Пт, 29 марта, 02:40 Пишите нам






* - Поля, обязательные для заполнения

rss rss rss rss rss

Главная » НОВОСТИ » Бороться и побеждать («Молодежная смена»)

Бороться и побеждать («Молодежная смена»)

25.10.2011 17:03

B июле этого года весь борцовский мир в одно мгновение перевернулся с ног на голову. Причиной тому стала новость о том, что многократный чемпион мира, европы и олимпийских игр Бувайсар Сайтиев возвращается в большой спорт. И не просто возвращается, а после трехлетнего перерыва, начал тренировки с целью побороться за олимпийское место в составе сборной России.

Общественное мнение приняло эту новость двояко: одни поддерживали решение трехкратного олимпийского чемпиона, другие, наоборот, критиковали.

Одни, искренне надеясь на завоевание нашим соотечественником рекордной четвертой золотой медали, восклицали: «У Бувайсара есть хорошие шансы на победу, ибо есть еще порох в пороховницах», другие, по всей видимости, просто боятся, что Бувайсар повторит путь двухкратного олимпийского чемпиона Арсена Фадзаева, который, вопреки уговорам, вошел в одну и ту же реку дважды, и прогадал. Но, как бы не разнились мнения тех и других, в глубине души все надеются и верят, что победа будет за нами, т.к. безгранична народная любовь по отношению к этому, поистине феноменальному, спортсмену.

Он сделал свое дело. Он уже в ранге великих! - сказал о Бувайсаре Сайтиеве Александр Медведь, с которым мне довелось побеседовать на недавнем «Кубке Кадырова».

Вторил именитому борцу и первый вице-президент Федерации спортивной борьбы России (ФСБР), серебряный призер Олимпийских игр 1988 года Адлан Вараев, который сказал:

В истории вольной борьбы еще не было такого случая, чтобы борец, пропустивший три года тренировочного цикла, вернулся. Если такое все же случится, это станет беспрецедентным случаем!

Бувайсар - спортсмен. Он легендарный борец и он знает, на что идет. Поверьте мне, это ответственный поступок, который требует безграничного человеческого мужества, - заметил Вараев.

Долгое время Сайтиев о своем возвращении умалчивал, тактично отказывая прессе в общении. Но неделей ранее, во время своей поездки в Грозный, где к тому времени проходил III Международный турнир по вольной борьбе на Кубок Главы Чеченской Республики Рамзана Кадырова и на призы вице-президента спортивной борьбы России Адлана Бараева, Бувасар согласился дать интервью «Молодежной Смене». Более того, не отказал в общении и его личный тренер Дмитрий Миндиашвили, беседу с которым я, с позволения читателей «МС», приведу первой.

ДМИТРИЙ МИНДИАШВИЛИ: «ЕСЛИ БУСИК ОТБЕРЕТСЯ НА

ЛОНДОН, ОН ПОБЕДИТ!

Дмитрий Миндиашвили - счастливый человек, сильная личность и гениальный тренер, влюбленный в то, чем он занимается, - в вольную борьбу. У него с ней большой и долгий роман, который можно назвать золотым как минимум по двум причинам. Во-первых, следуя семейным традициям, 50 лет на тренерском поприще - это своего рода "золотая свадьба". Во-вторых, воспитанники Миндиашвили с ног до головы обвешаны золотом турниров самого высокого уровня. Так что Дмитрий Георгиевич со всех сторон человек золотой. И, самое главное, безгранично душевный.

Дмитрий Георгиевич, что Вы можете сказать по поводу данного турнира? - поинтересовался автор этих строк по окончании первого дня соревнований.

Во-первых, я всегда рад гостить на Северном Кавказе, ведь Кавказ - это моя родина. Во- вторых, здесь я пообщался со многими моими учениками. Мы и так часто встречаемся, но мне, поверьте, приятна каждая такая встреча.

А сам турнир, безусловно, очень значимый, с довольно сильным и обширным списком участников. В первую очередь он важен как этап подготовки к более престижным стартам, в том числе и к турниру Ивана Ярыгина. Ну, а дальше - выход на чемпионаты России, Европы и мира. Молодые проверяют здесь свои возможности. Опытные - готовность.

Многие в последнее время отмечают красоту нынешнего Грозного...

Вы знаете, я впервые побывал здесь в далеком 1959 году. Тогда Грозный был настоящей жемчужиной Кавказа. Безупречные аллейки, красивые дома... На улицах царили доброта и порядок. Я помню тот город. С тех пор в Чечне я был два раза. В

том числе после хорошо известных событий, когда первый Президент Чеченской Республики Ахмат-Хаджи Кадыров пригласил меня на вручение награды.

И вот сейчас я вышел на улицы города и восхитился. Грозный стал чистым, аккуратным. Все сделано от чистого сердца, с душой ... Строятся спортивные центры, дома, школы, больницы... А как народ танцует! Да только ради этого стоило сюда приехать.

