Пн, 15 декабря, 10:31 Пишите нам






* - Поля, обязательные для заполнения

rss rss rss rss rss

Главная » НОВОСТИ » Интервью » Мовла Осмаев: «Чеченцы толерантны, даже в самых трудных жизненных ситуациях».

Мовла Осмаев: «Чеченцы толерантны, даже в самых трудных жизненных ситуациях».

14.02.2008 14:00

Вопросы толерантности, активного взаимодействия и сотрудничества людей разных национальностей и вероисповедания меня волновали всегда. А события, произошедшие в постсоветском пространстве за последние (без малого) два десятка лет, дают для любого здравомыслящего человека серьезный повод для размышления о судьбе нашей многонациональной страны – Российской Федерации и народов, проживающих в ней.

Приближается 23 февраля, а, значит, мы живем в преддверии не только общероссийского Дня защитника Отечества, но и очередной годовщины со дня незаконной депортации в 1944 году чеченцев и ингушей в Среднюю Азию и Казахстан. Это заставляет задуматься о прошлом, настоящем и будущем не только нашего, чеченского народа, но и других народов, проживающих в России, о которых Владимир Путин заявил, выступая на фестивале финно-угорских народов в Саранске: «Каждый народ, даже маленькая этническая группа должна чувствовать себя в России комфортно, должна понимать, что это ее родной дом, другого дома у нее нет, и не будет. И в этом основа стабильности и поступательного развития нашей страны».

В мире несколько тысяч народов, национальностей. Люди отличаются друг от друга по религии, истории, культуре, языку, традициям своего народа. Объединить их может только правда друг о друге, о себе, желание жить, творить в условиях толерантности, дружбы, сотрудничества. Конституция РФ (п.2 ст. 12) гласит: «Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола и расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обязательств». Нам надо стараться делать все возможное, чтобы эти условия выполнялись в полной мере. Проблемы России связаны не с большим числом ее народов, национальностей, а, напротив, народы России (а не нефть, глаз, лес и т.д.) являются ее главным и ценнейшим богатством.

Через разъединение народов и республик разрушился СССР, враждебные отношения между людьми разных национальностей страны могут серьезно навредить делу глубоких социально-экономических преобразований в России.

Мы имеем сегодня немало фактов, которые не могут не тревожить любого нормального человека. По данным правозащитников, в России издается более ста газет, на «языке вражды» пропагандирующих националистические взгляды и формирующих у населения отрицательные представления о кавказцах. А эксперты Московского бюро по правам человека сообщают, что в России действует 141 молодежная группировка экстремистского толка общей численностью около 500 тыс. человек.

В связи с этим возникает немало вопросов. Вот некоторые из них: «Кто ввел уничижительное понятие «лицо кавказской национальности? По какому признаку определить принадлежность человека к этой категории людей? Почему в стране, ценою десятков миллионов жизней граждан всех своих национальностей победившей фашизм, становится возможным создание группировок националистического толка и нарушение тем

самым конституционных прав граждан страны?».

Интернетовская свободная энциклопедия дает такое определение понятия «лица кавказской национальности»: «…- это собирательное наименование представителей коренных народов, проживающих в районе Кавказского хребта». Доктор экономических наук, профессор А.Б.Паскачев в статье «Кавказофобия становится грозной разрушительной силой» справедливо заметил по этому поводу: «основываясь исключительно на географии, придется признать, что русские, составляющие подавляющее большинство населения Северного Кавказа (11,6 млн. человек или 60%), также являются «лицами кавказской национальности». А это противоречит не только науке, но и

здравому смыслу. Вполне очевидно, что никому не придет в голову называть людей с Урала лицами «уральской» национальности, с Гималаев - лицами «гималайской» национальности и т.д. Да и на Кавказе никогда не было такого понятия…» (Газета «Новые известия», 2007 год).

В связи с вышеизложенным мне вспоминается случай десятилетней давности, когда милиционеру, который остановил меня в Москве и с ходу спросил: «Вы чеченец?», я ответил: «Да, я чеченец. И этим горжусь!».

