Пт, 26 апреля, 20:10 Пишите нам






* - Поля, обязательные для заполнения

rss rss rss rss rss

Главная » НОВОСТИ » Они стали сестрами («Вести республики»)

Они стали сестрами («Вести республики»)

18.01.2012 16:50

Чеченская семья воспитала трех девочек из приюта

Все дети – наши

Мама большой семьи и вице-президент саратовской peгиональной чечено-ингушской общественной организации «Вайнах» Раиса Дакаева считает, что у нее две родины, одинаково дорогие сердцу. В Саратовской области жили ее родители, она часто приезжала к ним. А постоянно жила у бабушки в Грозном, слушала ее рассказы о дедушке, который в годы Великой Отечественной войны партизанил. Да так и сгинул, пропал без вести после одной из операций. Две родины, прошлое и настоящее переплелись в один неразрывный клубок для этой семьи. В этом году эхо трагедии чеченского народа откликнулось в причудливо сложившихся обстоятельствах: саратовская писательница Вера Львова взялась ставить фильм на эту тему. Называться он будет «Живи живое», а сниматься в нем пригласили... младшего сына Раисы Хасановны - черноглазого девятиклассника Маирбека. На съемки мальчик поехал в село на Шумейке, где автор и режиссер нашла старое здание, похожее на те, что были в Чеченской Республике в эпоху депортации. Вся семья не только познакомилась со сценарием, но и присутствовала на съемках, принимая судьбу героев фильма как свою.

Хотим мира для всех

Был период в жизни Дакаевой, когда она часто выступала в саратовских вузах с рассказами о далекой Чеченской Республике, богатом нефтью крае, в котором столкнулись интересы политиков. Сама она в молодости мечтала работать на буровой, даже поступила в Грозненский нефтяной институт. А потом встретила Исмаила, вышла замуж. С маленькой дочкой свекровь не стала оставаться, мудро рассудив: у меня четыре снохи, возьмусь помогать тебе, другие обидятся... Пришлось выбрать семью, детей, о чем она никогда потом не пожалела. Никто из ее родственников не держал оружия в руках. Когда в 1994 году в Чечне началась первая военная операция, погибли многие соседи, знакомые, родственники. Во время бомбежки от ударной волны пострадал один из сыновей Дакаевых, от пережитого шока другой онемел на два года. Мужчины, по традиции бравшие на себя трудности по обеспечению семьи, старались не выходить на улицу, где их могли принять за боевиков и без проволочек расстрелять.

Как могла, Раиса Хасановна развенчивала перед саратовцами стойкий миф о кровожадности чеченцев, о том, что мальчики с детского возраста не расстаются с оружием… Кому-то нужно было оправдать действия жестких политиков, заинтересованных в переделе собственности богатой природными ресурсами республики.

Дакаевы помнят бомбежки Грозного, когда каждый день мог быть для них последним – рушились дома, под обломками которых оставались их обитатели. Муж уговорил ее уехать с четырьмя маленькими детьми в Саратов к родителям. Бежали к поезду при непрекращающейся перестрелке, прижимая детей. По дороге пришлось бросить даже необходимые вещи, спасая жизнь. Она уехала – мужественная женщина, взвалившая на себя бремя семейных хлопот. Он остался в Грозном с матерью, которая ни в какую не хотела покидать родные края. С тех пор семья разделилась на две Родины. Сейчас старшая дочь Дакаевых, Милана, выросла, вышла замуж, с мужем и тремя детьми живет в Грозном. Клубок никак не хочет распутываться.

Саратов дорог Раисе Хасановне новыми и старыми друзьями, радушием. Здесь двое ее старших детей после побега с войны поступили в индустриально-педагогической колледж им. Ю. Гагарина. Директор колледжа помогал матери советами, называл ее детей ласково «горяночкой» и «орлом». А саму Раису Хасановну радушно встретили в городском центре национальных культур. До сих пор она вспоминает, как руководители отделов по-дружески делились с нею пережитыми волнениями: ждали, что придет к ним суровая чеченка, а пришла отзывчивая к чужим бедам, добрая и веселая мать большой семьи, отличный организатор. По инициативе Дакаевой вскоре при центре был создан самодеятельный коллектив «Вайнах», в котором молодые чеченцы пели и танцевали, представляя свою культуру. Саратовская область одна из первых в пору военных событий в Чечне протянула руку помощи простым жителям республики, был даже заключен дружеский договор, по которому сюда на лето стали приезжать в летние лагеря на отдых чеченские ребятишки.