Я очень рад за чеченцев. Это неповторимая республика, неповторимый народ. Город Грозный переживает второе рождение, и теперь его надо беречь всем вместе.

Вы упомянули о своих воспитанниках. В этой связи не могу не спросить про Вашего любимчика Бувайсара Сайтиева...

Всех своих воспитанников я люблю, как собственных детей. Ну, а что касается Сайтиева - это легенда, потому и любовь к нему особая. Он уникальный борец. У нас есть только три таких человека за сто лет существования борьбы. Бувайсар стал трехкратным олимпийским чемпионом в той категории, где конкуренция всегда была необычайно высокой. К тому же до Сайтиева у нас в этой весовой категории олимпийских чемпионов не было. Он - первопроходец. Его не сломили никакие травмы, никакие трудности. Он по-настоящему герой. Думаю, ему стоило бы присвоить звание Героя России, ибо то, что он сотворил в мире борьбы - бесценно для всей страны.

Дмитрий Георгиевич, а как обстоят дела с его возвращением? Сам Бувайсар поэтому поводу предпочитает либо молчать, либо говорить осторожно. Что за секреты?

Никаких секретов. Он сам официально объявлял о том, что начал тренировки.

Означает ли это, что уже на ярыгинском турнире мы увидим Сайтиева на ковре?

-По поводу Гран-при имени «Ивана Ярыгина» говорить рано.

-Но на другие турниры, статусом ниже, он, вполне возможно, заявится. Не важно, выиграет или проиграет. Для него сейчас главное - войти в тонус. Все же три года без соревнований - это довольно большой срок. Бувайсару необходимо освоиться в новой весовой категории до 84 кг. Набрать необходимые кондиции. И потом, быть может, мы подумаем и о чемпионате России, где будет разыграна путевка на Игры в Лондон. Уж если он туда отберется, то, я уверен, Бувайсар станет чемпионом.

Раз уж Вы затронули тему чемпионата мира, хотел бы спросить Вас и о выступлении другого вашего воспитанника, Альберта Саритова, стамбульская бронза которого, в целом, неплохой результат...

Он выступил на пятерку! Выиграл у чемпиона мира, чемпиона Европы. Поборол и очень сильного американца. Он поборол всех сильнейших! В полуфинале его слегка засудили, это правда. Хотя, если быть объективным, Альберт немного дал повод. К концу схватки чуть-чуть «подразбросался», «напропускал» в ноги, что, в конечном итоге, и повлияло на решение судей. Тем не менее, Саритов мог стать чемпионом мира. Должен был им стать!

Вместе с тем мне понравилось, как он боролся. Постоянно нагнетал ситуацию, доминировал, атаковал. Проиграл - ничего страшного, важнее то, что теперь он знает: золото ему по зубам. И если он будет продолжать в том же духе, то олимпийское золото от него никуда не денется. У него просто нет соперников. Разве что вот Бусик, - заметил 78-летний Миндиашвили, и тут же указал на сидящего рядом Сайтиева...

БУВАЙСАР САЙТИЕВ БОРЬБА БЕЗ ОДНОГО ЧЕЛОВЕКА МОЖЕТ СУЩЕСТВОВАТЬ, ЧЕЛОВЕК БЕЗ БОРЬБЫ - НЕТ.

Давай завтра поговорим. Ты ведь видишь, сегодня никак не получилось, - тактично предложил трехкратный олимпийский чемпион Бувайсар Сайтиев, после того, как корреспондент «МС» попытался договориться об интервью с живой легендой борьбы, посетившей первый день Кубка Главы ЧР Рамзан Кадырова в Грозном.

Действительно, Сайтиев в тот вечер был просто нарасхват. Официальные представители, организаторы, борцы и болельщики - все так и жаждали поговорить с ним, а если посчастливится, то и сфотографироваться.

На следующий день мы и вправду поговорили. Сайтиев памятуя о своем слове, отказываться от беседы не стал, и это несмотря на то, что был всецело увлечен происходящим на ковре, где к тому моменту шли финальные схватки.

Помнится, когда-то ты сказал, что борьба с края ковра тебя не впечатляет, не чувствуешь азарта, - заметил автор этих строк после того, как Сайтиев, следящий за схваткой своего земляка Анзора Болтукаева в порыве эмоций вскочил со стула.

Это был период, когда я от борьбы просто устал, - ответил Бувайсар, присаживаясь на свое место. - Но вот сейчас на ковре борется Болтукаев, а я уже весь на ковре...

Бувайсар, учитывая все последние новости, тебя можно поздравить с возвращением?

Нет никакого резона поздравлять с возвращением. Поздравляют с победой, триумфом. Или хотя бы с успешным выступлением. Если мое возвращение получится успешным, то, наверное, можно будет поздравить. А так...

