Вт, 23 декабря, 12:04 Пишите нам






* - Поля, обязательные для заполнения

rss rss rss rss rss

Главная » НОВОСТИ » «Там, за горизонтом, живут красивые люди, как и мы…»

«Там, за горизонтом, живут красивые люди, как и мы…»

06.10.2007 12:21

Война обнажает все человеческие пороки: жадность, щедрость, трусость и благородство, обман и ложь, правду и честность. Особо, на наш взгляд, нужно отметить, кого в нашем народе считают мужественным и храбрым. Если храбрость мужчины (или женщины) основана на принципах благородной нравственности, то он (она) считается образцом подражания для остальных. Да и для всех нас.

Художник, поэт, писатель, певец или артист в народе всегда ценились. Но не у всех. А только у тех, кто не прервал или не оборвал свои корни, свои духовные и нравственные ценности не подчинил модным течениям (сюрреализм, абстрактивизм, кубизм и т.п.). Борхо Амирханов и Умар Димаев, Валид Дагаев и Дагун Омаев, Апти Бисултанов и Мовсар Минцаев потому великие, что они живут духом и памятью своего народа.

Можно только радоваться, что со времён Михаила Горбачёва, сумевшего возглавить перестройку, в нашей республике появляется много новых талантливых поэтов, певцов, художников (правда, по известным причинам нам не везёт с мастерами- преподавателями родного языка и родной литературы). Они говорят, показывают, изображают замечательные моменты нашей истории (Дади-Юрт, Довт-Марта, Нурхи, Хайбах...), заставляя нашу память напряжённо работать над своим прошлым, без чего нет полноценной истории.

Истинным достижением является то, что не подражаем кому-то или чему-то, пытаясь доказать - «и мы такие». Забывая (или не зная?), что подражание - это путь прямого падения творчества художника слова или кисти...

В наше время появились молодые художники, пытающиеся понять прошлое и настоящее, хотя понять его не так-то легко.

Можно (и наверно, нужно) закончить соответствующее учебное заведение (даже Литературный институт Максима Горького), но невозможно стать настоящим поэтом, певцом или художником, если нет Божьего дара. Никакие дипломы не помогут.

В новой волне художников оказался и Хасаев Чингисхан, родившийся в 1972 году в селении Садовое Арзгирского района Ставропольского края. Там же он закончил среднюю школу.

В 1990-1992г.г. Чингисхан служил в Советской Армии в период её распада. И не где-нибудь, а в Приднестровской Республике (отторгнутой от Молдовы). Он очень полюбил «черешневый рай» (так молдаване любили называть свои места).

В настоящее время Хасаев Чингисхан работает в Государственном музее А.Х. Кадырова.

Мыслить и думать Чингисхана учил его дед Хамзат, которого все называли Хьазат. Хьазат учил Чингисхана честности, порядочности и справедливости. «Запомни, - говорил он своему внуку, - не лги, не обманывай. Людям всегда смотри в глаза. На лице человека отражается весь его внутренний мир. Береги своё слово. Не превращай своё слово в пустышку. Даже если ты потом будешь говорить правду, тебе не поверят: обман твой возвратится к тебе самому. Не роняй своего достоинства. Не отрывайся от корней своего народа, какие бы тебе золотые горы ни сулили...»

Висхи, отец (дома его зовут Дадар), мать Зайнаби, дядя Руслан и другие родственники, близкие и знакомые семьи, учат Чингисхана быть ответственным за всё то, с чем он сталкивается в жизни. Чингисхан воспитывался в труде - думать, мыслить, не быть многословным, на что так прытки некоторые современные молодые, вообразившие, что они весь мир держат в кулаке, благодаря своему мнимому величию. Которое, якобы, народ не понимает.

В его картинах, скажут некоторые, много фантазий, много иллюзий, много нереального или вымышленного. Так ли это?

Как-то очень давно Чингисхан спросил своего деда, когда они смотрели закат солнца: «Хьазат, куда уходит солнце?» Дед Хьазат ответил: - В леса и родники, озёра и моря. А ещё дальше - красота неземная. Все это создано Богом. Он учит нас хранить и приумножать всё прекрасное. И там живут люди, которые страдают, любят, ищут счастье на этой земле. Всё это создано волей Всевышнего. Так что мы не одиноки на этой земле. И надо нам искать путь к их сердцам. И рассказать им о нашей жизни, познавая и их жизнь. Люди тянутся друг к другу. И, познав, они станут братьями и сестрами. Чему мешает зло Иблиса...»

