Чт, 25 апреля, 03:28 Пишите нам






* - Поля, обязательные для заполнения

rss rss rss rss rss

Главная » НОВОСТИ » Паспорт чеченской культуры («Вести республики»)

Паспорт чеченской культуры («Вести республики»)

18.04.2012 13:57

Выход в свет книги Дикалу Музакаева «Чеченская культура – от традиционности к современности» - безусловно, следует отнести к неординарному событию в культурной жизни нашей республики.

Для многих читателей она станет открытием, ибо в ней собраны, надо полагать, путем больших усилий и поисков, очень интересные факты и сведения из истории чеченской культуры, способные заметно обогатить наши познания. Не меньший интерес она вызовет у представителей других народов, в числе которых немало людей, в силу известных причин пребывавших в определенном заблуждении по отношению к чеченцам и роли чеченского общества на геополитической арене последних лет и постепенно освобождающихся от ложных представлений.

Издревле богатая культура чеченцев, очень достоверно, на основе архивных материалов и уникальных фотоснимков раскрытая в книге Дикалу Музакаева, сама по себе способна опровергнуть любые ложные стереотипы вокруг чеченского народа, ибо носитель богатейшей культуры, выдержавший не один удар судьбы, не может одновременно быть и народом-бандитом.

Прочтя книгу, не отрываясь, на одном дыхании, и завороженный редкостными, старыми фотографиями, я невольно вернулся к ее началу, словно к своим истокам: кто я? что я? И скажу, без малейшего преувеличения, я испытал чувство гордости оттого, что я чеченец. Оттого, что принадлежу народу, в котором столь почтительно относились к старшим, столь трепетно берегли честь женщины и столь высок был статус личности. Увы, я не случайно оставил глагол в прошедшем времени - поскольку все, что с нами произошло в последние годы, изрядно поколебало должное отношение к старшим, уважение к женщине и статус человеческого достоинства.

Поэтому появление такого добротного, насыщенного издания, напоминающего, прежде всего, нам, чеченцам, какими были наши отцы и деды и какими надо бы быть нам, действительно - событие. В отличие от любого, даже очень содержательного художественного произведения, перед нами – документальная хроника чеченской культуры в цифрах, фамилиях, снимках. Не предмет занимательного чтива, а интереснейший объект познания и изучения, особенно важный для нашего подрастающего поколения, живущего сегодня под воздействием интернета и чужих культур, а в большей степени - культурного вакуума. Не скажу, что ситуация в этом смысле безнадежная. Наша молодежь, пусть не в должной мере, но несет в себе на генном уровне то, что мы называем «нохчалла», и находится сегодня под благотворным влиянием целого ряда факторов. Это и домашнее воспитание, это и постоянные усилия властей и общественности по приобщению молодых людей к национальным традициям и духовным ценностям и это, наконец, условия, создаваемые для занятий спортом, творчеством и т.д.

И все же, прочтя книгу Д. Музакаева, вы ощутите определенный разрыв между прошлым нашей культуры и настоящим, имея в виду среднестатистического носителя национальной культуры. А значит, книгу необходимо распространять, передать в библиотеки, популяризировать через СМИ, устраивать диспуты в учебных заведениях, на телевидении. То есть, незамедлительно приобщить ко всему тому, что в республике делается для всестороннего возрождения культуры и формирования на ее базе личности, достойной своего народа.

В книге, о которой идет речь, прослежен путь становления национальной культуры чеченцев, сосредоточены наиболее показательные черты национального своеобразия чеченского народа. Это наша основополагающая ментальная база, способная, как я уже сказал, вызвать чувство гордости у любого чеченца и огромный интерес у представителей других народов. Особенно в части, касающейся статуса чеченской женщины, ее места в чеченском обществе и отношения к ее чести и достоинству. В этом смысле, не в обиду другим народам будет сказано, чеченцы могли бы рассчитывать на мировое первенство, настолько совершенен свод правил, оберегающих женщину от оскорбления или унижения и требующих подчеркнуто уважительного отношения к ней.