Дмитрий Георгиевич Миндиашвили хочет, чтобы я боролся. Он считает, что я могу бороться, могу выиграть. Я пока ничего определенного говорить не буду, потому что пока не имею на это никаких оснований.

Но ведь доверие тренера окрыляет, дает стимул, толкает вперед. Разве не так?

В принципе, я никогда не был обделен тренерским доверием. Миндиашвили очень опытный, трезвый тренер, который знает, о чем говорит. Да, в какой-то степени я допускаю, что скоро могу выйти на ковер. Но прежде чем заявлять, что ты имеешь определенные амбиции, что ты к чему-то стремишься, нужно иметь для этого определенную базу. Нужно проделать работу, результаты которой ты можешь ощутить. Необходима основа, которой я сегодня не обладаю.

Ты ведь уже начал тренировки?

Да, но чем все это закончится, я не знаю. Думаю, никто этого не знает.

Давай порассуждаем в сослагательном наклонении...

Это не позволительно. Ни в коем случае нельзя рассуждать о том, «что было бы», «что может быть», «что станет». Это очень серьезный вопрос. Я очень долго был в спорте, за меня болели тысячи людей, поэтому с моей стороны будет абсолютно не корректно о чем бы то ни было громогласно объявлять. Это будет не честно, в первую очередь, перед любителями нашего вида спорта.

Не хочешь бросать слова на ветер?

Не хочу и не умею. Спорт высших достижений - это такое дело, где одно неверное движение, одна секунда, одна незначительная травма могут пустить все насмарку. Пока рано говорить о моем возвращении. Теоретически люди считают, что это возможно. Я с ними солидарен.

В одном из своих постолимпийских интервью ты говорил, что из такой функциональной дали, в которой ты находился, в спорт уже не возвращаются. Получается, ошибался?

Очень часто, наверное, я отвечал на вопросы именно сиюминутно, по воле чувств. Возможно, я был слишком категоричен.

У меня есть очень хороший багаж знаний, очень большой опыт, и в принципе, мною создан довольно большой задел в мировой борьбе. В мою пользу играет в какой-то степени и авторитет. В общем, есть много таких сторон, которые в конечном итоге могут сыграть за меня. Как есть и те, которые могут сыграть против.

Конечно, говорить о возвращении можно. Но для начала нужно просто что-то сделать. Выйти на ковер, отбороться, показать себя. Вот тогда и станет ясно - есть ли амбиции, либо они уже давно исчерпаны.

- Говорят, новость о твоем возвращении обсуждалась на высшем уровне.

- Совершенно верно. Я лично имел разговор и с министром спорта и туризма РФ Виталием Мутко, с президентом международной федерации спортивной борьбы Рафаэлем Мартинетти, с руководителями нашей Федерации. В их лице я нашел поддержку. Все сходились к единому мнению, что мне стоит попробовать. Но лучше меня мой организм никто не знает. Да, конечно, это интересно для борьбы, это интересно для болельщиков. Возможно, мой шаг каким-то образом повлияет и в плане популяризации спортивной борьбы в мире.

Бувайсар, можно ли в этой связи сказать, что сегодня борьба больше нуждается в Сайтиеве, нежели Сайтиев в борьбе?

Ни в коем случае. Борьба, как и спорт в целом, очень благотворно влияют на человека. В то же время это тяжелый творческий труд, но свои самые счастливые годы я провел в качестве спортсмена. У меня всегда будет тяга к спорту, к турнирам, к соревновательному духу. Борьба без одного человека не перестанет существовать - в этом я уверен на сто процентов.

Так-то оно так, но, надеюсь, ты не станешь отрицать, что с твоим уходом борьба потеряла свою главную звезду?

Для моих болельщиков, для тех, кто видел борьбу через призму моих выступлений - да, возможно. Но для всех остальных есть другие минуты счастья, другие ориентиры. Для тех людей, которые ходят в секции, кто водит своих сыновей на занятия, кто тренирует, для тех самых ребятишек, которые занимаются борьбой, различные турниры - это практически то же самое, что для меня были Олимпийские игры. Для них это уже большое событие.

Я видел, что творилось вокруг твоей персоны здесь, в Грозном. Твоей популярности позавидовала бы и Мадонна. Ну, а если бы ты брал деньги за каждую фотографию с тобой, то уже давно переплюнул бы Абрамовича с Билом Гейтсом. Пристальное внимание со стороны не давит на тебя?

(Улыбается) Это обязательный атрибут моей жизни. Коль ты уже согласился на что-то, коль ты замахнулся на вершину, то ты должен пытаться соответствовать. Быть олимпийским чемпионом - не значит просто выходить на ковер и побеждать. Хотя это и основа всего. Являясь публичным человеком, ты должен уметь вести себя в обществе, быть на виду, правильно изъясняться, в некоторых случаях знать, когда необходимо молчать.