В картинах Чингисхана города с небоскрёбами, замки в горах, расположенных вблизи моря. И море, и дворцы, и города, и небеса - все прекрасно, величественно. Там, где садится солнце, бушует жизнь.

Чингисхан как бы говорит нам: «Я понял, что солнце заходит не за тем вот холмом, мир намного больше, чем мне казалось, когда я был маленьким».

«Я очень люблю смотреть закат солнца, т.е. люблю запад. То, что начинается за Прагой, потом дальше, ещё дальше, за океаном... Я тогда уже полюбил те места, куда ушло солнце в тот далёкий вечер, когда я и Хьазат смотрели закат солнца», - рассказывает Чингисхан. [Думается, нелепо просить поэта, писателя или художника рассказать, что именно он хотел выразить в своём произведении. Он о своём мнении или убеждении будет говорить. Но читатель, зритель, слушатель имеет право на свою точку зрения. Что вполне закономерно.

И неудивительно, что такие картины Чингисхана, как «Последний день», «С.Кэт», «1_а1то», «ХХ-17» могут зрителями восприниматься как чудесные мифы о далёком прошлом или сегодняшнем настоящем, правда, с небольшим отклонением в будущее.

Любая фантазия имеет точку опоры. Она не витает в воздухе, как нечто неестественное. Особенно наши мифы и легенды, о ком или о чём - бы они ни были, всегда имеют прочный фундамент: состояние войны и мира, депортация, разрушенные города и сёла, тьма нищих и обездоленных и т.д.

Другие картины Чингисхана - это суровая реальность, в которой мы живём: расстрелянные недавно два памятника нашей национальной культуры, жестокие следы войны на улицах столицы в 1995 году и многое другое, мимо чего не имеет права пройти ни поэт, ни писатель, певец или композитор, художник или публицист. Даже во имя «высокой» политики. Мы всегда и политиков ценили с точки зрения соответствия их деятельности моральным принципам нашего вада (чеч. мировосприятие).

Родные и близкие учили Чингисхана жить по-человечески: творить красоту, хорошо зная истоки зла и добра, ценить своё слово, укреплять в себе чувство сострадания и милосердия ко всем, не терять себя и тогда, когда разбогател. Только нищие духом люди сегодня говорят: «Дика к1ант - это не профессия (быть мужчиной - это не профессия...)».

Чингисхан не очень-то любит, когда его картины хвалят. Он считает: любой художник (слова, кисти, резца...) обязан обладать мужеством, чтобы спокойно выслушать критическое замечание со стороны зрителей, слушателей или читателей. Картина становится тогда шедевром искусства, когда она беспокоит сердце и душу зрителя. Статичность, неподвижность, схематичность, чрезмерное подражание методам дизайна, подчинение идеям глобализма или т.н. интернационализма губят национальное искусство. Почему мы сегодня восхищаемся нашими древними родовыми или тейповыми башнями? Их строитель был и поэтом, и певцом, и музыкантом, и философом, в конечном счете, Великим Мастером. Каждое изображение, каждая чёрточка, каждый штрих показывают глубину нашего прошлого. Ведь башни говорят, поэтому варварски и расстреливают их.

Однако не всегда даже в быту мы умеем делать то простое, что мастерски творили наши дедушки и бабушки. Возьмём хотя бы халву (базарная халва ничего общего не имеет с чеченской халвой). Это суровое предупреждение о нашей деградации.

Может, ошибусь, но у меня сложилось такое впечатление: в творчестве таких молодых художников, как Хасаев Чингисхан и Тайсумова Тамара есть нечто общее - сочетание доброй фантазии с нашей суровой реальностью. Возможно, они хотели бы совсем оторваться от действительности, однако жизнь заставляет их приземлиться (космогонии, космос...). Нормального человека не оставят равнодушным ни картины Хасаева Чингисхана (о которых было сказано выше, есть у него и другие), ни картины Тайсумовой Тамары (например, «Одна из ушедших», «Дитя войны» и «Последняя мелодия»).

Мелодия настоящих песен, картин, стихотворений, рассказов, поэм или романов имеет начало, но не имеет конца. По той простой причине, что мелодия, уходящая вглубь национальной жизни, бессмертна.

Мурад Нашхоев «Вести республики» №143 29 Сентября 2007 г.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите: Ctrl+Enter

Поделиться:

Добавить комментарий




Комментарии

Страница: 1 |