Сб, 20 апреля, 00:43 Пишите нам






* - Поля, обязательные для заполнения

rss rss rss rss rss

Главная » НОВОСТИ » Чеченский эпический сказитель-илланча Денисолта Орзимов(Вести республики)

Чеченский эпический сказитель-илланча Денисолта Орзимов(Вести республики)

06.10.2010 17:29

С народным сказителем Денисолтой Орзимовым я познакомился в июле 1982 года во время фольклорной экспедиции в селении Курчалой. Студенты первого курса национального отделения филфака ЧИГУ им.Л. H. Толстого работали в селении Курчалой и окрестных селах Шалинского района, а я в месте с Казбеком Батукаевым поехал в соседнее село Илисхан-Юрт, где проживал потомок знаменитого Бейбулата-Биби Джабраил.

Джабраила мы нашли в школе, где он работал завхозом.

Перед нами предстал пожилой человек среднего роста с удивительно интересным лицом и вдумчивым взглядом. Он пригласил нас к себе домой. Когда мы входили во двор, я обратил внимание на то, что створки деревянных ворот (ков) врезались в землю. Создалось впечатление, что они и не закрывались вовсе. Вспомнились древние традиции чеченцев перекрывать вход и выход из двора жердью, бывшей помехой для домашних животных, но не для гостей. Для них во дворе напротив хозяйского дома строилось отдельное помещение («хьешан ц1а» - комната гостя, а в илли - «дуьхьал оти» - помещение напротив). В ней мог расположиться любой гость без предупреждения хозяина. Последний был обязан перед сном проверить, есть ли у него гости.

В узаме «Об основании Чечни», записанном нами от сказителя А.Тимуркаева, о желанности гостей поется так:

Зеркалом отраженная,

красками разукрашенная,

ждет дорогих гостей

самая лучшая комната.

Пока гость дорогой не придет,

стол накрытым держали

древние наши отцы.

Славных пращуров наших,

былых добрых молодцев

помянем, друзья, пока топчем

родимую черную землю!

Посматривая на дорогу,

ведущую ко двору,

любимых желанных гостей

с нетерпением ожидали

древние наши отцы.

Славных пращуров наших,

былых добрых молодцев

помянем, друзья, пока светит

золотое солнце над нами!

Если же гость не явился

трапезу с домашними разделить,

голодными спать ложились,

забыв про сладость застолья.

Ц,аже хозяйские кони,

Которые ночью паслись,

не чуя коней гостей,

испытывали тоску:

овса в мешках не жевали

и от обиды ржали.

Даже собаки, не слыша

в комнате голосов гостей,

во двор, скуля, выбегали

и в плошках еду не трогали:

настолько они любили

гостей, посещавших дом.

(Перевод Владимира Догурова)

Отметим, что гостеприимство занимает важное место в традиционной культуре чеченцев вообще Р. является одним из важнейших атрибутов героев позднего в стадиальном отношении героико-исторического эпоса илли. Свойствами гостеприимства наделяются в чеченском эпосе илли также именитые представители соседних народов, которые выступают в роли помощников непризнанного героя и выполняют его сложные задачи при сватовстве к дочери Дады (Илли о кабардинском Курсолте и др.).

Биби Джабраил оказался интересным собеседником и знатоком древних легенд и преданий. Он вызвался помочь нам во взаимоотношениях со своим соседом и сказителем илли (илланча) Дени-солтой Орзимовым, который по нашим сведениям перестал исполнять илли и играть на дечиг-пондаре из религиозных побуждений. Просьбе Джабраила исполнить илли о Бейбулате Таймиеве Денисолта не мог отказать. Но он сослался на то, что у него нет музыкального инструмента. И только твердая настойчивость Джабраила в стремлении оказать любезность гостям заставила Денисолту Орзимова исполнить илли.

Через некоторое время Джабраил, сославшись на усталость, ушел. Мы остались наедине с уникальным сказителем, который после ряда наших вопросов сформулировал свою просьбу к нам, фольклористам: «По вашим вопросам я чувствую, что вы крепко взялись за меня, и не скоро отпустите. Прошу вас, ради Создателя, более не заставлять меня исполнять илли в Илисхан-Юрте. Я готов исполнять илли в другом месте, но не в этом селе».

