонационалистов и исламисты. С грузинской стороны - информационные структуры, а также местные и западные неправительственные фонды, политически поддерживаемые официальным Тбилиси и имеющие, как правило, экзогенные источники финансирования.

Стратегическая цель - формирование общекавказского политического пространства вплоть до создания единого конфедеративного государства с центром в Тбилиси.

Для достижения этой цели в информационное пространство и выбрасываются мифологемы «единой кавказской цивилизации», «демократической Грузии» и «имперской России». И создается режим информационной блокады о реальном положении национальных и региональных меньшинств в якобы демократической Грузии.

Можно предположить, что недавно происшедшая смена парадигмы грузинской политики вдохновляется участием весьма высокопрофессиональных иностранных специалистов, о чем свидетельствует качество ее концептуального наполнения. Однако высокий профессионализм иностранных и грузинских политтехнологов отнюдь не гарантирует эти планы от сокрушительного провала, подобного военному поражению августа 2008 г.

Выступая в сентябре 2010 г. на сессии Генеральной Ассамблеи ООН, президент Саакашвили провозгласил, что «нет северного и южного Кавказа – есть один Кавказ»[1].

Одной из центральных тактических задач в рамках осуществления стратегических целей нынешнего грузинского руководства является недопущение или частичная дискредитация зимних Олимпийских игр в Сочи, которые должны состояться в 2014 г.

В современном мире Олимпийские игры являются крупным политическим событием. Они используются для повышения авторитета и политического влияния принимающей стороны. В то же время проведение Игр может быть использовано как инструмент международной дискредитации и давления на проводящее их государство. Широкий международный бойкот Олимпиады-80 в Москве и ответные меры социалистического блока в отношении Олимпиады 1984 года в Лос-Анджелесе (СЩА) свидетельствуют о широких возможностях политизации и негативизации Олимпийских игр.

Олимпиада в Сочи также может быть использована и уже используется - для негативации имиджа России на внешней и внутриполитической арене. Причем по совершенно различным мотивам: внешнеполитическим, экологическим и, разумеется, в области прав человека.

Критика проведения зимних Олимпийских игр на территории России началась сразу же после объявления решения Международного олимпийского комитета в июле 2007 года. Было опубликовано несколько заявлений грузинских политиков о том, что могут быть предприняты специальные меры по срыву Олимпийских игр в Сочи. Например, лидер партии грузинских «зеленых» Г. Гачечиладзе заявил, что его партия подаст иск против России в Страсбургский суд за экологический ущерб Грузии от Олимпиады[2]. Аналогичную позицию занимают официальные власти Грузии. Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов Грузии намерено опротестовать в ООН «незаконную разработку месторождений стройматериалов в Абхазии и вывоз их за пределы Грузии»[3].

Рядом ведущих российских экспертов еще до событий ав¬густа 2008 года выдвигались предложения, направленные на укрепление стабильности в регионе в контексте подготовки сочинской Олимпиады. Эти предложения исходили из установки о максимально возможной деполитизации Олимпиады в Сочи[4]. Другим важным направлением являлась система кооперации стран и регионов Большого Кавказа в подготовке и проведении Олимпиады-2014.

Реализация подобного сценария, а также других программ экономической кооперации Большого Кавказа стали невозможны в результате избранной Саакашвили и его окружением стратегии на силовой вариант решения проблемы «мятежных территорий» и резкое обострение отношений с Россией. Итог этой авантюрной и самоубийственной для Грузии политики хорошо известен. Тем не менее, нынешним грузинским руководством не были сделаны выводы в пользу налаживания конструктивного диалога с Россией, в первую очередь в отношении предстоящих Олимпийских игр. Критика проведения Олимпиады-2014 в российском городе со стороны грузинских властей после августовской войны 2008 года усилилась на порядок. Власти Грузии объявили о том, что рассматривают возможность бойкотирования Олимпийских игр-2014 в Сочи на том основании, что политика России в отношении Абхазии и Южной Осетии не соответствует олимпийским прин¬ципам. Как заявил председатель комитета парламента Грузии по международным делам Акакий Минашвили, «Олимпийские игры – это символ мира. Проведение такого мероприятия – противоречивое событие для страны, которая в 21-м веке изменила границы с использованием силы и этнических чисток»[5].