Есть в книге еще и такой изумительный момент, о котором наверняка знает не каждый чеченец. Оказывается, рукоятка кинжала, непременного элемента традиционного мужского костюма, специально делалась небольшой, чтобы на ней помещались не все пальцы руки и чтобы это затрудняло нанесение смертельного удара. Смею предположить, что в основе этого лежит понимание сути человеческой жизни как наивысшей ценности в природе и стремление предотвратить убийство, за которым неизбежно следовала кровная месть, иной раз вовлекавшая в эту вендетту целые тейпы.

Книга еще больше завораживает с появлением первых же иллюстраций, значительно обогащающих текст. Чеченское оружие, атрибуты национальной одежды, войлочные ковры-истанги неизбежно сулят эстетическое удовольствие и вызывают предвкушение неожиданных познаний. А вскоре однозначно понимаешь, что здесь собраны бесценные архивные свидетельства богатейшей чеченской культуры.

Вряд ли где еще можно увидеть, чтобы так близко друг от друга находились культовые объекты 3-х ведущих религий мира. На старинной фотографии в Грозном на одном берегу Сунжи в десятке метров друг от друга стоят мечеть и синагога, а на другом, как следует из надписи, находился православный собор ст. Грозненской. Очень показательный фрагмент истории, свидетельствующий о том, что в разных конфессиях в принципе нет антагонизма. А вот – фотография с участниками самодеятельного театрального кружка рабочих со Старых промыслов г. Грозного. Дальше – ряд старинных зданий. И снова деятели искусства: коллектив чеченского драматического театра, актеры любительского театра, танец с кинжалами в исполнении ансамбля «Вайнах». Уникальная фотография с писателями Чечено-Ингушетии старшего поколения. На очередном снимке – министр культуры ЧИАССР В.Татаев закладывает первый камень в фундамент нового здания Республиканской библиотеки им. А.П. Чехова. Вид сверху на парк культуры им. С.М. Кирова, которого уже нет, заставляет съежиться под эмоциональным впечатлением. Затем – новое поколение актеров чеченского драмтеатра им. Х. Нурадилова, и уже – знакомые лица. Отдельно – невосполнимая потеря театрального искусства чеченцев, народный любимец Альви Дениев. Далее – люди-легенды: Махмуд Эсамбаев, Умар Димаев.

Дальше все больше цветных фотографий – начинается период новейшей истории чеченского народа. По одним снимкам проглядывается стремление руководства республики разорвать границы между культурными пространствами, попытки (причем - успешные) вовлечь в ее культурную жизнь представителей общероссийской и мировой культуры. Как видно по фотографиям, наиболее плодотворным этот процесс оказался как раз в период работы автора книги Дикалу Музакаева в должности Министра культуры ЧР. Здесь и Международный кинофестиваль «Ноев ковчег», и I Международный фестиваль сольного танца им. М. Эсамбаева. Чувство гордости вызывает подборка фотографий нашего знаменитого на весь мир ансамбля «Вайнах» и прошлых лет, и настоящего времени. Великолепие башенных комплексов в равной мере очарует искушенного и неискушенного читателя книги. Открытие объектов культуры напомнит о значительных усилиях, предпринимаемых Главой ЧР Рамзаном Кадыровым в возрождении этой важнейшей сферы, без которой, как известно, просто нет нации.

Но вернемся к текстовому содержанию книги, а здесь можно найти всего понемногу, что в целом даст достаточно широкое представление о культуре чеченского народа. Хочется особо отметить сведения о семейном укладе чеченцев, который строился на строгом соблюдении обычаев и норм поведения. Здесь, в первую очередь, необходимо выделить почтительное отношение к старшим, что исключает и в наши дни такой фактор в чеченском обществе, как обделенные вниманием родители. Автор книги напоминает и о том, какое огромное символическое значение для нерушимости домашних устоев имел очаг и какое почтение оказывалось гостю.

В свете сегодняшних распространившихся пороков интересен тот факт в книге, что у чеченцев считалось неудобным одевать вещь, которой не было у соседей; настолько низка была степень сословного деления. Сегодня же, как это ни грустно сознавать, правило едва ли не изменилось с точностью до наоборот.