Девчонки из приюта

Впервые Раиса Хасановна узнала о появившемся в Грозном приюте для детей-сирот, когда приехала в летний лагерь на Волге. Она слышала, что во время войны ничейных детей стало много, и все-таки пережила шок. Потом ей рассказали, что в саратовский медицинский колледж приехали учиться из Грозного три девчонки, которых она видела в летнем лагере. Им выдали паспорта раньше времени, приписав возраст, дескать, пусть девочки лучше учатся в русском городе, чем бедуют в детдоме. Дакаева нашла троицу в общежитии, пригласила домой. О том, что возьмет их к себе на воспитание, решила сразу. Только сказала об этом позже — боялась, что не согласятся.

По судьбе девочек война прокатилась катком. Они не хотели вспоминать о том времени. Открывались постепенно. Выяснилось, что они не знали даже своих настоящих имен, записи в приюте сделали произвольно. Ларису подруги называли по-своему, на чеченский манер, Элиной. Она стала сиротой в семь лет, скиталась по разбомбленным улицам, пока не попала в госучреждение. Её мать успела запихнуть под кровать, где девочка просидела почти сутки, а потом сутки плакала над телами родителей... Когда взрослые нашли Асю, она не могла назвать даже свой день рождения — назвала праздник, который помнила: 1 мая. С тех пор ее днем рождения стал Первомай. За четыре года в приюте девочки научились постоять за себя. Дакаева увидела их худенькими, дерзкими, неприученными к обычному домашнему распорядку. Предложение Раисы Хасановны приходить за продуктами к ней домой приняли буквально: в первый же раз вытащили из холодильника весь кусок баранины, оставив без мяса четырех детей небогатой хозяйки. В общежитии холодильника не было, да и готовить они не умели, так что кусок через день оказался на помойке.

Пригласив их жить в семью, Раиса поставила условие: соблюдать правила. Разговор состоялся серьезный. Раиса Хасановна сумела достучаться до сердец девочек искренним желанием помочь, готовностью взять на себя ответственность за них, заботами о будущем. Элина, Ася и Зинаида поселились в квартире Дакаевых. Она вспоминает, как с появлением трех дочек изменилась сама - стала ласковее, женственнее, ведь до них в ее доме в основном были мужчины. С девочками можно было обсудить прическу, новое платье. Что скрывать, сыновья Раисы Хасановны не сразу приняли «диких» девчонок, но мама сказала, что бросать в беде — плохо. А ее слово в семье имеет большой авторитет. Старший из сыновей Дакаевых, Аслан, в пятнадцать лет устроился в бригаду железнодорожных рабочих, чтобы помочь материально семье, восприняв ответственность по-мужски. Сейчас он, окончив институт, живет в Энгельсе, женился.

За четыре года дочки изменились внутренне и внешне. Из «утят» превратились в лебедей, в настоящих красавиц. Первой три года назад выходила замуж Элина. Она хотела оформить брак потихоньку от Раисы Хасановны, чтобы той не пришлось тратиться: по законам чеченской семьи жених платит калым, а расходы на свадебный наряд берут на себя родители невесты. Дакаева отказалась от калыма, попросив передать средства молодым. Через полгода нашла свою судьбу Ася, пару месяцев спустя вышла замуж Зинаида. Сейчас у Элины растет сын, они с мужем поехали в Грозный, где им обещали квартиру.

Дело в том, что в том самом приюте, в который попали три девочки, побывал и нынешний Глава Чеченской Республики Рамзан Кадыров. Судьба сирот его потрясла, и он, тогда еще тридцатилетний, взял на воспитание подростка. Возглавив республику, Кадыров принял закон о предоставлении жилья осиротевшим в войну детям. Элина уже подала документы, ключи ей вручат в будущем году. Вслед за Элиной на родину отправилась Ася с мужем и тремя детьми, они тоже ждут квартиру. Зинаида с мужем последовали их примеру. Зина даже перевелась в Грозненский медицинский колледж из Саратовского, планирует поступление в медицинский вуз. В Чеченской Республике больше нет приютов, потому что нет чужих детей.

От редакции:

Хотя прошло два года после публикации, мы решили перепечатать этот во многом поучительный и добрый материал. Мы не знаем дальнейшую судьбу героини этой статьи и ее воспитанниц. Но будем рады, если кто-то из них откликнется.

Тамара Катилевская №8 (1691) 18 января 2012г.

Все права защищены. При перепечатке ссылка на сайт ИА "Грозный-информ" обязательна.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите: Ctrl+Enter

Поделиться:

Добавить комментарий




Комментарии

Страница: 1 |