Как говорится, какой вопрос – такой и ответ. Хотя я отчетливо понимаю, что гордиться своей принадлежностью к той или иной нации – все равно, что гордиться тем, что ты родился в такой-то день. Ведь не от нас зависит то, что мы являемся представителями той или иной национальности. Нет наций великих и невеликих, хороших или плохих. Народы отличаются только лишь по своей численности.

Грамотные и умные люди всегда должны отличаться умением анализировать прошлое и настоящее и прогнозировать будущее.

Многие средства массовой информации перед началом первой военной кампании денно и нощно твердили о том, что чеченцы, дескать, умеют только лишь грабить, похищать, убивать, но не созидать.

Во многом можно разобраться, как говорят, и невооруженным глазом. Известно, что любой войне предшествует морально-психологическая подготовка населения, армии и, наконец, - мировой общественности.

На мой взгляд, именно с этой целью была организована в 1993-1994гг. широкая кампания по бесконечным захватам автобусов с заложниками в районе гг. Минеральных Вод и Пятигорска с последующими перелетами на вертолетах в Чечню.

С этой же целью, по моим соображениям, было выдумано «чеченское авизо». Ведь деньги же или «воздух», как их называли, перекачивались не только по территории Чечни и не только представителями чеченской национальности. Значит, уже не «чеченское авизо». По географическим и этническим понятиям это явление выходило далеко за пределы Чеченской Республики и носило характер российского, а то и мирового уровня.

Еще одним подтверждением данной версии является то, что в 1994 году при бомбежке Грозного в первую очередь разбомбили именно здание Национального банка Чеченской Республики, чтобы окончательно замести следы фальшивых авизо. И кто же бомбил?!

Поэтому нам понятно появление словосочетания «чеченское авизо». Таким образом была достигнута основная цель первой чеченской кампании – создан образ народа – террориста в первом случае и мошенника – во втором случае.

Факты из жизни нашего народа подтверждают, что чеченцы – величайшие труженики, а труд формирует в человеке только положительное. Свое трудолюбие показали наши люди и в местах высылки в Средней Азии и Казахстане. Узбеки, казахи, киргизы, а задолго до этого – первые русские поселенцы на Кавказе, в последствии и трудовое казачество учились у горцев упорству в труде.

Чечено-Ингушетия после 60-х годов ХХ века стала четырежды – орденоносной республикой. Весь мир удивлен темпами и масштабом восстановительных работ последних лет в нашей республике.

Своим хлебом чеченцы щедро делились с соседями и гостями. Во время голода 30-х годов на Украине наблюдался большой поток беженцев из этой республики в наш край. Чеченцы на постоянной основе приняли в свои семьи многих украинцев, которые стали украинскими чеченцами и до сих пор живут с нами они и их потомки. Они крепко срослись с этой землей, чеченским народом, его обычаями и традициями.

В нашей республике в советские годы не хватало рабочих мест, особенно в горных районах. Поэтому они семьями ежегодно выезжали на заработки в разные регионы бывшего СССР, а партийно-советские руководители республики клеймили их позором, называя «тунеядцами, любителями легкой наживы, «длинного» рубля» и т.д., сами не обеспечивая их рабочими местами. Таким образом «выживали» чеченцы.

Две военные кампании явились большой трагедией и серьезным испытанием для многонационального народа Чеченской Республики. Война внесла далеко не позитивные изменения в духовную жизнь общества, произошла деформация нравственно-этических ценностей народа. Правда, большинство народа сумело сохранить свое лицо и чувство собственного достоинства.

Можно привести множество примеров интернационализма, дружбы, толерантности чеченского народа, показанные им как в период двух военных кампаний в республике, так и задолго до них.

Даже в самый разгар боевых действий в республике в 1994-1996гг. не то, что местные (мирные) жители, но и боевики помогали престарелым людям русской национальности.

Я думаю, что этого не будут отрицать и многочисленные гудермесцы русской национальности, о которых я проявлял всяческую заботу, будучи главой администрации Гудермесского района.

