Пт, 26 апреля, 01:30 Пишите нам






* - Поля, обязательные для заполнения

rss rss rss rss rss

Главная » НОВОСТИ » Он всегда оставался самим собой («Вести республики»)

Он всегда оставался самим собой («Вести республики»)

18.08.2011 13:46

Сегодня, накануне 60-летнего юбилея первого Президента Чеченской Республики, Героя России А.А. Кадырова, решил поделиться своими впечатлениями о нем и я, кого он взял себе в соратники в самое сложное и судьбоносное время, назначив в середине августа 2000 года министром культуры ЧР.

Материально-техническая база сферы культуры и искусств Чеченской Республики в тот период состояла из все еще дымившихся руин республиканских и грозненских городских учреждений культуры. Также сильно пострадала инфраструктура районных учреждений, которые были брошены на произвол судьбы дудаевско-масхадовскими режимами, а затем были добиты двумя военными кампаниями.

Пришлось начинать буквально все с нуля. Особенно тяжелыми были первые месяцы после воссоздания Министерства культуры. Но придавало оптимизма то, что Ахмат-Хаджи Кадыров глубоко переживал за поверженную культуру, думал над тем, как бы ускорить процесс ее возрождения и развития, был настроен на всемерную государственную поддержку процесса развития национальной культуры как важнейшего фактора формирования высокой духовности общества.

На любые обращения, при всей своей чрезмерной занятости, он оперативно реагировал; порой сам выдвигал неожиданные предложения относительно определения приоритетов на начальном этапе возрождения культуры.

Он горячо поддержал нашу идею о выработке обращения ко всем деятелям культуры и искусств, вынужденно покинувшим Чечню в годы социальных потрясений. Обращение такое под названием «Время собирать камни» было опубликовано в печатных информационных средствах и передано по московскому радио «Чечня свободная». Оно способствовало возвращению в Чечню первой волны из числа артистов-беженцев.

В числе первых, кто вернулся сразу же домой, были Валид Дагаев, Шита Эдилсултанов, Тамара Дадашева, Имран Усманов, Макка Межиева, Мовлад Хомдиев и др. Хотя и не работала в данной сфере, но с первого дня активно втянулась в работу и проявила великолепные способности в деле организации работы аппарата министерства заместитель министра – начальник организационного отдела Тумиша Азизова.

Ахмат-Хаджи тогда пришел к мнению, что следует вернуть к творческой жизни такие символы государственности, как Чеченский государственный драматический театр им. Х. Нурадилова, Государственная филармония и Государственный ансамбль танца «Вайнах».

В начале 2001 года мы провели своеобразный мониторинг возрастного ценза артистов чеченского театра и ансамбля танца «Вайнах». Выявилось, что средний возраст актеров театра составил 49 лет - налицо было старение коллектива. Также перевалил возрастной барьер у значительной части артистов балета и танцевального ансамбля «Вайнах». Во втором случае мы открыли при ансамбле школу-студию, ввели в штатную структуру министерства детский ансамбль песни и танца «Даймохк», созданный по инициативе народного артиста России, бывшего солиста ансамбля «Вайнах» Рамзана Ахмадова. Кстати, этот коллектив ежегодно, начиная с 2000 года, успешно выступает на международных фестивалях в ряде европейских стран, особенно в Великобритании, Франции, Бельгии.

Таким образом, была решена проблема создания кадрового резерва ансамбля «Вайнах».

В отношении восполнения актерского персонала театра им. Х.Нурадилова и возрождения творческой деятельности театра и ансамбля «Вайнах» в сентябре 2000 года Ахмат-Хаджи Кадыров встретился с тогдашним министром культуры России Михаилом Швыдким. В результате эти коллективы были отправлены на базу отдыха Кубанского театрального объединения «Премьера» (г. Анапа), здесь артисты вместе с семьями (примерно 160 чел.) пробыли примерно полгода, затем более года были в пансионате «Нарт» (г. Нальчик). Это полуторагодовое пребывание в санаторно-курортных условиях содействовало морально-психологической реабилитации артистов и членов их семей, и попутно была решена задача возрождения этих коллективов: пошив костюмов, изготовление декораций, реквизита, приобретение музыкальных инструментов.

