Главная » НОВОСТИ » Интервью » «Каждое слово — это труд»: как в Чечне учат говорить и жить детей с нарушениями слуха
«Каждое слово — это труд»: как в Чечне учат говорить и жить детей с нарушениями слуха
22.07.2025 17:59
В Чеченской Республике уже много лет функционирует уникальное образовательное учреждение — Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для глухих и слабослышащих детей. Для сотен воспитанников это не просто школа, а второй дом, в котором они получают необходимую заботу, внимание и возможность развиваться, несмотря на особенности, усложняющие обычное общение.
Сегодня в школе обучаются 243 ребёнка. Как рассказала корреспонденту «Грозный-информ» директор учреждения Айшат Хашумова, к концу прошлого учебного года число воспитанников достигало почти 270 человек, из которых 19 стали выпускниками. С начала её руководства школу окончили 160 учеников. Несмотря на то, что возможности продолжения образования у таких детей ограничены, усилиями Министерства образования и науки ЧР им обеспечен доступ к учреждениям среднего профессионального образования.
«К сожалению, в силу психофизических особенностей у наших детей в плане дальнейшего обучения не так много возможностей, как у их нормотипичных ровесников. Но, тем не менее, с помощью Министерства образования и науки ЧР у них есть возможность поступить в учреждения среднего профессионального образования», — подчеркнула директор.
Учебный процесс в интернате организован по принципу общеобразовательной школы: в первой половине дня проходят занятия, во второй — внеурочная деятельность. Однако образовательные программы здесь адаптированы под особенности развития и слуха воспитанников. Продлённый срок обучения — на два года в начальной школе и на один год в основной — позволяет глубже и эффективнее усваивать материал. Особый акцент делается на развитие словесной речи, что требует от педагогов и самих детей огромных усилий.
«Каждый поставленный звук, каждый слог, каждое произнесённое слово — это неимоверный труд учителя. Это уже достижение, и наше общее — учителя и ученика», — отметила Хашумова.
Важнейшим направлением работы школы остаётся социализация детей в мире слышащих. Для этого они активно вовлекаются в творческие, спортивные и профессиональные мероприятия. Так, в конце прошлого учебного года команда школы заняла третье место во Всероссийской спортивной олимпиаде среди детей с ограниченными возможностями здоровья. Участие в подобных конкурсах помогает детям преодолеть барьеры и поверить в собственные силы.
Школа придаёт большое значение будущему своих воспитанников. Многие выпускники успешно осваивают рабочие профессии, востребованные на рынке труда. Некоторые продолжают обучение в педагогических колледжах и вузах, а затем возвращаются в родную школу уже в роли наставников.
«Некоторые из студентов СПО, выигравших в региональном этапе “Абилимпикса”, — это наши выпускники. Одна из учениц — восьмиклассница Султанова Ясмина — стала победительницей в отборочном этапе Всероссийского конкурса “Абилимпикс” в номинации “Швейное дело” в Ставрополе. Она будет представлять Чеченскую Республику в Москве», — с гордостью рассказала директор.
Одной из ключевых особенностей школы является её статус интерната. Дети из отдалённых населённых пунктов проживают здесь с понедельника по пятницу, находясь под постоянным вниманием педагогов и воспитателей. Учреждение обеспечивает им питание, проживание и всестороннюю поддержку как в учебном, так и в воспитательном процессе.
Руководить таким учреждением непросто. Это не только организационная и педагогическая работа, но и глубокая эмоциональная вовлечённость. Айшат Хашумова признаётся, что настоящими трудностями считает не рабочие моменты, а те ситуации, в которых страдает ребёнок и взрослые бездействуют.
«Трудности в работе для меня — это не рабочие моменты, а когда ребёнка ущемляют в семье, когда родители не выполняют свои обязанности, а я не могу это изменить. Вот это настоящие трудности. Когда дети бегут тебе навстречу, радуются, делятся самым сокровенным — это ни с чем не сравнимое счастье. С уверенностью могу сказать, что подавляющее большинство детей я знаю лучше, чем их родители», — делится она.
Все права защищены. При перепечатке ссылка на сайт ИА "Грозный-информ" обязательна.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите: Ctrl+Enter
Поделиться:Также в разделе «Интервью»:
- 21.11.2025 / 14.33
- Женщины в сфере безопасности: как РУС готовит телохранителей нового поколения
- 06.11.2025 / 14.43
- «Самбо — в школу!»: Ахмат Кадыров рассказал о масштабном спортивном проекте в Чечне
- 23.10.2025 / 14.00
- Турпал-Али Абдулазизов: «Главное богатство Веденского района – это его люди»
- 26.09.2025 / 11.16
- Чечня создает 104-й мировой стиль: Солтабаев о национальном дизайне интерьера
- 08.09.2025 / 14.25
- Чеченка на передовой: Зарган Хильдехароева о службе, семье и верности Родине