Официальную позицию выразил, в частности, в интервью агентству Reuters председатель комитета парламента Грузии по международным делам А. Минашвили. Олимпийский комитет и МИД Грузии пытаются донести до дружественных официальному Тбилиси государств аргумент, согласно которому проведение игр около границ северокавказских республик - Чечни и Ингу¬шетии, а также «мятежной» Абхазии - может спровоцировать всплеск террористической активности в регионе[6].

О создании в Грузии временной парламентской комиссии по вопросам сочинской Олимпиады 25 ноября 2010 года сообщил председатель парламентского комитета Грузии по делам спорта и молодежи Георгий Асанидзе. По его словам, цель комиссии - вынудить Россию соблюсти все требования Международного олимпийского комитета[7].

Реализуя антироссийскую политику на Кавказе, режим М. Саакашвили всячески старается дискредитировать как Олимпиаду в Сочи, так и всю политику России на Кавказе. При этом противодействие проведению главного международного спортивного мероприятия со стороны официального Тбилиси не ограничится дипломатическими и судебными акциями. Наблюдается (начиная с лета 2009 года) растущая активизация террористической деятельности на Северном Кавказе и в новых государствах Южного Кавказа. Позитивная динамика роста террористической активности по мере приближения к Олимпиаде-2014 в Сочи, вероятно, не случайна. Можно заключить, что она связана с реализацией целей и задач грузинской политики, направленной на дестабилизацию положе¬ния в регионе. Последняя, если исходить из официальных деклараций государственных и политических структур Грузии, стремится подорвать авторитет России и имидж предстоящих зимних Олимпийских игр. А расшатывание ситуации в Абхазии может составить реальную угрозу олимпийским объектам. Северокавказские республики Российской Федерации и Абхазия находятся в непосредственной близости от места проведения Олимпиады, что делает привлекательной идею развязывания террористической войны. Примером такой деятельности стало нападение на российских пограничников в начале апреля 2011 года со стороны экстремистских сил, контролируемых режимом Саакашвили[8].

Правящий режим страны, по сути предоставил территорию Грузия в качестве плацдарма для ведения диверсионно-террористической деятельности против России на Северном Кавказе. Согласно заявлениям руководителей российских спецслужб, нынешняя Грузия является основным центром, откуда ведется непосредственное финансирование северокавказских террористов. Секретарь Совбеза России Н.П. Патрушев сразу же после терактов в московском метро в марте 2010 года заявил о возможном грузинском следе. Впоследствии «грузинская» версия была заменена на северокавказскую, то есть, переведена во внутриполитическую плоскость. Между тем ряд грузинских функционеров заявлял о развязывании террористической войны против России. В частности, главарь незаконного вооруженного формирования ‘Белый легион’ Зураб Самушия в интервью тбилисской газете ‘Джорджиан таймс’ назвал главную мишень ‘Белого легиона’ - Олимпиада-2014 в Сочи[9]. Эти меры могут иметь характер провокаций, диверсионных акций и ограниченных военных действий, а также многочисленных терактов. Наличие разветвленной и мощной грузинской этнической криминальной структуры в Москве и других регионах России предоставляет большие возможности для ведения террористической войны против Российской Федерации[10]. Косвенным подтверждением этой версии может служить накал информационной войны, развязанной Грузией против Рос¬сии. Вещание на территорию республик Северного Кавказа телеканала «Первый кавказский» ставит одной из целей создание видимости общекавказской солидарности в борьбе против «империалистической» России. Чеченские сепаратисты и исламские террористы преподносятся в программах этого телеканала в качестве «кавказских ополченцев»[11]. Характерно, что право на управление грузинским русскоязычным телеканалом «Первый кавказский» передано частной британской компании[12].

Наряду с высоко уязвимыми объектами городской и транспортной инфраструктуры целью атаки террористов (грузинских диверсантов или исламистских боевиков, действующих с территории Грузии) могут стать олимпийские объекты. В приграничных с северокавказскими республиками регионах расположены базы северокавказских боевиков. Здесь берут начало маршруты боевиков-террористов, которые взрывают (в прямом и переносном смыслах) Северный Кавказ. Особенно активны они на дагестанском направлении. Не в последнюю очередь этому соседству Дагестан обязан лидерством проявлений террористической активности в России.