Официальное возрождение театра им. Х. Нурадилова было отмечено в г. Краснодаре в июне 2001 года по случаю 70-летия его основания. Была получена по этому поводу поздравительная телеграмма от Президента РФ В.В. Путина.

Ансамбль «Вайнах» заявил о своем возрождении концертом в Государственном концертном зале «Россия» 29 марта 2002 года. На нем присутствовал сам Ахмат-Хаджи Кадыров. Глава Администрации ЧР буквально опекал «Вайнах», поздравил его с возрождением и обещал коллективу комфортабельный многоместный автобус. Через некоторое время коллектив получил автобус «Мерседес». Огромную радость доставил танцорам этот подарок, теперь они мобильны в плане организации гастрольных поездок не только внутри России, но и за рубежом. В целях восстановления возрастного баланса опять же с помощью М.Е. Швыдкого решено было открыть чеченскую актерскую студию «Нахи» при Московском государственном университете культуры и искусств. И уже в июне 2006 года на московской сцене, в Академическом малом театре, состоялась премьера спектакля «Бож-Али» по пьесе Абдул-Хамида Хамидова в постановке студии «Нахи». С премьерой состоялось и актерское пополнение труппы чеченского и русского театров.

Два раза мы встречались с генеральным директором Государственной Третьяковской галереи В.А. Родионовым. Нами была объявлена Международная благотворительная акция «Вернем Грозному музей». В рамках данной акции был проведен ряд мероприятий художественного направления как в самой Третьяковке, так и в Грозном.

Был выпущен сборник материалов под названием «Вернем Грозному музей» со вступительным словом А.А. Кадырова. В нем говорится: «...Современные вандалы и пламя войны дотла уничтожили наши музеи, разбили и изуродовали их экспонаты. Вглядитесь в фотографии, вчитайтесь в строки материалов. Они никого не оставляют равнодушными».

Так, в начале 2003 года нами, при поддержке дирекции Государственной Третьяковской галереи, был подготовлен проект Соглашения по вопросу воссоздания Национального музея Чеченской Республики имени П.З. Захарова в комплексе с центром детского творчества, спорта и реабилитации в г. Грозном. Одним из пунктов Соглашения был: «Государственная Третьяковская галерея обеспечивает заключение договора с Союзом архитекторов России на проведение конкурса на лучший проект строительства музея и совместно с Госстроем России и Правительством Чеченской Республики решает вопрос об изыскании средств на эти цели». Соглашение это было утверждено Президентом Чеченской Республики А.А. Кадыровым. Общая ориентировочная стоимость строительства и оснащения музея с центром детского творчества, спорта и реабилитации составляла 20 миллионов 900 тысяч долларов США.

Ахмат-Хаджи горячо поддерживал идею возрождения музея, особенно он стал ратовать за музей после возвращения из поездки в арабские страны, где в г. Дамаске посетил Сирийский национальный музей.

Ахмат-Хаджи от души радовался каждой подвижке на пути возрождения культуры. На любые приглашения на участие в значимых культурных мероприятиях он охотно откликался, хотя было далеко небезопасно передвигаться по республике.

Июнь 2001 года. Торжество по поводу ввода в эксплуатацию восстановленного здания Дворца культуры Ножай-Юртовского района. На открытие приехал Ахмат-Хаджи Кадыров. Площадь перед Дворцом культуры буквально запружена народом. Ясный, солнечный день. Как в подобных случаях у чеченцев случается - возник импровизированный ловзар. Гармонь выдавала зажигательную лезгинку. Глава района Йисита Гайрибекова пригласила на танец Ахмат-Хаджи Кадырова. Его уговаривать не пришлось - у чеченцев не принято в таком случае отказывать женщине. Бывший муфтий, высшее должностное лицо республики лихо отплясал лезгинку. Радости ножайюртовцев не было границ. Если танцует Глава республики, значит, быть переменам в лучшую сторону, а душа народа - прекрасная провидица.