Не дай Бог обидеть человека, который всю жизнь за тебя болел, следил за тобой, желал, чтобы его сын был похож на тебя. Возможно, кто-то много лет видел тебя по телевизору, и сегодня он подошел, чтобы сфотографироваться с тобой, а ты его обидел... Нет, такого не должно быть. Я не имею права разочаровывать людей.

Перед Пекином многие очень скептически отзывались о твоих олимпийских перспективах. Сегодня, можно сказать, наблюдается аналогичная ситуация. Это подзадоривает?

Нет, я бы не стал говорить о схожести ситуаций. Сейчас я не чувствую такого сопротивления, которое мне было оказано три года назад. Тогда в борьбе за место в олимпийской сборной у меня был реальный соперник – Махач Муртазалиев, с которым у нас оставались на ковре, скажем так, невыясненные отношения. Он являлся действующим чемпионом мира, за ним стояли серьезные люди, целая республика. И, разумеется, многие хотели его видеть в составе национальной сборной. Причем, стоит отметить, хотели вполне обоснованно. Я чувствовал противоборство, и это меня в какой-то мере подзадоривало. У меня проснулся азарт, здоровый авантюризм.

Сейчас такой ситуации не наблюдается. Сейчас, напротив, все меня поддерживают, говорят: «Давай, попробуй. Может, получится?!»

И в этом плане ситуации абсолютно разнятся.

Но мне, как спортсмену, стоит это учитывать. Ведь победа, помимо спортивной составляющей, складывается из множества других нюансов. Если, к примеру, люди не желают, чтобы ты победил, ты этого не сделаешь, как бы ты не бился. И в этой связи стоит учитывать то настроение, с которым меня принимают. Нужно чувствовать время, отношение к себе. Это все не так просто.

Бувайсар, тебе не кажется, что поражение в финале чемпионата России в какой-то мере подкосило Махача Муртазалиева?

Я хорошо знаю Махача, и поэтому не скажу, что наше с ним противостояние пошло ему во вред. Думаю, ему, как борцу, наше противостояние пошло на пользу. Впрочем, и мне тоже.

С другой стороны, в этом весе всегда была и есть высокая конкуренция. К тому же его очень долго мучили травмы. Махач, кажется, даже в Германии лечился. Поэтому, я думаю, что его спортивные пробелы в первую очередь связаны с травмами. Если ему удастся их залечить и набрать оптимальную форму, на предстоящем чемпионате России Муртазалиев предстанет грозной силой.

Что добавит турниру перчинки, учитывая то, что в этом весе сейчас есть безоговорочно первый номер - Денис Царгуш.

Ну, стоит учитывать, что Царгуш сейчас очень неудачно выступил на чемпионате мира, не попав даже в десятку.

А в чем, по твоему мнению, причина его провала?

Это будут выяснять тренеры. Сейчас их за просчеты не критикует только ленивый.

Но, как бы то ни было, у любого спортсмена бывают взлеты и падения. Может быть, у человека были личные проблемы, проблемы в семье. Я не знаю этого.

А неопределенная ситуация с главным тренером сборной Дзамболатам Тедеевым как-то могла повлиять на выступление сборной?

Я думаю, что это был большой минус для нашей сборной. Тедеев, как бы о нем скептически не отзывались, все же во время , соревнований для команды просто не заменим. Он очень активно болеет за своих ребят, бьется за них не зависимо от того, какой они национальности. И поэтому, я думаю, в Стамбуле его не хватало. По крайней мере, его отсутствие на пользу команде не пошло. Но, опять же большие политические игры – это его собственный выбор.

Бувайсар, расскажи, как ты провел эти три года? Удалось отдохнуть, уделить время семье?

Я пробовал найти себя в каком-то другом направлении. Некоторое время работал на государственной службе - был советником полпреда в СКФО Александра Хлопонина. Какое-то время был занят в газовой отрасли. В общем, как бы то ни было, вне спорта я себя пока не нашел...

...Ту схватку Анзор Болтукаев, выступающий, возможно, в новом сайтиевском весе до 84 кг, выиграл, став победителем всего турнира. Ревности это у Сайтиева никакой не вызвало. Напротив, опытный спортсмен был горд за своего товарища.

Однако, что будет, когда оба они встретятся на ковре, никто не знает. Возможно, и не узнает вовсе, если Бусик так и не вернется. Но мы об этом и думать не желаем. Ибо он, Бувайсар Сайтиев, - человек, которого хочется видеть на ковре. Там, где его жизнь, его судьба...

Рустам Агаев №82 (908) 22 октября 2011г.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите: Ctrl+Enter

Поделиться:

Добавить комментарий




Комментарии

Страница: 1 |