Сб, 04 апреля, 09:22 Пишите нам






* - Поля, обязательные для заполнения

Главная » НОВОСТИ » Власть и политика » Краткая историческая справка ко Дню дипломатического работника России

Краткая историческая справка ко Дню дипломатического работника России

10.02.2020 15:48

Путь формирования дипломатического ведомства в системе государственного управления в России имеет многовековую историю, и тесно переплетена с существованием других ведомств. Известно, что 10 февраля отмечают День дипломатического работника, учреждённый в 2002 году. В этот день основали первый в стране Посольский приказ в 1549 году.

8 сентября 1802 г. манифестом Александра I было учреждено 8 министерств - Военно-сухопутных сил, Военно-морских сил, Иностранных дел. Внутренних дел, Коммерции, Финансов, Народного просвещения и Юстиции. Создание министерств и объединяющего их высшего административного органа - Комитета министров, формирование системы ведомств означало решительный шаг по пути модернизации государственной машины Российской империи и выстраивания достаточно эффективной вертикали исполнительной власти.

Предшествующая министерствам система созданных Петром 1 коллегий, сменивших, в свою очередь, приказы Московской Руси, ознаменовала отказ от феодального принципа управления на основе личного поручения и смешения отраслевого управления с территориальным, устранение параллелизма в деятельности, нечеткости функций, уменьшение волокиты и злоупотреблений. По отсутствие системы отраслевых местных органов управления (ведомств), громоздкость коллегиального принципа принятия решений и общее несовершенство разделения функций управления привели к кризису коллежской системы. А в результате губернской реформы Екатерины II (1775 г.) большинство коллегий было упразднено. Основные функции отраслевого управления (кроме заведования иностранными делами, армией и флотом) перешли к наместникам (генерал-губернаторам) и гражданским губернаторам. Центральным объединяющим началом в управлении оставался лишь генерал-прокурор Сената, ежедневно докладывавший императрице по всем делам внутреннего управления, финансов и юстиции. Восстановление коллегий при Павле I и попытки преобразования органов центрального управления на принципах единоначалия (в 1797 г. была введена должность министра уделов, в 1800 г. - министра коммерции, но соответствующие министерства не были созданы) были непоследовательны и в целом мало успешны.

Всё это сделало преобразование системы центральных государственных учреждений насущным и необходимым. Сыграл свою роль и пример создания эффективной системы центрального управления, установленной во Франции в годы консульства, а затем империи Наполеона.

Но в 1802 г. было лишь провозглашено создание министерств и назначены первые министры. Аппарат новых центральных учреждений и систему их взаимодействия с местными учреждениями еще предстояло создать. Решающую роль в формировании министерской системы сыграл М.М. Сперанский, по плану которого 17 августа 1810 г. был принят закон "О разделении государственных дел по министерствам", а 25 нюня 1811 г. утверждено "Общее учреждение министерств", ставшее законодательной основой для регламентации внутреннего устройства и порядка деятельности министерств на многие десятилетия вперёд.

Каждое министерство получило следующую структуру: во главе министерства. стоял министр с товарищем (т.е. заместителем), при министре имелись канцелярия и совет. Рабочий аппарат министерств состоял из департаментов, которые делились на отделения, а отделения на столы. В основу организации каждого министерства был положен принцип единоначалия.

Министерская система базировалась на вертикальном подчинении главе каждого ведомства системы местных отраслевых учреждений. Эти учреждения подчинялись министерству (или главному управлению на правах министерства) в административном отношении и были обязаны регулярной отчетностью. Все "места и лица", подчиненные министру, должны были исполнять его предписания "с точностью и беспрекословно". Назначения и увольнения, чинопроизводство, награды и назначение пенсий всех должностных лиц данного ведомства зависели от министра.

Служащие каждого ведомства отличалось особой формой мундира, а также некоторыми особенностями порядка чинопроизводства и пенсионного обеспечения. Все должности образующих данное ведомство учреждений были расписаны но классам.

Наряду с первыми восемью министерствами в 1809 г. было учреждено Главное управление водяных и сухопутных сообщений (с 1810 г. - Главное управление путей сообщения, с 1832 - Главное управление путей сообщения и публичных зданий). Законами 25 июля и 17 августа 1810 г. были более чётко определены функции министерств Финансов и Внутренних дел. Из МВД были выделены Министерство полиции и Главное управление духовных дел иностранных исповеданий (в 1819 г. и, соответственно, в 1832 г. они вновь вошли в Министерство внутренних дел). Тогда же было ликвидировано Министерство коммерции, его функции были переданы в Министерство финансов. В 1811 г. было образовано Главное управление ревизии государственных счетов, в 1836 г. реорганизованное в Государственный контроль.