Надо сказать, что преимущество этого издания в том, что здесь лаконично и емко переданы всесторонние грани чеченской культуры от прошлых лет до настоящего времени, что избавляет заинтересованных лиц от поиска данной фактуры в разных тематических изданиях. Здесь и история хореографического искусства, и различные сведения о жанрах народного музыкального искусства, история театральной жизни, национальная литература, начиная с имен, без которых ее сегодня невозможно представить. Это такие яркие представители чеченской литературы, как Магомед Мамакаев, Арби Мамакаев, Нурдин Музаев и т.д. И здесь же раскрыты факторы, которые в разные времена либо оказывали пагубное воздействие на развитие чеченского общества либо не способствовали его духовному росту. Так, автор обстоятельно раскрывает причины переориентации чеченского общества на достижение материальных ценностей, когда в 90-е годы республику захлестнули беззаконие и хаос и для определенной части народа произошла подмена нравственных ориентиров и идеалов. Для новой породы людей-ичкерийцев существовал только один идеал – деньги. «Высокомерные, заносчивые по отношению к слабым, «новые чеченцы» были готовы бесконечно унижаться перед сильным, выпрашивая у него подачки в виде должности и денег», - справедливо отмечает автор книги. Духовные ценности, характерные для чеченской культуры, оказались под угрозой утраты. Очень подробно описан ущерб, нанесенный в этот период чеченской материальной культуре, хорошо передано тяжелое положение работников сферы культуры. Ситуацию еще более усугубили военные действия, прошедшие на территории Чеченской Республики. Помимо человеческих жертв, республика понесла невосполнимый урон во всех сферах и в сфере культуры, в частности. Подверглись уничтожению действовавшие учреждения и редчайшие памятники культуры.

С восстановлением конституционного порядка на территории Чеченской Республики начинается, пожалуй, новый этап в истории национальной культуры - современный. Автором книги в полной мере изложены все коллизии этого этапа, связанного с безошибочными приоритетами Первого Президента ЧР Ахмат–Хаджи Кадырова и огромными усилиями в этой области нынешнего руководителя республики. Окончательное формирование государственной политики в сфере культуры стало возможным после становления всех ветвей власти. Автор дает конкретную картину успешного возрождения национальной культуры, имея в виду и восстановление учреждений, и поддержку властями работников, занятых в сфере культуры и т.д.

Безусловно, возрождение и дальнейшее развитие столь важной в жизни любого общества сферы, как культура, должны окончательно вернуть чеченское общество в систему национальных ценностей, когда от поколения к поколению передается бесценный багаж исконных традиций и обычаев. Достойную лепту в этот процесс, вне всяких сомнений, внесет и книга Дикалу Музакаева «Чеченская культура - от традиционности к современности».

Как стало мне известно, в подготовке этого, без преувеличения, уникального издания деятельное участие приняли в качестве ответственного редактора директор Национальной библиотеки, кандидат исторических наук Эдильбек Хасмагомадов и руководитель пресс–службы Министерства культуры ЧР Зара Амхадова – высококлассные специалисты, способные усилить любую команду созидателей. И, наконец, будет справедливым отметить качественное техническое исполнение книги, которая издана в типографии «Грозненский рабочий».

Мы, современные чеченцы, уже не станем такими, какими были наши предки, то есть близкими к идеалам, сформировавшимся столетия назад. Сейчас – и времена другие, и условия жизни… Но наш долг – стремиться к соблюдению хотя бы сохранившихся традиций и обычаев, преломленных временем, но подчеркивающих нашу идентичность и неповторимость. В этом нам поможет и книга Дикалу Музакаева, которую смело можно отнести к своеобразному паспорту чеченской культуры.

Руслан Юсупов №70 (1753) 18 апреля 2012г.

Все права защищены. При перепечатке ссылка на сайт ИА "Грозный-информ" обязательна.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите: Ctrl+Enter

Поделиться:

Добавить комментарий




Комментарии

Страница: 1 |