В моем архиве хранится номер газеты «Комсомольская правда» от 27 декабря 1994 года, в котором опубликован репортаж И.Ротарь. Корреспондент «Комсомольской правды» цитирует свою чеченскую коллегу П.Прохазкову, которая говорила о чеченцах: «Это удивительный народ! Когда вы (имеются в виду советские войска – М.О.) вошли в Чехословакию, то русских женщин отказывались обслуживать в магазинах. За то, что ты русский, тебе могли плюнуть в лицо. Здесь же местные боевики помогают русским старикам!».

Чеченцы всегда уважительно относились к другим народам. Об этом красноречиво говорит тот факт, что они дают имена своим детям по названиям других народов: турко, япон, герман, суьйли (аварец), узбек, черкес, киргизбай (киргиз), г1умки (кумык) и т.д.

В Москве среди реликвий одного из музеев хранится шашка, подаренная чеченцем Садо Мисирбиевым своему кунаку, всемирно известному писателю Л.Н.Толстому.

Чеченцы глубоко почитают крупного авторитета Ислама Аль-Газали и в большинстве своем придерживаются его наставлений в Исламе. Аль-Газали сказал: «Однажды пророк Ибрахим пригласил некоего человека к совместной трапезе, но, узнав, что тот-иноверец, отослал человека прочь. Немедленно Божий глас упрекнул его: «Ты не давал ему пищи в течение дня из-за того, что он принадлежал к другой религии. А Я кормил его на протяжении семидесяти лет, несмотря на его ересь».

Чеченский народ сложил немало пословиц, поговорок о дружбе людей разных национальностей, взаимной терпимости, уживчивости. «В том селе, где ты хоть раз побывал, строй башню», - говорили старики. «Там, где дружба и согласие – изобилие, где нет согласия – зло, преступление. У кого 1000 друзей, выйдет из трудной ситуации, а у кого 1000 быков, пропадет. Дружные люди строят город, у недружных он разрушается.»

В чеченском фольклоре нет песен, поговорок и анекдотов, унижающих честь и достоинство других народов, нет унизительных названий – кличек других наций.

Сегодня, когда чеченский народ дружно восстанавливает свою республику, немало тех, кто готов оказать и оказывает нам значительную помощь. Различные регионы России, государства мира откликнулись на нашу беду. В Грозном, например, построен дом, на средства Республики Казахстан. Одна из улиц нашей столицы в знак благодарности названа именем Президента Казахстана Н.Назарбаева.

Сегодня у чеченского народа нет злобы на другие народы. Чеченцы каждый год встречают 23 февраля, день депортации народа, сохраняя вполне уважительное отношение и к защитникам Отечества, так как армия не отвечает за ошибки политиков.

Жертвоприношения в честь погибших во время депортации и ссылки, традиционное до1а, воспоминания, вечера памяти, спецвыпуски газет и телепередач – вот что мы заметим в преддверии этого дня. Это еще раз подтверждает мудрость, терпение и толерантность нашего народа.

Мовла Осмаев, кандидат экономических наук, почетный гражданин Чеченской Республики.

Справка: Мовлу Камиловича Осмаева знают в республике как грамотного специалиста, хорошего организатора и опытного руководителя. Последние семь лет он возглавлял Министерство культуры Чеченской Республики. Под его руководством и при действенной помощи и поддержке со стороны первого Президента Чеченской Республики Ахмата Абдулхамидовича Кадырова начался процесс возрождения такой жизненно важной для нашей республики сферы, как сфера культуры и искусства, а творческие работники достигли значительных успехов в своей деятельности.

Указом Президента Российской Федерации В.В. Путина в 2007 году М.К. Осмаев награжден орденом Дружбы. Труд Мовлы Осмаева по возрождению культуры многонациональной Чеченской Республики и укреплению межнациональных отношений отмечен также и рядом других высоких наград. Ему присвоены звания: «Почетный гражданин Чеченской Республики», «Заслуженный работник культуры Российской Федерации», вручены медали «За трудовую доблесть», «За заслуги перед Чеченской Республикой», а также нагрудный знак Министерства культуры РФ «За особые заслуги в области культуры».

В настоящее время он возглавляет Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Чеченской Республике.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите: Ctrl+Enter

Поделиться:

Добавить комментарий




Комментарии

Страница: 1 |