В дальнейшем были образованы: Министерство императорского двора и уделов (1826 г.), и Министерство государственных имуществ (1837 г., в 1894-1905 гг. -Министерство земледелия и государственных имуществ). С 1865 г; Главное управление путей сообщения и публичных зданий: было преобразовано в Министерство путей сообщения.

В 1865-1868 и 1880-1881 гг. существовало самостоятельное Министерство почт и телеграфов, но затем оно окончательно вошло в состав МВД. С 1902 по 1905 г. существовало также самостоятельное Главное управление торгового мореплавания и портов, вошедшее впоследствии в состав новообразованного Министерства торговли и промышленности.

В ведении МВД сосредоточилось заведование полицией (первоначально за исключением тайной, занимавшейся политическим сыском и контрразведкой, вошедшей в состав министерства лишь с 1880 г.), охраной общественного порядка в городах и сельской местности, пожарным делом, всеми административно-полицейскими учреждениями, городским и земским хозяйством, местными государственными и общественными благотворительными заведениями, медицинской и ветеринарной частью, государственной статистикой.

Главного управления путей сообщения и публичных зданий). С 1806 по 1819 г., в 1868 - 1880 гг. и, наконец с 1881 по 1917 г. в состав МВД входило также почтовое ведомство (с 1819 по 1824 г. оно было включено в состав Министерства духовных дел и народного просвещения, затем - в качестве отдельного ведомства управлялось по совместительству министром народного просвещения, в 1865 - 1868 и в 1880 - 1881 гг. - действовало в качестве самостоятельного министерства). С 1832 г. МВД заведовало духовными делами "иностранных" (т.е. всех неправославных) исповеданий. С 1863 г. в ведение МВД перешла также цензура, до того находившаяся в заведовании Министерства народного просвещения. Министерство финансов управляло всеми источниками государственных доходов (с 1873 г. заведование горной промышленностью и недрами перешло в Министерство государственных имуществ, а с 1905 г. - в Министерство торговли и промышленности), промышленностью и внутренней торговлей (до 1905 г.), внешней торговлей и таможенным делом (также до 1905 г.), всеми налогами, повинностями и сборами, заведовало бюджетной частью, приходом, расходом и хранением всех государственных средств, государственными кредитными операциями и, соответственно, кредитными учреждениями (а с 1872 г. осуществляло надзор за всеми общественными и частными кредитными и страховыми учреждениями). внешними и внутренними займами, изготовлением бумажных и металлических денежных знаков и общими вопросами денежного обращения. 15 октября 1893 г. министру финансов был подчинён созданный тогда же Отдельный корпус пограничной стражи.

Министерство государственных имуществ было создано, прежде всего, с целью упорядочения управления государственными крестьянами, но затем постепенно стало центральным органом управления сельским хозяйством, а с 1905 г. - инструментом проведения столыпинской реформы.

Повышение в 1865 г. до уровня министерства управления путями сообщения и освобождение его от заведования вопросами гражданского строительства было связано с развитием железнодорожного строительства.

Выделение из Министерства финансов самостоятельного министерства, ведавшего торговлей и промышленностью было обусловлено экономическим развитием страны политикой государственного регулирования этими процессами.

Министерство юстиции было центральными органом управления всеми судебными учреждениями империи. Министр юстиции был одновременно генерал-прокурором Сената. В его подчинении находились все органы прокуратуры. На министерство было возложено также рассмотрение всех предложений по вопросам государственного управления и законодательства, разработанных другими ведомствами (с 1882 г.), а с 1895 г. - управление местами заключения.

Министерство народного просвещения управляло не только государственными учебными заведениями, но и Академией наук и государственными научными учреждениями и музеями, а до 1863 г. также цензурой.

Министерство императорского двора включило в систему министерского управления такие традиционно связанные с личностью монарха и императорской фамилией функции, как заведование дворцами и имениями членов царского семейства, российскими орденами, придворными церемониями, императорскими театрами и т.д.

Компетенция Военного и Морского министерств, а также Министерства иностранных дел в основном соответствовала современному пониманию. Но в ведении Военного министерства находилось также управление казачьими войсками и их территориями, а также некоторыми окраинами, управлявшимися военными губернаторами.

Влияние министра внутренних дел вытекало из подчинения ему гражданских губернаторов, а значение министра финансов определялось тем обстоятельством, что от него зависело бюджетное финансирование всех ведомств. Особое (и независимое от коллег) положение занимали министры иностранных дел, военный и морской, теснее других связанные непосредственно с императором.

В наибольшей личной близости к императору (и в наибольшем удалении от прочих ведомств) находился, как правило, министр императорского двора.