Безусловно, просьба сказителя была учтена, но причину его пожелания мы узнали позже. Оказалось, что сравнительно недавно у Джабраила в аварии погиб взрослый сын. Поэтому Денисолта Орзимов, исполняя илли, испытывал чувство неловкости перед своим другом, который находился в трауре.

Дальнейший опыт взаимодействия с илланчой Денисолтой Орзимовым подтвердил ответственное отношение сказителя к соблюдению народных традиций этики поведения в качестве хозяина, в гостях, в общении с друзьями и незнакомыми. Он отличался скромностью и почтительностью, за которой чувствовалась огромная духовная сила и богатство души.

Народный сказитель Денисолта Орзимов родился в 1924 году в селе Илисхан-Юрт Гудермесского района. Это село, расположенное на склоне горы между Гудермесом и Курчалоем, откуда видны десятки сел внутренней Чечни, имеет большую известность среди чеченцев. В селении Илисхан-Юрт жил один из самых знаменитых военных и политических деятелей Кавказа первой половины XIX века Бейбулат Таймиев, о котором писал А.С.Пушкин.

В XIX веке здесь также жил известный во всем мусульманском мире суфий Кунта-Хаджи, проповедовавший толерантность и чистоту помыслов перед Всевышним, создавший школу кадарийского тариката в Чечне, Дагестане и Ингушетии. Кстати, Кунта-Хаджи был женат на дочери Бейбулата Таймиева.

Денисолта Орзимов рано остался без родителей. Они умерли, когда ему было всего полгода. Воспитывался он у родственников матери. С пятнадцати лет Денисолта начал трудовую жизнь в рабочем коллективе «Грознефтеразведка» в поселке Новогрозный. Во время Великой Огечественной войны вплоть до выселения чеченского народа 23 февраля 1944 года Денисолта Орзимов работал на буровой. В период депортации и после возвращения из Средней Азии длительное время трудился в колхозе. К сорока годам он потерял зрение. Потеря зрения обострила у него чувство обаяния. По его словам, он хорошо различал улицы в родном селе по запаху и мог свободно ориентироваться. Во время нашего знакомства он был инвалидом первой группы, однако продолжал трудиться и интересоваться жизнью. Большое место в его жизни занимал конь, которого он сам растил. Денисолта сам кормил своего любимца, разговаривал с ним. Я наблюдал картину этого общения и отмечал особую привязанность и чувственность их отношений. Мне вспоминались Лермонтовские строки о Казбиче и Карагезе, повесть Чингиза Айтматова «Прощай, Гюльсары», Арсби и Сокол в замечательном романе Саидбея Арсанова «Когда познается дружба».

Ярко и проникновенно эта дружба коня и чело¬века запечатлена в чеченских героико-исторических илли, являющихся в своей совокупности Поздним в стадиальном отношении эпосом. Для волшебных сказок и богатырского эпоса характерно полное единство героя со своим конем, который понимает человеческую речь, советует герою, помогает

ему в борьбе против врага.

В песнях илли проявляется преемственность сказочной и эпической традиций, сохраняется эпическое единство героя с конем. Песенный конь тоже «понимает человеческую речь, но не имеет языка, чтобы ответить». Он является другом героя и определяется постоянным эпитетом «душою чистый». Конь предан своему другу-герою и все делает для того, чтобы он победил врага.

Герой относится к кошо, как к равному себе товарищу, и всегда мотивирует свои просьбы к нему. Подобное отношение героя к коню, которого он воспитал и выходил, идеализирует и самого героя песен илли.

Яркой иллюстрацией не только песенно-эпических, но и реальных жизненных взаимоотношений человека с конем может послужить история, случившаяся с Денисолта Орзимовым незадолго до нашего с ним знакомства. Как мы указывали выше, конь Денисолта являлся породистым скакуном и часто выигрывал призы на скачках. Денисолта любил ездить на своем обученном коне в гости по селам республики, где у него были друзья, ценившие его как сказителя илли. У Денисолта Орзимова украли его любимого коня. Чувство трагической безысходности и отчаяния заставили слепого сказителя отправиться в дорогу в поиски своего четвероногого друга. Много дней и ночей провел в пути и поисках Денисолта. Он дошел пешком до берегов Черного моря, а затем и Каспийского. Денисолта находил поддержку и помощь в селах и городах всех регионов юга России. Ему помогали милиционеры, простые жители, государственные служащие.

