Пт, 19 апреля, 21:42 Пишите нам






* - Поля, обязательные для заполнения

rss rss rss rss rss

Главная » НОВОСТИ » Культура и образование » Школы, восставшие из пепла

Школы, восставшие из пепла

28.02.2012 18:13

Так сегодня выглядит школа №53 г. Грозного

Новые промыслы, 30-й участок, Сюйр-корта – так, каждый на свой лад, называют пригород чеченской столицы, где в недавно состоялось открытие восстановленного корпуса средней общеобразовательной школы (СОШ) №53. История школы – это история становления системы образования Чечни в советские годы, ее разрушения на исходе ХХ века и восстановления в начале нового столетия и тысячелетия.

Новые промыслы

…Директор СОШ №53 Роза Керимова стала моим «гидом». Она – многоопытный педагог, но и ей трудно сдерживать эмоции в беседе о родном городе и возглавляемой ею школе.

«В начале прошлого века в Октябрьском районе г. Грозного были открыты новые богатые месторождения нефти, – рассказывает она. – Их назвали Новыми промыслами. Тогда же в рабочем поселке – бараки стояли вдоль всей подведенной сюда узкоколейной железной дороги – открыли первую мужскую гимназию, чуть позже – школу №12».

Роза Керимова - директор СОШ No.53 г. Грозного

«В 1964 году возникла необходимость в строительстве еще одной школы, вот этой, 53-й. Через 23 года к ней пристроили второй корпус, тоже трехэтажный».

По словам Розы Султановны, в войну сильно пострадали оба корпуса. «Но мы уже в 2000-м возобновили учебный процесс в одном из корпусов, – говорит Роза Султановна. –Условия, конечно, были ужасные: полиэтиленовая пленка вместо стекол, печи-буржуйки в каждом классе, электричества вообще нет… Потом уже международные гуманитарные организации помогли с ремонтом. А второй корпус начал потихоньку погружаться в землю, разваливаться».

Две школы на республику

В конце марте 2010 г. министр образования и науки Чечни Анзор Музаев, характеризуя последствия двух военных конфликтов для системы образования региона, привел такие данные: “К началу сентября 2000 года из всех школ республики пригодными для учебного процесса были только две. Остальные образовательные учреждения находились в разрушенном состоянии».

С того времени «построены и восстановлены 443 школы и сотни других объектов системы образования. Сегодня в школах республики обучается более 214 тысяч детей и работает около 15 000 педагогов», – отметил министр.

В августе 2011 г., участвуя в августовской конференции учителей Чечни, министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко отметил, что «ситуация в республике за последние годы кардинально изменилась в лучшую сторону».

Планов громадье

Вплотную заниматься 53-й школой строители начали летом 2009 года. «Они, – вспоминает Роза Султановна, – в считанные дни очистили от руин строительную площадку, вырыли котлован и в течение месяца возвели фундамент».

«Ни тогда, ни позже занятия в школе не прерывались. Учились, правда, в две смены, – поясняет директор. – А

Так выглядела школа №53 в 2009 году

теперь, когда строительство нового корпуса завершено, сразу после новогодних каникул занятия будут проходить в одну смену: теперь у нас 950 мест, а учащихся – 760. Мы уже и расписание составили, и мебель расставляем. Кроме того, у нас снова, как и в довоенное время, откроются группы продленного дня, благо, есть теперь свой пищеблок. Дети смогут посещать различные кружки, спортивные секции…»

«Планов у нас много, – говорит Керимова. – Думаю, в недалеком будущем начнем обучать старшеклассников токарному, фрезерному делу, девочек – рукоделию, шитью. Не всем же учеными становиться! Хорошая рабочая специальность никому не помешает».

«Утки» в Интернете

«Столичные вузы осаждают выпускники из северокавказских регионов со 100-баллным результатом по ЕГЭ по русскому языку, не умеющие без ошибок заполнить документы». Эту очередную пропагандистскую, антикавказскую «утку» года три назад растиражировали все СМИ России.

В связи с этим тогда же, в 2009 году заместитель министра образования Чечни Рамзан Оздарбиев заявил: «В Чеченской Республике более 10 тысяч выпускников сдали ЕГЭ по русскому языку. Из них 70 процентов сдали экзамен по русскому языку, преодолев минимальное количество – 37 баллов, определенных в России. Наибольшее количество баллов – 78 – получили только два выпускника».

Министр образования и науки России Андрей Фурсенко в ходе встречи с главой ЧР Рамзаном Кадыровым так оценил результаты ЕГЭ по Чечне: «Я знаю, что не все вас результаты устраивают, но то, что экзамен был проведен честно, и мы получили абсолютно чистую картину, – бесспорно, и этому могут позавидовать некоторые регионы России…»

Школа №53,подготовка к Новому Году

Глава Рособрнадзора Любовь Глебова, в свою очередь, высказала такое мнение: «Форма проведения ЕГЭ в Чечне должна стать примером для других субъектов РФ. Миф, связанный с тем, что кавказские республики получили необыкновенные результаты, не подтверждается…»

Тем не менее, миф продолжает жить. Так же, как и другая «утка», запущенная в годы «контртеррористической операции на Северном Кавказе» (КТО). Согласно этой пропагандистской «ловушке», в предшествующий КТО период в Чечне ни одна школа не работала, дети не учились, едва ли не с пеленок каждый ребенок в Чечне спит в обнимку с автоматом Калашникова, а днем только то и делает, что палит из него. Этот бред и сегодня можно услышать из уст некоторых ненавистников Кавказа.