Стройность системы высших, центральных и местных государственных учреждений Российской империи нарушало наличие Собственной его императорского величества канцелярии, разделенной в 1826 г, на отделения, причем I отделение осуществляло общий контроль за деятельностью учреждений и прохождением службы чиновниками гражданского ведомства, II отделение являлось высшим кодификационным учреждением империи, а III отделение сосредоточило управление политическим сыском. охраной государственного строя, а также контролем за деятельностью государственного аппарата управления и выборных учреждений.

Главы министерств входили в Комитет министров. Но этот комитет, обсуждавший главным образом вопросы, превышавшие компетенцию отдельного министра или требовавшие взаимодействия нескольких министерств, не был наделен самостоятельными полномочиями. Существенным недостатком сложившейся системы было отсутствие солидарного "кабинета" министров, ведомственная разобщенность, обусловленная правом каждого министра на самостоятельный всеподданнейший доклад и представление на подпись императору проектов указов, нередко не согласованных с другими министрами и даже противоречащих политике других ведомств. Упорное нежелание российских императоров создать объединенное правительство во главе с премьер-министром было обусловлено постоянной боязнью умаления самодержавной власти монарха. От этого принципа пришлось отойти в связи с революционными потрясениями и учреждением первого российского парламента - Государственной думы.

Указом 19 октября 1905 г. "О мерах к укреплению единства в деятельности министерств" была декларирована ответственность министров перед Государственной думой (фактически министры оставались в подчинении императора) и был создан принципиально новый орган исполнительной власти - Совет министров, воспринявший также и функции упраздненного 23 апреля 1906 г. Комитета министров. Но из ведения председателя Совета министров были выведены главы Военного и Морского министерств и МИД, а также Министерства императорского двора, подчиненные непосредственно императору.

Если в 1802 г. было создано 8 министерств, то к 1917 г. в Российской империи министерств и главных управлений на правах министерств было 13 (включая Государственный контроль и Главное управление государственного коннозаводства). Рост числа министерств и их структурных частей был связан, прежде всего, с усложнением функций государственного организма и экономическим ростом, протекавшим в специфических российских условиях, т.е. при сохранении значительного влияния государства на экономику.

После Февральской революции министерская система была сохранена. 1 марта 1917 г. в Министерства были назначены комиссары из числа членов Государственной думы, 2 марта - министры Временного правительства. В мае и августе 1917г. были образованы пять новых министерств, труда, почт и телеграфов, продовольствия. государственного призрения, исповеданий. В ходе октябрьской революции на основе министерств были созданы народные комиссариаты. Законом, принятым Верховным Советом СССР 15 марта 1946 г. наркоматы были преобразованы в министерства. Таким образом, современные министерства Российской Федерации берут свое начало от первых российских министерств и с полным основанием празднуют ныне свое 200-летие.

В Российском государственном историческом архиве, храпящем документы по истории России с начала XIX в. до 1917 г. сосредоточена большая часть фондов министерств и главных управлений и подведомственных им учреждений и комитетов, особых совещаний и комиссий.

Среди них фонды Министерства внутренних дел, учреждения, занимавшего особое положение среди других министерств в общей системе административного управления России, фонды Министерства юстиции, финансов (в составе последних - фонды государственных банков и др. кредитных учреждений, таможен и таможенных округов), народного просвещения, путей сообщения, императорского двора, коммерции, земледелия и государственных имуществ, торговли и промышленности, а также Государственного контроля. В РГИА находятся также документы высших учреждений Российской империи (Государственного совета, Комитета и Совета министров, Государственной думы и т. д.), в которых обсуждались проекты преобразований министерств, их штатов, смет и т.д.

Фонды учреждений Военного министерства хранятся в Российском государственном военно-историческом архиве, а Морского министерства - в Российском государственном архиве военно-морского флота. Фонды Министерства иностранных дел находятся в Архиве внешней политики Российской империи.

Хранящиеся в российских архивах документы являются бесценным источником для изучения исторических традиций отечественной государственности.

В этот день Глава ЧР Р.Кадыров поздравил работников дипломатического корпуса РФ. В частности он сказал: «Во все времена сотрудники МИД успешно защищали законные интересы нашей страны. Российские дипломаты сегодня достойно продолжают традиции ветеранов МИД. Они способствуют эффективной реализации внешней политики РФ, укреплению авторитета нашего государства на международной арене, урегулированию тяжёлых конфликтов, предотвращению новых очагов напряженности.»

Все права защищены. При перепечатке ссылка на сайт ИА "Грозный-информ" обязательна.

www.grozny-inform.ru
Информационное агентство "Грозный-информ"

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите: Ctrl+Enter

Поделиться:

Добавить комментарий




Комментарии

Страница: 1 |