Об уровне террористической угрозы свидетельствуют многочисленные факты. Жители приграничных дагестанских сел неоднократно заявляли о террористических вылазках с территории Грузией дагестанских же боевиков и о создании отрядов самообороны. В Дагестане в 2010 году создан и приступил к несению службы специальный моторизированный батальон внутренних войск МВД России. Цель батальона - защищать жизнь и безопасность жителей приграничных с Грузией районов от нападений со стороны расположенных на территории последней баз боевиков. Местными жителями неоднократно предлагалось даже нанесение ударов возмездия по террористическому бандподполью в этой стране, ставшей с разрешения Саакашвили прибежищем преступников. Однако со стороны российского руководства подобные предложения не получили поддержки[13].

В целом складывающаяся ситуация не дает оснований для оптимизма. Использование якобы добровольческих формирований грузинских «партизан», предоставление северокавказскому исламистскому подполью плацдармов на своей территории неразрывно связано с реализацией антироссийской политики грузинского руководства. В какой-то мере повторяется ситуация в Панкисском ущелье в начале 2000-х годов. Прогрессирующее ухудшение социально-экономического положения и резкий рост внутриполитической напряженности в Грузии повышают шансы на осуществление военно-политической авантюры. Цель последней - канализировать общественное недовольство во внешнее русло. На образ «внешнего врага» вновь предлагается Россия. Страна, где, в числе прочего, продолжают трудиться свыше миллиона граждан Грузии.

Несмотря на комплексную программу по подрыву российского присутствия на Южном Кавказе данная стратегия обречена на провал и имеет массу серьезных рисков для самой Грузии. Крайне низка популярность - в силу сложившегося восприятия Грузии у жителей большинства регионов Северного Кавказа - информационных программ, транслирующихся с грузинской территории.

На сегодняшний день с грузинского плацдарма исходит лишь одна серьезная угроза интересам России на Северном Кавказе, а также жизни и безопасности жителей этого региона. Речь идет об угрозе террористической и диверсионной войны в преддверии и во время проведения Олимпийских игр - 2014. Рискуют повториться события 12-летней давности, когда с территории Панкис¬ского ущелья на территорию Чечни и Дагестана проникали силы международного терроризма.

Тем не менее, интересы Грузии и политика Саакашвили – разнонаправленные, даже противоположные векторы. Это понимают все сильнее в грузинском обществе. Напомним о восстановлении на Поклонной горе, взорванного по приказу тбилисских властей, мемориала грузинам, погибшим в Великой Отечественной войне.

Использованные источники:

1 Цит. по: http://www.fondsk.ru/news/2010/10/20/saakashvili-nachalo-geopo-liticheskoj-revoljucii-na-kavkaze.html54

2 http://www.region64.ru/sarnews/2008/6/5626?p=75. Дата публикации: 20.06.2008.

3Там же.

4См., напр.: А. Крылов. Олимпиада-2014: возможные угрозы. // http://www.journal-neo.com/?q=node/18755

5 http://www.regnum.ru/news/1204329.html. Дата публикации: 10.09.2009.

6 http://www.kavkaz-uzel.ru/articles/159160. Дата публикации: 10.09.2009.

7 http://www.kavkaz-uzel.ru/articles/177560/. Дата публикации: 25.11.2010.56

8 Российская газета 8 апреля 2011// http://www.rg.ru/2011/04/08adm-anons.html

9 http://www.rosbalt.ru/kavkaz/2008/03/22/467543.html. Дата публикации: 22.03.2008.57

10См. об этом заявление председателя Национального антитеррористическо¬го комитета России А. Бортникова:http://www.ng.ru/ngregions/2008-10-20/9_terrorism.html. Дата публикации: 20.10.2008.

11 http://www.gazeta.ru/politics/2010/03/31_a_3345473.shtml. Дата публикации: 31.03.2010.

12 http://www.rosbalt.ru/kavkaz/2010/07/19/754700.html. Дата публикации: 19.07.2010.58

13 http://www.islamnews.ru/news-27906.html. Дата публикации: 15.11.2010.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите: Ctrl+Enter

Поделиться:

Добавить комментарий




Комментарии

Страница: 1 |