Вт, 23 апреля, 21:14 Пишите нам






* - Поля, обязательные для заполнения

rss rss rss rss rss

Главная » НОВОСТИ » Аналитика » Как США используют экономические и военные факторы в большой геополитической игре

Как США используют экономические и военные факторы в большой геополитической игре

18.01.2018 14:35

Боевые действия в ближневосточном регионе продолжаются с новой силой. В то время, когда мировая общественность ожидает завершения военной фазы, локальные конфликты разрастаются еще больше.

Фото с сайта Yenicag.Ru

В Сирийской Арабской Республике США вновь поддерживают курдские формирования, что сразу отразилось на действиях Турции, которая подтягивает свои войска вблиз турецко-сирийской границы. Между тем на северо-западе Афганистана назревает конфликт между ДАИШ и Талибаном (организации запрещены в РФ). На фоне этого президент Казахстана Нурсултан Назарбаев совершает рабочий визит в США. Возникает вопрос: как отразятся результаты переговоров президентов двух стран на геополитической обстановке?

После попытки нападения на российские военные базы Хмеймим и Тартус в Сирии позиция Турции изменилась. Двойные стандарты вновь стали актуальны для турецкого руководства. Региональная позиция Турции во многом зависит от курдского вопроса. После провала «Великого Курдистана» Турция вспомнила об обязательствах перед НАТО и сменила тактику на проамериканскую, при этом оставаясь в союзе с «Р-И-Т». Однако после наступления сирийской армии по позициям боевиков «Джебхат-ан-Нусры» (запрещена в РФ), которых собственно и пытается сохранить Пентагон, Турция сделала ряд заявлений об обязательствах в зонах деэслакации и по проверенной методике продолжает лавировать между Россией и США в Сирии. Очередная смена настроений заключается в поддержке Соединенными Штатами сирийских курдов, которая началась на днях. Ранее Пентагон, как сообщают СМИ, в рамках секретного соглашения с сирийскими курдами поставил партию переносных зенитно-ракетных комплексов (ПЗРК) в Африн в провинции Алеппо.

«Северная армия», состоящая из курдских формирований, создана американцами как элемент для сдерживания Турции в северной части САР. После поставки ПЗРК отряды заявили о готовности «отразить натиск Турции в районе Африна». Утечка информации в СМИ о передаче курдам ПЗРК появилась после того, как сирийская армия начала наступление в зоне деэслакации «Идлиб». Турция должна была оказать давление на руководство Сирии по прекращению боевых действий против группировки Джебхат-ан-Нусра. Между тем вызов послов России и Ирана не осуществил турецко-американскую задумку. В тоже время усилилось наступление сирийской армии, которая отбила селения у боевиков на стыке провинций Идлиб и Хама.

Тем временем обостряется конфликт в Афганистане. Столкновения между Талибаном и ДАИШ могут перерасти в настоящую войну между группировками. Идеология талибов распространяется традиционно на территорию Афганистана. Конфликт возникает в связи с тем, что после вытеснения боевиков ДАИШ из Ирака и Сирии большинство из них осели в стратегически значимом Афганистане, что привело к столкновениям с талибами. Не стоит забывать, что ДАИШ - одна из тех группировок, которая пользуется поддержкой США. Пентагон пытается сохранить максимальное количество боевиков Нусры и ДАИШ. В случае с Джебхат-ан-Нусрой террористов нужно вывести из Идлиба. Другая ситуация с ДАИШ. По большому счету, организация переселилась в Афганистан, а оттуда попытается проникнуть далее в другие страны Азии. На данный момент Афганистан находится в уязвимом положении - правительство страны не может вести войну одновременно с двумя группировками по экономическим и военным причинам. Этим и объясняется стремление участия России в переговорном процессе Кабула с Талибаном. Столкновения на северо-востоке страны свидетельствуют о том, что дальнейшее вторжение в Азию начнется через Таджикистан и Пакистан. Заинтересованность в Таджикистане – это проход группировки в Центральную Азию. Кроме того, есть другой немаловажный фактор - экономическая экспансия Китая. КНР по всей Азии, включая как Таджикистан, так и Пакистан, реализует огромные экономические проекты. К началу 2013 года КНР занимала четвертое место в списке инвесторов Таджикистана - объем китайских инвестиций в республику составил $210,5 млн долларов. За 2013 год в Таджикистан поступило 341,1 млн долларов прямых иностранных инвестиций (из всех зарубежных стран), из которых 48,7 % (166,1 млн долларов) были китайскими. Аналогичная картина складывается в Пакистане - КНР осуществляет активную инвестиционную политику.

Помимо китайского инвестиционного фактора в Пакистане, проникновение ДАИШ связано с талибами. Некоторые круги в Пакистане, включая разведку, оказывают существенное влияние на Талибан. Однозначно, что Соединенные Штаты хотят таким образом оказать давление на руководство Пакистана не только в экономическом противостоянии с Китаем, но и для дискредитации талибов. Иными словами, США пытаются ослабить экономическое влияние КНР через деятельность террористических группировок.

Проникновение ДАИШ в Среднюю Азию моментально охватит все региональные страны, включая Казахстан. Визит президента республики в США - вовсе не случайность. Казахстан проводит многовекторную внешнюю политику на протяжении долгих лет. Многовекторная внешняя политика - это сотрудничество со всеми странами и организациями одновременно. Президент Нурсултан Назарбаев определил многовекторность следующим образом: «развитие дружественных и предсказуемых взаимоотношений со всеми государствами, играющими существенную роль в мировых делах и представляющими для нашей страны практический интерес.

В данном случае подразумевается сотрудничество с крупными мировыми игроками: Россия, Китай, США и ЕС. В то время, когда начинается экономическая борьба США и КНР за Азию, Казахстан делает свой выбор. По официальнным данным, США являются вторым крупнейшим инвестором в Казахстане - 2,2 миллиарда долларов, после Нидерландов - 5,7 миллиарда долларов. По данным Госдепа, оборот двусторонней торговли в 2016 году составил 1,9 миллиарда долларов, и обе страны намерены его наращивать, что привело к подписанию с американскими компаниями соглашения на $ 2,5 миллиарда.

В связке последних событий становится очевидным: по завершении одного конфликта надвигается другой, по масштабам сопоставимый с мировым. Китай борется за экономическое превосходство в Азии и на Ближнем Востоке, Россия укрепляет свое влияние в ближневосточном регионе, для США характерна мировая гегемония. Многополярность - распределение нескольких силовых полюсов - не вписывается в американские амбиции. Большинство стран так или иначе будут втянуты в «Большую войну». США намерены развязать конфликт по двум критериям: военный и экономический. Россия уступает США в экономическом плане, что является своего рода пробелом, но обладает достаточно сильной военной мощью и стратегическим потенциалом.

В отличие от США, Россия умеет опираться на региональные державы с хорошей армией и идеологией: Иран, Турция. Кроме того, Россия единственная держава, которая вспомнила о послевоенном восстановлении САР. Следовательно, потребуются крупные инвестиционные проекты, в реализации которых окажет поддержку Китай. Иными словами, возникший в соотношении экономический дисбаланс компенсирует Китай. Подобный расклад приведет к формированию военно-экономического союза России и Китая.

Элиза Абиева

Все права защищены. При перепечатке ссылка на сайт ИА "Грозный-информ" обязательна.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите: Ctrl+Enter

Поделиться:

Добавить комментарий




Комментарии

Страница: 1 |