Сб, 20 апреля, 16:56 Пишите нам






* - Поля, обязательные для заполнения

rss rss rss rss rss

Главная » НОВОСТИ » Патриций Театра («Молодежная смена»)

Патриций Театра («Молодежная смена»)

13.06.2013 13:07

Восьмого июня в Государственном Русском драматическом театре имени М.Ю. Лермонтова состоялись юбилейные торжества в честь 75-летия народного артиста РСФСР, ЧИАССР и Республики Ингушетия Мусы Абдиевича Дудаева.

Юбилей прошёл при полном зале поклонников таланта артиста, в зале также присутствовали гости и друзья из соседних республик.

Глава Республики, Герой России Рамзан Ахматович Кадыров лично поздравил юбиляра с вручением ему ордена Кадырова и ключей от автомашины «Тойота Ланд – Ровер».

Есть люди, чья жизнь, неразрывно связавшись с временем, его изломами и даже эпохами, символизируют собой их образ, их внутреннюю и внешнюю сущность, их взлёты и падения, их зримую и незримую тайну, с их повседневностью и драмой. Муса успел родиться в пик сталинского террора, но уже без отца, одного из зачинателей чеченской литературы - Абди Дудаева. Не успев окрепнуть, в шесть лет по февральскому снегу Родины был уведён в ледяные азийские степи, в нескончаемую ссылку. Все эти годы хранил в себе облик расстрелянного палачами отца-поэта и его молчаливое завещание вернуться, увидеть Родину, зажечь свой очаг. Сразу же по возвращении учёба в Ленинградском институте театра и кинематографии. Все последующие годы: театр, театр, театр, кино. И вечные искания…

Трудно остановиться при упоминании Мусы на театре или кино, хотя даже и того, что он сделал в этом искусстве, хватило бы на многие года. Его интеллект и темперамент многогранны и неуёмны. Не так давно мы познакомились с его книгой о казахстанских, ссылочных годах «Встать, зверёныш!» (один экземпляр которой он презентовал на юбилее Главе Республики, Герою России Рамзану Ахматовичу Кадырову с надписью «Великому сыну – великого Отца!»). Как человек, наделённый многогранным даром, как художник и талантливая личность, он пишет стихи, переводит, пробует себя в драматургии и не будет ошибкой, если сказать, что тайно рисует и сочиняет музыку, потому что люди такого плана талантливы во всём. Но самым главным его талантом всё же является - талант человека, человека щедрой души, человека отзывчивого, готового отдать последнее, чтобы помочь ближнему. Именно этот его дар (несомненно, самый большой дар для человека) заставляет его жить болью народа на сцене и в жизни, и сегодня искать, не уставая наиболее приемлемый, гармоничный путь развития созидательной, мирной жизни, быть в курсе всех общественных событий республики. И народ платит ему тем же, своей любовью. Часто, совсем незнакомые люди подходят к нему на улице со словами: «Можно я тебя обниму?» и долго держат в объятиях. Согласитесь, это больше любой награды. И в театре, и в жизни Муса одержим идеалом добра и совести, и является неутихающим нервом народа, искусства, стихии жизни. Этот нерв даёт ему также силы и слова в его известном для всех ораторском искусстве. Иногда, кажется, нет, не выдержит столько человек, настолько высок диапазон его страсти и души, зажигающий в нас жизненный огонь, сеющий семена правды, взывающий к голосу сердца. Если бы ему довелось родиться в Риме или Афинах, несомненно, был бы оратором.

«Человечество и цивилизация живут по принципу силы, а не духа и в этом наша главная ошибка», - говорит Муса, как бы подводя промежуточный итог нашей долгой беседы. Кстати, собеседник он такой, каких поискать. Его универсальный ум и знания и вместе с тем не мудрствующая простота располагают в беседе с ним к откровенному, интереснейшему разговору. Диапазон его интересов и знаний необъятен, воистину, понимаешь, нет пределов человеческому разуму.