Однажды его известили, что в кумыкском селе на берегу Каспийского моря обнаружен конь, по описаниям похожий на его коня. Денисолта отправился в путь. Было много людей. И его спросили, если Денисолта будучи слепым не может видеть и опознать своего коня, то как же они смогут убедиться в принадлежности ему коня. На это Денисолта ответил, что он действительно слеп и не может увидеть своего друга-коня, но он просит вывести его в сторону коня, чтобы тот увидел его. И тогда все прояснится, принадлежит ли ему этот конь или нет!

Люди так и поступили. Конь стоял на привязи в отдалении. И вот когда скакун увидел Денисолта, он пришел в неистовство, порвал стремена и бросился к своему другу. Присутствовавшие при этой сцене родственники Денисолта утверждали, что конь, бурно выражавший свои чувства, и сам Денисолта плакали. Плакали и люди, ставшие свидетелями искренней привязанности и любви коня и человека, свидетелями огромной радости двух живых существ, которые нашли друг друга. В завершение этого рассказа отметим, что виновником этой трагедии и жуткого испытания, которому подверглись Денисолта и его конь, был его сосед, неоднократно выражавший якобы свое сочувствие.

Интерес к песням илли у Д. Орзимова обнаружился еще в детские годы. В тридцатых годах он любил слушать исполняемые известным илланча Бауди Сулеймановым по радио эпические песни: «О Бейбулате, сыне Таймы», «О Зелимхане из Ха¬рачоя» и др. Потом во время депортации чеченцев судьба свела его с Б. Сулеймановым, и через 10 лет Д. Орзимов сумел усвоить весь его репертуар. Однажды Денисолта спел илли из репертуара Б.Сулейманова в его присутствии. Знаменитый илланча похвалил своего ученика, но тут же попросил его больше не исполнять при нем и не записывать на магнитофонную пленку песни, ибо это может повлиять на его популярность.

Денисолта Орзимов многое перенял от своего учителя, поэтому сильно влияние исполнительской манеры Б.Сулейманова в его голосе и манере исполнения. А голос у Денисолта очень высокий и привлекательный.

С июля 1982 года по 1985 год нам удалось записать от Денисолта Орзимова графически и на магнитофонную ленту более двадцати эпических песен илли, среди которых и илли о герое Советского Союза Ханпаше Нурадилове, которую он сам сложил в честь ратного подвига легендарного пулеметчика.

Денисолта обращал внимание слушателей на то обстоятельство, что Ханпаша погиб на поле боя, не выпуская из своих рук оружия, как и подобает эпическим героям, воспеваемым в илли.

В нашем архиве сохранилась видеокассета с записью исполнения Д. Орзимовым лиро-эпического узама и беседы с ним. Героико-исторические илли и узамы, исполняемые Орзимовым, отличаются большой насыщенностью поэтических образов, древнеэпических мотивов, сравнений, параллелизмов. В них богато представлена символика. Сам Денисолта Орзимов глубоко верил в истинность повествуемых в илли событий.

В качестве наиболее выразительного примера из его репертуара мы приведем «Бос хазчу Мусин илли» (записана 17. 07.1982 г. И.М.), в которой представлены эпические мотивы «Любовь героя через сон», «Отправка героя в поход на поиски суженой», «Подвиг героя - возвращение угнанного табуна». «Бос хазчу Мусин илли» характерно тем, что в ней на человеческом языке говорят птицы и животные, которые свидетельствуют о герое и героине. Они удивительно прекрасны, достойны и предназначены друг для друга.

Исмаил Мунаев №174, 9 сентября 2010 г.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите: Ctrl+Enter

Поделиться:

Добавить комментарий




Комментарии

Страница: 1 |