На базе Литературно-этнографического музея Л.Н. Толстого в ст. Старогладовской Шелковского района в том же июне 2001 состоялись торжества по случаю 150-летия первого приезда в Чечню Л.Н. Толстого. На них также присутствовали первые лица республики (А. Кадыров и С. Ильясов), что придавало торжествам высокий статус. В рамках юбилея была проведена межрегиональная научно- практическая конференция на тему: «Л.Н. Толстой и Чечня», на которой вступительное слово произнес А. Кадыров: «Мы должны путем подобных форумов вернуться в то прошлое, когда в единой семье жили ногайцы, татары, русские, чеченцы и т.д.»

В каждый свой приезд на мероприятия он в неформальной обстановке встречался с местными жителями, интересовался их жизнью, проблемами обустройства. Так было и во время поездки в феврале 2002 года в станицу Воскресеновская Шелковского района на открытие Ногайского культурного центра в только что восстановленном сельском Доме культуры. Он внимательно выслушал представителей ногайской общины, тут же выдал им крупную денежную сумму на ремонт мечети, обещал принять меры по социальному обустройству ногайских поселений района. И очень приятно было осознавать, что обещания отца претворил в жизнь его достойный преемник Рамзан Кадыров. Ногайцы утверждают, что Рамзан Ахматович сделал столько для них, что не сделала Советская власть за все время своего существования.

А.А. Кадыров был щедрым человеком - любил радовать людей знаками внимания и подарками. Так, Ножай-Юртовскому РДК по его распоряжению был выделен микроавтобус «Газель» и финансовые средства на пошив костюмов. Такой же подарок получили отдельные республиканские учреждения и семейный ансамбль Арбиевых из села Знаменское Надтеречного района.

А-Х. Кадыров знал лично всех именитых деятелей культуры и искусств, встречался с работниками аппарата министерства и руководителями всех республиканских учреждений культуры и искусств, принимал у себя отдельных творческих работников. Он выяснял нужды людей, пытался как-то помочь им. В дни своих круглых дат (юбилеев) свыше десяти видных творческих деятелей республики получили автомобили «Волга» и «Жигули» и почетные звания заслуженных и народных артистов ЧР. Помнится, еще на первых порах звания народных артистов были присвоены Али Димаеву и Марьям Ташаевой. А Ташаевой было присвоено звание народного артиста, минуя заслуженного. Подобного прецедента раньше не было. Затем отцовскую традицию заботы о деятелях культуры и искусства перенял Рамзан Кадыров.

По настоянию Президента Чеченской Республики А.А. Кадырова Правительством Чеченской Республики было издано распоряжение «О мерах по социальной защите и стимулированию труда работников сферы культуры искусства ЧР», согласно которому установлены надбавки работникам за стаж работы, почетные звания за счет республиканского бюджета. Этот документ позволил поднять зарплату культработникам в среднем на 40%.

Затем положения этого распоряжения были закреплены в Законе Чеченской Республики «О культуре».

Немного о личных качествах Ахмат-Хаджи. В любой среде он оставался самим собой: открытый, с изрядной долей юмора, чуть ли не по-детски бесхитростный. Он не умел лукавить. Его уникальная коммуникабельность подкупала собеседника, настраивала на добрый лад. Ему были присущи неистовая стремительность (в хорошем смысле), природная дипломатия. В круговороте дел он чудесным образом запоминал лики людей, помнил имена множества из них, с которыми он когда-то, даже в пору его юности, встречался.

У него была феноменальная память, которая воскрешала события, встречи... Он держал в памяти свои обещания людям, хотя бы данные им при мимолетных встречах в ходе его многочисленных общений с людьми непосредственно в населенных пунктах, в производственных коллективах и учреждениях.

Иными словами, он был человеком слова и дела. И очень жаль, что его уже нет среди нас. Да смилостивится над ним Аллах!

Мовла Осмаев №151 (1584) 18 августа 2011г.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите: Ctrl+Enter

Поделиться:

Добавить комментарий




Комментарии

Страница: 1 |