Помню, когда на премьере «Маленьких трагедий» вдруг Пушкин (живой Пушкин!) вышел на сцену, да ещё заговорил на чеченском языке, зал обомлел… Он играл поэта также истово, как и сам живёт в жизни и кто знает, играл, вернее, жил не только жизнью Пушкина, но и так рано погибшего отца. Переводы «Маленьких трагедий», сделанные им, по праву войдут в золотой фонд переводческой классики, настолько филигранно были они осуществлены. Это чувство языка, вернее двух языков, дар судьбы, нелёгкой судьбы, испытаний, труда. Так, Пушкин стал частью его жизни, частью жизни Чеченского театра, частью жизни Народа. И надо сказать, что язык чеченский, зазвучавший пушкинскими метафорами, вдруг открылся по-новому, и поэзия Пушкина заиграла новыми красками.

Сколько их было, дней и ночей труда! Сколько ролей сыграно, сколько образов, сколько надежд! Утраченных и сбывшихся, и сегодня, после юбилея, рождаются новые надежды, новые планы. «Хочу сосредоточиться на драматургии, написать две пьесы, они давно в голове», - говорит Муса задумчиво. И следом шутит шекспировским текстом: «Уже так поздно, что скоро будет и рано», - и смеётся. Говорят, человека можно определить по тому, как он смеётся. Здесь он, весь - налицо. Муса Дудаев, был одним из первых чеченских актёров, начавших играть в кино. И одним из первых чеченских актеров, сыгравшим в легендарном фильме «Белое солнце пустыни».

На юбилее, когда он вышел на сцену, к людям, зал встал. И долго аплодировал. Кресло, в котором сидел юбиляр, было увенчано белой буркой. Подумалось, - высшая награда для патриция театра. Хотя… хотя, высшей наградой были эти аплодисменты, стоящих перед ним сотен людей, Народа. Так они стояли друг перед другом, долго. Признательный Народ и Благодарный Сын. И когда, как фанфары, звучала гармонь (гармония) Умара Димаева, так же обрывалось сердце…

Муса Дудаев из поколения, выросшего в ссылке, один из когорты тех, кто делал большое искусство чеченского народа после возвращения из ада. Чеченский театр, благодаря усилиям этого поколения, стал одним из лучших театров СССР. Театр, школа, созданные ими, в этот период не исследованы и достойны самого тщательного изучения, потому что именно в нём сосредоточена целая театральная академия. Каждый из них вложил свою лепту в дело становления чеченского искусства, культуры, мысли.

«Философия театра должна следовать духу народа», - говорит Муса. И в своих пьесах я хотел бы выразить именно душу народа». Говорит с жаром юноши и мудростью убелённого сединами человека. О Мусе все без исключения говорят: «Удивительно, сколько в нём жизни!» И в этой, замеченной всеми черте его характера проявляется его Нохчалла, несгибаемая сила духа, верность Народу и Отечеству. И, пожалуй, этой чертой характера он являет собой образ бессмертия народа, так выпукло и зримо она в нём проявляется.

«Есть небо. Есть море. Есть реки. Есть горы, равнины, леса… Есть Солнце-Светило вовеки, Когда мои видят глаза. Пока моё сердце грохочет, Торопит в артериях кровь, И жаворонок слышу хохочет, Свою изливая любовь… Но, если же час мой настанет, И смерть замахнётся косой, То где же ты, Мир золотой… … Так Здравствуй, о мир Золотой мой, Пока мои видят глаза!» Эти слова, как вы догадались, из стихотворения Мусы Дудаева. Диалог с жизнью и смертью. Мужественные строки. Так пусть ещё долго и долго глаза его видят этот Мир Золотой! В этом золотом мире он ещё многое сможет сделать! И мы ещё придём на его столетний Юбилей.

Да Будет Так!

Тауз Исс №45 (1079) 12 июня 2013г.

Все права защищены. При перепечатке ссылка на сайт ИА "Грозный-информ" обязательна.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите: Ctrl+Enter

Поделиться:

Добавить комментарий




Комментарии

Страница: 1 |