Вакансии

Между тем, школы в Чечне закрылись, в основном, в октябре 1999 года – с началом массированных бомбардировок чеченских сел и город. Эти воздушные и наземные атаки и превратили в руины большинство объектов системы образования.

Тяжелое наследие оставлено и дудаевским, масхадовским режимами. В этот период школы растеряли, в частности, кадровый потенциал. Многие педагоги, не в силах выживать в условиях хронической невыплаты заработной платы, ушли из школ. Часть из них перебралась в другие регионы.

Несмотря на то, что полное восстановление системы образования в последнее десятилетие является одним из приоритетов в деятельности руководства республики, проблема кадров не снята с повестки дня.

Так, на сайте Министерства образования и науки ЧР размещены сведения о вакансиях в общеобразовательных учреждениях Чеченской Республики по состоянию на 1 ноября 2011 года. Нехватка учителей ощущается во всех районах. Более всего требуются учителя иностранных языков, физики, математики, химии, биологии, русского и чеченского языков… Вакантных мест – больше 600.

В советские годы подобные «дыры» в штатах школ не существовали: по направлениям в республику ежегодно приезжали сотни молодых специалистов – выпускников вузов страны. Но кто сегодня поедет в Чечню, о которой и вокруг которой столько «мифов»?

Учебный класс в новом корпусе.

«Они – дети войны»

«А я уже на приезжих учителей не рассчитываю, – подчеркивает Роза Султановна. – В этом году взяла на работу двух студентов – пятикурсников Чеченского госуниверситета. Они физику и химию ведут. Им нравится, детям нравится. Двух филологов еще найду – и никаких проблем не будет».

Сегодня в СОШ №53 работают 54 учителя. Средний стаж – 20 с лишним лет. «Два наших педагога получили премии Главы Чеченской Республики, семеро – гранты администрации г. Грозного, – сообщает директор, – Еще четверо являются победителями программ нацпроекта «Образование», один – призер конкурса «Учитель года-2011».

На вопрос о тяге чеченских ребят к оружию Роза Керимова отвечает однозначно: «Глупости!» Потом добавляет: «Да, они – дети войны. И большинство ненавидит все, что способно стрелять, взрываться. Но они – не потерянное поколение. Только в нашей школе учатся 66 одаренных ребят. Две наши ученицы стали победительницами научно-практической конференции «Шаг в будущее», еще 11 учащихся – победителями и призерами предметных олимпиад, творческих конкурсов. Наши дети с удовольствием занимаются спортом, успешно выступают на соревнованиях по вольной борьбе, боксу, легкой атлетике…»

«Неприятные сюрпризы»

В ходе августовского визита в Чечню Андрей Фурсенко назвал одну из нынешних специфических проблем системы образования республики. Она связана, прежде всего, с мощным ростом количества обучающихся.

Демографический всплеск привел к тому, что, по словам Анзора Музаева, «уже сейчас в республике необходимо построить 27 новых школ, а к 2020 году количество новых школ должно увеличиться до 139». Прирост учащихся к этому периоду составит не менее 48 тысяч человек.

Нехватка ученических мест способна преподносить «сюрпризы». Минувшим летом она обернулась многими сложностями, например, в селе Гойты Урус-Мартановского района.

В этом крупном даже по чеченским меркам поселении одних детей школьного возраста насчитывается больше 3100. В отдельные годы они ходили в школу в три смены: четыре местных общеобразовательных учреждения не могли одновременно посадить за парты и половины своих учащихся.

В этом году к началу нового учебного года ввели в эксплуатацию новую – уже пятую по счету – школу в селе. Но не успело население порадоваться этому событию, как стало развалиться здание старейшей школы в Гойтах.

Она функционировала с 1941 года. В Великую Отечественную войну в ней расположился госпиталь, а после ее победного окончания полновластными хозяевами здания снова стали дети, учителя. Школа, казалось, не очень-то пострадала в ходе двух военных компаний в республике.

Но десять лет спустя после их завершения, она начала расползаться по всем «военным» трещинам, швам. Учащихся в срочном порядке перевели в соседнюю школу, оборудовав под классные комнаты подвальные помещения. И в авральном порядке взялись за строительство нового типового здания школы.

Новостройка рассчитана на 350 ученических мест. Как и школу №53 в г. Грозном, в строй ее сдали совсем недавно, 27 декабря. Но проблема нехватки ученических мест в этом растущем селе никуда не исчезла.

«Мы выдюжили»

«Перед всем тем, что выпало на долю нашей республики, у любого опустились бы руки. Были сомнения и у нас, – признается Роза Султановна, – но у нас не было права смириться с тем, что все и вся лежит в руинах. На днях Владимир Путин сказал, что Рамзан Кадыров восстановил так, как никто другой не смог бы это сделать. Это – правда! Мы выдюжили, и этим все сказано».

Саид Эминов, Фото Альви Ицлаева, "Кавказская политика"

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите: Ctrl+Enter

Поделиться:

Добавить комментарий




Комментарии

Страница: 1 |