Вс, 14 декабря, 11:51 Пишите нам






* - Поля, обязательные для заполнения

rss rss rss rss rss

Главная » НОВОСТИ » Интервью » Абдул-Хаким Султыгов: Чеченскому феномену еще предстоит стать предметом глубокого осмысления научного и экспертного сообщества

Абдул-Хаким Султыгов: Чеченскому феномену еще предстоит стать предметом глубокого осмысления научного и экспертного сообщества

11.05.2007 18:30

Как известно, вследствие деструктивных процессов 90-х гг. XX в. и их уродливых анархо-сепаратистских и террористических проявлений чеченский народ оказался на грани потери самоидентификации и утраты исторической перспективы. Речь идет о разрушении чечено-ингушской государственности, внутричеченском кризисе, военно-политической катастрофе 1994-1996гг. и правлении хунты «полевых командиров» 1997-1999гг., спровоцировавшей новый военно-политический конфликт.

Именно в этот период на стыке XX-XXI столетий, когда во главу угла встал вопрос о самом существовании самобытного чеченского народа и российской государственности на Северном Кавказе, главой России становится Владимир Владимирович Путин, а лидером чеченского народа – Ахмат-Хаджи Кадыров.

Не поддающееся объяснению в принятой тогда системе координат взаимное доверие и стратегический политический договор Путина и Кадырова позволили не только переломить ситуацию – вырвать чеченский народ из дьявольского капкана, но и вывести его на путь строительства собственной государственности. Причем речь идет о государственности, опирающейся не на декреты, спущенные сверху, а впервые – на непосредственное волеизъявление самого чеченского народа.

Однако, это определение, ставшее сегодня обыденным, вовсе не выглядело однозначным в момент принятия политического решения о проведении конституционного референдума. Именно тот факт, что это решение было принято в период чудовищной трагедии в Норд-Осте, говорит о политическом и гражданском масштабе личностей Владимира Путина и Ахмат-Хаджи Кадырова.

Понятно, что такой подход был продиктован необходимостью принятия превентивных мер, направленных на исключение проведения диверсионно-террористических актов с политическими требованиями об изменении конституционного строя и свертывании российской государственности на части ее территории.

При этом мы не вправе забывать и то, что референдум стал возможен благодаря политическому мужеству и решимости Владимира Путина и Ахмат-Хаджи Кадырова пойти на запредельный политический риск, ибо провал референдума, хотя бы по причине низкой явки избирателей, означал, по сути, их личную политическую катастрофу.

Конституционный референдум и выборы первого президента Чеченской Республики, по сути, восстановили прерванную связь времен. Чеченский народ, заявивший, после победы Февральской революции 1917г., о своей решимости бороться за Российскую Демократическую Федеративную Республику и не признавший как режим большевистских мятежников, так и реставраторов царских порядков, вновь подтвердил неизменность своего исторического выбора.

Это является еще одним доказательством, что политический феномен Ахмат-Хаджи Кадырова имеет глубокие чеченские корни. Предшественником этой политики 90 лет назад являлся чеченский нефтепромышленник Абдул-Меджид Чермоев, возглавивший не только чеченский народ, но и правительство Горской Республики, созданное Союзом горцев Северного Кавказа и Дагестана. Речь, таким образом, идет не только об исторической приверженности чеченского народа к единению со свободной Россией, но и об объединяющей пророссийской роли этого самого многочисленного народа на Северном Кавказе.

Однако историческую политическую победу чеченского народа, достигнутую на конституционном референдуме, предстояло подтвердить столь же масштабными успехами в социально-экономической сфере, на восстановление которой, даже по самым смелым оценкам, отводилось не менее 10-15 лет.

Трагическая гибель Ахмат-Хаджи Кадырова 9 мая 2004г. нанесла огромный ущерб политике В.В.Путина на Северном Кавказе и на некоторое время создала ситуацию неопределенности и топтания на месте в решении жизненно важных проблем населения Чеченской Республики.

По сути, революционные политические изменения, закрепленные на конституционном референдуме, пришли в противоречие с застоем в сфере социально-экономических преобразований.

Это опасное противоречие было снято в начале 2006г. В этот период, под руководством Председателя Правительства Чеченской Республики Р.А.Кадырова, начинается реализация экономической политики, направленной не просто на возрождение предвоенного облика республики советского образца 1990г., а на его модернизацию в соответствии с самыми современными стандартами.

За этот мизерный период времени республика изменилась до неузнаваемости. Речь идет не о точечных или локальных, а качественных изменениях всереспубликанского масштаба. Восстановлены и построены вновь не отдельные дома и микрорайоны, а целые города и села. Ликвидированы не только последствия войны, но унылое серое однообразие населенных пунктов республики.

Понятно, что эти достижения были бы в принципе невозможны в рамках традиционной политики строительных работ, которые осуществляются в других регионах России.

Движение в этом фарватере рано или поздно привело бы к социально-политическому взрыву с непредсказуемыми последствиями. И это понятно. Ведь люди, прошедшие через кошмар двух военных кампаний и попрание всех прав и свобод, законов и общепринятых норм, объективно ожидали чего-то близкого к чуду. Увы, но это чудо было в принципе невозможно в рамках обычной практики восстановительных работ и согласительных процедур свойственных для нашей бюрократии, доказавшей свою полную нежизнеспособность при всех прежних правительствах Чеченской Республики. По сути, политическое руководство Чеченской Республики в лице Р.А.Кадырова, одним ударом разрубив этот «гордиев узел», перешло к осуществлению чеченской версии «плана Маршалла» с опорой на неисчерпаемую энергию и духовно-нравственный потенциал чеченского народа, его стремление к свободной и достойной жизни.

Принято считать, что политика – это искусство возможного. В случае же «чеченского экономического чуда» можно говорить об искусстве преобразования невозможного в возможное благодаря политической интуиции и железной воле Р.А.Кадырова, опирающегося на всемерную поддержку В.В.Путина.

В этом смысле, масштаб достигнутого за столь короткий период времени является гарантией необратимости политики В.В.Путина по преодолению кризисных явлений в Чеченский Республике. Эти достижения оцениваются не только и не столько социально-экономическими характеристиками, но тем, что преемственность политики Ахмат-Хаджи Кадырова утвердила веру чеченского народа в собственные силы и достойную историческую перспективу, от которых народ, прошедший тяжкий путь познания, не откажется ни при каких обстоятельствах.

Результаты политики В.В.Путина и «команды Кадырова» по политическому урегулированию «чеченского кризиса» и постконфликтной модернизации республики имеют не только российское, но и международное значение. Ибо являют собой уникальный пример успешного урегулирования локального конфликта, как в военно-политическом, так и в социально-экономическом плане. В этом смысле, данный опыт, как концентрированное выражение российских стандартов урегулирования локальных конфликтов, нуждается в углубленном философском, политико-экономическом и международно-правовом осмыслении для использования в других кризисных регионах мира.

Абдул-Хаким Султыгов,

Посол по особым поручениям МИД России,

Действительный государственный советник

Российской Федерации 1 класса,

доктор политических наук

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите: Ctrl+Enter

Поделиться:

Добавить комментарий




Комментарии

Страница: 1 |